Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность духовности



2020-02-03 230 Обсуждений (0)
Понятие и сущность духовности 0.00 из 5.00 0 оценок




Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности[2].

Духовность – это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости. Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания, но до сих пор в науке нет однозначной трактовки понятия духовности[3].

Христианство дало мощный толчок духовности. Учение Христа заложило её основы. Первым систематизатором духовности являлся апостол Павел, который впервые сказал, что есть три части: дух, душа и плоть, соединенные в человеке вместе. Одним из идейных источников христианства были взгляды Луция Аннея Сенеки (= 4 г. до н.э. — 65 г. н. э.), римского философа, политического и государственного деятеля. Бог у него – абсолютное доброе начало, воплощение разума. Он говорил о подлинной жизни души только вне тела, от которого и происходит все зло.

Другой римский философ Эпиктет (= 50 — 138 г.г.) заключает, что высшая цель человека – в сознательном подчинении божественному закону, так как все люди – часть природы, а разум роднит человека с Богом и подчинен Богу. Античный философ и теолог Ориген (185 – 253 г.г.) сделал вывод о троякой природе человека. Тело (плоть) – низшая часть, на которой печать первородного греха и призывающая нас к постыдному. Дух — в котором выражается подобие божественной природе и на котором печать закона вечной добродетели. В переводе с латинского “дух” – “дыхание”, “ветерок” и осмысливается как источник всеобщего движения, действующий изнутри. Душа — это среднее между ними, способна и к чувственным, и к духовным порывам. Её стремятся перетянуть на свою сторону и дух, и плоть. Душа всегда стоит на распутье[4].

Епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 г.г.), ректор Петербургской духовной академии, сделал вывод: если вы решили жить настоящей человеческой жизнью, то вам не следует “заводить в себе духовность”, нужно лишь поддерживать её и сохранять, оберегая себя от влияний и влечений душевно-плотских.

Л.Н.Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между “плотью” и “духом”, вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

Различные аспекты духовности нашли своё отражение в трудах Эразма Роттердамского (1469 – 1536), И.В.Киреевского (1806 – 1856), П.Я. Чаадаева (1794 – 1856), В.С.Соловьёва (1853 – 1900), Альбера Камю (1913 – 1960), Н.А.Бердяева (1874 – 1948), С.Л.Франка (1877 – 1950), Н.К. и Е.И. Рерих и многих других.

Великие мыслители годами и веками в этом двухтысячелетием творческом котле выкристаллизовали и сформировали само содержание духовности. Первое начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость. Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта.

Продуктом научной деятельности человеческого духа выступает знание. По форме наука есть истина. Наука — это истинное знание, системное самосознание жизни, её адекватное знание о самой себе; это интеллектуальная святыня народа; это разум нации. Умаление роли науки в жизни народа ведёт к умалишённому государству.

Творческим началом науки является образование, предметом которого выступает учебно-воспитательная деятельность духа, направленная на создание самого источника науки — человека. Смысл человеческой жизни есть непрерывный процесс образования как раскрытие человеческим духом своей божественной сущности. Образование – это духовное воспроизводство индивидуальной и общественной жизни. Отсюда вытекает важность педагогов, всей системы образования в формировании духовности.

 Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности. Нравственные ценности есть общечеловеческие ценности. Поэтому признаком высокой духовности является стремление и умение поступать всегда в соответствии с ними. Они нашли своё отражение в 10 заповедях Господних Ветхого Завета и в Дарах и в Плодах Святого Духа Нового Завета.

Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия, самых лучших, идеальных качеств. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается, каким должен быть человек в этом мире, на грешной земле. Нравственное совершенствование человека с тех пор стало важнейшей заботой религии и духовных деятелей. На этой основе они строили свои обращения к мирянам, создавали целые циклы различных назиданий, поучений и наставлений (“Измарагд” (греч. “изумруд”, осколок которого служит увеличительным стеклом, чтобы увидеть пороки и добродетели); “Поучение” Владимира Мономаха; “Домострой”; “Устав Благочиния, или Полицейский” Екатерины II и другие).

Нравственность – высшая цель педагогики. Любить – основное проявление нравственности. Любовь к Богу, жизни, ближнему, как к самому себе, к окружающему миру – без этого человек будет ущербен. Знания без нравственности – это оружие против людей и природы. Разумная педагогика должна идти от потребностей ребенка в познавательной деятельности.

Воспитание нравственных качеств личностиосновывается на
понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, истина, красота, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

Третье начало — эстетическое. Чувства, эмоции человека отражают окружающий мир в форме пристрастного переписывания жизненного смысла и порождают стремление к Красоте. Мы имеем огромное количество замечательных живописцев, музыкантов, композиторов, артистов, поэтов и писателей. Россия по этим показателям – первая в мире[5].

Эстетическое воспитание – воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы – приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино. По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.

Таким образом, духовность — это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения[6].



2020-02-03 230 Обсуждений (0)
Понятие и сущность духовности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность духовности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)