Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жилищно – коммунальный сектор экономики



2020-02-03 145 Обсуждений (0)
Жилищно – коммунальный сектор экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1 Сущность жилищно-коммунальных услуг и их роль в национальной экономике

 

Продуктом деятельности отраслей ЖКХ являются услуги. Услуги должны воспроизводиться, так как происходит процесс их потребления. Причем это воспроизводство должно быть постоянным, иначе это отрицательно повлияет на весь процесс общественного воспроизводства, как личного, так и вещественного фактора.

В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хидлом.

Услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой – либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности.

Имеется и другое определение услуги: услуга – это вид предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью удовлетворения разнообразных потребностей непроизводственного и производственного характера.

Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер, либо удовлетворять личные потребности, могут быть результатом неквалифицированного труда, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителя. Сфера услуг простирается от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода, включая трудоустройство.

При всем разнообразии услуги имеют некоторые общие характеристики, которые отличают их от товара. Во – первых, неосязаемость услуги; во – вторых, неразрывность производства и потребления услуги; в - третьих, изменчивость услуги; в – четвертых, неспособность услуги к хранению, если спрос на услуги становиться больше предложения, то это нельзя исправить, взяв товар со склада.

Как товар услуга обладает двойственной структурой:

1. Специфической потребительской стоимостью (полезным эффектом живого труда);

2. Стоимостью (воплощением в услуге общественно – необходимого труда).

Сфера услуг сама воспроизводит фонд своего существования и развития. Труд, затраченный в данной сфере, является источником доходов участников производства услуг.

Стоимость услуги складывается в зависимости от ряда факторов, влияющих от нее:

1. Учитываются все выплаченные налоги, сборы и пошлины, а также условия предоставленных продавцами кредитов;

2. Затраты труда, включающие затраты на транспортировку, установку, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, поставку запасных частей, обучение персонала, страховые взносы;

3. Существенно влияют количество и надежность в применении оригинальных конструкторских решений и современной технологии;

4. Значительное влияние оказывает эффективное обслуживание потребителей, что повышает репутацию и престиж фирмы или просто облегчает деловые отношения;

5. Важным фактором является персонал предприятия, который может вступать в отношения с потребителями услуг.

Жилищные услуги являются основным элементом всей системы услуг, которая в последнее время получила быстрое развитие. Жилищные услуги имеют общие черты со всеми остальными видами услуг и одновременно имеют свою специфику.

Это услуги, связанные с функционированием жилья как места обитания человека. Они носят постоянный характер, в то время как многие услуги, получаемые человеком, могут иметь эпизодический характер. Говоря о постоянстве жилищных услуг, надо иметь в виду те услуги, которые предоставлются людям для обеспечения проживания, а именно водоснабжение, получение электроэнергии, газификация, канализация. Эти услуги во многом зависят от состояния инженерной инфраструктуры дома, жилого района, а в настоящее время продолжительность этих услуг определяется и общей ситуацией в стране. Жилищные услуги являются услугами массовыми, которые определены самой личностью потребителя. Номенклатура жилищных услуг многообразна, но она уступает номенклатуре услуг, связанных с предметами потребления, численность которых сотни тысяч. В целом наблюдается тенденция к возрастанию объемов и номенклатуры жилищных услуг. Количество услуг может меняться в зависимости от происходящего физического и морального старения жилья. Чем больше износ, тем больше услуг.

Так как жилищно – коммунальная услуга принимает товарную форму, то надо говорить о потребительской стоимости и стоимости.

Потребительские свойства и режим предоставления материальных услуг должны соответствовать установленным нормативам:

§ по теплоснабжению: температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и нормативам;

§ по энергоснабжению: параметрам электрической энергии по действующему стандарту;

§ по холодному водоснабжению: гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу роды в точке разбора;

§ по горячему водоснабжению: гигиеническим требованиям по составу, свойствам по температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;

§ по канализации: отведению сточных вод.

Стоимость жилищно – коммунальных услуг регулируется методическими указаниями по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья муниципального и государственного жилищного фонда. Предусмотрена новая структура платежей населения. Установлено, что наниматель жилья должен производить три платежа:

1. За содержание и ремонт мест общего пользования в жилых зданиях;

2. За коммунальные услуги;

3. Плата за наем жилья на компенсацию затрат для его строительства и реконструкции.

Таким образом, в структуре оплаты жилья населением должны получать отражение две новые составляющие:

1. Плата за наем, производимая нанимателем в качестве отдельного платежа;

2. Компенсация затрат на проведение ремонта, включаемая в платеж нанимателя за содержание и ремонт жилья.[22, с.11]

 

 

1.2 Методика оценки экономического положения предприятия ЖКХ

 

Рыночная экономика ориентирует предприятия на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые будут востребованы, обеспечены платежеспособным спросом и принесут прибыль. Рыночные отношения характеризуются постоянным стремлением к повышению эффективности производства; предполагают принятие решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений; требуют постоянных корректировок краткосрочных и среднесрочных целей и задач для реализации долгосрочных целей и миссии предприятия в зависимости от состояния рынка на конкретный период времени.

Основной целью экономического анализа является получение реальной картины состояния дел на предприятии ЖКХ и выработка конкретных предложений по улучшению его финансово – экономического состояния. Финансовое состояние характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов и всю производственно – хозяйственную деятельность предприятия. Основной формой при анализе финансового состояния является баланс. Исследование баланса предприятия дает возможность оценить динамику изменений отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналогичными показателями других предприятий отрасли.[16, с.38]

Внешний финансовый анализ заключается в оценке финансового состояния и финансовых результатов деятельности организаций. Он осуществляется внешними пользователями информации о деятельности организации и возможен только на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности. Финансовый анализ основывается на оценках, в первую очередь, платежеспособности, ликвидности, рыночной устойчивости организации; использования собственного капитала и заемных средств; абсолютных и относительных показателей прибыли. Не существует единой методики финансового анализа. Используются различные методы и способы анализа с применением как абсолютных, так и относительных показателей. Однако наиболее широкое распространение получили финансовые коэффициенты, получаемые путем сопоставления различных статей бухгалтерской отчетности, и первую очередь, бухгалтерского баланса. В процессе анализа оцениваются:

§ рентабельность;

§ платежеспособность организации;

§ финансовая устойчивость;

§ деловая активность.

Рентабельность представляет собой относительный показатель прибыли, т.е. размер прибыли, отнесенный к величине показателя, измеряющего вложения, затраты или иной аналогичный показатель. В бухгалтерском балансе прибыль показывается как величина нераспределенной (чистой) прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль. В расчете рентабельности этот показатель не используется в связи с тем, что величина налога не должна искажать размер основного результата деятельности организации. Однако в «Отчете о прибылях и убытках» содержатся несколько показателей прибыли до налогообложения, которые и участвуют в оценке рентабельности. В «Отчете о прибылях и убытках» показатели отражаются в величине, сложившейся за отчетный период, а в бухгалтерском балансе - в величине на отчетную дату, т.е. одномоментно, поэтому показатели баланса берутся в расчет в среднем исчислении (как сумма показателя на начало периода и на конец, деленная на 2).[22, с.179]

Рентабельность оценивается с помощью нескольких показателей, среди которых распространены следующие.

1. Коэффициент рентабельности активов вычисляется по формуле:

(1.1)

где П - отношение прибыли до налогообложения (стр. 140 «Отчета о прибылях и убытках»),  - средняя величина актива баланса.  Показывает величину прибыли на каждый вложенный рубль.

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала вычисляется по формуле:

(1.2)

где    – средняя величина собственного капитала.

Показывает размер прибыли на каждый рубль собственного капитала. Величина К принимается равной итогу раздела 3 баланса.

3. Коэффициент рентабельности продаж вычисляется по формуле:

(1.3)

где Пп – прибыль от продаж, В - выручка – нетто.

Показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль реализованной продукции (работ).    

4. Коэффициент рентабельности основной деятельности вычисляется по формуле:

(1.4)

где С – затраты на производство реализованной продукции.

Показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль затрат.

Платежеспособностьпредставляет собой характеристику возможности организации своевременно оплачивать текущие долги, что достигается путем соотнесения платежных средств с платежными обязательствами. К платежным средствам относятся денежные средства (ДС), дебиторская краткосрочная задолженность (ДЗ), краткосрочные финансовые вложения (Фк), запасы (З).

Так как отдельные слагаемые платежных средств с разной скоростью могут быть обращены в денежные средства, т о говорят о различной степени ликвидности активов и в связи с этим платежеспособность иногда называют ликвидностью. Платежными обязательствами являются краткосрочные обязательства (Кк), подлежащие погашению в течение 12 месяцев, включая краткосрочные займы и кредиты и кредиторскую задолженность. Платежные средства отражаются в разделе II, а платежные обязательства в разделе IV баланса.

В качестве показателей платежеспособности используются:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности, равный отношению:                         

(1.5)

Показывает, какая величина денежных средств приходится на каждый рубль долгов.

2. Коэффициент быстрой ликвидности, равный отношению:

(1.6)

 Показывает, в какой степени текущие долги покрываются быстро ликвидными активами.



2020-02-03 145 Обсуждений (0)
Жилищно – коммунальный сектор экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жилищно – коммунальный сектор экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)