Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оптимизация деятельности предприятий жилищно –коммунальной сферы



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Оптимизация деятельности предприятий жилищно –коммунальной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1 Перспективы развития ЖКХ в России

 

Одна из основных задач реформирования ЖКХ – создание конкурентной среды в жилищной сфере. Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями.

Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

§ соблюдение нормативно – технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

§ обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;

§ заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;

§ заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также предоставление услуг по организации учета и контроля потребление энергетических ресурсов;

§ обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно –коммунальных услуг.

Управляющая компания должна обеспечить:

§ поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно – коммунальных услуг;

§ выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов;

§ заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемого объема, качества и стоимости;

§ осуществление системы контроля за выполнением договоров; организацию сбора платежей за жилищно – коммунальные услуги.

В настоящее время предполагается выполнение на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию муниципального жилищного фонда в региональных центрах и городах с населением численностью более 200 тыс. человек.

Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставление жилищно –коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом должно стать акционирование. Большую часть муниципальных предприятий, выполняющих работы по управлению муниципальным жилищным фондом, предполагается акционировать в течение срока реализации программы.

Реформа собственности в жилищном хозяйстве приведет к развитию конкуренции в двух направлениях:

§ конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управлением жилищным фондом;

§ конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно – коммунальных услуг от управляющей компании.

Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества ( кондоминимума), включающего в себя земельный участок и расположенное не нем жилое здание, может стать одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным домом с разными собственниками отдельных помещений.

Государственная поддержка модернизации жилищно – коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется по двум направлениям.

1. Срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно – коммунальном комплексе. Предполагается софинансирование этих проектов со стороны предприятий;

2. Создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно – коммунальный комплекс, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных инвесторов и других механизмов.[22,с.65]

Какими же могут быть варианты привлечения инвестиций в жилищно – коммунальное хозяйство?

1. Контракт на сервисное обслуживание – наиболее распространенный вариант привлечения частного сектора в сферу ЖКХ. Механизм привлечения инвестиций заключается в том, что местные власти привлекают частную организацию для выполнения одной или нескольких конкретных работ. Заключаются такие контракты на непродолжительные сроки в зависимости от объема работ, обычно не более 1-2 года.

Особенность сервисных контрактов в том, что у них, как правило, небольшой масштаб действий и подрядчику необходимы небольшие капитальные вложения. Они не касаются модернизации или замены оборудования.

2. Контракт на передачу в аренду – это договор, при котором частная компания берет оборудование в аренду у государственного предприятия. В этом случае компания несет ответственность за административную деятельность, эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования. Предприятие остается государственным, выполняя функции капитального ремонта, обслуживания долга и изменения тарифов.

3. Контракт на управление - договор на право управления предприятием. Условия при проведении конкурса очень жесткие. При этом собственником остается город. Срок договора - от 5 лет. Разновидностью этого договора является договор на доверительное управление, когда фирма, выигравшая конкурс, не только занимается эксплуатацией и обслуживанием предприятия, но и финансирует его восстановление, модернизацию оборудования и замену устаревшего.

4. Концессия – договор, по которому собственник коммунального хозяйства передает его частному лицу или государственной компании в управление, содержание и эксплуатацию. Концессионер обеспечивает функционирование предприятия за свой страх и риск. Срок таких договоров от 15 до 20 лет.

5. Контракт типа "ВООТ" – форма договора с частной фирмой, которая получает кредит в банке или на имеющиеся собственные средства проектирует, строит и эксплуатирует предприятие в течение времени, позволяющего вернуть вложенные средства и определенный в договоре процент прибыли, а затем передает предприятие городу.[14,с.2]

 

3.2 Предложения по улучшению экономического положения МУП «ЖКХ».

 

1. Энергетика предприятия

Мероприятия по энергоцеху:

§ рациональное распределение электроэнергии между потребителями, повышение контроля за использованием электроэнергии потребителями

§  сокращение перебоев поставки электроэнергии потребителям в аварийных ситуациях за счет использования новых материалов(муфты на термоусадке)

§ установка приборов учета на границах отпуска электроэнергии.

§ Мероприятия по котельной:

§    снижение себестоимости производства Гкл за счет правильного использования продуктов производства, частичного изменения  процессов химводоочистки и лабораторного анализа и замены лабораторного анализа с ручного на электронно-автоматическую систему.

§   снижение теплопотерь за счет замены старых трубопроводов на новые, обновления теплоизоляции на теплосетях, а так же за счет восстановления внутри домовых теплоизоляций и теплового контура.

§ продолжение комплексной регулировки теплосетей, теплоузлов и реконструкции схем теплоснабжения потребителей.

Мероприятия по гаражу:

§ продолжение минимизации транспорта предприятия ( замена автотракторного парка за счет продажи старой техники на новую более экономичную и мобильную. Например, замена самосвала на базе ЗИЛ 130 на малую механизацию типа тракторов Т-16, Т-25).

Мероприятия по участку тепловодоканализации :

§ установка водосчетчика на магистральный трубопровод приведет к реально фактическим показателям расхода воды и даст экономию по нашим расчетам 120-150 тыс. кубов в год ( 560тыс.руб.)

Использование  передовых технологий

§ замена сульфаугля на более новые катиониды с повышенным в 2 раза сроком службы (планируется)

§ приобретение установки плазменной сварки «Мультиплаз -2500» для замены электро и газосварочных аппаратов (планируется).

§ использование контактных цифровых термометров для оперативного измерения температуры воздуха , теплоносителя.

§ приобретение компактной электрогидроимпульсной установки ЗЕВС-241 для очистки труб от накипи и отложений диаметром до 150 мм.

§ приобретение прибора для точечной очистки батарей «Тайфун»

§ приобретение прибора для автоматического измерения уровня щелочности воды.

2. Повышение эффективности использования муниципального имущества

§ передать безвозмездно блокпост ГАИ в федеральную собственность, в соответствии с Постановление № 1957 от 27.06.2003

§ передать здание поликлиники в п. Метлино на баланс ЦМСЧ –71

§ в целях экономии материальных ресурсов (стройматериалов) на содержание и текущий ремонт восточного поселка, поставить проблему аварийности жилья перед Главой г. Озерска.

Отражение производственных показателей в финансово-экономической деятельности предприятия.

За счет частичной комплексной регулировки и реконструкции тепловых узлов потребителей, а так же усиления контроля за соблюдением графика теплоснабжения сторонних предприятий, установкой газового счетчика в 2003 году значительно снижен уровень потребления газа. Могут быть уже показательными два прошедших месяца с начала отопительного сезона - октябрь, ноябрь. Раньше до производства вышеперечисленных работ, конкретно в 2002 году за этот же период расход газа составил 190-200 н.м.м3, а за октябрь 2003 г 168 н.м.м3, ноябрь 165 н.м.м3 при установленной норме 168 н.м.м3.

3. Мероприятия по недопущению банкротства предприятия.

1.Работа с предприятиями-дебиторами:

§ за прошедший период выиграно дело по возврату долга с КИО «Инвест», рассматривается дело по Реурс, готов пакет документов по МСХП «Озерское».

Ведется большая работа с населением, на данном этапе сбор квартплаты составляет в среднем 92,9 %.

Заметен рост платежей основному кредитору ФГУП ПО «Маяк». В сравнении с 2001 годом он составил 27 % от предъявленной суммы, в 2002 году 37 %, за 9 месяцев текущего года 62 %. При этом стоит отметить, что нет задолженности по остальным платежам ( природный газ, его транспортировка, услуги ЦС и П, и др. услуги). Тем не менее на предприятии остается проблемой – энергетический дисбаланс, который сокращается с установкой приборов учета.

В этом направлении остается заключительный шаг по установке прибора учета на магистральный водопровод с ЮАС. Меры, предпринятые предприятием за последние 1,5 года должны были приведены в действие в течение последних 5-6 лет, поэтому на данном этапе предприятие находится на низком экономическом уровне.

 

Таблица 3.1 -  Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций для МУП «ЖКХ».

 

Мероприятие

 

Источник

финансирования

 

 

Сумма затрат

 

Ожидаемый эффект

За год

всего

 

в том числе по кварталам

 

 

2004г.

 

2005 г.

1

 

2

 

3

 

4

 

1. Производственная сфера

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.1 Развитие (обновление )материально-технической базы

1.Установка водосчетчика на магистральном трубопроводе

амортиз.

40

 

 

40

 

560

 

2.Замена сульфаугля на более новые катиониды

амортиз.

228

 

114

114

 

16

16

3.Приобретение установки плазменной сварки "Мультиплаз"

амортиз.

40

40

 

 

 

20

20

4.Приобретение контактных цифров. термометров

амортиз.

11

 

11

 

 

6

6

5.Прообретение электрогидроимпульсной установки "ЗЕВС"

амортиз.

140

 

 

 

140

40

40

6. Приобретение прибора для автом измерения уровня щелочности воды

амортиз.

10

10

 

 

 

 

 

7.Приобретение прибора точечной очистки батарей "Тайфун"

амортиз.

30

 

30

 

 

10

10

Итого по разделу 1

 

499

50

155

154

140

652

92

в том числе за счет прибыли

 

 

 

 

 

 

х

х

Продолжение табл. 3.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

амортизации

 

499

50

155

154

140

х

х

бюджета города

 

 

 

 

 

 

х

х

займов (кредитов)

 

 

 

 

 

 

х

х

прочих источников

 

 

 

 

 

 

х

х

2. Информационное обеспечение

1.Развитие и обновление парка компьютерной техники

амортиз.

60

 

30

 

30

 

 

Итого по разделу 3

 

60

 

30

 

30

 

 

в том числе за счет прибыли

 

 

 

 

 

 

х

х

амортизации

 

60

 

30

 

30

х

х

бюджета города

 

 

 

 

 

 

х

х

займов (кредитов)

 

 

 

 

 

 

х

х

прочих источников

 

 

 

 

 

 

х

х

Итого по всем мероприятиям, в том числе за счет прибыли

 

559

50

185

154

170

652

92

Чистой прибыли

 

 

 

 

 

 

х

х

амортизации

 

559

50

185

154

170

х

х

бюджета города

 

 

 

 

 

 

х

х

займов (кредитов)

 

 

 

 

 

 

х

х

прочих источников

 

 

 

 

 

 

х

х

 

В данной таблице 3.1 проведен расчет необходимых затрат и предполагаемый эффект от мероприятий, которые позволят улучшить деятельность предприятия. Кроме этого, необходимо внедрять новую систему финансирования, которая предполагает следующие преобразования:

1. Постепенный переход на экономически обоснованные тарифы за пользование жилищно –коммунальными услугами;

2.Сокращение бюджетных дотаций жилищному сектору по мере роста платежей потребителей и расширения возможностей населения полностью оплачивать услуги;

3.Активное внедрение мер по энергоресурсосбережению, снижению себестоимости услуг;

4. Расширение возможностей жилищного сектора получать дополнительные финансовые ресурсы путем выхода на финансово – кредитный и фондовый рынки

Заключение

 

Сегодня трудно найти отрасль, которая бы вызывала столько споров и суждений как жилищно – коммунальное хозяйство. Имеется очень много белых пятен в ее развитии.

Многие проблемы, которые характерны для отрасли в целом, характерны и для отдельного предприятия ЖКХ.

Некоторые проблемы были рассмотрены в представленной дипломной работе.

В первой главе изучались основные теоретические вопросы, касающиеся услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ. Даны основные определения и рассмотрена структура и особенности воспроизводства данных услуг.

Для нормального функционирования предприятия необходимо проводить экономический анализ, который дает полную комплексную информацию руководителям о текущей ситуации и дает возможность прогнозировать дальнейшие направления деятельности и выработать конкретные предложения по улучшению его финансово – экономического состояния.

В работе был рассмотрен вопрос, касающийся методики проведения финансово - экономического анализа. В процессе анализа были предложены для расчета следующие показатели:

§ рентабельность;

§ платежеспособность организации;

§ финансовая устойчивость;

§ деловая активность.

Кризисное состояние жилищно – коммунального хозяйства стало в последние годы наряду с терроризмом одной из актуальных тем. Анализ современного состояния российского жилищно – коммунального комплекса свидетельствует о том, что приоритеты его реформирования нуждаются сегодня в серьезном переосмыслении и доработке с позиций стратегического развития России. Поэтому в дипломной работе был затронут вопрос, касающийся проблем этой отрасли хозяйства и показано, как ситуация в целом отражается на конкретном предприятии.

Вторая глава дипломной работы была посвящена анализу деятельности МУП "ЖКХ".

Дана характеристика предприятию жилищно-коммунального хозяйства, которое является муниципальным унитарным предприятием, обладающего всеми признаками юридического лица.

Анализ финансового состояния заключался в анализе баланса, расчете основных финансовых показателей и основных результатов деятельности МПУ "ЖКХ"№.

Анализ баланса показал, что на предприятии наблюдается значительная доля основных средств, незначительная доля оборотных средств при большой краткосрочной дебиторской задолженности и рост заемного капитала при отсутствии долгосрочных пассивов.

Анализ платежеспособности и ликвидности показал, что абсолютной ликвидностью предприятие не обладает, но предприятие практически независимо от заемных источников. За счет устойчивых, долговременных источников, включая собственные, финансировалось 95% обязательств в 2004 году.

Выросла также кредиторская задолженность. Основным кредитором является ФГУП ПО "Маяк" г. Озерска.

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается главным образом его деловой активностью. Как показали расчеты, произошло общее снижение деловой активности.

Что касается хозяйственной деятельности предприятия, то были проанализированы основные показатели деятельности предприятии, выполнением сметы. Анализ показал, что общая сумма доходов выросла на 11 % (за счет платежей населения на 13% и платежей предприятия на 9%.) Расходы также выросли на 13% за счет услуг населению на 31%, но объем услуг, предоставляемых предприятиям снизился на 6 %.

Анализ коснулся и дотационной поддержки предприятия. Было выявлено то, доля расходов, оплачиваемая населением, увеличивается, однако это не повлияло на снижение расходов и сумма дотаций также увеличивается. Были рассмотрены основные статьи дотационной поддержки предприятия.

Анализ влияния региональной тарифной политики показал, что осуществляется переход на 100% оплату услуг населением, что привело к снижению собираемости платежей.

Третья глава была посвящена разработке рекомендаций по оптимизации деятельности предприятия.

 В целом работа показала целый ряд проблем, которые предстоит решать предприятию в ближайшем будущем в свете нового законодательства и жилищно – коммунальной реформы.

 

 

Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.94 № 51-Ф3 в редакции федеральных законов от 20.02.96 № 18-Ф3, от 12.08.96 № 111-Ф3, от 08.07.99 № 138-Ф3.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-Ф3 в редакции федеральных законов от 29.12.2000 № 166-Ф3, от 30.05.2001 № 71-Ф3.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

4. Грибков А.Ю. Экспертиза тарифов ЖКХ.-№6,2003

5. ЖКХ № 6, 2003

6. Иваненко, А.Ф. Построение методики анализа хозяйственной деятельности предприятия / А.Ф. Иваненко. – М.: МИИТ, 1997.

7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2000

8. Козлов В.А. Местное самоуправление и реформа энергетики.- ЖКХ.- № 1,2005-05-07

9. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 1999 г

10. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие.-3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002

11. Методика анализа показателей эффективности               производства: Уч. пос., изд. 2-е, доп. и перераб./Под ред. проф. Э.А. Маркарьяна. - Серия «Экономика и управление».- Ростов – на –Дону: издательский центр «МарТ»,2001

12. Методика анализа показателей эффективности               производства: Уч. пос., изд. 2-е, доп. и перераб./Под ред. проф. Э.А. Маркарьяна. - Серия «Экономика и управление».- Ростов – на –Дону: издательский центр «МарТ»,2001

13. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс для вузов/Г.В. Савицкая.- М.: ИНФРА, 2001

14. Назаренко М. Пути привлечения инвестиций в ЖКХ.- ЖКХ. - № 9, 2004

15. Примочкин Б. Смена парадигмы ЖКХ.-ЖКХ.- №9,2004

16. Путинцева И.А. Анализ финасово –экономического состояния МУП "Костромагорводоканал".-Финансы и экономика. -№ 12, 2004

17. Румянцева Е.Е. Приоритеты реформирования ЖКХ. –ЖКХ. - № 2, 2003

18. Ряховская А.Н. Запас прочности исчерпан.-ЖКХ.-№6,2003

19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/Г.В. Савицкая.-7-н изд., испр.- Мн.: Новое знание,2002

20. Сергеева Л.Л. Оптимизация внутренних резервов предприятия ЖКХ.- ЖКХ.- №3.-2005

21. Солодникова Е.Ф.,Огурцова Ю.Н. Социально – экономические проблемы развития и управления ЖКХ в муниципальных образованиях. Предпринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН,2004

22. Экономика жилищно – коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. доктора эконом. наук, проф. Ю.Ф.Симионова.- Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ",2004

23. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие/ Рук. Авт.коллектива В.А.Лазарев.-Екатеринбург. Изд –во Урал. Гос. Эконом. Ун – та, 2002

24. Ясин Е.Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. –М.: Фонд "Либеральная миссия", 2003

25. Устав предприятия МУП "ЖКХ"

 

Приложение 1

Бухгалтерский баланс за 2004 год ( тыс. рублей)

 

АКТИВ Код строки На начало отчетного года На конец отчетного года
1 2 3 4
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 110 18 18
Основные средства 120 143986 141036
Незавершенное строительство 130 2551 2603
ИТОГО по разделу 1 190 146555 143657
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы 210 2097 2232
в том числе сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 2097 2232
НДС по приобретенным материальным ценностям 220 2710 3416
Дебиторская задолженность ( платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 9005 14156
в том числе покупатели и заказчики 241 8794 14156
Денежные средства 260 121 166
Прочие оборотные активы 270 1436 3
ИТОГО по разделу 2 290 15669 19973
БАЛАНС 300 162224 163630

 



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Оптимизация деятельности предприятий жилищно –коммунальной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оптимизация деятельности предприятий жилищно –коммунальной сферы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)