Коэффициент общей ликвидности (общей платежеспособности), равный отношению:
4. Коэффициент финансовой независимости, определяемый отношением:
5. Коэффициент финансовой устойчивости, определяемый отношением:
6. Коэффициент финансирования, определяемый отношением:
7. Коэффициент капитализации, определяемый отношением:
8. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, определяемый отношением:
Таблица 2.4 - Анализ платежеспособности и ликвидности
Абсолютной ликвидностью средства практически не обладают. Всего 0,5% обязательств могут быть погашены немедленно. Текущие долги только на 13% покрываются быстро ликвидными активами, а оборотными активами на 55%. Долю собственных средств в общей сумме источников финансирования составляет 82% на 2003 год и 83% на 2004, т.е. предприятие практически независимо от заемных источников. Хотя нормативное значение коэффициента превышено. За счет устойчивых, долговременных источников, включая собственные, финансируется 93 % и 95% обязательств соответственно в 2003 и 2004 году. На каждый рубль заемных средств приходится 4,98 и 4,41 рубль собственных средств хотя оптимальное значение К3=1,5. Заемных средств приходится на каждый рубль собственных средств организации 0,2 и 0,23 соответственно, т.е. заемные средства не превышают собственные. На 2003 год за счет собственных источников финансировалось 73 % оборотных активов, а на 2004 – 52% . Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности (табл.), с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. Первая группа (А 1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения. Ко второй группе (А 2) относятся быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др. Значительно больший срок понадобится для превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А 3). Четвертая группа (А 4) – это трудно реализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство ( таб. 2.5).
Таблица 2.5 - Группировка оборотных активов по степени ликвидности
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия: П 1 - наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили), П 2 – среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты банка), П 3 – долгосрочные кредиты банка и займы, П 4 – собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия ( таб.2.6).
Таблица 2.6 - Группировка обязательств по степени ликвидности
Баланс считается абсолютно ликвидным, если: А1>=П1, А2>=П2, А3>=П3, А4<=П4
А1<П1;А2>П2;А3>П3;А4>П4 А1< П1;А2>П2;А3>П3;А4>П4 Баланс считается частично ликвидным, т.к. полностью условия ликвидности не выполняется. У предприятия имеется дебиторская и кредиторская задолженность, которую необходимо проанализировать ( таб. 2.7). Таблица 2.7 - Баланс дебиторской и кредиторской задолженности
Баланс показывает, что кредиторская задолженность больше дебиторской задолженности на 1977 т.р. Неоправданная дебиторская задолженность характеризуется не оплаченной вовремя и просроченной оплатой работ. Кредиторская задолженность характеризуется долгом предприятия перед поставщиками и подрядчиками за отгруженную продукцию. При этом дебиторская задолженность увеличилась на 5151 т.р., а кредиторская задолженность увеличилась на 3174 т.р., что говорит об отрицательных моментах в деятельности предприятия. Структура кредиторской задолженности представлена на рисунке 2.4 Рис.2.3. Структура кредиторской задолженности по состоянию на 2004 год ( руб.) Основными предприятиями кредиторами МУП "ЖКХ" являются предприятия, представленные на рисунке 2.4. Рис.2.4. Основные кредиторы МУП "ЖКХ". Как видно из рисунка, основным кредитором является ФГУП ПО "Маяк" г. Озерска. Кредиторская задолженность по этому предприятию составляет более 22 млн. рублей. Динамика дебиторской задолженности представлена на рисунке 2.5.
Рис.2.5. Динамика дебиторской задолженности за 2003 – 2004 год ( тыс. руб.)
Как видно из рисунка, увеличилась задолженность предприятий, потребляющих коммунальные услуги, а задолженность населения несколько снизилась. Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается главным образом его деловой активностью. Основные критерии деловой активности предприятия были рассчитаны следующие:
Таблица 2.8- Коэффициенты деловой активности МУП "ЖКХ"
Коэффициенты деловой активности, представленные в таблице 2.8, показывают общее снижение деловой активности. Снизилась оборачиваемость показателей и дебиторской и кредиторской задолженности, зато значительно увеличился срок оборота кредиторской задолженности ( с 620 дней до 1017 дней), и срок дебиторской задолженности, хотя и в меньшей степени ( с 208 дней до 507 дней). Снизилась отдача собственного капитала с 0,12 до 0,074. в целом можно говорить об отрицательной тенденции и об ухудшении финансово – экономического положения предприятия. Далее рассмотрим экономическую деятельность предприятия и проанализируем результаты деятельности МУП "ЖКХ". Основные данные об итогах деятельности предприятия МПУ "ЖКХ" за 2003 год представлены в таблице 2.9
Таблица 2.9 - Основные показатели деятельности предприятия
Как видно из таблицы, общая сумма доходов выросла на 11 % за счет платежей населения на 13% и платежей предприятия на 9%. Расходы также выросли на 13% за счет услуг населению на 31%, но объем услуг, предоставляемых предприятиям, снизился на 6 %. Предприятие работает по смете, так как является муниципальным, поэтому необходимо также проанализировать исполнение сметы затрат за текущий год и сравнить с предыдущим годом. Таблица 2.10 - Анализ исполнения сметы затрат
Как видно из таблицы 2.10, по плану 2004 года было предусмотрено увеличение доходов в целом на 4714,8 тыс. рублей, по факту произошел рост на 1429,8 тыс. рублей. Хотя доходы от реализации по плану были заложены в объеме 16174,3 тыс. рублей, фактически произошло снижение на 346,3 тыс. рублей. Но по сравнению с 2003 годом рост составил 5709,6 тыс. рублей. Значительно вырос объем прочих доходов. По сравнению с 2003 годом на 1564 тыс. рублей ( в плане заложены эти доходы не были). Дотация уменьшена на 1129 тыс. рублей. Планировалось увеличение расходов по сравнению с 2003 годом на 1861,2 тыс. рублей, но фактически они выросли на 1431,8 тыс. рублей по сравнению с планом. По плану предполагалось снижение расходов на поликлинику на 303,7 тыс. рублей, а по факту произошло увеличение расходов на 2411,7 тыс. рублей. Фонд оплаты труда увеличился по сравнению с планом на 382,5 тыс. рублей и превысил уровень 2003 года. Затраты на материалы составили 7915 тыс. рублей, что на 909,8 тыс. рублей больше запланированного (выросли цены и объемы потребления газа), потребление ГСМ снизилось, хотя выше плана на 1468,7 тыс. рублей. Стройматериалы превысили запланированный уровень на 98,2 тыс. рублей, запчасти выросли значительно (на 472,8 тыс. рублей). Увеличился износ основных средств и по сравнению с 2003 годом и по сравнению с планом. Объем потребления холодной питьевой воды снизился, а цены остались на уровне 2003 года, потребление электроэнергии также снизился, но увеличилась цена по сравнению с 2003 годом, хотя меньше запланированной. Возросли транспортные расходы, а услуги сторонних организаций возросли на 358,9 тыс. рублей, увеличились налоги на 166,4 тыс. рублей. В результате финансовым результатом стал дефицит бюджета (- 2 тыс. рублей). Так как произошло снижение доходов от реализации, проанализируем выполнение плана по реализации услуг за 2004 год. Таблица 2.11 -Выполнение плана реализации по видам услуг за 2004 год
Как видно из таблицы, снизились доходы от реализации услуг котельной на 264 тыс. рублей, особенно по теплу на 324,5 тыс. рублей. Но по сравнению с 2003 году произошло увеличение доходов на 3016,6 тыс. рублей. По энергоучастку произошло снижение доходов на 510,1 тыс. рублей (но по сравнению с 2003 годом доходы увеличились на 583,2 тыс. рублей). По ЖРЭУ доходы снизились на 98,2 тыс. рублей при увеличении по сравнению с 2003 годом на 1023,6 тыс. рублей. Доходы по гаражу снизились на 31,2 тыс. рублей, а по бане на 12,4 тыс. рублей. Увеличение произошло только по прочим доходам на 415,7 тыс. рублей.
2.3 Анализ финансирования МУП "ЖКХ"
Традиционно финансирование эксплуатации ЖКХ осуществляется из двух источников: платежи потребителей и бюджетные дотации. Платежи потребителей, в свою очередь, подразделяются на две группы: платежи населения и прочих пользователей жилищного фонда. В связи с низкими тарифами и наличием многочисленных льгот для населения и ряда организаций социальной сферы в бюджете предусмотрены дотации, направляемые жилищному сектору для покрытия выпадающих доходов. Кроме того, необходимо учитывать возможности привлечения дополнительных средств органами управления, потребителями и организациями жилищного сектора финансово- кредитных, фондовых, инвестиционных и прочих ресурсов. Потребители оплачивают услуги и работы, предоставляемые жилищными и ремонтными организациями. Но основной потребитель – население производит оплату по заниженным тарифам, которые не покрывают реальных затрат производителей. Кроме того, значительная часть населения имеет льготы по оплате жилищно – коммунальных услуг, которые значительно снижают реальное поступление средств от населения. Бюджетные дотации на содержание ЖКХ предусматривается в бюджетах всех уровней власти, но их выделение жилищному сектору производится непосредственно на местном уровне. Дотация осуществляется в форме трансфертов, направляемых в жилищно – коммунальную сферу для компенсации выпадающих доходов в связи с низкими тарифами, установленными для населения, а также для покрытия действующих льгот. Размер дотаций из федерального бюджета определяется на основе утвержденных федеральных стандартов на покрытие убытков жилищно – коммунального сектора.[1] Проанализируем две составляющие финансирования МУП "ЖКХ". Сначала проанализируем оплату услуг населением. В таблице представлены данные о расчете ассигнований на содержание жилого фонда.
Таблица 2.12 - Расчет ассигнований на содержание жилого фонда МУП "ЖКХ"
Как видно из таблицы, практически все показатели выросли в 2004 году по сравнению с 2003 годом, тогда как собираемость упала на 26%. Выросла сумма оплаты населением услуг на 30%, увеличились убытки на 30% и выросли субсидии на 85 %. В 2004 году начисленная квартплата увеличилась на 82%, а уплачиваемая увеличилась всего на 34%. Далее рассмотрим, как население оплачивает теплофикацию жилого фонда и холодную воду. Таблица 2.13 -Теплофикация муниципального жилого фонда
Как видно из таблицы, расходы по оплате тепла увеличились по сравнению с 2003 годом на 6%, оплата населением возросла существенно на 78%, а дотация снизилась на 37%. Расходы по оплате ХОВ возросли на 35%, оплата населением выросла на 213 %, а дотация снизилась на 42%. Это свидетельствует о том, что на возросла нагрузка населения по оплате услуг ЖКХ. По проекту на 2005 расходы по оплате тепла и холодной воды также не будут полностью покрываться оплатой населения и бюджет выделит 3023 и 534 тыс. рублей, что составляет 33,5% от общей суммы расходов. Динамику оплаты населением услуг можно проследить на рисунке 2.6, данные которого наглядно отражают, что население оплачивало в 2003 году за тепло 37 %, а за ХОВ 30%, а вс2004-2005 году доля оплаты выросла до 70% и все равно не покрывает убытки предприятия. Услуга по прежнему остается дотационной. Рис. 2.6. Динамика оплаты населением услуг по теплу и ХОВ (%) Дотацию на водоснабжение и водоответвление рассмотрим в следующей таблице. Таблица 2.14 - Водоснабжение и водоотведение муниципального жилого фонда
Данные таблицы показывают, что расходы на водоснабжение и водоответвление увеличились на 2,5%, оплата населения выросла на 125%, а дотация сократилась на43% в 2004 году по сравнению с 2003 годом. МУП "ЖКХ" получает дотационную поддержку из бюджета. Проведем анализ дотационной поддержки и выявим основные тенденции. Рис2.7. Динамика оплаты населением услуг по водоснабжению и водоответвлению. Динамика оплаты населением услуг по водоснабжению и водоответвлению была представлена на рисунке 2.7. Из рисунка видно, что данные услуги в 2003 году населением оплачивались в размере 26%, а в 2004 году доля оплаты увеличилась до 57% и несколько снизится по проекту 2005 года до 51 %. Но все равно услуга ост
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |