Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан
The Swedish Research Council for Environment. BIC - Guidelines for project evaluation – Criteria, 2010 // http://www.formas.se/formas templates/Page 3973.aspx
FP7 Rules of participation Funding schemes Evaluation criteria and submission of proposals, 2009 // www.spbcas.ru/russian/news/NISNEST/FP7.pdf
5. Методические рекомендации по формированию предложений для участия в 7 РП Европейского союза // http://www.psc.nas.gov.ua/worldwide/7p/ Documents/7P_recomendations.pdf
6. Enhancing Peer Review: The NIH Announces Enhanced Review Criteria for Evaluation of Research Applications Received for Potential FY2010 Funding, 2010 // http://grants.nih.gov/grants/guide/notice-files/NOT-OD-09-025.html
7. Инструкция по оценке планируемых и завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, утвержденная Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 5 декабря 2006 года, регистрационный № 175-1206
8. Левески, Д. Инновационный процесс и методы качества / Д. Левески, Д. Уокер // Стандарты и качество. – 2008. –№1 – С. 80-85.
9. Кипшакбаев Р.К. Метод. реком.: Анализ новых медицинских технологий на основании доказательной медицины и фармакоэкономических показателей, Алматы, -2009, -С.129.
10. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины // Пер. с англ. – М. Медиа Сфера, 3-е изд., Москва, 2004. – С.352.
11. Технология работы по составлению заявок на финансирование научных проектов // science.masu.ru/index.php/dok-publ/doc_download/200/Itemid,115/
12. Петровский А. Б., Тихонов И. П. Фундаментальные исследования, ориентированные на практический результат: подходы к оценке эффективности // Вестник РАН. - 2009. - Т. 79, № 11. - С. 1006–1011.
13. Оценка результативности научных проектов по многим критериям / А. Б. Петровский, Г. В. Ройзензон, И. П. Тихонов, А. В. Балышев // Теория и практика системного анализа. Труды I Всероссийской научной конференции молодых ученых. - Т. II. - Рыбинск: РГАТА имени П. А. Соловьева, 2010. - С. 60–69.
Приложение №1
Балльная шкала экспертной оценки планируемых тем НТП
Наименование критерия / показателя
| Характеристика критерия/ показателя
| Оценка в баллах
|
1.Научное качество
| Степень (уровень) новизны предлагаемых подходов и путей решения проблемы
|
|
1.1. Уровень научной новизны
|
Высокий
| Проблема исследования впервые сформулирована и научно обоснована, исследование в указанном направлении ранее не проводилось, предлагаемый путь решения проблемы исследования ранее не применялся
| 7—10
|
Относительно высокий
| В проекте предложены оригинальные подходы к решению проблемы исследования, позволяющие усовершенствовать существующие пути решения проблемы
| 4––6
|
Недостаточно высокий
| Предлагаемые подходы к решению проблемы исследования существенно не отличаются от имеющихся и не имеют явной новизны и оригинальности.
| 1––3
|
Отсутствует
| Новизна и оригинальность в в предлагаемых подходах к решению проблемы отсутствует
| 0
|
1.2. Качество сформулированного вопроса/ проблемы исследования
| Качество представленной концепции исследования
|
|
Высокий
| Чёткая концепция исследования. Название и цель полностью раскрывают научную новизну и актуальность планируемого исследования
| 7—10
|
Относительно высокий
| Концепция исследования отражена достаточно пространно. Название и цель не в полной мере раскрывают научную новизну и актуальность планируемого исследования
| 4––6
|
Недостаточно высокий
| Слабая концепция исследования. Название или цель практически не раскрывают научную новизну и актуальность планируемого исследования
| 1––3
|
Отсутствует
| Отсутствует концепция исследования. И название и цель не раскрывают научную новизну и актуальность планируемого исследования
| 0
|
1.3. Качество составления проекта НТП
| Соответствие структуры и содержания проекта установленным требованиям
|
|
Высокий
| В проекте полностью раскрыты необходимые разделы - актуальность, цель, задачи, дизайн исследования, и др.). Высокий научный стиль написания проекта.
| 7—10
|
Относительно высокий
| В проекте содержатся необходимые разделы, но они раскрыты в недостаточном объёме. Имеются небольшие замечания по научной стилистике написания проекта.
| 4––6
|
Недостаточно высокий
| В проекте содержатся необходимые разделы, но они практически не раскрыты. Имеются существенные замечания по научной стилистике написания проекта.
| 1––3
|
Отсутствует
| В проекте отсутствует ряд необходимых разделов, имеющиеся разделы практически не раскрыты. Имеются значительные стилистические и орфографические ошибки
| 0
|
2.Значимость для науки и практики
| Потенциально возможный уровень воздействия планируемого результата на дальнейшее развитие медицинской науки и практики здравоохранения
|
|
2.1.Степень воздействия ожидаемого результата на науку и практику
|
Высокая
| Окажет кардинальное воздействие на дальнейшее развитие науки и практики, позволив решить одну из ключевых проблем в рамках одного из приоритетных направлений в отрасли здравоохранения
|
7––10
|
Относительно высокая
| Окажет существенное воздействие на дальнейшее развитие науки и практики, позволив существенно продвинуться в решении ключевой проблемы в рамках одного из приоритетных направлений в отрасли здравоохранения
|
4––6
|
Недостаточно высокая
| Окажет определенное воздействие на развитие науки и практики, позволив заложить основы для решения существующих проблем в отрасли здравоохранения
|
1––3
|
Отсутствует
| Не имеет значения для развития науки и практики
|
0
|
2. 2. Актуальность планируемой НТП
| Степень соответствия запросам науки и практики
|
|
Высокая
| Решение поставленных в проекте проблем является первостепенной и приоритетной задачей для современной медицинской науки и практики
| 7––10
|
Относительно высокая
| Решение поставленных в проекте проблем является важной задачей для современной медицинской науки и практики
| 4––6
|
Недостаточно высокая
| Решение поставленных в проекте проблем является одной из локальных задач современной медицинской науки и практики
| 1––3
|
Не актуальна
| Не соответствует запросам и задачам науки и практики
| 0
|
2.3.Оценка уровня ожидаемого эффекта от внедрения
| Ожидаемый эффект от внедрения:
-лечебно-профилактический,
-социальный,
-экономический,
-научный
| При наличии нескольких видов эффекта в сумме эффект не должен превышать 10 баллов
|
Высокий
| Широкое внедрение в республике со значительным эффектом
| 7––10
|
Относительно высокий
| Внедрение в нескольких организациях со значительным эффектом
| 4—6
|
Недостаточно высокий
| Внедрение в одной организации без определения эффекта
| 1––3
|
Отсутствует
| Внедрение не планируется,
Не выявляется
|
0
|
3.Объективность
| Оценка степени обоснованности результата исследования: методического уровня проведенного исследования и материально-технической базы исполнителя
|
|
3.1. Степень доказательности результатов
|
Высокий
| Использованы самые современные методы, оборудование, реактивы
|
7––10
|
Относительно высокий
| Уровень использованных методов, оборудования, реактивов достаточно высокий
|
4––6
|
Недостаточно высокий
| Уровень использованных реактивов, методов, оборудования не обеспечит высокого уровня результатов
|
1––3
|
Низкий
| Использованные методы, оборудование, реактивы не обеспечат достижения поставленной цели
|
0
|
3.2. Квалификация основных исполнителей
| Оценка степени квалификации основных исполнителей по теме исследования
|
|
Высокая
| Достаточная для выполнения поставленных задач - для 70-100% исполнителей
| 7––10
|
Относительно высокая
| Достаточная для выполнения поставленных задач - для 40-69% исполнителей
| 4––6
|
Низкая
| Достаточная для выполнения поставленных задач - менее чем для 39% исполнителей
| 1––3
|
Отсутствует
| Недостаточная
| 0
|
3.3. Наличие задела
| Уровень готовности исполнителей к решению задач, поставленных в проекте, оцениваемый по результатам их предшествующей работы
|
|
Значительный задел
| Наличие положительных результатов, подтверждающих правильность выбранного направления, наличие публикаций по теме исследования
|
7––10
|
Определенный задел
| Наличие первичного материала, подтверждающего правильность выбранного направления, освоены методы исследования
|
4––6
|
Минимальный задел
| Освоены методы исследования
|
1––3
|
Задел отсутствует
| По теме исследования отсутствует задел
|
0
|
3.4. Обоснованность сроков выполнения НТП
| Возможность выполнения этапов и мероприятий по реализации проекта, указанных разработчиком, планируемым срокам
|
|
Высокая
| Соответствует планируемым срокам
| 7––10
|
Относительно высокая
| Сроки выполнения завышены от указанного срока или занижены по отношению к требуемому сроку не более чем на 50 %
| 4––6
|
Недостаточно высокая
| Сроки выполнения завышены от указанного срока или занижены по отношению к требуемому сроку более чем на 50 %
| 1––3
|
отсутствует
| Сроки выполнения не обоснованы
| 0
|
3.5.Финансовая обоснованность НТП
| Соответствие сумм запрашиваемых разработчиком на реализацию проекта, указанному объёму мероприятий
|
|
Высокая
| Полностью соответствует объемам и задачам исследования
| 7––10
|
Относительно высокая
| Требуемое финансирование превышает стоимость планируемых объемов работ или недостаточно по отношению к потенциально необходимой сумме не более чем на 50 %
| 4––6
|
Недостаточно высокая
| Требуемое финансирование превышает стоимость планируемых объемов работ или недостаточно по отношению к потенциально необходимой сумме более чем на 50 %
| 1––3
|
отсутствует
| Отсутствует финансовое обоснование НТП
| 0
|
Приложение №2
Заключение
научно-медицинской экспертизы по проекту научно-технической программы
Название научно-технической программы: _______________________________________ _______________________________________________________________________________
Организация заявитель: ________________________________________________________
Научный руководитель: ________________________________________________________
Сроки выполнения: ____________________________________________________________
Объем финансирования (грантовое, программно-целевое):_________________________
Наименование критерия / показателя
| Характеристика критерия/ показателя
| Оценка в баллах
| Результаты оценки
|
1.Научное качество
| Степень (уровень) новизны предлагаемых подходов и путей решения проблемы
|
|
|
1.1. Уровень научной новизны
| |
|
Высокий
| Проблема исследования впервые сформулирована и научно обоснована, исследование в указанном направлении ранее не проводилось, предлагаемый путь решения проблемы исследования ранее не применялся
| 7—10
|
|
Относительно высокий
| В проекте предложены оригинальные подходы к решению проблемы исследования, позволяющие усовершенствовать существующие пути решения проблемы
| 4––6
|
|
Недостаточно высокий
| Предлагаемые подходы к решению проблемы исследования существенно не отличаются от имеющихся и не имеют явной новизны и оригинальности.
| 1––3
|
|
Отсутствует
| Новизна и оригинальность в в предлагаемых подходах к решению проблемы отсутствует
| 0
|
|
1.2. Качество сформулированного вопроса/ проблемы исследования
| Качество представленной концепции исследования
|
|
|
Высокий
| Чёткая концепция исследования. Название и цель полностью раскрывают научную новизну и актуальность планируемого исследования
| 7—10
|
|
Относительно высокий
| Концепция исследования отражена достаточно пространно. Название и цель не в полной мере раскрывают научную новизну и актуальность планируемого исследования
| 4––6
|
|
Недостаточно высокий
| Слабая концепция исследования. Название или цель практически не раскрывают научную новизну и актуальность планируемого исследования
| 1––3
|
|
Отсутствует
| Отсутствует концепция исследования. И название и цель не раскрывают научную новизну и актуальность планируемого исследования
| 0
|
|
1.3. Качество составления проекта НТП
| Соответствие структуры и содержания проекта установленным требованиям
|
|
|
Высокий
| В проекте полностью раскрыты необходимые разделы - актуальность, цель, задачи, дизайн исследования, и др.). Высокий научный стиль написания проекта.
| 7—10
|
|
Относительно высокий
| В проекте содержатся необходимые разделы, но они раскрыты в недостаточном объёме. Имеются небольшие замечания по научной стилистике написания проекта.
| 4––6
|
|
Недостаточно высокий
| В проекте содержатся необходимые разделы, но они практически не раскрыты. Имеются существенные замечания по научной стилистике написания проекта.
| 1––3
|
|
Отсутствует
| В проекте отсутствует ряд необходимых разделов, имеющиеся разделы практически не раскрыты. Имеются значительные стилистические и орфографические ошибки
| 0
|
|
2.Значимость для науки и практики
| Потенциально возможный уровень воздействия планируемого результата на дальнейшее развитие медицинской науки и практики здравоохранения
|
|
|
2.1.Степень воздействия ожидаемого результата на науку и практику
| |
|
Высокая
| Окажет кардинальное воздействие на дальнейшее развитие науки и практики, позволив решить одну из ключевых проблем в рамках одного из приоритетных направлений в отрасли здравоохранения
| 7––10
|
|
Относительно высокая
| Окажет существенное воздействие на дальнейшее развитие науки и практики, позволив существенно продвинуться в решении ключевой проблемы в рамках одного из приоритетных направлений в отрасли здравоохранения
| 4––6
|
|
Недостаточно высокая
| Окажет определенное воздействие на развитие науки и практики, позволив заложить основы для решения существующих проблем в отрасли здравоохранения
| 1––3
|
|
Отсутствует
| Не имеет значения для развития науки и практики
| 0
|
|
2. 2. Актуальность планируемой НТП
| Степень соответствия запросам науки и практики
|
|
|
Высокая
| Решение поставленных в проекте проблем является первостепенной и приоритетной задачей для современной медицинской науки и практики
| 7––10
|
|
Относительно высокая
| Решение поставленных в проекте проблем является важной задачей для современной медицинской науки и практики
| 4––6
|
|
Недостаточно высокая
| Решение поставленных в проекте проблем является одной из локальных задач современной медицинской науки и практики
| 1––3
|
|
Не актуальна
| Не соответствует запросам и задачам науки и практики
| 0
|
|
2.3.Оценка уровня ожидаемого эффекта от внедрения
| Ожидаемый эффект от внедрения:
-лечебно-профилактический,
-социальный,
-экономический,
-научный
| При наличии нескольких видов эффекта в сумме эффект не должен превышать 10 баллов
|
Высокий
| Широкое внедрение в республике со значительным эффектом
| 7––10
|
|
Относительно высокий
| Внедрение в нескольких организациях со значительным эффектом
| 4—6
|
|
Недостаточно высокий
| Внедрение в одной организации без определения эффекта
| 1––3
|
|
Отсутствует
| Внедрение не планируется,
Не выявляется
| 0
|
|
3.Объективность
| Оценка степени обоснованности результата исследования: методического уровня проведенного исследования и материально-технической базы исполнителя
|
|
|
3.1.Методический уровень и материально-техническая база планируемого исследования
| |
|
Высокий
| Использованы самые современные методы, оборудование, реактивы
| 7––10
|
|
Относительно высокий
| Уровень использованных методов, оборудования, реактивов достаточно высокий
| 4––6
|
|
Недостаточно высокий
| Уровень использованных реактивов, методов, оборудования не обеспечит высокого уровня результатов
| 1––3
|
|
Низкий
| Использованные методы, оборудование, реактивы не обеспечат достижения поставленной цели
| 0
|
|
3.2. Квалификация основных исполнителей
| Оценка степени квалификации основных исполнителей по теме исследования
|
|
|
Высокая
| Достаточная для выполнения поставленных задач - для 70-100% исполнителей
| 7––10
|
|
Относительно высокая
| Достаточная для выполнения поставленных задач - для 40-69% исполнителей
| 4––6
|
|
Низкая
| Достаточная для выполнения поставленных задач - менее чем для 39% исполнителей
| 1––3
|
|
Отсутствует
| Недостаточная
| 0
|
|
3.3. Наличие задела
| Уровень готовности исполнителей к решению задач, поставленных в проекте, оцениваемый по результатам их предшествующей работы
|
|
|
Значительный задел
| Наличие положительных результатов, подтверждающих правильность выбранного направления, наличие публикаций по теме исследования
| 7––10
|
|
Определенный задел
| Наличие первичного материала, подтверждающего правильность выбранного направления, освоены методы исследования
| 4––6
|
|
Минимальный задел
| Освоены методы исследования
| 1––3
|
|
Задел отсутствует
| По теме исследования отсутствует задел
| 0
|
|
3.4. Обоснованность сроков выполнения НТП
| Возможность выполнения этапов и мероприятий по реализации проекта, указанных разработчиком, планируемым срокам
|
|
|
Высокая
| Соответствует планируемым срокам
| 7––10
|
|
Относительно высокая
| Сроки выполнения завышены от указанного срока или занижены по отношению к требуемому сроку не более чем на 50 %
| 4––6
|
|
Недостаточно высокая
| Сроки выполнения завышены от указанного срока или занижены по отношению к требуемому сроку более чем на 50 %
| 1––3
|
|
отсутствует
| Сроки выполнения не обоснованы
| 0
|
|
3.5.Финансовая обоснованность НТП
| Соответствие сумм запрашиваемых разработчиком на реализацию проекта, указанному объёму мероприятий
|
|
|
Высокая
| Полностью соответствует объемам и задачам исследования
| 7––10
|
|
Относительно высокая
| Требуемое финансирование превышает стоимость планируемых объемов работ или недостаточно по отношению к потенциально необходимой сумме не более чем на 50 %
| 4––6
|
|
Недостаточно высокая
| Требуемое финансирование превышает стоимость планируемых объемов работ или недостаточно по отношению к потенциально необходимой сумме более чем на 50 %
| 1––3
|
|
отсутствует
| Отсутствует финансовое обоснование НТП
| 0
|
|
ИТОГО
| | |
|
Конкретные замечания по проекту:____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Наличие или отсутствие обстоятельств, затрудняющих объективную экспертизу _____________ __________________________________________________________________________________
Заключение________________________________________________________________________