Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игла; 5 — проколка; 8 — скребок.



2020-02-03 170 Обсуждений (0)
Игла; 5 — проколка; 8 — скребок. 0.00 из 5.00 0 оценок




ЧТО ТАКОЕ

ИСТОРИЯ

Перед Вами том I «Энциклопедии для детей». Слово «энциклопедия» Вам, вероятно, уже встречалось в заглавиях других изданий. Оно восходит к древнегреческому выражению «enky'klios paide'ia», кото­рое можно перевести как «сумма», «круг общих знаний» или «зна­ний обо всём».

В середине XVIII в. во Франции группа учёных во главе с Дени Дидро и Жаном Д'Аламбером начала издавать «Энциклопедию или Тол­ковый словарь наук, искусств и ремёсел». За время с 1751 по 1780 г. было выпущено 35 томов, из которых 17 основных включали около 600 статей, а остальные — иллюстрации и примечания. Среди авто­ров издания были учёные и писатели, объединившиеся в стремлении познакомить читателей с теми знаниями, которые содействовали бы общественному прогрессу. Ныне во многих странах мира издаются энциклопедии, разнообразные по своей тематике, объёму, периодич­ности выхода в свет. Например, «Британская энциклопедия», или «Британика», тома которой выходят в свет уже более ста лет. В нашей стране с 1926 г. издавалась Большая советская энциклопедия, выдержавшая несколько изданий.

Необходимость издания новых, переиздания ранее выпущенных энциклопедий обусловлена стремительным ростом научных знаний, их расширением и углублением.

Том I «Энциклопедии для детей», а она будет состоять из 15 томов, посвящён истории зарубежных стран. Истории России отводится отдельный том.

Заканчивается XX столетие. Оно было необычайно насыщено собы­тиями, многие из которых по своему значению не имеют аналогов в прошлом человечества и в значительной мере определяют его бу­дущее.

Небывалыми темпами развивается научно-техническая революция. Произошёл прорыв в совершенно новые сферы науки, открывшей перед человеком колоссальные возможности и поставившей перед ним неизведанные проблемы. Можно назвать две из них. Первая — сохранение жизни на Земле. Проникновение в тайны ядерной энер­гии предполагает реальную возможность получения практически беспредельных ресурсов энергии, а это — путь к изобилию, но одновременно возникла угроза самоуничтожения с помощью гигант­ских арсеналов ядерного оружия.

Другая проблема, отчасти связанная с первой, заключается в том, что надо, наконец, разобраться в своём прошлом, оценить былое, которое, казалось бы, ушло навсегда, а на деле оставило свой глубокий след в настоящем и во многом определяет и день завт­рашний. Основным помощником в решении этой проблемы и должна стать наука, именуемая историей.

Термин «история» появился в русском языке сравнительно недавно, во времена петровские, будучи заимствованным из языков европей­ских. Первоначально даже сохранялось звучание исчезнувшей впо­следствии первой буквы исконно греческого слова «historia». В России и писали «гиштория». В греческом языке слово «historia» означало «рассказ о прошлом», «об узнанном». Однако со временем

5

ИСТОРИЯ

— ПУТЬ,

ПРОЙДЕННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ

ИСТОРИЯ И ВРЕМЯ

КОГДА ВСЁ НАЧАЛОСЬ?

 

слово это получило множество смысловых оттенков. Ныне словом «история» мы обозначаем не только рассказ о прошлом, науку, изучающую прошлое, но и вообще само последовательное развитие, изменение действительности.

Однако, несмотря на свою «завершённость», былое никогда не явля­лось безразличным ни для отдельного человека, ни для народа, ни для человечества в целом. Поэтому мы всегда стремимся «про­никнуть мыслию» в прошлое, познать его. Недаром таким почётом и уважением пользовались в народе сказители былин, различные хранители старины и мудрости, носители и передатчики сведений и знаний — те, кого современным языком можно было бы назвать единственными в прошлом «ретрансляторами информации».

Итак, история — это сам путь, проделанный человечеством, и сведения, знания об этом пути. Путь этот был очень долог, сложен, мучителен. Для познания прошлого служит целый комплекс исто­рических наук. Среди них всеобщая история и истории отдельных стран и народов, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они в свою очередь опираются на данные других наук, даже если на первый взгляд эти науки непосредственного отношения к истории человече­ства не имеют.

Путь, пройденный человечеством, пролегал в определённом прост­ранстве и занял определённое время. До наступления исторических эпох, оставивших письменные источники — летописи, дневники, письма, — важнейшими свидетельствами «мест действия» являются археологические материалы, полученные при раскопках поселений и городов, сохранившиеся орудия труда и утварь, костные останки, рисунки на скалах, монеты и т. д. Однако определить время их возникновения бывает очень трудно. Даже в том случае, если по слоям береговых отложений, сохранивших следы смены времён года, или по годовым кольцам деревьев можно узнать продолжительность существования интересующего нас объекта, его абсолютный возраст установить бывает затруднительно. Столь же неопределённой до недавнего времени была и длительность существования самого чело­вечества.

Убедительно ответить на этот вопрос наука получила возможность лишь в результате проникновения в тайны микромира, т. е. лишь в XX столетии.

Изучение свойств микромира позволило установить, что около 4,5 млрд. лет назад из громадного газопылевого космического облака образовалась наша планета, вобравшая в себя все химические эле­менты этого облака, в том числе первичный свинец, уран" и торий. Сравнительно скоро, менее чем через 1 млрд. лет, на остывшей Земле начинает зарождаться жизнь, но прошло много времени, прежде чем появился человек.

Говоря об этом событии, нельзя обойти вниманием ещё одно откры­тие середины XX столетия. К нему упорно шли учёные разных стран, стремясь проникнуть в тайны самой жизни, в удивительный мир носителя её — клетки, в механизм наследственности, без понимания которого нельзя постичь и саму жизнь.

В 1953 г. американским биохимиком Уотсоном и английским биофи­зиком и генетиком Криком была предложена экспериментально обоснованная структура того механизма клетки, который является носителем, «копировальщиком» и передатчиком — репликатором — черт наследственности. Сейчас это всемирно известная структура, носящая название «двойной спирали ДНК» (ДНК — сокращение слов «дезоксирибонуклеиновая кислота»). Этот важный шаг генетики дал возможность убедительно реконструировать и научно обосновать события, отстоящие от нас на миллионы лет и положившие начало

6

КАК, ГДЕ

И КОГДА

ПОЯВИЛИСЬ НА

ЗЕМЛЕ НАШИ

ПРЕДКИ?

КАК УЗНАТЬ

О СВОЁМ

ПРОШЛОМ?

истории человечества, а также, используя новейшие данные других наук, нарисовать гипотетическую картину обстоятельств — времени, места, основных причин — возникновения человека.

Местом действия была северо-восточная Африка, территория тепе­решних Эфиопии, Кении, Танзании, где с севера на юг проходит грандиозный разлом земной коры — Великий Африканский рифт, образовавшийся в промежутке времени между 15 и 5 млн. лет назад. Возникшая здесь высокая вулканическая и тектоническая актив­ность привела тогда к широкому обнажению урановых руд и к значительному повышению естественной радиоактивности. У предков нынешних обезьян, обильно населявших тогда эту терри­торию, стали появляться потомки с врождёнными дефектами: с меньшей физической силой, с увеличенным черепом, лишённым мощных клыков. И этот наш предок не смог бы выжить, если бы не нашёл замену тому, что у него отобрала радиация. Замена была найдена: систематическое изготовление и использование каменных орудий освободившимися в результате прямохождения руками и активная взаимопомощь — зародыши общественных связей. Пере­ход к первичным формам труда занял около 2 млн. лет, но он спас предка человека от гибели.

Хочется отдать должное супругам Лики, Луису и Мери-Николь, и их сыну Ричарду, сделавшим сенсационные находки стоянок древнейшего человека северо-восточной Африки. Именно они в 50— 60-е гг. нашего столетия, а вслед за ними свыше 150 археологиче­ских экспедиций в этом районе, подтвердившие правильность их выводов, сделали принципиально новый важный шаг в изучении прошлого человечества, открыв его прародину. Человечество возник­ло благодаря исключительному стечению обстоятельств в одном очаге и уже позже, пройдя колоссально длинный путь под воз­действием новых природных условий в местах расселения, приобрело расовые отличия, как бы разделившись на отдельные самостоятель­ные ветви.

Очень советуем познакомиться с книгой нашего видного археолога Г.Н. Матюшина «3 миллиона лет до н. э.» (Москва, «Просвещение», 1986 г.). Основные данные нашего рассказа о первых шагах человека взяты из неё.

Однако надо помнить, что никогда путь человечества не был лёгким, радостным и безоблачным. Многочисленные легенды и мифы о «золотом веке» были лишь своеобразным выражением всегда свойст­венной людям мечты о счастливой, свободной от всевозможных опасностей, лишений и страданий жизни.

История, настойчиво стирающая одно за другим «белые пятна» нашего прошлого, убедительно показывает, что путь человечества — непрерывный поступательный процесс, неодолимое, настойчивое движение вперёд, путь совершенствования орудий труда, средств борьбы с низкими температурами и стихийными бедствиями. Это была постоянная напряжённая борьба, и лишь только она ослабевала в одном из звеньев, это звено обрекалось на гибель. Но в общем историческом процессе человек всегда побеждал.

Каким же образом можно «воскресить» прошлое, сделать его доступ­ным нашему восприятию, нашему пониманию? Историк должен установить для этого, когда и где произошло достойное нашего внимания событие, в чём его сущность, какие причины привели к его появлению и какие последствия оно имело.

Вопрос «когда?» очень существен. Если для огромного «доисториче­ского» периода достаточно было оперировать миллионами, сотнями и десятками тысяч лет, то для собственно истории, для эпох (а слово «эпоха» буквально значит «остановка» в развитии природы или общества, имеющая какие-либо отличительные особенности) разви­тых цивилизаций нужны уже другие масштабы. Переход к земледе-

7

ВРЕМЯ

лию и скотоводству заставил человека искать такие ориентиры, которые указывали бы ему на необходимость подготовки к севу, к перегону скота на зимние пастбища, заготовки топлива и кормов и т.д.

Сама природа дала человеку три постоянно повторяющихся времен­ных цикла, в пределах которых протекает, особенно в умеренном климате, весь круг хозяйственной деятельности. Естественно, при­чины, вызывающие эту цикличность, очень долго были человеку неведомы, он довольствовался мифическими их объяснениями, но сама цикличность была отмечена и использована для исчисления времени уже в глубокой древности. Это цикличность, вызванная вращением Земли вокруг своей оси (смена дня и ночи, сутки), движением луны вокруг Земли (месяц) и годовым движением Земли вокруг Солнца. На этой основе разные народы создали системы исчисления времени (календари).

Каждый календарь должен иметь «точку отсчёта», «начальную дату», которую стали называть словом «эра».

Одной из древнейших эр, счёт лет которой вёлся с исторического события, была введённая греческим учёным Клавдием Птоломеем (около 87—165 гг. н. э.) эра Набонассара — древневавилонского царя, занявшего престол в 747 г. до н. э. С 1032 г. эры Набонассара начиналась эра Диоклетиана — римского императора, приступив­шего к правлению в 284 г. н. э. Это летоисчисление сохранилось до сих пор в церковных календарях египетских христиан — коптов — и у эфиопов. В 46 г. до н. э. римским императором Юлием Цезарем был введён календарь, составленный по его поручению александрий­скими астрономами во главе с Созигеном. Счёт времени по этому календарю, вошедшему в историю под названием юлианского, ведёт­ся с 1 января 45 г. до н. э. После некоторых усовершенствований юлианский календарь оставался единственным и неизменным по всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах, в том числе и в России, до начала XX в. Римский монах Дионисий Малый пред­ложил начать считать годы по юлианскому календарю, но первым годом отсчёта лет полагал год рождения Иисуса Христа. Сопоставляя сведения о жизни Христа, приводимые в Евангелиях и других книгах Нового Завета, он предложил считать, что это событие произошло 525 лет назад, то есть в 284 г. до эры Диоклетиана или в 753 г. «от основания Рима».

Предложенный Дионисием новый отсчёт лет получил распрост­ранение не сразу. В X в. лишь в отдельных документах, исходивших от главы католической церкви, стали указывать год с пометкой «от Р.Х.», но с обязательным указанием и года «от сотворения мира» (которое якобы произошло за 5508 лет до начала н. э.). Последнее требование сохранилось и после середины XV в., когда на всех папских документах стали обязательно ставить дату «от Р.Х.». В России, согласно указу Петра I, изданному в 1699 г., «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» год 7209 «от сотворения мира» было приказано считать 1700 годом «от Рождества Христова». Так появилось понятие «христианская эра». Период оборота Земли вокруг своей оси для удобства исчисления времени суток произвольно делился на 24 часа, каждый час — на 60 минут, минута — на 60 секунд. Но, условившись считать, что год состоит из 365 суток, мы «забываем», что продолжительность его в действительности не равна 365 суткам, а составляет 365 суток 5 часов 48 минут и 45,9747 секунд. Конечно, тысячные доли секунды могут интересовать лишь скрупулёзных учёных, но даже если округлить длину года до пятого десятичного знака, то ошибка в одни сутки «набежит» только за 100 тысяч лет. Однако в юлианском календаре продолжительность года была установлена в 365 дней и 6 часов, а это больше истинной продолжительности года на 11 минут и 14 секунд. Такая ошибка уже весьма заметна: она даёт «сбой» на одни

8

ПРОСТРАНСТВО

сутки за каждые 128 лет. Постоянная точка зимнего «солнцеворота» (24 декабря) всё больше смещалась, отставая в календаре от истин­ного времени.

Поэтому в эпоху Возрождения учёные снова взялись за уточнение календаря. Подготовительная работа велась более двух столетий, и, наконец, в 1582 г. Папа Григорий XIII специальным указом («пап­ской буллой») ввёл уточнённый календарь, получивший название григорианского, или «нового стиля», значительно более точного: ошибка в одни сутки набирается по нему только за 3280 лет! Страны, где господствовал католицизм (Франция, Италия, Испания, Польша и др.), ввели новый стиль, сразу сдвинув счёт дней на 10 суток вперёд. В других странах новый стиль вводился значительно позже или не вводился совсем. В России переход на новый стиль был совершён в 1918 г., но Русская Православная церковь продолжает придерживаться «старого стиля», т.е. юлианского календаря, «от­ставая» теперь от астрономического времени на 13 суток. Историки, называя дату какого-либо события, вынуждены теперь нередко к словам «нашей эры» (н. э.) или «от Р.Х.» добавлять уточнение: «по старому» или «по новому» стилю. Отметим ещё одно важнейшее свойство времени — его необрати­мость, т.е. односторонность движения всего существующего: только из прошлого в будущее. Все рассуждения о возможности создания «машины времени», способной перенести нас назад в прошлое или вперёд в будущее, являются мечтами писателей-фантастов. Про­шедшее в той форме, в которой оно состоялось, никогда уже снова вернуться не может. Однако это вовсе не означает, что нет смысла знать это прошедшее, планировать своё настоящее и будущее.

Наряду со временем для истории важно и то место, где именно совершаются исторические события. Приходится прибегать к умень­шенному в сотни, тысячи и миллионы раз изображению земной поверхности — картам. Степень уменьшения изображения на карте называется её масштабом (от немецкого «мерная палка»). Карты оказывают огромную помощь в восприятии исторических сведений, давая нашему воображению возможность как бы наглядно воссоздать в уменьшенном виде, например, поход Александра Македонского на Восток, морское сражение, произошедшее в 1805 г. у мыса Трафаль­гар.

По мере развития цивилизаций все народы создавали свои системы мер, отталкиваясь, как правило, от естественных величин (длина человеческого шага, размах рук, ладонь, пядь). Поэтому существует огромное количество систем измерений. В 1960 г. была создана Международная система единиц (СИ), в основу которой положена метрическая система мер (другое название — «десятичная система мер»). Её исходные единицы — метр, секунда и килограмм. Если для исчисления времени необходимо иметь исходные даты, то и для определения места в пространстве необходимы начальные точки отсчёта. Ими являются условно нанесённые на земную поверх­ность линии — меридианы и параллели. Их пересечения определяют местоположение данного объекта на поверхности земного шара (его координаты), так же как в уменьшенном виде — на карте. Опери­ровать координатами особенно важно в условиях открытых морей и океанов, когда «привязать» себя к каким-либо фиксированным местам поверхности Земли нет возможности.

Итак, мы знаем место и время свершения исторического события. Какими же источниками располагает учёный для суждения о самом событии, о его характере, породивших его причинах, его значении и последствиях? Источники эти чрезвычайно разнообразны. Чем ближе к нашему времени происходило событие, тем больше сви­детельств о нём попадает в руки исследователей. Это уже и остатки жилищ, и орудия труда, и наскальные изображения сцен охоты и рыбной ловли, и, наконец, письменные источники. Наиболее ранние

9

из них носят название идеографических, когда письменный знак — условное изображение или рисунок — соответствовал целому слову. Таковы были древнеегипетская, древнешумерская, отчасти китай­ская письменности. Умение прочесть такое письмо давало огромные возможности обогащения исторической науки сведениями об оста­вившем подобную письменность народе. Так, в 1799 г. близ Розетта (Египет) была обнаружена базальтовая плита с начертанными на ней текстами на трёх языках (один из них был греческий). Работа над этим «розеттским камнем» помогла французскому египтологу Шампольону (1790—1832) разработать основы дешифровки древнеегипет­ского иероглифического письма. Наконец, наступает время, когда история начинает уже находить систематическое и всестороннее отражение в письменных источниках самого разнообразного харак­тера.

Постоянно складываются традиции хранения всевозможных доку­ментов, образуются их архивы, являющиеся в настоящее время важнейшим источником исторических сведений. Постепенно соз­даются библиотеки, играющие огромную роль в прогрессе историче­ской науки и являющиеся гордостью владеющих ими стран. И вот из земных пластов, из архивных папок, с библиотечных полок трудом историков извлекаются и строятся в свою временную после­довательность трудовые свершения и войны, переселения народов, возникают из небытия их участники, составляя содержание истори­ческого процесса.

В чём же его смысл? Обнаружить его, понять, почему история идёт именно таким путём, — на эти вопросы по-разному пытались отве­тить мыслители прошлого.

Например, в средневековье господствовало понимание хода истории как проявления воли Бога, как осуществления заранее предусмот­ренного божественного плана спасения человека. Понимание исто­рии как пути человека в Царство Божие было подробно развито в V в. н. э. монахом Августином Блаженным. Люди, по Августину, — лишь актёры драмы, автором которой является Бог. Августин про­тивопоставил «град земной», т.е. государственность, которая основа­на на «любви к себе, доведённой до презрения к Богу», — «граду Божию», т.е. духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Учение Августина оказало влияние на некоторые более поздние воззрения на историю. В борьбе с подобными представлениями в эпоху Возрождения скла­дываются учения, стремящиеся вскрыть цели, движущие силы и смысл исторического процесса. Часто они продолжали считать силу, управляющую историей, внеисторической, стоящей над её собы­тиями.

В XIX в. Гегель заявил, что история — единственный закономерный процесс, в котором каждая эпоха — ступень в общем развитии человечества. Этот процесс — лишь бесконечное саморазвёртывание Высшего разума, Абсолютного духа.

Учёные XX в. считают, что люди сами творят свою историю, будучи одновременно и актёрами исторической драмы, и её авторами. Но они подчиняются объективным условиям, строя свою деятельность на основе достижений предшествующих поколений, с использова­нием их опыта. И чем глубже осознаётся опыт прошедшего, тем плодотворнее движение вперёд.

 

ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР

В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных, классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй — совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с прими­тивным бытом, поэтому они и называются пер­вичными — первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собиратель­ством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали сами выращивать нужные для себя растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.

Люди в первобытных общинах были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обя­занностями, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимная поддержка.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был каменный век — он начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до н. э. Брон­зовый век длился более 2,5 тысяч лет, а при­близительно в середине II тыс. до н. э. наступил железный век, в котором живём и мы. Эти века, особенно бронзовый и железный, наступили в раз­ных районах Земли не одновременно, где-то рань­ше, где-то позже. Самый долгий период — камен­ный век — делится на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит (2,5 млн. — 12 000 лет назад), средний каменный век, или мезолит (12 000—8000 гг. до н. э.), новый каменный век, или неолит (8000—3000 гг. до н. э.).

Итак, большая часть истории человечества при­ходится именно на период первобытности. Цифры мало что говорят нашему воображению. Если этот колоссальный период спрессовать до суток, то ока­жется, что в начале суток (в 0 ч) люди, ещё со­хранявшие признаки своих предков-животных,

стали делать первые орудия. «Человек выпрям­ленный», питекантроп, жил между 14 и 19 ч, а древняя разновидность «человека разумного», не­андерталец, — между 19 ч и 23 ч 30 мин. Поздний период каменного века — неолит — начался совсем близко к концу суток, в 23 ч 55 мин. В 23 ч 56 мин начался бронзовый век, а государства с их го­родами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом по­явились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего 3 мин назад.

Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Ко­нечно, было хорошо известно, что по культуре, образу жизни, обычаям разные народы отличаются друг от друга. Но всех их считали потомками первого мужчины и первой женщины, которых создали боги, независимо от того, были ли это боги христиан, мусульман или последователей учения Будды. Когда при раскопках находили человече­ские кости, отличающиеся от современных, их считали останками особенно сильных людей или, наоборот, больных. В 40-е гг. прошлого века в Германии были найдены кости одного из предков современного человека — неандертальца, которые приняли за останки русского казака, участника наполеоновских войн, а один почтенный учёный сказал, что это кости больного старика, которого к тому же несколько раз ударили по голове.

В 1859 г. была издана книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов», в которой не говорилось о происхождении человека, но высказывалось пред­положение, что человек, подобно другим живым существам, тоже мог изменяться, развиваться от более простых к более сложным формам. С этого момента началась борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об из­вестных нам гориллах, шимпанзе или орангутанах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян.

 

 

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Сейчас их обнару­жено множество. Самые древние найдены в Африке, поэтому считают, что именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5—1,8 млн. лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитека­ми — южными обезьяна­ми. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передви­гаться в выпрямленном по­ложении и держать в ру­ках палку или камень.

Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими оруди­ями можно было срезать ветку, снять шкуру с уби­того животного, расколоть кость или выкопать из зем­ли корень. Тот, кто изгото­вил их, получил наимено­вание «человек умелый» (homo habilis). Сейчас его считают первым предста­вителем человеческого ро­да.

«Человек умелый» пе­редвигался на ногах, а кис­ти его рук были приспособ­лены для того, чтобы не только держать палку или камень, но и изготавли­вать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они по­давали друг другу сигналы криками, жестами, гри­масами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из несколь­ких самцов, самок с детёнышами и подростков.

Около 1 млн. лет назад появился новый вид — «человек выпрямленный» (homo erectus), питекан­троп, т.е. обезьяночеловек. Это существо всё ещё напоминало своих предков — животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно вы­дающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. «Человек

Орудия раннего палеолита.

выпрямленный» научился делать раз­личные орудия из камня — крупные рубила правильной формы, скребки, резцы. Такими орудиями можно было рубить, ре­зать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.

Развитие трудовых навыков, способность мыс­лить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных кли­матических условиях. Они жили в холодных об­ластях Северного Китая и Европы, в тропиках ост­рова Ява, степях Африки. Во время существования «человека выпрямленного» начался ледниковый

период. Из-за образования ледников понизился уро­вень Мирового океана, между разделёнными пре­жде водой участками суши возникли сухопутные «мос­ты», по которым люди смо­гли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости пи­текантропа.

Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в мес­тах, где обитали большие стада животных. Питекан­тропы иногда жили и в пе­щерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Смелые охотники, добычей которых были крупные и сильные животные, загоня­ли стада оленей, быков, слонов на обрывы, в овраги или ущелья, где и убивали их копьями и камнями. До­бычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, кото­рый согревал их, защи­щал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой.

Охота на крупных животных, за­щита от опасностей, переселение на новые террито­рии — всё это требовало объединённых усилий мно­гих людей. Их коллективы должны были быть до­статочно многочисленными и сплочёнными. Ус­ложнение образа жизни привело к тому, что стар­шие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородича­ми. Эти люди уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и создававшие­ся ими орудия, почти не изменяясь, просущество­вали около 1 млн. лет.

13

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ

Ледник то наступал с севера, то отступал; климат стал холоднее, а в южных районах — более влажным. Природа ставила перед людь­ми новые задачи, которые они могли решить, толь­ко развивая свою ещё очень простую культуру, накапливая и анализируя опыт. Воздействие при­родного окружения и усложнение деятельности лю­дей привели к появлению около 250 тысяч лет назад древней разновидности «человека разумного» — неандертальца (по названию германской долины Неандерталь, где впервые были обнаружены его ос­танки). Он уже мало от­личался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подборо­док. По словам одного учёного, с таким сущест­вом ему не захотелось бы встретиться ночью в го­родском парке. Но эти люди обладали более жи­вым умом и лучше при­спосабливались к тяжё­лым условиям леднико­вой эпохи, чем их пред­шественники — питекан­тропы, которые в конце концов вымерли.

Неандертальцы стали заселять прежде безлюд­ные области юга Европы, Азии, Африки. Предпри­имчивые и смелые, они отваживались забираться в пещеры, куда уходили на зимнюю спячку огром­ные пещерные медведи. Высота этих зверей дости­гала 2,5 м, длина — 3 м, и таких крупных живот­ных убивали люди, во­оружённые копьями, камнями, дубинами. Огром­ные скопления костей медведей найдены в пещерах Германии, Швейцарии, Австрии и других стран.

Неандертальцы усовершенствовали орудия, изо­бретённые питекантропами. Их форма стала более правильной и разнообразной. Неандертальцы носи­ли одежду из шкур и умели строить простые жили­ща, а около 60 тысяч лет назад научились добывать огонь. Ускоряются темпы развития: техника обра­ботки камня совершенствуется теперь гораздо быст­рее, чем прежде. Вспомним, сколько времени су­ществовали орудия питекантропов, а орудия, изго­товленные неандертальцами, были в обиходе 70 ты­сяч лет, после чего их сменили более совершенные.

О довольно высоком уровне развития неандер­тальцев и их культуры можно судить по тому, что

Орудия среднего палеолита:

1, 6, 8, 9 острия 2 — резец; 3 — скребок; 4 — проколка;

5 костяное орудие для обработки камня;

7 — метательный камень.

орудия в разных областях Земли, населённых ими, уже не были такими одинаковыми, как прежде. В это время начинает складываться одна из особен­ностей культуры человечества — её разнообразие. В это же время появляются некоторые признаки физических отличий обитателей разных областей, формируются расы.

Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся всё прочнее. По­нимая, что принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умерших. Некоторые животные тоже не бросают своих умер­ших сородичей: например, слоны забрасывают их

ветками. Может быть, прятали своих покойни­ков и предки неандер­тальцев. Люди специаль­но рыли ямы, куда клали умерших. Часто погребе­ния, причём многочис­ленные, делали в пеще­рах. Хоронили всех — женщин, детей, старых охотников. Нередко та­кие погребения окружа­ли камнями, в них остав­ляли оружие, череп ка­кого-нибудь небольшого животного, даже цветы. Останки посыпали крас­ной охрой или клали ку­сочки этого минерала ря­дом с умершим. Вероят­но, красный цвет уже тогда воспринимали как цвет жизни.

Люди не только осо­знали необходимость за­ботиться о слабых и боль­ных, они получили воз­можность это делать. Для того чтобы тяжело раненный человек вы­здоровел, о нём необхо­димо было заботиться, делиться с ним пищей. В

погребениях находят скелеты явно тяжело больных людей, а в одном из них обнаружили останки мужчины без руки. Значит, люди уже могли до­бывать столько пищи, чтобы прокормить не только подрастающих детей, но и слабых, больных, стари­ков. Наверное, в таких условиях начали склады­ваться представления о хорошем и плохом в отно­шениях людей, т.е. моральные нормы.

Неандертальцы были первыми людьми, о кото­рых можно сказать, что они совершали какие-то обряды. В пещерах находят специально собранные и даже расставленные в определённом порядке че­репа медведей. Около них, видимо, происходили какие-то обряды. Примечательно, что особым об­разом относились и к черепам людей: обнаружены отдельные захоронения черепов в специальных

14

ямах. Конечно, нам трудно представить, что проис­ходило в пещерах вокруг этих черепов. Нет возмож­ности судить об этом и по обычаям даже самых от­сталых современных племён, ведь неандертальцы были нашими вымершими предками и особенности их восприятия мира, конечно, отличались от миро­ощущения более развитых людей. Можно предпо­лагать, что охотники-неандертальцы считали себя родственниками медведей, как люди более поздних эпох, верившие в своё родство с разными видами животных. Такие представ­ления называют тотемиз­мом. Скорее всего, неандер­тальцы верили в магиче­ские силы — возможность воздействовать на людей или другие существа с целью до­биться от них желаемых поступков. Магические действия требуют присутствия не того, к кому ты хочешь обратиться, а его символической замены: изображения или чего-либо принадлежащего ему

— волос, кусочка одежды. Можно поговорить с изо­бражением, и это существо сделает то, что ты хо­чешь. Волосы врага можно сжечь, и он заболеет и умрёт. Такие простейшие представления могли уже быть у неандертальцев.

«ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»

Сейчас ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Известно, что он появился как бы вне­запно в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке. В Палестине найдены скелеты неандертальцев, более развитых по сравнению с другими своими сороди­чами, уже обладавших признаками человека, кото­рого прежде называли кро­маньонцем, а сейчас пред­почитают более общее наз­вание — «человек совре­менного типа». (Его назы­вают по-латыни homo sapi­ens sapiens — как бы «че­ловек дважды разумный» по сравнению с неандер­тальцем, который лишь ho­mo sapiens neandertalensis — «человек разумный не­андертальский».) Люди, вытеснившие неандерталь­цев 40—30 тысяч лет н<



2020-02-03 170 Обсуждений (0)
Игла; 5 — проколка; 8 — скребок. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игла; 5 — проколка; 8 — скребок.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)