Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тайный обряд в пещере.



2020-02-03 212 Обсуждений (0)
Тайный обряд в пещере. 0.00 из 5.00 0 оценок




СКУЛЬПТУРЫ В ПЕЩЕРЕ

Летом 1922 г. молодой исследова­тель Кестере вошёл в пещеру на юге Франции. По дну пещеры струился поток, а потолок по мере продвижения вперёд снижался. И вот потолок и вода сомкнулись, но Кастере не остановил­ся. Набрав в лёгкие воздуха, он нырнул и стал продвигаться, ощупывая пото­лок. Когда он уже стал задыхаться, по­толок вдруг поднялся, и Кастере выныр­нул. Он оказался в тёмной пещере. Вер­нувшись туда в другой раз со свечами, он пробрался ещё дальше и на расстоянии 1,5 км от входа вошёл в зал, на полу которого в глине лежали кремнёвые орудия.

Обследовав пещеру, Кастере с удивлением обнаружил в ней грубо вы­лепленную фигуру лежащего медведя без головы, между передними лапами которого находились остатки настояще­го черепа пещерного медведя. Непода­лёку на стене Кастере увидел три рель­ефных изображения зверей, тоже без­головых, похожих на львов, которые были вырезаны в глинистых напластова­ниях. На стене были нацарапаны и изоб­ражения лошадей. Никто не входил в эту пещеру после охотников древнего каменного века. Всё оставалось в не­прикосновенности, и даже на полу в глине сохранились следы босых ног.

Все глиняные фигуры были покрыты насечками, углублениями, как будто сделанными острым оружием. Каза­лось, этих животных хотели убить. Учё­ные полагают, что люди каменного ве­ка перед предстоящей охотой, чтобы сделать её удачной, приходили в эту пещеру для совершения тайных обря­дов. Они уходили далеко от входа, в темноту, освещая пещеру факелами и жировыми «лампами». Здесь они совер­шали магические действия, «убивая» копьями изображения своих будущих жертв. Может быть, при этом танцевали их следы сохранились до сих пор. Люди считали, что изображения зверей живые, поэтому делали их безголовы­ми и только на время обряда прикреп­ляли головы, а уходя, снимали их.

О том, как выглядели такие обряды, исследователи узнали из жизни и быта коренных жителей Австралии и обитате­лей юга Африки. Перед охотой, разри­совав себя ритуальными узорами, люди собирались вокруг изображения живот­ного объекта будущей охоты, изображённого на скале, земле или песке. Размахивая копьями, охотники танцевали вокруг изображения и пели, а потом бросали в него копья. Эти дей­ствия были своеобразной тренировкой, но очень велико и их психологическое воздействие на состояние людей. Совершив обряд, они приобретали уверенность в том, что охота будет удачной.

и возраста — это клетки организма, не способные действовать обособ­ленно и сильные именно благодаря тому, что все они принадлежат этому телу. Исключение составляли колдуны, которых, кстати, иног­да рисовали. Но была ещё одна группа человеческих существ, кото­рых считали необходимым изображать, — женщины. Эти таинствен­ные существа рожали и выкармливали детей. Одни — легко, другие, недостаточно сильные, не могли справиться с этими трудными обя­занностями. Их болезни, слабости создавали угрозу самому сущест­вованию коллектива. Жён брали не в своей общине, где все были родственниками, а в другой, соседней, с которой налаживали хоро­шие отношения. Нередко жён похищали. Жёны воспринимались как принадлежащие не своему, а чужому миру, откуда они приходили.

Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисун­ков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевши­ми много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных жен­щин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.

По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое дейст­вие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни жен­щины могли рожать будущих сильных охотников.

НАЧАЛО МЕЗОЛИТА

Сменилось много поколений людей, пока ледник наконец не отступил на север. Граница вечных льдов стала такой, как теперь, а это означало, что наступило потепление. Животные, приспособленные к холодному климату, вымерли, как это случилось с мамонтом или шерстистым носорогом. Наверное, какую-то роль в исчезновении этих животных сыграли и люди, которые всё более успешно охотились на них.

С отступлением ледника (это произошло в конце X — IX тыс. до н. э.) началась, как говорят геологи, современная эпоха. Движение ледника на север происходило постепенно, и южные области Европы и Азии раньше, чем другие, стали благоприятными для нового скачка в развитии человеческой культуры. Люди поняли, что совсем не обя­зательно искать большой кусок хорошего камня, чтобы сделать кин­жал или наконечник копья. Гораздо экономнее откалывать от неболь­ших ядрищ мелкие пластинки или разделять большие ножевидные пластины на мелкие. Полученные маленькие кусочки можно вста­вить в костяную или деревянную основу, проделав в ней желобок. Так из небольших пластинок, укреплённых смолой в кости или дере­вянной палочке, можно получить большое орудие — наконечник ко­пья, нож, пилу; эти пластинки легко закреплялись в древке стрелы. Этот способ изготовления орудий позволял экономить время и поль­зоваться небольшими кусочками таких минералов, как, например, полудрагоценный халцедон или агат.

Период распространения мелких каменных орудий (микролитов) получил название среднего каменного века, или мезолита (по-грече­ски «мезос» — средний, «литос» — камень). В разных районах Земли такие орудия появились не одновременно, а кое-где их не делали

20

На стоянке охотников.

вовсе: так, в Юго-Восточной Азии и в эту эпоху продолжали пользоваться крупными орудиями. Зато в других местах они дожили до эпохи металла, до II тыс. до н. э., как в Индии.

В эту эпоху широко распространяются лук и стрелы. Простое устройство из ветки дерева и жилы животного позволяло убивать птицу или зверя с да­лёкого расстояния. Убийственная сила стрелы уве­личивалась, если её наконечник смачивали ядом. К сожалению, лук и стрелы были и оружием против человека. В могильниках этой эпохи находят ске­леты людей с торчащими из них наконечниками стрел.

Люди добывали пищу не только на охоте. Исчез­новение крупных зверей или сокращение их коли­чества заставляло всё чаще употреблять в пищу ры­бу и моллюсков. Морские побережья стали привле­кать людей. Здесь можно было на мелководье убить костяным гарпуном большую рыбу, поймать много крабов, собрать моллюсков. В некоторых районах обитатели морских побережий поедали моллюсков в таком количестве, что их раковины на протяже­нии многих лет образовывали огромные кучи, ко­торые теперь изучают археологи.

Охота с луком и копьём, сбор плодов — всё это позволяло людям не так часто, как прежде, пересе­ляться с места на место. Окрестности своих селений они знали очень хорошо. Использовали всё съедоб­ное, внимательно присматривались к тому, как ве­дут себя звери, каков их нрав, когда у них появля­ются детёныши. Люди заметили, что из упавших на землю зёрен вырастают новые растения, причём из одного зёрнышка — целый колос. Все эти наблю­дения, накапливаясь, сыграли важнейшую роль в дальнейшем прогрессе человечества.

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ

Мы уже говорили, что в позднем периоде древнего каменного века появилось изобра­зительное искусство. Люди в то время рисо­вали почти одних зверей. Теперь, в среднем камен­ном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится груп­па людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть толпы охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нужным изобразить пышный головной убор (навер­ное, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое внимание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и

люди в них не просто танцуют, а совершают важ­ный обряд.

Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, дейст­виям которых они старались подражать, потому что считали их образцовыми. Именно эти предки много поколений назад научились охотиться и собирать мёд. С них начиналась история рода. Может быть, они были не только людьми, но отчасти и живот­ными — это только прибавляло им силы и могу­щества.

Как представляли себе мир охотники, рыболовы и собиратели? Что они думали о его начале и о том, как появились люди?

Начнём с того, что их и наши представления о мире очень сильно различаются. Мы знаем, что Земля — это шар, несущийся в бесконечном прост­ранстве, что она населена множеством людей, не похожих на нас ни внешне, ни своими привычками. Мы знаем, что обладаем разумом, что мы живые, а камень или Солнце — это нечто совсем иное. Мы можем любить свою собаку или попугайчика, но понимаем, что они не такие, как мы, не только внешне, — они чувствуют иначе и не умеют думать. Мы не можем себе представить, что нашим пра-прапрадедом был медведь или какое-то древнее де­рево в ближайшем лесу.

Знания и представления о мире людей той эпо­хи, да и более позднего времени, были иными, чем наши. Восстановить их помогает изучение легенд и мифов народов Австралии, Африки или Америки, которые ещё в недавнем прошлом жили охотничьи­ми общинами. Их мир — это территория, по кото­рой они кочуют и которую окружают другие, тоже населённые людьми территории. С соседями полез­но поддерживать хорошие отношения, беря в жёны женщин из их общины, а также обмениваясь цен­ными вещами или сырьём — раковинами, шкура­ми, хорошим камнем. Но при всём том эти люди чужие, они могут быть враждебными, могут пре­вращаться в хищных зверей и насылать болезни. В общем с ними надо вести себя осторожно.

Соседи — не единственные живые существа, с которыми приходится иметь дело древней общине. Люди считали: всё, что нас окружает — от камня, скалы, озера или кузнечика до ветра и небесного светила, — это живые существа. Они имеют иной облик, но ведут себя совсем как люди: переселяют­ся, охотятся, женятся, враждуют и помогают друг другу. Они умеют говорить, но язык этот понимают не все, а лишь некоторые люди — таким снятся особые сны, их посещают необычные видения, и они слышат голоса там, где другие не слышат ни­чего, кроме шума ветра или щебетания птиц.

Если люди считали всё вокруг себя живым, то могли думать, что они находятся в родстве с кам­нем, радугой, не говоря уже о таких похожих на людей существах, как четвероногие животные. Не­сколько родственных общин охотников, обитавших на одной территории, имели общих предков. Эти общины не могли жить вместе, потому что каждая из них Нуждалась в довольно большом пространст-

22

ве, чтобы обеспечить себя пищей — дикими живот­ными, рыбой, ящерицами и лягушками, съедобны­ми растениями. Но время от времени такие группы собирались в одном месте, чтобы проводить общие обряды. Так поступали в недавнем прошлом австра­лийские аборигены. Во время таких обрядов в пес­нопениях, танцах и рисунках на скалах или на зем­ле они воспроизводили историю своих общих пред­ков, с которыми связывали самое важное в своей жизни: именно предки были изобретателями ору­дий и оружия, они первыми поселились на этой земле, научили людей охотиться и совершать обря­ды. Все обычаи возводились к временам существо­вания предков, которые жили очень давно, неиз­вестно когда. Однако эти таинственные существа, имевшие разный облик, продолжали оказывать влияние на жизнь своих потомков, были их помощ­никами.

Наскальные изображения охоты и разных обря­дов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зави­сели от природы. Они стали осознавать эту пока ещё относительно слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное жи­вотное. Усилия одного человека были бы недоста­точными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и сородичи помогали друг другу во всём.



2020-02-03 212 Обсуждений (0)
Тайный обряд в пещере. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тайный обряд в пещере.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)