Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как рождаются фразеологизмы



2020-02-03 233 Обсуждений (0)
Как рождаются фразеологизмы 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное образовательное учреждение

Центр образования № 1437

 Западное окружное управление образования

Города Москвы

 

Знакомьтесь, фразеологизмы (образование, происхождение, стилевая окраска, употребление)

 

ГОУ ЦО № 1437

Авторы проекта:

 учащиеся 3 класса

Егоров Александр,

Дорофеев Александр,

Губина Дарья

Руководители проекта:

Егорова О. Н. учитель русского языка

Овдиенко Е. А. заместитель директора по ЭР 

Москва

2010

Содержание

 

1. Введение                                                                                          стр.3

2. Глава1                                                                                                  

 - Как рождаются фразеологизмы                                                 стр.6

      - Из чего образуется фразеологическое значение                       стр.8

      - Фразеологические словари                                                         стр.10

      - Откуда к нам пришли фразеологизмы                                       стр.13

      - Стилевая окраска фразеологизмов русского языка                     стр.18

      - Из истории исконно русских фразеологизмов                          стр.20

      - Употребление фразеологизмов (многозначные фразеологизмы,

        фразеологические синонимы, фразеологические антонимы)        стр.22

       - Выводы                                                                                         стр.24

3 . Глава2  Практическая часть                                                             стр.26

       - Выводы                                                                                         стр.29

4 . Заключение                                                                                             стр.31

5 . Список источников информации                                                     стр.33

Приложение 1 Образец бланка                                                           стр.35

Приложение 2 Заполненные бланки предварительного анкетирования стр.36

Приложение 3 Заполненные бланки контрольного анкетирования стр.37

Приложение 4 Диаграммы результатов анкетирования                   стр.38

Приложение 5 Словарик фразеологизмов в картинках                   стр.39

Приложение 6 Сочинения                                                                   стр.40

Приложение 7 Примеры текстов богатых фразеологизмами

(текст о Незнайке, стихотворение В.Лалушкина)                               стр.41

Приложение 8 Подбор фразеологизмов о частях тела                     стр.42

 

 

Введение

 

Исследование данной работы лежит в области филологии и посвящено понятию фразеологизма как устойчивого сочетания слов.                  

Актуальность исследования обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений.                                                                                                      

Цель проекта состоит в том, чтобы познакомиться с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов и его значением.                

Объектом исследования являетсякультура современной речи, а именно область русского языка, посвящённая знакомству с фразеологизмами.

Предмет исследования: правильное и уместное употребление фразеологизмов в речи.                                                                                          

Проблема, на решение которой направлена наша работа, состоит в том, что многие люди осознают проблему скудности, бедности речи, но мало кто действительно задумывается, как её обогатить. Не все знают значения фразеологизмов и могут их правильно употреблять.                       

Гипотеза исследования заключается в том, что один из способов решения этой проблемы, это правильное и уместное употребление фразеологизмов.      

Задачи исследования

1. Учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; для этого надо понять, как рождаются фразеологизмы, из чего образуется фразеологическое значение, происхождение фразеологизмов;

2. Узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов, в которых эти фразеологизмы будут встречаться;

3. Дать более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их месте в лексико-семантической системе, об их происхождении и классификации.

4. Постараться сделать интересные, игровые, живые задания-анкеты (ведь, как известно, при выполнении интересного задания материал усваивается и запоминается намного лучше), провести анкетирование, составить диаграммы по результатам анкетирования.

5. Создать словарик самых употребляемых фразеологизмов, узнать значения разных фразеологизмов и познакомиться с историей их появления в нашем языке.

Базой исследования является: литература, словари, учебники, лексические игры, энциклопедии, ресурсы интернета, посвящённые данной теме.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.Организационный этап (был составлен план работы и определены основные задачи).

2. Констатирующий этап (была отобрана литература, изучены различные источники информации по данному вопросу; составлена анкета и проведено предварительное анкетирование учащихся).

3. Формирующий этап (произведён анализ собранных материалов, продуман способ их подачи).

4. Контрольный этап (обобщены полученные результаты и составлена презентация, создан словарь наиболее употребляемых фразеологизмов и оформлено приложение к данному проекту).

5. Внедренческий этап (выступление перед учащимися нашего Центра образования по теме; проведено контрольное анкетирование, составлена диаграмма результатов; обобщены полученные данные и подтверждена выдвинутая гипотеза).

 

Методы и приемы, используемые в данной работе: теоретические- анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция, обобщение, классификация; практические – анкетирование, написание сочинений, составление словаря.

Проект реализуется в предметных рамках русского языка, литературного чтения, истории, изобразительного искусства и информатики, может использоваться во внеклассной работе. 

Практическая значимость проекта заключается в том, что работая над данным проектом, ребята учились правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения. Изучая фразеологизмы, мы изучаем не только русский язык, но и историю, традиции, обычаи русского народа. Составили более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их месте в лексико-семантической системе, классификации. Сделали интересную презентацию. Создали словарик самых употребляемых фразеологизмов, узнали значения разных фразеологизмов. Провели анкетирование, составили диаграммы по результатам анкетирования.Ребята пришли к выводу, что фразеологизмы позволяют точно, сжато и метко охарактеризовать ситуацию и выразить своё отношение к ней; употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь. Фразеологизм – одно из лучших украшений речи. Поставленные в работе цели и задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

 

Глава1

Как рождаются фразеологизмы

 

Жили-были в мастерской 2 детали и стержень, которые использовались вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял и сварил их в одну новую деталь в виде буквы Ф.

 

Рис. 1 Схема образования фразеологизма

Так происходит и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, но, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. [4, с.21] 

Существуют слова заткнуть, за, пояс, и фразеологизм затк нуть за пояс, (легко справиться с кем-либо)*

Рис. 2. Заткнуть за пояс **

 

*- Здесь и далее значения фразеологизмов взяты из «Школьного фразеологического словаря русского языка» Жуков В. П. Жуков А. В. М.: «Просвещение», 1994

**- Рисунки к 1 главе взяты из «Большого фразеологического словаря для детей» Розе Т. В . М.: «ОЛМА Медиа Групп»,2009

.  Во фразеологизмах слова теряют свои прежние значения.

Фразеологизм - устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. [12,с.102]

Выражение это, употреблённое в переносном значении, можно заменить близким по значению словом. Таких устойчивых выражений в русском языке немало. Их называют фразеологизмы. (гр .phrasis – выражение + logos – понятие, учение).[13,с.12]

 

 



2020-02-03 233 Обсуждений (0)
Как рождаются фразеологизмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как рождаются фразеологизмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)