Как рождаются фразеологизмы
Государственное образовательное учреждение Центр образования № 1437 Западное окружное управление образования Города Москвы
Знакомьтесь, фразеологизмы (образование, происхождение, стилевая окраска, употребление)
ГОУ ЦО № 1437 Авторы проекта: учащиеся 3 класса Егоров Александр, Дорофеев Александр, Губина Дарья Руководители проекта: Егорова О. Н. учитель русского языка Овдиенко Е. А. заместитель директора по ЭР Москва 2010 Содержание
1. Введение стр.3 2. Глава1 - Как рождаются фразеологизмы стр.6 - Из чего образуется фразеологическое значение стр.8 - Фразеологические словари стр.10 - Откуда к нам пришли фразеологизмы стр.13 - Стилевая окраска фразеологизмов русского языка стр.18 - Из истории исконно русских фразеологизмов стр.20 - Употребление фразеологизмов (многозначные фразеологизмы, фразеологические синонимы, фразеологические антонимы) стр.22 - Выводы стр.24 3 . Глава2 Практическая часть стр.26 - Выводы стр.29 4 . Заключение стр.31 5 . Список источников информации стр.33 Приложение 1 Образец бланка стр.35 Приложение 2 Заполненные бланки предварительного анкетирования стр.36 Приложение 3 Заполненные бланки контрольного анкетирования стр.37 Приложение 4 Диаграммы результатов анкетирования стр.38 Приложение 5 Словарик фразеологизмов в картинках стр.39 Приложение 6 Сочинения стр.40 Приложение 7 Примеры текстов богатых фразеологизмами (текст о Незнайке, стихотворение В.Лалушкина) стр.41 Приложение 8 Подбор фразеологизмов о частях тела стр.42
Введение
Исследование данной работы лежит в области филологии и посвящено понятию фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Актуальность исследования обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений. Цель проекта состоит в том, чтобы познакомиться с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов и его значением. Объектом исследования являетсякультура современной речи, а именно область русского языка, посвящённая знакомству с фразеологизмами. Предмет исследования: правильное и уместное употребление фразеологизмов в речи. Проблема, на решение которой направлена наша работа, состоит в том, что многие люди осознают проблему скудности, бедности речи, но мало кто действительно задумывается, как её обогатить. Не все знают значения фразеологизмов и могут их правильно употреблять. Гипотеза исследования заключается в том, что один из способов решения этой проблемы, это правильное и уместное употребление фразеологизмов. Задачи исследования 1. Учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; для этого надо понять, как рождаются фразеологизмы, из чего образуется фразеологическое значение, происхождение фразеологизмов; 2. Узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов, в которых эти фразеологизмы будут встречаться; 3. Дать более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их месте в лексико-семантической системе, об их происхождении и классификации. 4. Постараться сделать интересные, игровые, живые задания-анкеты (ведь, как известно, при выполнении интересного задания материал усваивается и запоминается намного лучше), провести анкетирование, составить диаграммы по результатам анкетирования. 5. Создать словарик самых употребляемых фразеологизмов, узнать значения разных фразеологизмов и познакомиться с историей их появления в нашем языке. Базой исследования является: литература, словари, учебники, лексические игры, энциклопедии, ресурсы интернета, посвящённые данной теме. Исследование проводилось в несколько этапов: 1.Организационный этап (был составлен план работы и определены основные задачи). 2. Констатирующий этап (была отобрана литература, изучены различные источники информации по данному вопросу; составлена анкета и проведено предварительное анкетирование учащихся). 3. Формирующий этап (произведён анализ собранных материалов, продуман способ их подачи). 4. Контрольный этап (обобщены полученные результаты и составлена презентация, создан словарь наиболее употребляемых фразеологизмов и оформлено приложение к данному проекту). 5. Внедренческий этап (выступление перед учащимися нашего Центра образования по теме; проведено контрольное анкетирование, составлена диаграмма результатов; обобщены полученные данные и подтверждена выдвинутая гипотеза).
Методы и приемы, используемые в данной работе: теоретические- анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция, обобщение, классификация; практические – анкетирование, написание сочинений, составление словаря. Проект реализуется в предметных рамках русского языка, литературного чтения, истории, изобразительного искусства и информатики, может использоваться во внеклассной работе. Практическая значимость проекта заключается в том, что работая над данным проектом, ребята учились правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения. Изучая фразеологизмы, мы изучаем не только русский язык, но и историю, традиции, обычаи русского народа. Составили более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их месте в лексико-семантической системе, классификации. Сделали интересную презентацию. Создали словарик самых употребляемых фразеологизмов, узнали значения разных фразеологизмов. Провели анкетирование, составили диаграммы по результатам анкетирования.Ребята пришли к выводу, что фразеологизмы позволяют точно, сжато и метко охарактеризовать ситуацию и выразить своё отношение к ней; употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь. Фразеологизм – одно из лучших украшений речи. Поставленные в работе цели и задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Глава1 Как рождаются фразеологизмы
Жили-были в мастерской 2 детали и стержень, которые использовались вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял и сварил их в одну новую деталь в виде буквы Ф.
Рис. 1 Схема образования фразеологизма Так происходит и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, но, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. [4, с.21] Существуют слова заткнуть, за, пояс, и фразеологизм затк нуть за пояс, (легко справиться с кем-либо)* Рис. 2. Заткнуть за пояс **
*- Здесь и далее значения фразеологизмов взяты из «Школьного фразеологического словаря русского языка» Жуков В. П. Жуков А. В. М.: «Просвещение», 1994 **- Рисунки к 1 главе взяты из «Большого фразеологического словаря для детей» Розе Т. В . М.: «ОЛМА Медиа Групп»,2009 . Во фразеологизмах слова теряют свои прежние значения. Фразеологизм - устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. [12,с.102] Выражение это, употреблённое в переносном значении, можно заменить близким по значению словом. Таких устойчивых выражений в русском языке немало. Их называют фразеологизмы. (гр .phrasis – выражение + logos – понятие, учение).[13,с.12]
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |