Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные стили семейного воспитания  ребенка: определение, типы, влияние на психическое развитие



2020-02-03 172 Обсуждений (0)
Основные стили семейного воспитания  ребенка: определение, типы, влияние на психическое развитие 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятийный аппарат детско-родительских отношений доста­точно широк и многозначен: родительские установки и соответ­ствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родитель­ского отношения; типы отношений «мать—ребенок»; типы пози­тивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; парамет­ры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили обще­ния, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий ха­рактер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родите­ля и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъектив­но-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделя­ют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты[5]. По­нятия родительская позиция и родительская установка использу­ются как синонимы родительского отношения, но от­личаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взгляда­ми, намерениями; установка — менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, устано­вок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»)[6] .

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ре­бенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного ин­тереса к ребенку; непоследовательное поведение [7].

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудни­чество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа.

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «об­винитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлека­ющийся».

Позитивная модель поведения — гибкая, или уравновешен­ная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий[8].

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и, прежде всего, личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

- темперамент и особенности характера родителя (активный, не­терпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небреж­ный, сдержанный и др.);

- религиозность;

- национально-культурная принадлежность (европейская, анг­лийская, немецкая, японская, американская и другие модели вос­питания);

- социальное положение;

- профессиональная принадлежность;

- уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описыва­ют через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, года­ми сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реа­лиям отношения. Роль — это набор шаблонов поведения по отноше­нию к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми[9].

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любим­чик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» — это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любим­чик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношени­ях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсе­гда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограничен­ными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким обра­зом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ре­бенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «от­ношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок — «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью)[10].

Выделяют три спектра отношений, составляющих лю­бовь родителей к своему ребенку: симпатия—антипатия, уваже­ние—пренебрежение, близостьдальность[11]. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дис­танция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребе­нок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие ува­жения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недо­статочно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, не­уважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически раз­вит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дис­танция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребе­нок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребе­нок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должнаотвечать трем глав­ным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности[12].

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен кон­центрироваться только на том, чего он хочет в принципе добить­ся от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонно­стей — важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изме­нениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослуша­ния, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на измене­ние общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность спосо­бов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают об­щий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тен­денция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль это обобщен­ные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по от­ношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для оп­ределения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвер­жение, холодность) и степень контроля за его поведением (вы­сокая — с большим количеством ограничений, запрещений; низ­кая — с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соот­ветствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариан­тов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания[13].

Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).

Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень конт­роля).

Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).

Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень конт­роля).

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нару­шений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса[14] .

1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по от­ношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.

2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуа­тивный, ограничительный.

3. Последовательность — непоследовательность.

4. Аффективная устойчивость — неустойчивость.

5. Тревожность — нетревожность.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся с различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приво­дят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность — к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство — к неврозу навязчивых состояний.

Определить тип воспитательного процесса помогают характер­ные особенности каждого из них[15]:

• уровень протекции — мера занятости родителей воспитани­ем, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют роди­тели ребенку;

• полнота удовлетворения потребностей (материально-быто­вых и духовных);

• степень предъявления требований — количество и качество обязанностей ребенка;

• степень запретов — мера самостоятельности ребенка, воз­можность самому выбирать способ поведения;

• строгость санкций — приверженность родителей к наказа­ниям как приему воспитания;

• устойчивость стиля воспитания — выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

При помощи разработанного Э. Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (см. приложение 1) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье[16].

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

В таблице 1 (см. приложение 2) приводятся описанные разными исследователями стили семейного воспитания: варианты названий одного и того же или очень близких стилей воспитания; дается характеристика стиля по параметрам эмоциональной близости, уровню требова­ний и ограничений, степени и формам контроля, особенностям общения; сформулированы возможные, наиболее вероятные по­следствия для психического развития детей.

«В реальной жизни, — замечает В. С. Мухина, — все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть пред­ставлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с дру­гом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отноше­ний, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи»[17].

Современные родители должны обладать важнейшей спо­собностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.




2020-02-03 172 Обсуждений (0)
Основные стили семейного воспитания  ребенка: определение, типы, влияние на психическое развитие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные стили семейного воспитания  ребенка: определение, типы, влияние на психическое развитие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)