Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы диагностики проблем семьи



2020-02-03 169 Обсуждений (0)
Методы диагностики проблем семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная работа в системе образования - важнейшая составная часть пространства социальной работы. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. В настоящее время специалистами принято выделять две основные группы факторов, способствующих возникновению данных проблем: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. к внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но очень важной функцией социального педагога в школе является так называемая  диагностическая функция, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем. Для правильной постановки «социального диагноза» социальный педагог должен ко всему прочему, обладать знаниями хорошего психолога, уметь правильно разобраться в возникших проблемах. Ведь социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог. А как известно, для решения любой проблемы – первоначально необходимо разобраться с причинами ее возникновения. Таким образом, диагностика причин возникновения нарушений стилей воспитания является первоочередной задачей социального педагога.

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль. и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения и семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обо их родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родите­лей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, социальный педагог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отноше­ний он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конф­ликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» глаза­ми родителя, другие — глазами ребенка[18].

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятель­ности семейного психолога — работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель—ре­бенок» глазами родителя, специалист об­ращает внимание на особенности семейного воспитания: родительские установки и реакции; отношение родителей к ребенку и жизни в семье; нарушения воспитательного процесса в семье; причины отклонений в семейном воспитании; типы воспитания; уровень родительской компетентности и т.п. Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик[19].

Тест «Родительско-детские отношения» ( PARI ) (американские психологи Е. С. Шефер, Р.К.Белл; адаптирован Т. Н.Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания {АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В.Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В.Столин) представляет собой психодиагностический инстру­мент, ориентированный на выявление родительского отношения улиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общении с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «ро­дитель—ребенок» глазами ребенка.[20] Наиболее популярен у психоло­гов графический тест «Рисунок семьи», который широко использу­ется в многочисленных исследованиях межличностных отношенийи практических разработках благодаря простоте процедуры прове­дения и точности показателей, получаемых в результате работы. Широко известна также проективная методика Р.Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.



2020-02-03 169 Обсуждений (0)
Методы диагностики проблем семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы диагностики проблем семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)