Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальные траектории творческого саморазвития детей с ограниченными возможностями развития



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Индивидуальные траектории творческого саморазвития детей с ограниченными возможностями развития 0.00 из 5.00 0 оценок




В широком смысле самореализация личности - процесс реализации возможностей личности в соответствии с ее волей, а не стихийно или раскрытие человеческой природы, реализация сущностных сил человека. Для детей, имеющих ограниченные возможности развития, проблема полноценной самореализации является наиболее актуальной с психологической точки зрения. Покажем особенности этого процесса.

Самореализация подразумевает постановку целей, разработку планов, проектов и идей, а также владение способами их осуществления и воплощения в жизнь. Важно иметь в виду, что для самореализации необходима уверенность в себе, последовательность в достижении цели, адекватное и гибкое поведение, значимое для себя и других и т.п.

Полноценная самореализация личности с необходимостью предполагает предварительные стадии – самопознание, самоорганизацию, самообразование, на которых осуществляется активность личности с целью не просто раскрытия имеющихся сущностных сил, способностей и качеств, но и приобретения и развития новых для более глубокого личностного самоудовлетворения.

Тем самым, саморазвитие личности - это сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний. Разнообразные механизмы процесса саморазвития можно соединить в четыре функциональных блока-стадии: самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации. В целостной структуре функциональных блоков саморазвития личности в качестве способов рассмотрим творчество и интеллект.

Необходимость интеллектуальной составляющей вызвана реальным положением дел в любом образовательном процессе: учебная деятельность, как правило, основывается на интеллектуальной деятельности, предполагая высокую степень умственного развития личности. В условиях саморазвития лучшие шансы имеют те учащиеся, которые обладают более совершенным интеллектом. Для некоторых детей данная возможность оказывается затрудненной. Для них особый интерес представляет творчество как возможность самореализации. Для остальных детей обе эти возможности взаимоусиливают друг друга.

Интеллектуальное развитие возможно и на репродуктивном уровне, при слабо выраженных творческих способностях и при отсутствии творческой направленности деятельности. Если в философском смысле саморазвитие подразумевает те или иные изменения в личности, то есть появление чего-то нового (признак творчества), то в педагогическом плане простые изменения не могут считаться проявлением творческой активности. Отметим еще один важный аспект творчества: его созидающий, а не разрушающий характер. Таким образом, мы рассматриваем творчество как важнейший способ эффективного саморазвития, определяющий созидательную сущность саморазвития.

Обратим внимание на содержательно-смысловое несовпадение терминов «творческое саморазвитие личности» и «саморазвитие творческих способностей личности». Несомненная педагогическая значимость последнего, на котором обычно и акцентируется основное внимание, приводит к фактическому отождествлению этих понятий.

Тем не менее, различие этих терминов имеет принципиальное значение для практической работы с детьми.

Саморазвитие творческих способностей является процессом сознательного и в известной степени самостоятельного раскрытия и развития творческого потенциала личности. Цель и результат этого процесса - достижение определенного уровня развития творческих качеств и способностей; средства и способы определяются возможностями и способностями самой личности осуществлять данный процесс. В таком случае процесс саморазвития творческих способностей не тождественен процессу творческого саморазвития личности; он является одной из составляющих частей более широкого процесса, цель которого не просто в актуализации творческого потенциала, а в построении собственной стратегии жизни, средствами которого выступают отмеченные нами механизмы саморазвития, а творчество является не результатом, а способом реализации данного процесса.

Подобная интерпретация позволяет нам ввести понятие пространства творческого саморазвития личности, располагающегося в многомерном пространстве личностных качеств, ценностей и способностей. Для наглядности укрупним базис пространства: в качестве базисных векторов возьмем саморазвитие, творчество и интеллект, поскольку их можно считать в известной степени независимыми друг от друга. Это подтверждают многочисленные исследования об отсутствии жесткой корреляции между творчеством и интеллектом (особенно, среди детей-инвалидов). Таким образом, творческое саморазвитие личности (ТСЛ) - это интегративный творческий процесс сознательного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов.

Интересно, что Б.С.Гершунский, актуализируя построение прогностической модели будущего специалиста, предлагает включить в нее не только традиционные блоки профессиональных знаний, умений и навыков, но и блок творческих качеств, обеспечивающий творческий потенциал самосовершенствования личности. Это отражает и нашу точку зрения на творчество и интеллект как на способы творческого саморазвития. Поэтому для построения наглядной модели процесса ТСЛ мы определяем ключевые стадии всех трех базовых процессов в пространстве ТСЛ (саморазвития, интеллекта и творчества), пространственные пересечения которых дадут представление об их интегральном взаимодействии.

В качестве блоков-стадий формирования способности к саморазвитию мы возьмем выделенные нами самопознание, самоорганизацию, самообразование и самореализацию. Овладение личностью последовательно соответствующими механизмами является качественными скачками в ее саморазвитии.

Для творчества и интеллекта также предлагается несколько относительно самостоятельных блоков-стадий, каждый из которых раскрывает определенную грань понятий «творчество» и «интеллект» и дает представление о динамике соответствующего роста.

Первыми стадиями интеллекта и творчества назовем взаимодополняющие личностные особенности: рацио­наль­но-математическое мышление (в том числе пространственное) и твор­ческое воображение соответственно. Так же, как самопознание является фундаментом саморазвития, так и эти способности являются основой становления интеллектуальной и творческой личности.

В факторных моделях интеллекта, а также в тестах на интеллект в обязательном порядке присутствуют математический и (иногда в качестве отдельного) пространственный факторы, причем, во многих теориях они являются определяющими. Но реально в процессе обучения эти способности не всегда учитываются и развиваются.

Стадия рационально-математического мышления подразумевает развитие не только арифметических способностей, но и пространственного воображения (успешность и скорость восприятия жестких пространственных отношений; способность к мысленному манипулированию зрительными представлениями в пространстве), что имеет непосредственную связь с творческим воображением. Последнее мы будем понимать как способность личности к созданию новых образов, структур, идей, связей посредством сочетания или рекомбинации ранее известных элементов, что будет стимулировать учащегося к активному поиску и выводить его на качественно новый виток профессионального саморазвития.

Важно, чтобы отмеченные интеллектуальные и творческие способности рассматривались не изолированно, а образное воображение интегрировалось с рационально-математическим с целью их полноценного взаимного развития. Это взаимодействие мобилизует воображение и интуицию, развивает наблюдательность, критическое отношение к изучаемому, умение обобщать, логику, точность, способность к моделированию, способности генерировать идеи, анализировать и отстаивать свое мнение; систематизировать знания, используя свободные ассоциации. Особое значение имеет изобразительная деятельность, активизирующая, в частности, рефлексивную деятельность, что способствует самопознанию и самораскрытию личности.

В качестве вторых стадий интеллекта и творчества отметим память (смысловую и образную соответственно). Г.К. Середа характеризует память как непрерывный, никогда не прекращающийся процесс «самоорганизации» индивидуального опыта человека. Память не добывает нового знания, а лишь организует и реконструирует уже добытое. Таким образом, в мнемонической деятельности сокрыты и интеллектуальный, и творческий аспекты, причем, оправдано выделение памяти в качестве вторых стадий интеллекта и творчества, поскольку это соответствует второй стадии саморазвития - самоорганизации.

Смысловая память, присущая в большей степени интеллектуальной личности, выделяется на основе взаимосвязи памяти с мышлением и заключается в том, что информация подвергается активной мыслительной обработке, логическому анализу и синтезу, установлению взаимосвязей, обобщению и т.п. Смысловая память непосредственно связана с пониманием - лучше запоминается то, что понимается, она относится к преднамеренным мыслительным процессам: субъект сознательно ставит цель, задачу на запоминание, обеспечивая волевую регуляцию процессов памяти.

Образная память определяется связью памяти с восприятием и воображением и обычно разделяется на отдельные виды, в зависимости от типа анализатора: на зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную память. Однако более удачной характеристикой памяти представляется не источник информации (поскольку и для смысловой памяти источниками выступают те же 5 чувств человека), а объект памяти. Если смысловая память имеет дело с понятиями, словами, то образная, понятно, оперирует обра­за­ми. При этом образная память зачастую имеет непроизвольный характер, вызывая возникновение неожиданных ассоциаций; именно ей присуща эмоциональность, а известно, что это является дополнительным мощным фактором запоминания.

Для эффективного творческого саморазвития необходимо пользоваться всеми видами памяти в совокупности, осуществляя их взаимодополнение: область действительного творения памяти - это не познавательная среда, а сфера формирования и становления личности.

Третьей стадией интеллекта назовем отмечаемые всеми исследователями вербальные способности, которые тесно коррелируют с общей культурой личности и академической успеваемостью. К вербальным способностям относится семантическое понимание, вербальное мышление, эрудицию, способности к словесным аналогиями и интерпретации выражений, умение определять и объяснять понятия, речевую беглость, адекватный словарный запас и т.п.

Особую важность в этой связи приобретает способность к оптимальному усвоению информации как средство саморазвития вербальных способностей. В результате, учащиеся смогут не только быстрее и легче усваивать необходимый учебный материал, приобретать дополнительные знания из научных и публицистических книг, но и расширять и углублять свой литературно-художественный потенциал. Помимо этого, скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования, существенно влияя на способность личности к самообразованию.

Для творчества в качестве третьей стадии выделим дуальный по отношению к вербальным способностям способ самовыражения и самообразования - актерское искусство. Применяя основные идеи системы К.С. Станиславского к системе образования, используя тренинги, совершенствующие искусство перевоплощения, речевую импровизацию, мимику, жесты и пантомимические навыки, мы предполагаем, что также как психотехника К.С. Станиславского помогает актеру быстрее вжиться в роль, так и человеку, занятому познанием, позволит глубже сблизиться с изучаемым, за кратчайший срок достичь наиболее глубокого понимания предложенного материала, наиболее прочного его запоминания. Таким образом, информацию можно освоить и глубже, и легче, если в основу самообразования положить некоторые приемы актерского мастерства.

Но в отличие от актера, в творческом арсенале саморазвивающейся личности должно быть больше ролей, ее поведение должно быть более гибким и изобретательным. Кроме того, актерские приемы творческого перевоплощения значительно обогащают возможности самопознания личности и арсенал межличностного общения.

Наконец, четвертыми стадиями интеллекта и творчества назовем логику и интуицию соответственно. Подобно тому, как самореализация является одновременно стадией и промежуточной целью саморазвития, по достижении которой начинается новый виток бесконечного процесса саморазвития, так и логические и интуитивные способности выступают непосредственно качествами, присущими интеллектуальной и творческой личности на определенных этапах ТСЛ, а также целями этого процесса, которые заключаются в умении личности решать насущные проблемы и задачи.

Логика, являясь высшим проявлением интеллектуального мышления, выступает, в то же время, точкой отсчета для интеллектуального развития на более высоком уровне самосовершенствования. Например, определенный уровень логики необходим для формирования основ смысловой памяти, без нее невозможно математическое мышление и вербальные построения, а более высокая ступень логики способствует усилению математических способностей, увеличению степени абстракции, новому витку в творческом саморазвитии.

Аналогично, интуиция трактуется и как скрытая в глубинах бессознательного первопричина творческого акта (А. Бергсон, Н.О. Лосский, З. Фрейд и др.), то есть с необходимостью сопровождает все предыдущие стадии творчества, и как специфический механизм творческого процесса (что подразумевает возможность его развития и совершенствования), и как особая способность сознания, не сводимая к дискурсивному, логическому мышлению. Высокий уровень интуиции позволяет приобретать знание и делать выводы без последовательного рассуждения, в результате непосредственного понимания, «усмотрения».

Логика и интуиция взаимодополняют друг друга в учебной деятельности. Логическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные и осознаваемые человеком этапы; интуитивное же характеризуется быстротой протекания, неуловимостью и размытостью, минимальной осознанностью.

Построим модель ТСЛ, изобразив соответствие стадий трех координатных составляющих в пространстве ТСЛ. Точка в пространстве отражает состояние творческого саморазвития личности в данный момент, определяемое степенью выраженности качеств-координат.

Модель творческого саморазвития личности

Модель является динамической, поскольку процесс творческого саморазвития в ней схематически можно представить как движение личности от точки О, отвечающей минимальной выраженности базовых качеств и способностей, (или от того действительного состояния ПТСЛ, на котором в данный момент находится личность) к вершине куба, соответствующей достижению четвертых стадий по всем направлениям. Осуществление этого движения индивидуально для каждого человека, и самый оптимальный путь для него – не обязательно прямая, соединяющая две точки. Чаще человек идет более длинной дорогой, развивая качества поочередно, и задача воспитателя в этом случае - помочь ему выбрать субъективно-оптимальный путь, руководствуясь существующими педагогическими условиями, индивидуальными особенностями и целями учащегося.

Итак, динамическая модель твор­чес­кого саморазвития личности в различных реализациях позволяет решить ряд задач, имеющих как теоретическое, так и практическое значение для развития детей-инвалидов. А именно:

В частности, возможно построить и продемонстрировать альтернативные пути ТСЛ, предложить способ наглядно-схема­тического построения индивидуальных траекторий творческого саморазвития личности детей, ориентируясь на их мотивы, личностные способности и цели.

Воспитатель всегда стоит перед сложной педагогической задачей: организовать развитие своих подопечных по их собственным, как правило, разным стратегиям. Этому препятствует недостаточная разработанность реальных моделей и технологий, способных наглядно показать многообразие индивидуальных путей развития, продемонстрировать качественные различия в их построении и предложить конкретные способы их реализации. Это крайне актуально для детей-инвалидов, имеющих свои индивидуальные особенности.

Задача воспитателя при организации реабилитационных программ состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого саморазвития подопечного и в оказании соответствующей помощи в реализации персональной модели развития.

В основе предлагаемой технологии ТСЛ лежит идея творческой самореализации ребенка с опорой на имеющиеся у него особенности и способности и приобретенные в процессе образования качества.

Каким же образом достигается многообразие индивидуальных стратегий творческого саморазвития при реализации модели ТСЛ?

Индивидуальность осуществления процесса ТСЛ для каждого человека обеспечивается большим количеством возможных путей из т.О в т.Х. Путем (или траекторией) мы будем называть ломаную, соединяющую т.О и т.Х и имеющую в качестве вершин узловые точки - вершины составляющих «кубиков», а в качестве звеньев - ребра, диагонали или диагонали боковых граней «кубиков». Нас интересуют только те пути, которые имеют следующую особенность: каждое звено из данной точки строится в «положительном» направлении, то есть происходит переход к следующей стадии как минимум по одной из координат. Такие пути мы будем называть позитивными. Схематически их можно представить следующим образом.

Безусловно, данные пути - это идеальные траектории, которые характеризуются обязательным положительным приращением качеств и способностей хотя бы по одной из координат. А в реальности могут происходить откаты назад (спланированные и стихийные), задержки на месте, самопересекающиеся пути (что невозможно при описанном принципе построения позитивных траекторий) и т.д. Учитывая все это, мы в итоге можем получить число возможных путей творческого саморазвития личности, которое будет стремиться к реальности, то есть к бесконечности.

Однако предложенная модель ТСЛ вполне достаточна для практических целей, в частности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку.

Таким образом, динамическая модель ТСЛ не просто декларирует необходимость построения индивидуальной образовательно-развива­ющей программы для каждого человека, но и предоставляет конкретные возможности для этого. Выбор субъективно-оптимального пути творческого саморазвития является довольно сложной задачей и на первых порах должен поддерживаться и подкрепляться советом и помощью психолога.

Практическим выходом является введение в образовательный и воспитательный процесс специальных методик, технологий, спецкурсов, которые бы не просто развивали необходимые с точки зрения педагогов и психологов качества и способности личности, а имели бы целью научить самих детей использовать многообразие дидактических средств для самостоятельного развития желаемых качеств, ориентируясь на свои цели и задачи. Одной из таких технологий и является предлагаемая технология творческого саморазвития личности.

 



2020-02-03 206 Обсуждений (0)
Индивидуальные траектории творческого саморазвития детей с ограниченными возможностями развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальные траектории творческого саморазвития детей с ограниченными возможностями развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)