Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АДАПТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С «ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ» ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИИ КАК ФОРМА ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО



2020-02-03 203 Обсуждений (0)
АДАПТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С «ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ» ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИИ КАК ФОРМА ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО 0.00 из 5.00 0 оценок




Сфера образования находится в постоянной динамике, чутко реагируя на изменения во внешней среде, адаптируясь к ее меняющимся потребностям и, вместе с тем, активно влияя на состояние среды, предопределяет и сами эти потребности.

В самой сфере образования появилось много проблем, часть которых до сих пор не разрешена. Если раньше мы довольствовались малым количеством теорий образования, методик обучения и изнывали от однообразия подходов, то ныне испытываем растерянность от обилия как самих теорий и технологий, так и собственно подходов к образованию. Становление современной теории образования напрямую коснулось и образования детей-инвалидов, как одной из социально не защищенной группы детей. Для данной категории детей создаются образовательные программы и методики, которые в наибольшей степени учитывают специфику их развития и особенности их восприятия процесса обучения и воспитания.

Но все же на сегодня в образовательной сфере существуют слишком много точек зрения на понимание и организацию образовательного процесса. Они как бы все имеют право на жизнь, что не позволяет назвать самую правильную, а остальные - отнести в разряд неправильных, что самым естественным образом разводит педагогов по всему образовательному пространству в соответствии с их индивидуальными пристрастиями и возможностями.

Сфера адаптивного образования является наиболее технологичной сферой, которая напрямую связана со становлением личности человека и формированием духовных, нравственных ценностей всего человеческого сообщества. В то же время ей свойственна и интегральная функция, способствующая духовному единению и взаимопониманию людей.

Понять и оценить сущность адаптивного образования как сложного, многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении этих аспектных характеристик. Аналитическое рассмотрение целостного объекта, каким является адаптивное образование,предпринимаемое для выявления особенностей того или иного аспектного проявления его сущностных качеств, предполагаети параллельно идущий процесс синтеза, интеграции этих качеств, предопределяющих статус образования как междисциплинарной макросистемы со всеми свойственными таким системам признаками и особенностями.

Одной из основополагающих характеристик адаптивного образования является ценностная характеристика, которая предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Традиционно для государственного руководства нашей страны невнимание к сфере образования, особенно к образованию инвалидов, во всех его формах, крайне незначительные ассигнования на культуру, науку и образование, формализм в отношении организации воспитания, обучения и развития детей, молодежи и взрослых, господство декларативно утопистической моноидеологии не прошло бесследно.

В сложившейся ситуации необходим механизм реализации не вызывающего сомнения постулата о государственной ценности образования. Необходимо обоснование работоспособных технологий теоретических и практических действий, направленных на обеспечение престижа образования в обществе, осознания его государственной значимости, подкрепленного материальными инвестициями и, что наиболее важно, моральными обязательствами со стороны государства.

В эпоху реформ на волне вполне обоснованной критики перекосов в понимании ценности образования был сделан достаточно очевидный теперь крен в сторону форсированной дифференциации, вариатизации и индивидуализации образования, призванных воплотить на практике принципиально верную идею адаптации образовательной деятельности к интересам, способностям и познавательным запросам личности. Однако эти инновации из-за поспешности и неподготовленности их практического воплощения во многих случаях обернулись очередной сменой вывесок без существенных изменений в содержании и методах работы массовой школы.

Обоснование ценностей и целей образования требует синтеза знаний, подходов и методов разных наук. Это, в первую очередь, комплекс социальных наук, отражающих сущность взаимоотношений человека, общества и государства. Это и культурология, и экономика, т.е. весь комплекс специфических наук об образовании (обучении, воспитании, развитии человека) – педагогика, психология, дидактика, физиология, социология образования, а в нашем случае - дефектология и коррекционная педагогика.

Ключевым понятием для определения целей и задач адаптивного образования является понятие «особые образовательные потребности»детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развитии.

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации «социального вывиха» (термин Л.С. Выготского), определим смысл термина «ребенок с особыми образовательными потребностями», отталкиваясь от того, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе адаптивного образования. Он нуждается в том, чтобы:

- первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

- адаптивное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

- в содержание обучения должны быть введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Адаптивное образование наиболее близко соприкасается с такой проблемой, как создание специальной образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и развития. В контексте адаптивного образования детей это понятие может расширяться до специально организованной образовательной среды детей-инвалидов.

Само понятие образовательной среды (и производные от него) разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых, как в нашей стране, так и за рубежом. Под «образовательной средой» понимают «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов». Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения и класса.

Говоря о специально созданном образовательном пространстве, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов различного уровня психосоматического развития, как в условиях семьи, так и в образовательных учреждениях, в первую очередь, подразумевается образовательное пространство созданное для детей-инвалидов. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается его связь с социумом. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является определение причин детской дефективности, сформулированное Л.С. Выготским: «Физический дефект вызывает как бы «социальный вывих», совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это, значит, вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».

Преодоление «социального вывиха» можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В современных исследованиях показано, что любой дефект в развитии ребенка, по своей сути, явление биологическое, но его результат всегда социален. Это, в первую очередь, отражается на жизни самого ребенка и всей его семьи. Для решения этой проблемы, формируется определенный микросоциум, от которого во многом зависит здоровье ребенка, формирование его психосоматики, процесс социализации ребенка, особенности его поведения и жизненных установок.

Принципы адаптивной физической культуры опираются на общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития детей с проблемами в состоянии здоровья. Эти принципы адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, 2000) полно отражают особенности обучения и воспитания данной категории детей, но все же хотелось бы более подробно остановиться на принципе приоритетной роли микросоциума.

Современное образовательное пространство физической культуры во всех ее формах значительно расширяется. АФК может и должна стать наиболее эффективной и результативной формой физического воспитания детей с проблемами в состоянии здоровья и развития. Говоря о детях с особыми образовательными потребностями, следует упомянуть уже давно известный и широко обсуждаемый факт, что физическое воспитание данной категории детей должно иметь не только специфическое, особое содержание, но и базироваться на совсем иных принципах организации и реализации.

По нашему мнению, физическое воспитание в виде обязательных физкультурных занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях не может в полной мере решить те специальные задачи, которые стоят перед ней (воспитание потребности в занятиях физическими упражнениями; формирование необходимой двигательной базы; глубокая коррекция утраченных физических свойств организма и т.д).

В настоящее время разработано и реализуется много форм физического воспитания детей с проблемами в состоянии здоровья и развития. Наиболее оптимальным является комплексный подход к физическому воспитанию и образованию данной категории детей, предложенный Н.В. Астафьевым и Н.Л. Литош (2003). Он в наиболее полной мере реализуют задачи физического воспитания и в определенной мере объединяет три организационные формы физкультурного образования: обязательную (урочную); бытовую (физкультурные и рекреационные занятия в образовательном учреждении и в семье); дополнительные формы физкультурного воспитания (внеурочные занятия физической культурой и спортом). Образовательное пространство адаптивной физической культуры в настоящее время недостаточно раскрыто и имеет большие потенциальные резервы, хотя в теоретическом плане этот вопрос не вызывает ни у кого сомнений и практически не дискутируется.



2020-02-03 203 Обсуждений (0)
АДАПТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С «ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ» ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИИ КАК ФОРМА ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АДАПТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С «ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ» ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИИ КАК ФОРМА ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)