Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники , причины и показатели измерения



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Источники , причины и показатели измерения 0.00 из 5.00 0 оценок




рыночной власти

Рассмотрение двух крайних типов отраслей совершенной конкуренции и чистой монополии – позволяет подойти к определению рыночной власти. Рыночная власть означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж. Цена, прибыль и объем – вот объекты рыночной власти.

Степень монополизации рынка достаточно полно определяет уровень рыночной власти отдельных фирм. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не обладает рыночной властью, так как не может оказать влияние на уровень цены, на рынке чистой монополии такая возможность достаточно высока, а характер возникновения чистой монополии и выступает источником и причиной рыночной власти.

Рыночная власть усиливается по мере ослабления добросовестной конкуренции (рис. 9)

Рис. 9. – Влияние характера конкуренции на усиление рыночной власти

Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, а значит и меньше рыночная власть фирмы.

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. При чистой монополии эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством, а во многих странах естественные монополии являются государственной собственностью.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Наличие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы используется для разработки экономической стратегии фирмы.

2. Количество фирм на рынке. Однако только этот показатель не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Конкурентность рынка в целом оценивается посредством специальных коэффициентов и индексов, характеризующих степенью монополизации рынка.

3. Поведение фирм на рынке. Так, если фирмы будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, то в итоге цены могут снизиться почти до конкурентного уровня и установится равенство цены и предельных издержек. Монопольная власть и соответственно доходы фирм уменьшается. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции фирм предпочтут явный или тайный сговор, раздел рынка, т.е. недобросовестную конкуренцию.

Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, связанная с созданием различного рода концернов, ассоциации, финансово промышленных групп целями которых является получение максимальных доходов путем поддержания высоких цен и одновременно обеспечения устойчивого положения. Вместе с тем, предполагаемое усиление открытости отечественной экономики и вхождений в мировое хозяйство приводят к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов, ослабляя их рыночную власть.

 

3 Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Монополист, который производит продукции меньше и реализует ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, лишается части потенциальных покупателей, готовых приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Поэтому в целях сохранения валовых доходов и прибыли фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках, то имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

• покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

• существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.

Но, если фирма решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется с перепродажей ее отдельных товаров, что к тому же, может вызвать недовольство покупателей (например, перепродажа льготниками, пенсионерами купленных по дешевой цене товаров).

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться (услуги связи, железнодорожные, авиа- и автоперевозки). В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Различная эластичность спроса порождает разные ниши рынка.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. С другой стороны в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие здоровой конкуренции, и усиление монопольной власти. Ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство, и ограничивают сферу влияния фирмы-монополиста.

 



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Источники , причины и показатели измерения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники , причины и показатели измерения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)