Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 6 Концентрация производства и сфера сервиса



2020-02-03 212 Обсуждений (0)
Лекция 6 Концентрация производства и сфера сервиса 0.00 из 5.00 0 оценок




Выполненные в ХХ в. В Западной Европе и США исследования показали, что структура отраслей и концентрация производства в них со временем претерпевают значительные изменения. В большинстве традиционных отраслей экономики, таких, как металлургия, электротехническая, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, на транспорте, в исследованные периоды изменение структуры отраслей преимущественно было направлено на увеличение концентрации. В ряде традиционных отраслей, в новых отраслях, возникших в 70—80 гг. XX в., концентрация в большинстве исследованных периодов сокращалась.

Концентрацияпроизводства– сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в приделах небольшого региона[12]

Концентрация производства может значительно влиять на прибыльность предприятий в отрасли

В модели Нэша— Курно такая характеристика прибыли, как коэффициент маржи — превышение цены над средними переменными издержками предприятия, отнесенное к цене, может быть представлена в виде:

mi= ,                                                         (1)

где mi – коэффициент валовой маржи i-го предприятия;

    Si – рыночная доля i-го предприятия;

  E – эластичность спроса на данный продукт.

Отраслевой коэффициент маржи будет суммой коэффициентов маржи отдельных предприятий, взвешенных с помощью рыночной доли каждого предприятия:

 

M=                                             (2)

где M – коэффициент валовой маржи в отрасли;

  n – число предприятий в отрасли;

Из выражений (1) и (2) следует, что в отрасли с низкой концентрацией, где рыночные доли предприятий невелики, прибыльность будет низкой, а в отраслях с высокой концентрацией характеризующихся относительно большими рыночными долями предприятий, прибыль будет выше.

Наличие сговора. Сговор олигополистов приводит к результатам, подобным приведенным выше. Произойдет ли сговор, зависит от числа предприятий в отрасли. В отраслях с высокой концентрацией, с малым числом предприятий взаимозависимость выявляется проще, совместные действия осуществить легче, что упрощает возможность сговора. В таких отраслях велика вероятность возникновения сговора и извлекается большая прибыль. Прибыль превышает ту, которая будет получена при отсутствии сговора. Поэтому более высокая концентрация, вероятно, ведет к большей прибыльности.

Потенциальная конкуренция. Решающее значение может иметь и потенциальная конкуренция. Монопольная власть не может иметь место и приводить к получению сверхприбыли, если отрасль не защищена от предприятий, желающих в нее войти. Поэтому важна не только концентрация сама по себе, ее недостаточно, если отсутствуют входные барьеры. Важнейшими факторами, определяющими надежность барьеров для входа в отрасль, являются структура издержек при входе в отрасль и абсолютные преимущества в издержках предприятий, существующих в отрасли. Действующие в отрасли предприятия могут быть защищены эффектом масштаба.

Дифференциация продукта ٭. Еще одна характеристика — дифференциация продукта может влиять на прибыльность предприятий отрасли. Она может прямо повышать прибыль в связи с приверженностью торговой марке, действием рекламы и может служить защитой от потенциальных конкурентов.

Таким образом, можно выделить три следующих основных фактора, определяющих прибыльность предприятий отрасли:

• эффективный масштаб производства;

• концентрация производства;

• дифференциация продукта.

Изменчивость конъюнктуры рынка услуг порождает динамизм состава хозяйствующих на нем субъектов, соотношения между крупным, средним и малым предпринимательством. Формирование российского рынка услуг находится под сильным влиянием процессов концентрации, которая происходит как внутренним, так и внешним путем. Если внутренняя концентрация идет по пути капитализации прибыли как специфической рыночной политики, то внешняя концентрация осуществляется объединением различных хозяйствующих субъектов посредством поглощений, слияний, акционирования и т.п.

 

Лекция 7 Интеграция, диверсификация, дифференциация

В сфере сервиса

1. Дифференциация продукта на отраслевом рынке

Поведение любой отрасли на рынке определяется целью удержания доли товара на рынке, расширения этой доли или уходи с рынка. Поэтому каждая отрасль осуществляет дифференциацию и совершенствование продукта, отслеживает и при необходимости создает барьеры входа и выхода с рынка.

На отраслевом рынке трудно найти два совершенно одинаковых товара не из одной партии. Товары разных производителей создают разнообразие товаров, которое необходимо учитывать покупателям и производителем.

Покупатели имеют возможность выбора, а производители должны предоставить такую возможность и при этом выделить спой товар среди таких же товаров-конкурентов.

Покупатель классифицирует товары, руководствуясь перечнем внутренних и внешних характеристик. К внутренним характеристикам относятся в основном показатели качества продукта труда (его свойства, комфортность использования и долговечность – перечень типовых показателей на товар дается в технических регламентах и стандартах).

К внешним относятся характеристики формы потребления (использования) продукта труда и перечень услуг по его обслуживанию (сервис). По мнению Ф.Котлера, структурная характеристика товара как бы состоит из трех частей (рис. 10): ядро — сущность товара по замыслу, т.е. его основная

 

Рис. 10 Внешние характеристики товара

 

потребительская характеристика, — и две внешние оболочки, характеризующие то вар в реальном исполнении (его упаковка, дизайн) и товар с подкреплением (перечень услуг по обслуживанию, ремонту, другому сервису и доступности, как торговой точки, так и служб сервиса и т.д.).

В основном, используя совокупность таких характеристик, потребители сравнивают аналогичные товары.

Производитель же выделяет в основном четыре главных фактора, дифференциации продуктов труда в плане возможностей специализации и концентрации:

· месторасположение (размещение) фирмы производителя в удобном месте для покупателя;

· характеристики качества продукта труда;

· требования в уровне обслуживания покупателя, как в процессе покупки, так и в послепродажном сервисе;

· различия в субъективном имидже продукта и фирмы.

Расширяя разнообразие продуктового предложения, дифференциация продукта способствует более детальному учету запросов покупателя.

Чрезмерное продуктовое разнообразие влечет за собой сложности в ориентации потребителя в мире товаров (затраты значительного времени на выбор товара, ошибки в выборе товара, иногда даже привлечение консультантов для ориентации).

Дифференциация продукта способна подрывать ценовую дисциплину. Появляется возможность повышать цены на дифференцированную продукцию, не изменяя объема производства. При этом потребитель готов заплатить дополнительную плату за особенности товара.

Стратегия дифференциации продукта — стремление производителей адекватно реагировать на запросы покупателей.

Отсюда следует, что отраслевой рынок не может быть полностью однородным, он представляет собой сложное структурированное образование, основу которого составляет дифференциация продукта.

Различают рынки как высоко- и низкодифференцированные, так и с более сложными характеристиками — объектные, ограниченные, фрагментарные и специализированные[13] рынки.

Важной стратегией фирмы на отраслевых дифференцированных рынках является завоевание бренда. Бренд — это конкретное выражение популярности характеристик товара: имиджевых, технических, экономических, эргономических и других составляющих стоимость особого материального и нематериального актива (объекта с интеллектуальной собственностью).

Правообладатель марки бренда обретает дополнительные конкурентные преимущества в реализации своего товара.

 

2 Диверсификация деятельности фирмы,

ценовая дискриминация, интеграция

Диверсификация отражает распределение товарного выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Помимо этого, диверсификация — фактор, обусловливающий преимущества или недостатки, определяющие издержки крупных фирм; фактор, влияющий на ценовые решения фирм; фактор затрат на НИОКР; фактор, вызывающий возможное увеличение доли крупнейших корпораций в общем объеме производства.

В качестве показателя диверсификации рассматривают индекс энтропии[14]. Показатель энтропии принимает значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Число производимых наименований продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе уже отражает уровень диверсификации.

Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами, чем недиверсифицированная. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход на рынок новых фирм, и если данная фирма обладает преимуществами в издержках, то это также упрочивает ее рыночную власть. Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная форма более устойчива за счет способности компенсировать за счет прибыли от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые она терпит на другом. Сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку им известны ее возможности вести конкурентную борьбу в течение более длительного периода и более жесткими методами.

Диверсификация используется и как метод проникновения на новые рынки, уменьшая риск банкротства и степень зависимости от экономической среды: при неблагоприятных условиях на одном рынке фирма всегда может компенсировать эти потери прибылью на другом, на котором в данный момент сложилась более благоприятная конъюнктура.

Таким образом, диверсификация производства может служить и барьером входа в отрасль, и фактором снижения барьеров выхода из отрасли.

Ценовая дискриминация представляет собой продажу (или покупку) различных единиц товара или услуг по ценам, разница которых напрямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара.

Применение ценовой дискриминации эффективно при соблюдении нескольких условий:

· продавец должен контролировать цены, т.е. обладать определенной монопольной властью, иначе его решения не будут влиять на действия покупателей и на получаемую прибыль;

· продавец, осуществляющий ценовую дискриминацию, должен сгруппировать покупателей по признаку эластичности спроса по цене. Выделенные группы покупателей должны быть легко определяемыми и контролируемыми;

· на рынке должны быть ограничены возможности перепродажи товара покупателями, приобретшими его по низкой цене, другим покупателям, готовым купить этот товар по более высокой цене.

А.С. Пигу выделил три основных случая ценовой дискриминации: первой, второй и третьей степени[15].

При дискриминации первой степени (совершенной ценовой дискриминации) каждая единица товара продается по его отправной цене таким образом, что с каждого покупателя получают ту максимальную сумму, которую он готов израсходовать на приобретение нужного товара, при этом он будет считать, что сделал выгодную покупку. Другими словами, совершенная дискриминация препятствует получению потребительского излишка и полностью присваивает его в виде излишка производителя.

Ценовая дискриминация второй степени (дискриминация в зависимости от объема покупки) предусматривает назначение разных цен на единицы товара при покупке разных количеств товара. Как правило, большие объемы закупок обходятся потребителю дешевле в расчете на единицу товара. Примерами ценовой дискриминации второй степени служат блочный тариф — потребитель оплачивает первые несколько единиц товара (первый блок) несколько дороже, чем последующие блоки (цена единицы товара тем ниже, чем выше объем покупки),— и оптовые продажи (при покупке оптовых партий товара потребитель уплачивает более низкую цену за единицу товара, чем при покупке в розницу).

Характерной чертой ценовой дискриминации второй степени является самостоятельный отбор потребителей.

Дискриминация третьей степени (дискриминация по группам потребителей) максимизирует прибыль при назначении самой высокой цены на рынке, где эластичность спроса при обычной монопольной цене является самой низкой, и при назначении самой низкой цены на рынке с самой высокой эластичностью спроса при обычной монопольной цене. Данный тип дискриминации применяется, когда фирма не может точно установить предельную ценность каждой единицы товара для каждого потребителя и, следовательно, не может проводить дискриминационную политику первого типа, но возможно разделение совокупного спроса на группы потребителей, устанавливающих одинаковую предельную ценность товара.

Ценовая дискриминация любого типа приводит к перераспределению доходов в пользу того, кто ее проводит. Дискриминация первой или второй степени обычно приводит к увеличению объема выпуска продукции и, следовательно, к меньшим чистым потерям и более высокой эффективности распределения ресурсов.

Несистематическая ценовая дискриминация может ужесточить конкуренцию, тогда как систематическая дискриминация может укрепить монопольную власть уже достаточно мощных компаний.

Поглощение, приобретение контрольного пакета акций, контрактное сотрудничество ведут к объединению однородных видов деятельности, т.е. горизонтальной интеграции. В российской сфере платных услуг в настоящее время поглощения и слияния происходят весьма активно, в результате чего образуются крупные игроки. Так, например, ОАО «Пятерочка» стало лидером торговых услуг, поглотив «Перекресток», «Меркадо» и другие более мелкие компании. Инструментом поглощений и слияний становится выкуп с привлечением заемных средств, IPO (например, ОАО «Пятерочка» для сделок поглощения использовало синдицированный банковский кредит).

В качестве другого инструмента поглощений и слияний все большее распространение получает привлечение инвестиций через специализированные инвестиционные компании (инвестиционные фонды). Так, крупнейшая инвестиционная компания Providence Equity Partners, специализирующаяся на вложениях в информационный, развлекательный и медиасекторы по всему миру, через создаваемые инвестфонды направляет средства для слияний и поглощений в сферу массовых развлечений и коммуникаций.

Горизонтальная интеграция может выражаться в пространственных объединениях по принципу цепи, объединяя территориально разобщенные сервисные структуры. Сетевое (цепное) объединение распространено в торговых, гостиничных, ресторанных, страховых и других видах услуг, что способствует прогрессивным преобразованиям технологии, внедрению единой маркетинговой стратегии, созданию приверженности потребителей.

Горизонтальной интеграции способствует распространение франчайзинга, имеющего множество вариантов сотрудничества и создающего предпосылки для транснационального бизнеса. Франчайзинг обеспечивает малое и среднее предпринимательство, преобладающее в сфере услуг, финансовой, ресурсной, юридической, информационной, маркетинговой и иной поддержкой, предлагает использовать отработанные технологии ведения бизнеса, способствует продвижению не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Крупный шаг в развитии франчайзинга в России сделан в 1997г. созданием Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), функционирующей на некоммерческой основе в качестве информационно-исследовательского центра по распространению франчайзинга.

В отличие от горизонтальной  - вертикальная интеграция проявляется в межотраслевом взаимодействии и объединении, когда исходя из рыночной ситуации партнеры приходят к пониманию взаимовыгодности такого решения. Так, широко известны вертикально интегрированные объединения авиаперевозчиков и туроператоров, вследствие чего расширяется доступ к международным сетям бронирования и резервирования мест на транспорте, в гостиничном хозяйстве, ослабляется влияние сезонности за счет льгот и скидок туроператорам за каждое забронированное место в самолете и т.п. В сферу вертикально интегрированного сотрудничества вовлекаются страховые компании, паспортно-визовые, таможенные, санитарно-эпидемиологические и другие службы, что повышает эффективность решения многих туристских проблем.

Благодаря новым правилам, разработанным комиссией ЕС, по ликвидации ограничений на сделки по слиянию компаний могут быть упрощены процедуры по вертикальной интеграции, например в случае приобретения компанией своего поставщика. В новом руководстве Еврокомиссия впервые указывает четкие основания, согласно которым будет выдаваться разрешение на вертикальное слияние или на объединение компаний в конгломерат. В частности, возможности слияния будут реальными, если новая компания на каждом из соответствующих рынков не превысит установленной нормы (обсуждается норма в 30%).

Межотраслевое взаимодействие в сфере услуг возможно и на основе диверсификации, когда финансовые, банковские, страховые, строительные, туристские и иные компании вступают в тесное взаимодействие для более эффективного решения хозяйственноорганизационных проблем. Особенно ярко диверсификация проявляется тогда, когда основная профильная деятельность усиливается смежными услугами. Так, например, крупнейший швейцарский производитель пищевых продуктов «Нестле» расширяет свой сбыт, используя тесные связи с ресторанным и гостиничным бизнесом.

Сервисные компании укрепляют свою конкурентоспособность и рыночное положение, увеличивая перечень и объем деятельности в дополнительных услугах. Так, сотовые операторы в 2007 г. увеличи­ли свой доход на 34% за счет дополнительных услуг, в том числе мобильного Интернета, контент-услуг и прочих.

Интеграционные процессы в сфере услуг тесно переплетены с дальнейшим разделением труда и обособлением отдельных функций в самостоятельные виды деятельности. В ходе этих процессов все большее место занимает аутсорсинг, представляющий собой специализацию обособившихся (отпочковавшихся) или вновь созданных видов деятельности, позволяющий эффективно выполнять сопутствующие или/и дополнительные услуги. Так, в торговле посредством аутсорсинга осуществляется доставка товаров, гарантийное обслуживание и ремонт; в информационных услугах на основе аутсорсинга разрабатывается программное обеспечение; крупные европейские компании передают обработку бухгалтерской документации аутсорсинговым структурам третьих стран и т.п.

Меняются не только организационно-экономические, но и управленческие подходы в предпринимательской деятельности. Предпринимательство, как искусство и способность конкурировать на рынке, создавать новые виды привлекательных для потребителя товаров и услуг, находить новые пути и методы сокращения издержек, осваивать новые рынки и виды деятельности, развивается и изменяется по своей сути. Об этом свидетельствует изменение мо­тивации бизнеса, который от максимизации прибыли все более ориентирован на капитализацию, учет социальных ценностей.

 

Лекция 8 Мировой рынок услуг

1. Мировой рынок услуг. Факторы, обусловливающие его развитие

 

Мировой рынок услуг — важное явление современных международных экономических отношений, несмотря на то что он находится еще в стадии активного формирования, которое происходит стремительными темпами. Именно в последние годы наблюдается значитель­ное увеличение масштабов и разнообразия международной торговли услугами: на долю услуг приходится свыше четверти всего мирового торгового оборота, она достигла в начале XXI в. почти 2 трлн. $. (по некоторым оценкам, около 3 трлн.). Примечательно, что во внешнеторговом обороте темпы роста объема услуг примерно в 1,5 раза выше темпов роста объема физических товаров.

Потенциал мировой торговли услугами огромен. Согласно экспертным оценкам в международный оборот вовлечено сейчас лишь около 7% мирового производства услуг.

Феномен быстрой экспансии международной торговли услугами связывают с действием ряда условий и факторов.

Во-первых, общим условием, определяющим масштабы, структуру, тенденции и динамику развития мирового рынка услуг, является быстрый рост самой сферы услуг во всех развитых странах и ее отдельных секторов в большинстве государств мира. Так, если в конце 50-х годов XX в. доля всех видов услуг в ВВП западных стран составляла около 55%, то к началу XXI в. она превышала 70%.

Во-вторых, длительный экономический подъем в большинстве стран мирового сообщества, наблюдаемый в конце XX в., привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм, платежеспособности населения, развитию общественного сектора экономики. Более «мобильный» стиль жизни (деловой и обывательской) обусловил не только значительный рост спроса на уже известные услуги, вовлеченные в мировой торговый оборот, но и расширение спектра новых услуг.

В-третьих, реально и активно протекающий процесс глобализации выступает мощным фактором развития мирового рынка услуг, способствуя одновременно углублению специализации стран И разнообразию форм торговли услугами.

В-четвертых, важнейшую роль в развитии мирового рынка услуг, его структуры сыграл и продолжает играть научно-технический прогресс. Он, в частности, привел к тому, что:

· революционные технологические изменения в средствах связи и на транспорте превратили в товары целый ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, Интернета дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;

· ускорение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информатики повлекло за собой появление новых форм торговли услугами. Речь идет о международном коммерческом обмене информацией, в котором либо базы данных становятся объектом внешней торговли, либо фирмы, таким образом, поддерживают контакт со своими зарубежными филиалами;

· технологический прогресс позволил увеличить спрос на те виды услуг, которые и раньше имели товарную форму (финансовые, банковские, страховые услуги).

Международная торговля услугами стала объектом изучения сравнительно недавно. Длительное время услуги согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к так называемым неторгуемым товарам (nontradable goods), т.е. к товарам, которые потребляются в той же стране, где они производятся, и не перемещаются между странами. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги». Такие услуги по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

Главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем:

■цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны, и за рубежом. Цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и( предложения на национальном рынке. Коле­бания цен на такие товары в других странах значения не имеют;

■поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть всегда компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения - увеличением поставок иностранных товаров. Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно. При его нарушении возникают серьезные социально-экономические диспропорции;

■динамика и уровень внутренних цен на торгуемые товары следуют за динамикой и уровнем цен в других странах. Внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран, а изменение может не приводить к изменению зарубежных цен на такие же товары

Определяя международную торговлю услугами как специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран, специалисты обращают внимание на ее особенности. Рассмотрим их.

1. Международная торговля услугами тесно сопряжена и (или) взаимосвязана с торговлей физическими товарами. Как правило, купля – продажа материальных товаров влечет за собой целый шлейф услуг: маркетинговых, транспортных, финансовых, страховых, сервисных (обслуживающих). И чем технически сложнее и дороже материальное благо, тем шире круг услуг, связанных с его движением. Вместе с тем торговля услугами все активнее способствует продвижению физических товаров на внешнем рынке: маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая и информационная поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и другие услуги «прокладывают дорогу» материальным товарам и повышают эффективность торговли ими. Таким образом, если традиционно физические товары «тянули» за собой услуги, то в настоящее время при очень жесткой конкуренции на мировом рынке физических товаров «проталкивание» их в другие страны осуществляется с помощью и благодаря услугам.

2.По своей специфике не все услуги могут быть объектом внешней торговли. По критерию возможного участия в международной торговле все услуги подразделяются на три группы:

а) услуги, которые могут быть объектом внешней торговли. К ним, например, с незапамятных времен относятся транспортные услуги: еще 3,5 тыс. лет тому назад финикийцы регулярно занимались фрахтом — морской транспортировкой товаров; 2,5 тыс. лет назад зародились международный туризм, финансовые, страховые, банковские услуги;

б) услуги, которые в силу своих особенностей не могут предлагаться на мировом рынке. Обычно к ним относят коммунальные услуги, часть бытовых. Заметим, что круг таких услуг постепенно сужается;

в) услуги, могущие, быть и не быть объектом внешней торговли. К ним относится большая часть услуг; их спектр расширяется по мере научно-технического прогресса. Так, во внешнеторговый оборот все больше втягиваются услуги системы быстрого питания, учреждений культуры, здравоохранения, спорта и т.д.

3.Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля физическими товарами:

а) защищена государством от иностранной конкуренции. Правительства многих стран считают, что масштабный импорт услуг может представлять угрозу для суверенитета и безопасности. Поэтому международная торговля услугами регламентируется со стороны государства более жестко;

б) монополизирована. «Зарубежная доля в банковском итоге у "французского банка „Креди Лионе", занимающего 9-е место в мировом рейтинговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70% его объема. Каждая из шести крупнейших аудиторских компаний мира имеет свои представительства более, чем в НО странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%, 60% мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний»[16];

в) диверсифицирована. Расширяется объем купли-продажи целых пакетов услуг, в результате чего снижаются риски от совершаемых операций. Современный мировой рынок услуг включает торговлю самыми разнообразными услугами (160 видов), которые классифицированы Статистической комиссией ООН по 12 разделам:

1) «Деловые услуги» (46 отраслевых видов услуг);

2) «Услуги связи» (25 видов);

3) «Строительные и инжиниринговые услуги» (5 видов);

4) «Дистрибьюторские услуги» (5 видов);

5) «Общеобразовательные услуги» (5 видов);

6) «Услуги по защите окружающей среды» (4 вида);

7) «Финансовые услуги, включая страховые» (17 видов);

8) «Услуги по охране здоровья и социальные услуги» (4 вида);

9) «Туризм и путешествия» (4 вида);

10)«Услуги в области организации досуга, культуры и спорта» (5 видов);

11)«Транспортные услуги» (33 вида);

12)«Прочие услуги».

Очевидно, что разнообразие торгуемых услуг огромно. Кроме того, услуги обладают рядом значительных отличий от физических товаров, что также накладывает отпечаток на процесс международной торговли и технологию ее реального осуществления. В связи с этим в современных условиях выделяют четыре способа международной торговли услугами.

1.Трансграничная торговля (cross-border trade), когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например, предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения (на ее долю приходится свыше 40% всего объема международной торговли услугами).

2.Потребление за границей (consumption abroad), когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например, выезд за границу на учебу или для лечения (20%).

3.Торговое (коммерческое) присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо right of establishment), когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (около 40%).

4.Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), когда услуга заключается непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например, приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране (более 1%).

В более «компактном» виде все способы международной торгов­ли услугами представлены в табл. 4.

Таблица 4

Способы международной торговли услугами

  Потребитель не перемещается Потребитель перемещается
Производитель не перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги Б. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Производитель перемещается В.Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция Г. Поездки в третьи страны, организованные фирмами нерезидентами

 

Участие различных стран в мировом рынке услуг отличается масштабами экспорта и импорта услуг, их структурой и динамикой. Следует отметить сложность и несовершенство статистического учета мировой торговли услугами. Как считают зарубежные специалисты, величина международной торговли услугами занижена на 40—50%. Во многом это объясняется тем, что в статистике:

■многие виды услуг включаются в экспорт и импорт физических товаров (например, не всегда инжиниринговые услуги отделяются от поставки машин и оборудования при выполнении подрядных работ за границей, а по экспертным оценкам расходы на такие услуги, как монтаж, обучение персонала, послепродажное обслуживание, могут превышать 40% стоимости контракта);

■недостаточно учитываются посреднические услуги, выполняемые на территории других стран;

■многие международные операции с услугами, особенно оказываемые одними подразделениями фирм другим, часто вообще не учитываются в платежном балансе;

■до начала 90-х годов XX в. ряд стран с переходной экономикой какое-то время не рассчитывали данные о торговле услугами;

■методология учета разных статей услуг до недавнего времени сильно различалась в отдельных странах.

Очевидно, что расширение объема международной торговли услугами, важность отражения реальных ее масштабов настойчиво диктуют необходимость совершенствования методологии учета оборота услуг на внешнем рынке.

Доминирующее положение в международной торговле услугами занимают наиболее развитые страны: США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды и др. На их долю приходится около 75% мирового экспорта и импорта услуг, причем впереди с большим отрывом идут США (около 20% экспорта и 15% импорта). Экспорт услуг всех развивающихся стран составляет 20%, а импорт — на 5—10% больше.

Роль восточноевропейских государств и стран СНГ в международной торговле услугами незначительна: они экспортируют и импортируют до 4% мирового оборота услуг.

Следует заметить, что некоторые страны имеют аномально высокую долю коммерческих услуг в экспортных поступлениях (более 30%). Как правило, это характерно для тех стран, где весьма сильно развита индустрия туризма, а производственный сектор экономики относительно невелик (Греция, Тунис, Египет, Турция). Противоположная ситуация отмечается в странах, являющихся крупными поставщиками сырьевых ресурсов, в том числе и углеводородного сырья.

 

2  Структура мирового рынка услуг

По мере своего развития международный рынок услуг становится, с одной стороны, более разнообразным, с другой, структурированным: в нем всё отчётливее можно выделить специализированные (узкие) рынки, например рынки информационных, транспортных, туристических, финансовых инжиниринговых, консалтинговых услуг и т.д. Международная статистика свидетельствует, что в последние годы структура рынка услуг претерпевает существенные изменения: в экспорте значительно снизилась доля транспортных услуг и, напротив, динамично развивается область туристических услуг, особенно высокими темпами увеличиваются деловые услуги, связанные с экспортом технологий, знаний, информации.

Известно, что различные страны весьма сильно различаются по степени развития тех или иных услуг, поэтому у стран наблюдаются различные конкурентные преимущества, что определяет их специализацию на мировом рынке услуг.

Хотя развитые страны имеют мощную внутреннюю сферу услуг, на мировой рынок они поставляют только определенный вид или несколько видов услуг, по которым у них весьма конкретные преимущества.

В последние годы отмечается быстрое развитие международной торговли наукоемкими, в том числе инжиниринговыми, консалтинговыми услугами, для которых характерна высокая степень специализации и разнообразие видов.

3. Регулирование международной торговли услугами

Развитие мирового рынка услуг немыслимо без совершенствования регулирования торговли услугами. Мировая торговля услугами на протяжении многих лет регулировалась на двусторонней основе. Основными участниками этих отношений были либо суверенные государства, либо государство и инофирма. Однако в результате появления международной сети услуг, базирующихся на применении современных технических средств связи и компьютеров, снизилась эффективность традиционных методов регулирования в этой сфере, что в свою очередь стало препя



2020-02-03 212 Обсуждений (0)
Лекция 6 Концентрация производства и сфера сервиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 6 Концентрация производства и сфера сервиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)