Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - стадия развития человека с 12 до 16 лет, характеризующая переход человека от детства к взрослому возрасту (зрелости). В этот период заканчивается развитие всех систем организма, происходит становление психики, развитых форм мыслительной деятельности (абстрактного словесно-логического мышления), эмоций. Быстрый физический рост детей в подростковом возрасте обусловлен процессом полового созревания подростков и связанной с ним гормональной перестройкой организма. Это отражается в повышении возбудимости центральной нервнойсистемы, резких вегетативно-сосудистых сдвигах, ослаблении процессов торможения и пр. Изменяется и само поведение подростков; могут наблюдаться повышенная раздражительность, легкая утомляемость, расстройства сна, проявления психической неуравновешенности: резкие переходы эмоций - от бурного восторга к подавленному настроению и обратно, чрезвычайная обидчивость, склонность к слезам, критическое отношение к окружающим (в особенности к взрослым), так называемый «конфликт отцов и детей». Несмотря на то, что высшие психические функции (память, внимание, восприятие и пр.) в подростковом возрасте достигают уже уровня, свойственного взрослому человеку, в период полового созревания имеет место временное замедление их развития. Так, у подростков заметны трудности в запоминании большого объема учебного материала, построения логических умозаключений и т. д. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общение становится ведущей формой деятельности, в процессе которого активно осваиваются нормы, цели и средства социального поведения, вырабатываются критерии оценки себя и других. Характерным для подростков является стремление к самопознанию, обусловленное интересом к собственной личности. Кконцу подросткового возраста ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, в которой проявляется стремление к самосовершенствованию, выбору собственного жизненного пути. Личность подростка формируется благодаря активным социальным контактам и жизни в обществе. Критерии сформировавшейся личности таковы: - наличие в мотивах иерархии, в определенном смысле, способности к поведению опосредованному (как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого). При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу; - способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Надо отметить тяжелые социально-экономические условия, в которые попала современная молодежь: крушение прежнего мировоззрения без четкого обозначения нового, отсутствие знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного производства, семейное неблагополучие, ослабление воспитательной функции школы, недостаточно эффективная работа по обеспечению занятости подростков. Все это привело к серьезным проблемам в деле воспитания и формирования целостной, общественно-значимой личности гражданина. Нередко в отношении подростков звучат слова «трудный ребенок», «тяжелый характер», «неуправляемое поведение». Что же такое «трудный подросток»? Какой он? Если определять его личность в целом, то надо отметить следующие его качества: низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие интереса к приобретению знаний, привычка к безделью, безволие, трансформация нравственных понятий. Нередко в среду «трудных подростков», под их влияние попадают дети-инвалиды, дети-мигранты, которые чувствуют необходимость самоутвердиться, самореализоваться, завоевать авторитет. Серьезным неблагоприятным фактором, влияющим на формирование правовой культуры и поведение детей и подростков, является криминогенная обстановка, представляющая «изнаночную» сторону социально-культурной среды. Рост количественных показателей участия в преступлениях и правонарушениях детей, подростков, молодежи, массовый и тяжелый характер совершаемых детьми и подростками преступлений свидетельствуют о том, что социально-культурная среда, обладая большой силой воздействия, может отрицательно влиять на формирование мировоззрения человека. Естественно, что при теснейшем взаимодействии всех заинтересованных структур, входящих в систему культурных, образовательных, просветительных, правоохранительных, оздоровительных учреждений, при условии выработки совместных подходов и направлений деятельности на всех уровнях, можно эффективно решать вопросы правового воспитания и профилактики детской и подростковой преступности. Творческая занятость детей и подростков, их активный, полезный, содержательный и интересный отдых – основа предотвращения асоциального поведения - приоритетное направление в деятельности учреждений культурно-досуговой сферы. Более половины всех мероприятий, проводимых в учреждениях культуры в течение года, - мероприятия для подростков, детские акции, программы, проекты, предусматривающие создание условий для развития и самореализации детей и подростков. Именно в коллективе подросток находит помощь и сочувствие возникшим у него конфликтам и иным сложным ситуациям. В современной ситуации для того, чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подросток должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, окружающей и коммуникативной среде, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самовыражению. С другой стороны, чем уже условные рамки социокультурного пространства, тем однозначнее формирование типа личности и его форм внутреннего и внешнего поведения. Так, например, среда, характеризующаяся внутренней социальной нестабильностью, приводит к тому, что между личностью и целью, к реализации которой она стремится, возникают непреодолимые преграды. Внутренняя самореализация личности в таких условиях носит, в основном, компенсаторный характер. Энергия, предназначенная для созидания, перераспределяется на достижение социальной стабильности. Внешние проявления сказываются в том, что личность дезориентируется в своем поведении, что отрицательным образом сказывается на формировании ее связей с сообществом и культурой, а также на качестве этих отношений. Это приводит к созданию серой, бездуховной личности, которую социальная незащищенность, атмосфера эмоциональной напряженности деформируют, лишают внутренней стабильности, психологической защищенности и возможности самосовершенствоваться и проявлять себя. Таким образом, среда способна развивать индивидуальность и формировать через определенный образ жизни социальный тип. Это позволяет рассматривать ее как потенциальное средство управления становлением человеческой личности, как фактор, формирующий образ мысли и тип поведения индивида. Участие детей, подростков и молодежи в творческих кружках и студиях, клубах по интересам и просто всевозможных мероприятиях создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского поведения. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это подтверждает практика создания общественных организаций в рамках социально-культурной среды. Не случайно Организация Объединенных Наций в «Конвенции о правах ребенка» наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для развития и образования, предусматривает права детей на активное участие в жизни общества. Затрагивая вопросы основ и принципов профилактической работы с подростками, важно рассмотреть основные стадии профилактики в целом. Различаются: - профилактика первичная - научно обоснованные психологические приемы воспитания; - профилактика вторичная - методы психологической помощи лицам, злоупотребляющим одурманивающими веществами, склонным к правонарушениям; проведение бесед, знакомящих с последствиями злоупотребления алкоголя и наркотиков, с последствиями правонарушений и уголовных действий; - профилактика третичная - организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающим от алкоголизма и наркомании лицам, проведение мероприятий, способствующих реабилитации малолетних правонарушителей, их социализации в обществе сверстников. Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин алкоголизма и наркомании задолго до того, как они могут появиться. Оптимальный период для создания антинаркотических установок - младший и средний возраст. Учитывая психологические особенности этих возрастных групп, разъяснительная работа должна направляться на демифологизацию алкоголя, наркотиков и преступного поведения как символов престижа; разрыв ассоциации асоциальности с положительными качествами личности: мужественностью, храбростью, «современностью» и пр. В пропаганде просоциальных действий для взрослых нужно в доступной форме сообщать о свойствах наркотизирующих веществ и последствиях их употребления, о последствиях совершения преступления и взаимосвязи здорового образа жизни, наркотической/алкогольной зависимости и социального статуса и достижений в обществе, сформировать в общественном сознании альтернативу стилю уголовной жизни. На основании опыта установлено, что особенно эффективны не деструктивные методы профилактики, основанные на запугивании и устрашении, а конструктивные - направленные на формирование такой смысловой ориентации личности, для коей алкоголь, наркотики и правонарушения не являются ценностями. Профилактика вторичная имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь и наркотики, склонными к правонарушениям и девиантному поведению. Сюда входят: - ранняя диагностика; - раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами девиации; - предложение широкой помощи психологической (беседа, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, юридические консультации, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками, наркоманами и правонарушителями), работа с непосредственным окружением выздоравливающих от алкоголизма и наркомании. Важным аспектом является взаимодействие сложного подростка с успешными, активными, творчески самореализующимися сверстниками. Именно через общение происходит знакомство с альтернативными способами самовыражения и приобщение к социально принятым формам проявления своей индивидуальности. Этой цели служит образование клубов по интересам, организация кружков и студий творчества, проведение бесед и «круглых столов» между сложными подростками с отклоняющимся поведением и творчески развитой молодежью с активной гражданской позицией; организация встреч с инспекторами по делам несовершеннолетних, наркологами и психологами, работающими с девиантными ребятами и людьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость и пр. Важно дать подростку возможность понять, что вариантов самореализации, альтернативных асоциальному поведению, великое множество, и среди них обязательно найдется что-то интересное и увлекательное лично для него. Чтобы подружиться с «трудным подростком» и стать для него ориентиром в развитии, привлечь его внимание и заинтересовать, необходимо, прежде всего, понять суть его проблемы. Необходимо найти такие формы работы, в которых в созидательное русло чутко направляются собственные интересы молодых людей, их творческая энергия и ярко выраженная самореализация. Отличительной особенностью профилактики третичной является направленность работы не столько на профилактику, сколько уже на преодоление проблемы и ориентация на дальнейшие просоциальные формы поведения.
Причины неэффективных детско-родительских отношений глазами подростков
Одну из важнейших сторон человеческого бытия составляет психологические воздействия людей друг на друга. Не случайно исследования таких взаимодействий занимают существенное место как в психологии, так и в других отраслях человековедения. Система объективных социальных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективное отношение ко всем сторонам действительности. Семья является важнейшим элементом социальной ситуации каждого человека. В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, которые влияют на ход психического развития ребенка. Именно в семье зарождаются и интенсивно протекают очень важные процессы становления самосознания и самоопределения личности, формируется или подрывается психологическое здоровье детей и молодежи. Специалисты всегда особо подчеркивают: именно родители являются первыми и наиболее влиятельными учителями для своих детей. Семейная атмосфера создает исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из этого опыта ребенок усваивает представление о себе, других и о мире в целом. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает проверку действий, которые придают ему чувство общности и значимости. Образовательные, экономические, религиозные и другие социальные факторы воспринимаются детьми через жизненный опыт родителей. Сходство родных братьев и сестер указывает на их общий жизненный опыт, приобретенный дома, на те ценности, которые они восприняли и на образцы поведения, на которых они были воспитаны. В каждом возрасте взаимоотношения с родителями имеют свои проблемы и закономерности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка и юноши, который не зависел бы от семейного воспитания. Установлено, что в старшем школьном возрасте острая потребность в доверительном неформальном общении с взрослыми выступает как одно из важнейших новообразований данного возрастного периода. Потребность в общении с взрослыми обусловлена, главным образом, проблемами перспективного жизненного самоопределения, которое возникает в этом возрасте. Основным содержанием желаемого общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношений людей, выбора профессии, т. е. те проблемы, в решении которых предполагается участие заинтересованного человека, имеющего социальный жизненный опыт, достаточный уровень знаний. В этом возрасте отмечается потребность в нерегламентированном, неформальном общении с родителями, в то время как в реальном процессе общения преобладает регламентированная форма общения, что вызывает чувство неудовлетворенности у школьников. Взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Причина этого коренится, прежде всего, в психологии родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира юноши. Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, не принято обсуждать некоторые интимные вопросы с детьми, поэтому общение принимает формальный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители нажимают на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые аспекты жизни детей, тем суше, казеннее становятся их взаимоотношения. В свою очередь, подростки невнимательны к родителям из-за своего эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ родителей с какой-то неожиданной стороны. У детей складывается неверное, обедненное представление о своих родителях, которых они считают скучными, неинтересными людьми. Это происходит потому, что отец и мать не допускают ребенка к своему внутреннему миру, избегают в его присутствии говорить о себе, а в общении предпочитают обыденные, житейские темы разговоров. Среди учащихся 9 -10-х классов было проведено анкетирование с целью выявления особенностей взаимоотношений подростков с родителями. Исследование показало, что 85% учащихся ощущают потребность в общении с взрослыми, несмотря на то, что потребностью переходного возраста является освобождение от контроля и опеки родителей и других старших. Поэтому только 50% детей часто советуются со своими родителями по вопросам и 40% советуются редко, потому что им легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями, 95% детей это подтвердили. Причиной является неуверенность, что они найдут понимание у родителей. Отвечая на вопрос: «Как вы думаете, понимают ли вас родители?», только 30% ответили утвердительно, остальные 70% в этом сомневаются или совсем не уверены. Поэтому учащиеся обычно обсуждают с родителями вопросы, связанные с учебой, школьными проблемами, домашними делами - 85%, и только 15% детей могут обсудить с родителями любую волнующую их тему. Учащиеся отметили, что им легче обсудить вопрос с другом, чем с родителями, но наибольшая автономия от родителей и ориентация на сверстников наблюдаются в сфере досуга, развлечений, общения, свободного времени. Поэтому 80% детей предпочитали бы проводить свое свободное время в компании друзей, вне семьи и только 20% охотно посвятили бы свое время родственникам (сестре, родителям). Но в сложных житейских ситуациях 55% детей обратились бы за помощью к родителям. При всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки все же нуждаются в жизненном опыте и помощи старших, которые более компетентны в решении сложных жизненных ситуаций. Кроме того, 45% учащихся больше прислушиваются к критике родителей, а 55% к критике друзей и других людей. На вопрос «Чье понимание для вас важнее всего?» 60% учащихся отмечают понимание родителей, 85% опрошенных считают, что с родителями можно дружить. Хотя, если бы случилась неприятность в жизни детей, то в первую очередь об этом они хотели бы рассказать подруге (65%). Это также свидетельствует о том, что уровень понимания со стороны родителей и откровенности с ними детей гораздо уступает соответствующему уровню со стороны друзей. Степень идентификации с родителями такова: 20% определенно точно хотели бы стать похожими на родителей, 45 % категорически ответили «нет», остальные «не знают» или «хотели бы частично, при каких-то условиях». Учащиеся были опрошены относительно их реальных и желаемых отношений с родителями. Взаимную дружбу и понимание отметили только 20% опрошенных, 25% — нейтралитет и 55% — опеку. В то время как у 90% потребность в отношениях, основанных на взаимопонимании и у 10% — нейтралитет. Отсюда видно, что потребность в отношениях, основанных на взаимопонимании, удовлетворяется лишь на 22%. Учащимися был «нарисован» портрет идеального родителя. Ученики назвали качества, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный родитель. Это: понимание, доброта, умение наладить хорошие отношения, доверие взрослых детям, решение всех проблем сообща, уважение к детям, поддержка, помощь, умение разрешить конфликт. На первое место из всех качеств 50% юношей и девушек поставили понимание. Выводы по результатам анкетирования учащихся: родители являются значимыми взрослыми в жизни, т. к. подростки ощущают потребность в общении с родителями, необходимость советоваться в сложных жизненных ситуациях. Очень важно для большинства юношей и девушек понимание родителей, хотя основным мотивом общения является обсуждение вопросов, связанных с проблемами в школе, материального плана (деньги, одежда), но не личные проблемы. Это свидетельствует о низком уровне взаимопонимания между взрослыми и детьми, т. к. большинству ребят легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями. Но в то же время учащиеся считают, что с родителями можно наладить дружеские отношения, а для этого очень важно именно взаимопонимание, уважение, доверие, поддержка, равноправные отношения, умение преодолевать конфликтные ситуации.
Основы профилактической работы с семьей девиантного подростка Переоценить роль семьи в воспитании ребенка невозможно. Поэтому для начала речь пойдет о профилактической работе с семьями девиантных детей. Семья - это первая социальная группа, а именно первичная социализация определяет направленность процесса развития личности. Семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными реалиями и до определенного времени - чуть ли не единственным интерпретатором господствующих в различных социальных структурах ценностей, с которыми ребенок столкнется в будущем. Именно семья дает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения. Социализация молодого человека будет проходить с учетом результатов взаимоотношений в семье. Контакт с семьей является залогом успеха в дальнейшей профилактической работе с подростками. Можно выделить два типа семей, дети из которых попадают в группу риска. Первый - неблагополучные семьи: малообеспеченные, неполные, безработных, криминальных или безразличных к воспитанию детей родителей, семьи алкоголиков и наркоманов. А чем ниже социальный статус семьи, тем скорее дети оказываются вне сферы ее воздействия и попадают «на улицу». Второй тип семей — это дисфункциональные семьи, т. е. семьи, которые не справляются с подготовкой ребенка к самостоятельной, ответственной жизни в условиях повышенных требований, стрессовых нагрузок и неясных социальных ориентиров. На сегодняшний день ситуация складывается так, что и благополучная, «нормальная», без формальных признаков дисфункции семья также может создавать условия для развития асоциального поведения ребенка. В дисфункциональных семьях чаще всего происходит деформация воспитательной функции. Оторванность молодых людей от трудовых и нравственных традиций семьи отрицательно влияет на духовную близость между родителями и детьми. В страхе перед наркотизацией ребенка, его противоправным, асоциальным поведением родители применяют ошибочные стратегии воспитания: - стремясь к обеспечению занятости ребенка, увеличивают учебную нагрузку разного рода (курсы, секции, музыкальная школа и т. п.), сокращая тем самым сферу собственного досуга; - чаще используют назидательные «беседы» вместо дискуссии и диалога; - стремясь устранить «опасные» контакты, создают условия для - из страха попустительски относятся к развитию вредных привычек (смирение с ранним курением, потреблением пива и других алкоголесодержащих напитков); - делают акцент на волевых и рациональных аспектах поведения в ущерб эмоциональным; - тормозят самостоятельность подростка, ограничивая его активность, предупреждая и исключая риск; - выгораживают и защищают своего ребенка в школе, перед другими в ситуациях, когда лучшим выходом могло бы быть правильно подобранное наказание; - усиливают контроль и недоверие вместо наращивания взаимопонимания.
Ошибочность этих стратегий заключается в их противоречии научному факту: склонность к асоциальному поведению ярче проявляется у детей и подростков, выключенных из сферы семейного влияния, не ориентированных на родительские ценности. Они оказываются незащищенными от стихийного воздействия субкультурных и контркультурных образцов. Многие юноши и девушки, вступающие в брак, не умеют строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей. Они не имеют представления о том, какими качествами должны обладать современные родители, не готовы воспитывать своих детей из-за социально-педагогической некомпетентности. Часто родители испытывают растерянность и признают свое Чтобы подготовить к этому родителей, необходимо не только просвещение по вопросам развития, но и обучение взаимодействию с подростком, интерактивным технологиям воспитания. Отношение к подростку в семье оказывается половинчатым: подростку разрешается небывалая прежде свобода (или он сам ее завоевывает), при этом не возрастает ответственность. Внутри семьи подросток сохраняет детский статус (материальное обеспечение, бытовое обслуживание). Усиление прав и ослабление обязанностей приводят к деформации отношений между поколениями в семье, которая ложится тяжким бременем на плечи и тех, и других. Поэтому профилактика должна включать работу как с несовершеннолетними, так и с родителями. Другая особенность родительского отношения - это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим. Родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка. Родители очень часто говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений. Воспитанием детей в большинстве семей занимаются матери. Можно назвать и другие факторы отношения родителей к детям, ведущие к формированию отклоняющегося поведения: - непонимание своеобразия личностного развития детей; - неприятие детей, которое проявляется в преобладании отрицательных оценок характера ребенка, недоверии к его формирующемуся жизненному опыту; - несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей; - негибкость родителей в отношениях с ребенком, которая проявляется в навязывании мнения, в несвоевременном отклике, в недостаточном учете ситуации; - неравномерность отношений родителей в различные годы жизни ребенка; несогласованность отношений между родителями. Наряду с низкой культурой родителей и отсутствием у них психологической и педагогической подготовки, что ведет к применению асоциальных методов и форм воспитания детей, к основным факторам семейной дезадаптации следует отнести сложные социально-бытовые и экономические условия жизни семьи, неразвитость инфраструктуры семейного досуга, рассогласованность в выработке и реализации семейной политики на государственном и региональном уровнях, а также некоординированность социально-педагогической деятельности основных институтов, призванных проводить профилактическую работу. Эти и ряд других факторов правового, экономического и финансового характера способствуют аномальному поведению родителей в семьях, что является в свою очередь одним из основных факторов социальной дезадаптации молодых людей, выражающейся, в частности, в бродяжничестве, употреблении наркотиков, противоправном поведении. В связи с этим, становится очевидной необходимость разработок, апробации и внедрения новых методов работы с семьей, которые направлены на повышение социальной активности ее членов, гармонизацию и гуманизацию взаимоотношений, приобретение основных социальных, педагогических, психологических, юридических и медицинских знаний. Нужен контакт семьи с различными специалистами и другими семьями, расширение ее кругозора, а при необходимости и медицинская помощь. Одним из важнейших условий успешности деятельности в этом направлении является целенаправленная и адекватно построенная работа с семьей «проблемного» ребенка. Очевидно и то, что эта работа должна осуществляться междисциплинарным коллективом учреждения культуры, детского сада, школы, коррекционно-реабилитационного центра и т. п. Активная профилактическая помощь семье, которая столкнулась с подобным поведением ребенка, основана на следующих базовых положениях: - ее методической основой является концепция активной профилактической работы с асоциальным, девиантным поведением ребенка в образовательной среде. В рамках этой концепции профилактическая помощь адресуется всем группам несовершеннолетних, начиная с младшего школьного возраста, и их родителям; - работа должна основываться на практическом опыте в области семейной психологии и культуры; - работа должна базироваться на дифференцированном отношении к детям с учетом их возраста, личностных свойств, характера семейных отношений, а также степенью наркозависимости и уровнем правонарушений.
Проведенный анализ определяет уровни и формы первичной профилактики асоциального поведения в семье.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |