Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности подросткового возраста



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
Особенности подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подростковый возраст - стадия развития че­ловека с 12 до 16 лет, характеризующая переход человека от детства к взрослому возрасту (зрелости).

В этот период закан­чивается развитие всех систем организма, происходит станов­ление психики, развитых форм мыслительной деятельности (аб­страктного словесно-логического мышления), эмоций. Бы­стрый физический рост детей в подростковом возрасте обусловлен процессом по­лового созревания подростков и связанной с ним гормональной перестройкой организма. Это отражается в  повышении возбудимости центральной нервнойсистемы, резких вегетативно-сосудистых сдвигах, ослаблении процессов торможения и пр.

Изменяется и само поведение подростков; могут наблюдаться повышенная раздражительность, легкая утомляемость, расстройства сна, проявления психической неуравновешенности: резкие переходы эмоций - от бурного восторга к подавленному настроению и обратно, чрезвычайная обидчивость, склонность к слезам, критическое отношение к окружающим (в особенности к взрослым), так называемый «конфликт отцов и детей». Несмотря на то, что высшие психические функции (память, внимание, восприятие и пр.) в подростковом возрасте достигают уже уровня, свойственного взрослому человеку, в период полового созревания имеет место временное замедление их развития. Так, у подростков заметны трудности в запоминании большого объема учебного материала, построения логических умозаключений и т. д.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общение становится ведущей формой деятельности, в процессе которого активно осваиваются нормы, цели и средства социального поведения, вырабатываются критерии оценки себя и других.

Характерным для подростков является стремление к самопознанию, обусловленное интересом к собственной личности. Кконцу подросткового возраста ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, в которой проявляется стремление к самосовершенствованию, выбору собственного жизненного пути.

Личность подростка формируется благодаря активным социальным контактам и жизни в обществе. Критерии сформировавшейся личности таковы:

    - наличие в мотивах иерархии, в определенном смысле, способности к поведению опосредованному (как спо­собности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого). При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу;

- способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

Надо отметить тяжелые социально-экономические условия, в которые попала современная молодежь:  крушение прежнего мировоззре­ния без четкого обозначения нового, отсутствие знаний и умений жить и работать в условиях кон­курентного производства, семейное неблагопо­лучие, ослабление воспитательной функции школы, недостаточно эффективная работа по обеспечению занятости подростков. Все это привело к серьезным проблемам в деле воспитания и формирования целостной, общественно-значимой личности гражданина. Нередко в отношении подростков звучат слова «трудный ребенок», «тяжелый характер», «неуправляемое поведение».

Что же такое «трудный подросток»? Какой он?

Если определять его личность в целом, то надо отметить следую­щие его качества: низкий уровень образования и культуры поведе­ния, отсутствие интереса к приобретению знаний, привычка к без­делью, безволие, трансформация нравственных понятий.

Нередко в среду «трудных подростков», под их влияние попадают дети-инвалиды, дети-мигранты, которые чувствуют необходимость самоутвердиться, самореализоваться, завоевать авторитет.

Серьезным неблагоприятным фактором, влияющим на форми­рование правовой культуры и поведение детей и подростков, является криминогенная обстановка, представляющая «изнаночную» сторону социально-культурной среды. Рост количественных показа­телей участия в преступлениях и правонарушениях детей, подрост­ков, молодежи, массовый и тяжелый характер совершаемых детьми и подростками преступлений свидетельствуют о том, что социаль­но-культурная среда, обладая большой силой воздействия, может отрицательно влиять на формирование мировоззрения человека.

 Естественно, что при теснейшем взаимодействии всех заинтересованных структур, входящих в систему культурных, образовательных, про­светительных, правоохранительных, оздоровительных учреждений, при условии выработки совместных подходов и направлений дея­тельности на всех уровнях, можно эффективно решать вопросы правового воспитания и профилактики детской и подростковой пре­ступности.

Творческая занятость детей и подростков, их активный, полезный, содер­жательный и интересный отдых – основа предотвращения асоциального поведения - приоритетное направ­ление в деятельности учреждений культурно-досуговой сферы. Более половины всех мероприятий, проводимых в учреждениях культуры в течение года, - мероприятия для подро­стков, детские акции, программы, проекты, предусматривающие создание условий для развития и самореализации детей и подрост­ков.

Именно в коллективе подросток находит помощь и сочувствие возникшим у него конфликтам и иным сложным ситуациям.

В современной ситуации для того, чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подросток должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире про­изводства, бизнеса, общественно-политической жизни, окружаю­щей и коммуникативной среде, не потеряв при этом своей само­бытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самовыражению.

С другой стороны, чем уже условные рамки социокультурного пространства, тем однозначнее формирование типа личности и его форм внутреннего и внешнего поведения. Так, например, среда, характеризующаяся внутренней социальной нестабильностью, при­водит к тому, что между личностью и целью, к реализации которой она стремится, возникают непреодолимые преграды. Внутренняя самореализация личности в таких условиях носит, в основном, компенсаторный характер. Энергия, предназначенная для созида­ния, перераспределяется на достижение социальной стабильности. Внешние проявления сказываются в том, что личность дезориенти­руется в своем поведении, что отрицательным образом сказывается на формировании ее связей с сообществом и культурой, а также на качестве этих отношений. Это приводит к созданию серой, безду­ховной личности, которую социальная незащищенность, атмосфера эмоциональной напряженности деформируют, лишают внутренней стабильности, психологической защищенности и возможности са­мосовершенствоваться и проявлять себя.

Таким образом, среда способна развивать индивидуальность и формировать через определенный образ жизни социальный тип. Это позволяет рассматривать ее как потенциальное средство управ­ления становлением человеческой личности, как фактор, формиру­ющий образ мысли и тип поведения индивида.

Участие детей, подростков и молодежи в творческих кружках и студиях, клубах по интересам и просто всевозможных мероприятиях создает необходимые условия для приоб­ретения ими социального опыта, гражданского поведения. Стремле­ние детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это подтверждает практика создания общественных организаций в рамках социально-культурной среды. Не случайно Организация Объединенных Наций в «Конвенции о правах ребенка» наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для развития и образования, предусматривает права детей на активное участие в жизни общества.

Затрагивая вопросы основ и принципов профилактической работы с подростками, важно рассмотреть основные стадии профилактики в целом. Различаются:

   - профилактика первичная - научно обоснованные психологические приемы воспитания;

   - профилактика вторичная - методы психологической помощи ли­цам, злоупотребляющим одурманивающими веществами, склонным к правонарушениям; проведение бесед, знакомящих с последствиями злоупотребления алкоголя и наркотиков, с последствиями правонарушений и уголовных действий;

   - профилактика третичная - организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающим от алкоголизма и наркомании лицам, проведение мероприятий, способствующих реабилитации малолетних правонарушителей, их социализации в обществе сверстников.

Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на пре­дупреждение причин алкоголизма и наркомании задолго до того, как они могут появиться. Оптимальный период для создания антинаркотических установок - младший и средний возраст. Учитывая психологические особенности этих возрастных групп, разъяснительная работа должна на­правляться на демифологизацию алкоголя, наркотиков и преступного поведения как символов престижа; разрыв ассоциации асоциальности с положительными качествами личности: мужественностью, храбростью, «современностью» и пр. В пропаганде просоциальных действий для взрослых нужно в доступной форме сообщать о свойствах наркотизирующих веществ и последствиях их употребления, о последствиях совершения преступления и взаимосвязи здорового образа жизни, наркотической/алкогольной  зависимости и социального статуса и достижений в обществе, сформировать в общественном сознании альтернативу стилю уголовной жизни.

На основании опыта установлено, что особенно эффективны не деструктивные методы профилактики, основанные на запугивании и устрашении, а конструктивные - направленные на формирование такой смысловой ориентации личности, для коей алкоголь, наркотики и правонарушения не явля­ются ценностями.

Профилактика вторичная имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь и наркотики, склонными к правонарушениям и девиантному поведению. Сюда входят:

 - ранняя диагностика;

 - раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами девиации;

 - предложение широкой помощи психологи­ческой (беседа, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, юридические консультации, группы общения, встречи с бывши­ми алкоголиками, наркоманами и правонарушителями), работа с непосредственным окружением выздоравливающих от алкоголизма и наркомании.

Важным аспектом является взаимодействие сложного подростка с успешными, активными, творчески самореализующимися сверстниками. Именно через общение происходит знакомство с альтернативными способами самовыражения и приобщение к социально принятым формам проявления своей индивидуальности. Этой цели служит образование клубов по интересам, организация кружков и студий творчества, проведение бесед и «круглых столов» между сложными подростками с отклоняющимся поведением и творчески развитой молодежью с активной гражданской позицией; организация встреч с инспекторами по делам несовершеннолетних, наркологами и психологами, работающими с девиантными ребятами и людьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость и пр.

Важно дать подростку возможность понять, что вариантов самореализации, альтернативных асоциальному поведению, великое множество, и среди них обязательно найдется что-то интересное и увлекательное лично для него. Чтобы подружиться с «трудным подростком» и стать для него ориентиром в развитии, привлечь его внимание и заинтересовать, необходимо, прежде всего, понять суть его проблемы. Необходимо найти такие формы работы, в которых в созидательное русло чутко направляются собственные интересы молодых людей, их творческая энергия и ярко выраженная самореализация.

Отличительной особенностью профилактики третичной является направленность работы не столько на профилактику, сколько уже на преодоление проблемы и ориентация на дальнейшие просоциальные формы поведения.

 

 

Причины неэффективных детско-родительских отношений

глазами подростков

 

Одну из важнейших сторон человеческого бытия составляет психологические воздействия людей друг на друга. Не случайно исследования таких взаимодействий занимают существенное место как в психологии, так и в других отраслях человековедения.

Система объективных социальных отношений, в которую оказы­вается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективное отношение ко всем сто­ронам действительности.

Семья является важнейшим элементом социальной ситуации каждого человека. В психологическом смысле семью можно опреде­лить как систему межличностных взаимодействий, которые влияют на ход психического развития ребенка. Именно в семье зарождаются и интенсивно протекают очень важные процессы становления само­сознания и самоопределения личности, формируется или подрыва­ется психологическое здоровье детей и молодежи. Специалисты все­гда особо подчеркивают: именно родители являются первыми и на­иболее влиятельными учителями для своих детей.

Семейная атмосфера создает исходную, решающую среду, в ко­торой формируется личность ребенка. Из этого опыта ребенок усва­ивает представление о себе, других и о мире в целом. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает проверку действий, которые придают ему чувство общности и значимости.

Образовательные, экономические, религиозные и другие соци­альные факторы воспринимаются детьми через жизненный опыт родителей. Сходство родных братьев и сестер указывает на их общий жизненный опыт, приобретенный дома, на те ценности, которые они восприняли и на образцы поведения, на которых они были воспитаны.

В каждом возрасте взаимоотношения с родителями имеют свои проблемы и закономерности. Нет практически ни одного социаль­ного или психологического аспекта поведения подростка и юноши, который не зависел бы от семейного воспитания.

Установлено, что в старшем школьном возрасте острая потреб­ность в доверительном неформальном общении с взрослыми вы­ступает как одно из важнейших новообразований данного возраст­ного периода. Потребность в общении с взрослыми обусловлена, главным образом, проблемами перспективного жизненного самоопределения, которое возникает в этом возрасте. Основным содер­жанием желаемого общения со взрослыми становятся вопросы взаи­моотношений людей, выбора профессии, т. е. те проблемы, в решении которых предполагается участие заинтересованного человека, име­ющего социальный жизненный опыт, достаточный уровень знаний. В этом возрасте отмечается потребность в нерегламентированном, неформальном общении с родителями, в то время как в реальном процессе общения преобладает регламентированная форма обще­ния, что вызывает чувство неудовлетворенности у школьников.

Взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обре­менены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать луч­шего. Причина этого коренится, прежде всего, в психологии родите­лей, не желающих замечать изменения внутреннего мира юноши. Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, не принято об­суждать некоторые интимные вопросы с детьми, поэтому общение принимает формальный характер. Обе стороны чувствуют возник­ший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители нажимают на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые аспекты жизни детей, тем суше, казеннее становятся их взаимоотношения.

В свою очередь, подростки невнимательны к родителям из-за своего эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родите­лей только в каких-то определенных и подчас не самых привлека­тельных ипостасях, разбить которые может только новая информа­ция, высвечивающая привычный образ родителей с какой-то неожи­данной стороны.

У детей складывается неверное, обедненное представление о своих родителях, которых они считают скучными, неинтересны­ми людьми. Это происходит потому, что отец и мать не допускают ребенка к своему внутреннему миру, избегают в его присутствии говорить о себе, а в общении предпочитают обыденные, житейские темы разговоров.

Среди учащихся 9 -10-х классов было проведено анкетирование с целью выявления особенностей взаимоотношений подростков с родителями. Исследование показало, что 85% учащихся ощущают потребность в общении с взрослыми, несмотря на то, что потреб­ностью переходного возраста является освобождение от контроля и опеки родителей и других старших. Поэтому только 50% детей часто советуются со своими родителями по вопросам и 40% сове­туются редко, потому что им легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями, 95% детей это подтвердили. Причиной является неуверенность, что они найдут понимание у родителей. Отвечая на вопрос: «Как вы думаете, понимают ли вас родители?», только 30% ответили утвердительно, остальные 70% в этом сомневаются или совсем не уверены.

Поэтому учащиеся обычно обсуждают с родителями вопросы, связанные с учебой, школьными проблемами, домашними делами - 85%, и только 15% детей могут обсудить с родителями любую волную­щую их тему.

Учащиеся отметили, что им легче обсудить вопрос с дру­гом, чем с родителями, но наибольшая автономия от родителей и ориентация на сверстников наблюдаются в сфере досуга, развле­чений, общения, свободного времени. Поэтому 80% детей предпо­читали бы проводить свое свободное время в компании друзей, вне семьи и только 20% охотно посвятили бы свое время родственникам (сестре, родителям). Но в сложных житейских ситуациях 55% детей обратились бы за помощью к родителям. При всей тяге к самосто­ятельности, юноши и девушки все же нуждаются в жизненном опыте и помощи старших, которые более компетентны в решении сложных жизненных ситуаций. Кроме того, 45% учащихся больше прислушиваются к критике родителей, а 55% к критике друзей и других людей.

На вопрос «Чье понимание для вас важнее всего?» 60% учащих­ся отмечают понимание родителей, 85% опрошенных считают, что с родителями можно дружить. Хотя, если бы случилась неприятность в жизни детей, то в первую очередь об этом они хотели бы расска­зать подруге (65%). Это также свидетельствует о том, что уровень понимания со стороны родителей и откровенности с ними детей гораздо уступает соответствующему уровню со стороны друзей.

Степень идентификации с родителями такова: 20% определенно точно хотели бы стать похожими на родителей, 45 % категорически ответили «нет», остальные «не знают» или «хотели бы частично, при каких-то условиях».

Учащиеся были опрошены относительно их реальных и желае­мых отношений с родителями. Взаимную дружбу и понимание от­метили только 20% опрошенных, 25% — нейтралитет и 55% — опеку. В то время как у 90% потребность в отношениях, основанных на взаимопонимании и у 10% — нейтралитет. Отсюда видно, что по­требность в отношениях, основанных на взаимопонимании, удов­летворяется лишь на 22%.

Учащимися был «нарисован» портрет идеального родителя. Уче­ники назвали качества, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный родитель. Это: понимание, доброта, умение наладить хорошие отношения, доверие взрослых детям, решение всех проблем сообща, уважение к детям, поддержка, помощь, умение разрешить конфликт.

На первое место из всех качеств 50% юношей и девушек поста­вили понимание.

Выводы по результатам анкетирования учащихся: родители яв­ляются значимыми взрослыми в жизни, т. к. подростки ощущают потребность в общении с родителями, необходимость советоваться в сложных жизненных ситуациях. Очень важно для большинства юношей и девушек понимание родителей, хотя основным мотивом общения является обсуждение вопросов, связанных с проблемами в школе, материального плана (деньги, одежда), но не личные проблемы. Это свидетельствует о низком уровне взаимопонимания между взрослыми и детьми, т. к. большинству ребят легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями. Но в то же время учащиеся считают, что с родителями можно наладить дружеские отношения, а для этого очень важно именно взаимопонимание, уважение, до­верие, поддержка, равноправные отношения, умение преодолевать конфликтные ситуации.

 

Основы профилактической работы с семьей девиантного подростка

Переоценить роль семьи в воспитании ребенка невозможно. Поэтому для начала речь пойдет о профилактической работе с семьями девиантных детей.

Семья - это первая социальная группа, а именно первичная соци­ализация определяет направленность процесса развития личности. Семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными реалиями и до определенного времени - чуть ли не единственным интерпретатором господствующих в различных соци­альных структурах ценностей, с которыми ребенок столкнется в бу­дущем. Именно семья дает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Во многом будущее личности человека определяется в се­мье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных осо­бенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способнос­тей, типа будущего поведения. Социализация молодого челове­ка будет проходить с учетом результатов взаимоотношений в семье. Контакт с семьей является залогом успеха в дальнейшей профилактической работе с подростками.

Можно выделить два типа семей, дети из которых попадают в группу риска. Первый - неблагополучные семьи: малообеспеченные, не­полные, безработных, криминальных или безразличных к воспитанию детей родителей, семьи алкоголиков и наркоманов. А чем ниже социальный статус семьи, тем скорее дети оказываются вне сферы ее воздей­ствия и попадают «на улицу».

Второй тип семей — это дисфункциональные семьи, т. е. семьи, которые не справляются с подготовкой ребенка к самостоятельной, ответственной жизни в условиях повышенных требований, стрессо­вых нагрузок и неясных социальных ориентиров. На сегодняшний день ситуация складывается так, что и благополучная, «нормаль­ная», без формальных признаков дисфункции семья также может создавать условия для развития асоциального поведения ребенка.

В дисфункциональных семьях чаще всего происходит деформа­ция воспитательной функции.

Оторванность молодых людей от трудовых и нравственных традиций семьи отрицательно влияет на духовную близость между родителями и детьми.

 В страхе перед наркотизацией ребенка, его противоправным, асоциальным поведением родители применяют ошибочные страте­гии воспитания:

-    стремясь к обеспечению занятости ребенка, увеличивают учебную нагрузку разного рода (курсы, секции, музыкальная школа и т. п.), сокращая тем самым сферу собственного досуга;

-   чаще используют назидательные «беседы» вместо дискуссии и диалога;

-   стремясь устранить «опасные» контакты, создают условия для
альтернативных занятий, чреватых развитием иного рода зависимо­сти (например, компьютерной или религиозной);

-   из страха попустительски относятся к развитию вредных при­вычек (смирение с ранним курением, потреблением пива и других алкоголесодержащих напитков);

-   делают акцент на волевых и рациональных аспектах поведения в ущерб эмоциональным;

-   тормозят самостоятельность подростка, ограничивая его активность, предупреждая и исключая риск;

-   выгораживают и защищают своего ребенка в школе, перед другими в ситуациях, когда лучшим выходом могло бы быть пра­вильно подобранное наказание;

-   усиливают контроль и недоверие вместо наращивания взаимопонимания.

 

Ошибочность этих стратегий заключается в их противоречии научному факту: склонность к асоциальному поведению ярче про­является у детей и подростков, выключенных из сферы семейного влияния, не ориентированных на родительские ценности. Они ока­зываются незащищенными от стихийного воздействия субкультурных и контркультурных образцов.

Многие юноши и девушки, вступающие в брак, не умеют строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей. Они не имеют представления о том, какими качествами должны обладать современные родители, не готовы воспитывать своих детей из-за социально-педагогической некомпетентности.

Часто родители испытывают растерянность и признают свое
бессилие в воспитании детей. Зачастую они стремятся передать свои
функции социализации специалистам разного профиля: «Скажите
ему (ей)», «Сделайте что-нибудь». Кроме того, они убеждены, что
для подростка их мнение ничего не значит по сравнению с мнением ровесников, хотя известно, что авторитет родителей сохраняет свое значение для человека в течение всей жизни. В подростковом возрасте он перестает быть непререкаемым. После фазы родитель­ского диктата по отношению к ребенку, семья всту­пает в фазу переговоров с подростком.

Чтобы подготовить к этому родителей, необходимо не только просвещение по вопросам развития, но и обучение взаимодействию с подростком, интерактивным технологиям воспитания. Отношение к подростку в семье оказывается половинчатым: подростку разре­шается небывалая прежде свобода (или он сам ее завоевывает), при этом не возрастает ответственность. Внутри семьи подросток сохра­няет детский статус (материальное обеспечение, бытовое обслужи­вание). Усиление прав и ослабление обязанностей приводят к де­формации отношений между поколениями в семье, которая ложит­ся тяжким бременем на плечи и тех, и других. Поэтому профилак­тика должна включать работу как с несовершеннолетними, так и с родителями.

Другая особенность родительского отношения - это неосоз­нанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим. Родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка.

Родители очень часто говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений.

Воспитанием детей в большинстве семей занимаются матери.
Они достаточно требовательны по отношению к своим детям, но это сочетается с излишней строгостью и проявляется в эмоциональной дистантности. Матери сотрудничают со своими детьми, но порой непоследовательны в своих намерениях, в применении поощре­ний и наказаний и не удовлетворены существующими взаимоотношениями.

Можно назвать и другие факторы отношения родителей к детям, ведущие к формированию отклоняющегося поведения:

- непо­нимание своеобразия личностного развития детей;

- неприятие де­тей, которое проявляется в преобладании отрицательных оценок характера ребенка, недоверии к его формирующемуся жизненному опыту;

- несоответствие требований и ожиданий роди­телей возможностям и потребностям детей;

- негибкость   родителей в отношениях с ребенком, которая проявляется в навязывании мнения, в несвоевременном отклике, в недостаточном учете ситуации;

- неравномерность отношений родителей в различные годы жизни ребенка; несогласованность отношений между родителями.

Наряду с низкой культурой родителей и отсутствием у них пси­хологической и педагогической подготовки, что ведет к примене­нию асоциальных методов и форм воспитания детей, к основным факторам семейной дезадаптации следует отнести сложные соци­ально-бытовые и экономические условия жизни семьи, неразви­тость инфраструктуры семейного досуга, рассогласованность в вы­работке и реализации семейной политики на государственном и ре­гиональном уровнях, а также некоординированность социально-педа­гогической деятельности основных институтов, призванных проводить профилактическую работу.

Эти и ряд других факторов правового, экономического и финан­сового характера способствуют аномальному поведению родителей в семьях, что является в свою очередь одним из основных факторов социальной дезадаптации молодых людей, выражающейся, в част­ности, в бродяжничестве, употреблении наркотиков, противоправ­ном поведении.

В связи с этим, становится очевидной необходимость разработок, апробации и внедрения новых методов работы с семьей, которые направ­лены  на повышение социальной активности ее членов, гармо­низацию и гуманизацию взаимоотношений, приобретение основных социальных, пе­дагогических, психологических, юридических и медицинских зна­ний. Нужен контакт семьи с различными специалистами и другими семьями, расширение ее кругозора, а при необходимости и медицинская помощь.

    Одним из важнейших условий успешности деятельности в этом направлении является целенаправленная и адекват­но построенная работа с семьей «проблемного» ребенка. Очевидно и то, что эта работа должна осуществляться междисциплинарным коллективом учреждения культуры, дет­ского сада, школы, коррекционно-реабилитационного центра и т. п.

Активная профилактическая помощь семье, которая столкнулась с подобным поведением ребенка, основана на следующих базовых положениях:

- ее методической основой является концеп­ция активной профилактической работы с асоциальным, девиантным поведением ребенка в образовательной среде. В рамках этой концепции профилактическая помощь адресуется всем группам несовершеннолетних, начиная с младшего школьного возраста, и их родителям;

-  работа должна основываться на практическом опыте в области семейной психологии и культуры;

-  работа должна базироваться на дифференцированном отношении к детям с учетом их возраста, личностных свойств, характера семейных отношений, а также сте­пенью наркозависимости и уровнем правонарушений.

 

Проведенный анализ определяет уровни и формы первичной профилактики асоциального поведения  в семье.

 



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
Особенности подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности подросткового возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)