Подростковый и юношеский исторический клуб
“Перекресток» (Проект. Возраст участников 7-20 лет) Юлия Лекомцева, руководитель клуба экспериментальной истории России «Путь времён», г. Екатеринбург За последние 10-15 лет молодежь и подростки нашей страны оказались в мировоззренческой неопределенности. Семья, школа, система дополнительного образования и по сей день находятся в поиске ценностно-идеологических ориентиров. С каждым годом все заметнее становится, что молодое поколение не всегда следует нормам традиционной, доминантной культуры, формирующей созидательные духовно-нравственные качества личности. Порой легче принимаются заново созданные стандарты чуждой морали. Перед обществом встала серьезная задача поиска и внедрения новых современных форм работы с молодежью. Деятельность, в которой интересы молодых людей, их творческая энергия и ярко выраженная самореализация чутко направляются в созидательное русло, всегда приносит положительные плоды. Исторические клубы и клубы экспериментальной истории представляются одним из удачных вариантов формирования ценностно-мировоззренческих ориентиров современного подрастающего поколения. Выбирая определенный исторический период, такие клубы воссоздают в подробностях быт, обычаи и временные установки эпохи. Исторические клубы предлагают школьникам возможность заниматься в секциях, студиях и кружках по интересам, а летом, участвуя в ролевой игре «День Ивана Купалы», петь народные песни, демонстрировать костюмы, сшитые и украшенные своими руками в соответствии с историческими аналогами, а также делать кукол, деревянную и глиняную посуду, играть на самодельных свистульках. Ролевая игра как интерактивный компонент воспитательного процесса призвана и способна заинтересовать подростка именно возможностью пережить события прошлого (будь то древний витязь в доспехах или солдат 1945 года с автоматом, а может быть, просто девочка, поющая своим куклам старинные колыбельные). Немаловажным фактором в процессе самой игры можно считать и относительную (без помощи взрослого) самостоятельность. Именно здесь воспитываются активная жизненная и гражданская позиции. Давая свободу выбора ролей и самостоятельность принятия решений, игра подталкивает к анализу происходящего и формированию собственного мнения об исторических фактах. Клуб экспериментальной истории России «Путь времен» (далее КЭИР «Путь времен») оформился в самостоятельную организацию, отделившись от Клуба экспериментальной истории «Рунный камень» при студенческом клубе РГППУ. КЭИР «Путь времен» воссоздает традиции быта и культуры России X-XX веков. В настоящее время приоритетным направлением работы клуба является Киевская Русь X-XIII в.в.: кузнечное и гончарное дело, ткачество и фольклор, фехтование, народные игры. Коллектив из 10 молодых людей дружно шьет костюмы, на практике применяет старинные технологии работы с кожей, деревом, железом, изучает историю. Юноши воссоздают боевые традиции времен княжеской Руси. Основные принципы работы клуба: «Нет вредным привычкам», «Если где-то горе – значит, нам туда», «Счастливая жизнь - в активности и развитии: начни изменять мир с себя!» В КЭИР «Путь Времен» входят работающие люди, студенты и школьники. В 2006 году члены клуба прошли курсы повышения квалификации по теме «Патриотическое воспитание молодежи методами экспериментальной истории» в СГОДНТ. Члены клуба ежегодно организуют народные праздники и масленичные гуляния в ЦПК и О им. Маяковского. Так, в 2006 году мы были зачинщиками фестиваля «Лучшие парни нашей страны», Дней народов Среднего Урала и Дня славянской письменности и культуры, проводимых областным Дворцом народного творчества. Три года проводим фестиваль народных игр и исторического фехтования «Молодецкая удаль - Урал». Реализуя культурную программу на праздниках и открытых фестивалях, мы убедились, что современные дети и подростки проявляют интерес к участию в народных играх и состязаниях, примеряют настоящие доспехи, своими руками делают кукол. Так возникла идея создания исторического клуба «Перекресток» для подрастающего поколения. Осуществление данного проекта предполагает создание и поддержку клуба экспериментальной истории России (организационно-методическую, кадровую, финансовую, материально - техническую) его различных структурных единиц и направлений работы. С учетом специфики идеи и целей клуба это будут: Студия русской народной куклы 3 группы по 10 человек Студия исторического костюма 3 группы по 10 человек Студия народного танца и песни 3 группы по 10 человек Клуб любителей игр народов мира 3 группы по 10 человек Секция исторического и художественного фехтования 2 группы по 10 человек Кружок исторического и ролевого моделирования 2 группы по 15 человек Мастерские прикладного творчества и ремесел (живопись, лепка, керамика, резьба и роспись по дереву и т.д.) 3 группы по 10 человек Кружок истории военного дела 2 группы по 10 человек
Итого: 220 человек Основные направления деятельности клуба : - организация различных общеклубных мероприятий для участников всех кружков и студий (конкурсы, ролевые и деловые игры, вечерки, выезды на природу, посещение музеев и заповедников, проведение массовых гуляний, традиционных праздников и т.п.); - проведение Дней открытых дверей.
Ожидаемые результаты: Изучая историю Российского государства через экспериментальную историю и историческое моделирование, участники клуба «Перекресток» будут по-новому смотреть на современные события. Попробовав себя в роли солдата Великой Отечественной, мальчишки другими глазами посмотрят на службу в армии. Заинтересовав так называемого «трудного» подростка фехтованием на мечах, можно направить его агрессивную энергию в позитивное русло (изготовление доспехов и самого меча, потому что хочется фехтовать, тренировки по фехтованию, потому что хочется побеждать, здоровый образ жизни, потому что с сигаретой мало кого победишь). Сделав своими руками соломенную или тряпичную славянскую куклу, разучив народные песни и колыбельные, девушки станут с уважением относиться к институту семьи и материнства и уже вряд ли смогут оставить ребенка в роддоме. И уж подавно ни одна «Наташа Ростова» не позволит себе нецензурную речь. Исторический клуб с элементами ролевого моделирования позволит реализоваться в творчестве, в постижении истории своей родины, нравов и традиций русского народа. Соблюдая устав и законы клуба, ребята будут привыкать к тому, что здоровый образ жизни является повседневной нормой.
Ролевая игра (РИ) - это вид драматического действа, участники которого «живут» в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды, а не внешним сценарием поведения. Ролевые игры прочно вошли в инструментарий современной педагогики. Они широко используются в школах, колледжах. Преподавание ряда учебных предметов ведется на основе методики ролевых игр в виде дискуссий, деловых игр и т.д. Специальные занятия, включающие в себя методы ролевой игры, разрабатываются и для детей-инвалидов. Поскольку именно эта форма работы мягко и ненавязчиво позволяет детям усваивать практически любой материал. Ролевые игры применяются в психотерапии. Групповой тренинг подразумевает импровизированную инсценировку конкретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением их в группе, что приводит к глубокой эмоциональной вовлеченности участников, реализации их психических резервов. Ролевая игра на местности - это эффективный способ познавательной деятельности, импровизированное театрализованное представление без зрителей (участвуют все!) и без сценария. В рамках установленных правил игрокам задается лишь стартовая ситуация. Молодежное движение «Ролевые игры на местности» появилось в европейской части России в конце 80-х годов, а на Урале первая ролевая игра состоялась в 1991 году. Основные участники игр - старшеклассники и студенты, хотя и другие возрастные группы тоже представлены. Ролевая игра (моделирование) - это попытка воссоздания каких-либо ситуаций из истории, фантастики, классической литературы, кинофильмов. Для воссоздания «мира» какого-либо произведения создаются правила игры. Они могут быть различны: экономические, политические, культурологические, магические (если нужно). Правила регламентируют взаимоотношения людей или существ, проживающих в данном «мире». Одним из основных правил является зрелищность и соответствие выбранной эпохе или миру. Все персонажи обязательно ходят в костюмах «мира», в который они играют и стараются вести себя соответственно ролям (например, воина-викинга или хоббита). Уровень исполнения костюмов и экипировки просто поражает - яркие, сшитые по достоверным выкройкам и технологиям костюмы, кованые доспехи и оружие (стоит оговориться, что клинки делаются не из металла, а из жесткого пластика – стеклотекстолита, а затем покрываются серебристой краской). Игра должна быть безопасной! Хотя все персонажи в костюмах эпохи - это далеко не театр. В театре все движется к известному, заранее отрепетированному финалу. А в играх известно начало ситуации, небольшая предыстория, расстановка сил, договоры и указы на данный момент, далее все зависит от поступков игроков. А поскольку играть стараются все, финал - результат массового творчества может быть совсем не таким, как кому-то хотелось, и как было в истории или книгах.
Основные типы игр: Ролевые игры можно классифицировать по-разному: по времени, затраченному на их проведение, по месту проведения, по степени красоты или виртуальности и т.п. Приведем классификацию по месту и времени проведения.
Полевые игры проводятся на местности, обычно на специально отведенном полигоне. Они наиболее масштабны по количеству игроков и занимаемому пространству. Как правило, эти игры требуют определенного антуража (соответствующая одежда, оружие, имитация поселений и т.д.). Длятся они несколько суток. Число участников может изменяться от 30 до 2000 человек. Характерные жанры - исторические и фантастические сюжеты, для которых не требуется большого количества технического оснащения.
Павильонная игра очень похожа на игру на местности, только с очевидной особенностью - все события происходят в пределах какого - либо помещения. Отсюда понятно, что не придется строить крепости, разжигать костры для готовки еды, не требуется изготовления больших клинков, катапульт и прочих предметов, которыми в пределах комнаты не повоюешь. Павильонные игры более ориентированы на политические, экономические, психологические взаимоотношения игроков, больше внимания уделяется костюму. Большая часть нашей жизни протекает в помещении, и поэтому игры в павильоне более естественны, нежели в лесу. Примером может служить десятичасовая инсценировка бала в доме Ростовых (роман Л.Н. Толстого «Война и мир») по случаю помолвки дочери.
Виртуальные ролевые игры весьма распространены, поскольку не требуют для подготовки и проведения ничего специфического. Нужно определить место, где играющие могли бы расположиться, взять листок бумаги, ручку или карандаш. При этом богатство возможностей огромно. Захватывающая игра для 2-3-х игроков готовится не меньше, чем полевая для 100 игроков. Особенность этого типа игр - наибольшая степень отвлеченности от окружающей обстановки и, как следствие, наиболее широкие изобразительные возможности. Все взаимодействия с «миром» происходят через мастера/ведущего. Для них не требуется специального антуража, игровых костюмов и т.д. Виртуальная ролевая игра больше похожа на диалог, в котором мастер описывает окружающую обстановку и развитие событий, а игроки говорят, что делают их герои. Кроме того, «виртуалка» не требует от игроков реального владения теми навыками, которыми обладает их персонаж. Хотя желательно иметь о них хотя бы общее представление, иначе возникают казусы вроде летчиков-асов, не знающих как вести воздушный бой или мореплавателей, не знакомых с целью своего путешествия и названием имеющихся в их распоряжении приборов. Городские игры проходят параллельно с реальной жизнью, что и является их основной особенностью. Как следует из названия, местом действия является город. Если сравнивать их с другими видами РИ, то по типу действия они где-то между полевыми и павильонными. Число участников от 10 до 50 человек, время проведения 1- 6 недель. Степень виртуальности в городских играх зависит от того, насколько возможности персонажа отличаются от возможностей игрока. В них человек одновременно играет и живет обыденной жизнью. Например, участник играет роль крупного бизнесмена, но это не освобождает его от обязанности ходить в школу.
Что привлекает людей заниматься ролевыми играми? Игроки отвечают по-разному. Кому-то нравится фехтование, кого-то притягивает красота происходящего, а некоторые просто любят отдых на природе и песни у костра. Человек попадает в нестандартную ситуацию, поскольку она не запечатлена в его чувственном опыте, то она становится открытием для него. Ролевая игра развивает трудовые умения, навыки. Она требует от участников ловкости, немалых усилий, направленных на преодоление возникающих препятствий, приучает к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения заданий, к ответственности перед командой, группой. Роли являются своеобразным катализатором проявления творческих способностей в различных областях, в том числе в литературном творчестве. Стремление играть способствует объединению, созданию клубов ролевых игр. В Свердловской области их более 50, действуют они в городах. Наиболее активные участники движения: отряд историко-ролевого моделирования "Авалон" (Верхняя Пышма), клуб исторического фехтования и ролевого моделирования "Ладья" и клуб исторического моделирования "Скиф" (Нижний Тагил), клуб ролевого моделирования "Новые горцы" (Новоуральск), творческое объединение "Алапаевск". Из Екатеринбурга творческое объединение "Evil sunz" и клуб ролевых игр "Миф" МОУ гимназия № 176, клуб ролевых игр и исторического фехтования УрГУ им. М. Горького и клуб ролевых игр и исторического фехтования при УГТУ-УПИ им. Кирова, клуб ролевого моделирования и фехтования "Радуга" и клуб исторического и ролевого моделирования "Братство Нод", а также неформальное молодежное объединение воссоздания сабельного боя «Кривое дело». Название клуба зачастую не отражает всего диапазона деятельности таких объединений. При этом практически все перечисленные клубы играют в ролевые игры, занимаются фехтованием, сами изготавливают элементы вооружения, доспехов, оружия и костюмы. Постоянно проходят слеты и фестивали, действуют интернет-форумы и сайты команд. Очень популярны фестивали ближнего зарубежья: праздник средневековой культуры «Новогрудский фестиваль» в Беларуси, слет реконструкторов Европы «Гардарика» (Польша). Стоит отметить, что ролевое движение находится на самофинансировании. Игроки и организаторы самостоятельно обеспечивают работу своих Интернет-ресурсов, осуществляют подготовку, печать и распространение правил и других необходимых материалов. Кроме индивидуальных взносов на игру, размер которых зависит от масштабности проекта, туристического снаряжения и командной атрибутики (знамена, боевые машины и другие вещи), каждый игрок должен обеспечить себя костюмом, оружием, доспехами и другой экипировкой. Безусловным плюсом ролевых игр на местности является степень увлеченности ими молодого поколения, обширные возможности, разноплановость игр и их практически безграничные возможности для самореализации и раскрытия своего творческого потенциала.
* * *
Полезная информация… Словарь Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности - агрессивность. Некоторые проявленияагрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.).
Адаптация - в физиологии: процесс приспособления физиологических функций организма к изменению условий окружающей среды, направленный на поддержание гомеостаза. В процессе А. повышается устойчивость организма к воздействию различных (в т. ч. неблагоприятных) факторов, что дает возможность его функционирования в неадекватных условиях среды. А. осуществляется с помощью врожденных и приобретенных механизмов. Большое значение для человека имеет социальная А., результатом которой является адекватное включение человека вокружающую его социальную среду, приведение его поведения в соответствие с принятой в обществе системой норм и ценностей. Степень социальной А. различна и зависит от пола, возраста, типа нервной системы, общего физического и эмоционального состояния, тренированности и пр. Нарушения социальной А. часто могут являться причинами неврозов, аутизма, алкоголизма, наркомании.
Алкоголизм - совокупность болезненных изменений, происходящих в организме человека под влиянием систематического употребления спиртных напитков. А. как заболевание возникает на основе неумеренного потребления алкоголя — пьянства. Систематическое употребление спиртных напитков приводит к возникновению стойкой потребности организма в алкоголе, что является одним из проявлений хронического А. Выделяют три стадии А. На первой стадии возникает патологическое влечение к алкоголю и снижение контроля за количеством выпитого. Это приводит к снижению физической и умственной работоспособности, повышению утомляемости и неустойчивости внимания. Вторая стадия характеризуется почти полной потерей контроля за количеством выпитого. При этом у человека нарушается нормальное течение основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания и др. Для этой стадии характерно появление абстинентного (похмельного) синдрома, сопровождающегося нервно-вегетативными расстройствами (дрожание рук, нарушение координации движений, повышенное потоотделение и пр.). На третьей стадии возникают длительные алкогольные психозы в виде белой горячки, сопровождающиеся бессонницей и возникновением галлюцинаций; наблюдаются выраженные симптомы слабоумия. Под воздействием алкоголя происходит усиленное разрушение этих медиаторов, следствием которого является уменьшение активности соответствующих структур, что выражается в заторможенности и депрессивном поведении. А. разрушающе действует на все системы и органы человека, принося непоправимый вред его здоровью. А. способствует возникновению ряда заболеваний центральной и периферической нервной системы, сердечнососудистой системы, внутренних органов (желудка, печени), желез внутренней секреции и пр. Так, воздействуя на половые железы, алкоголь приводит к нарушению репродуктивной функции человека и появлению неполноценного потомства. Вместе с тем при А. происходит прогрессивное разрушение личности, ведущее к потере интеллектуальных возможностей человека, сужению круга его интересов, отсутствию воли, снижению морально-нравственных обязанностей перед окружающими и пр. Все это при определенных условиях может сделать действия лиц, страдающих А., социально опасными для общества.
Алкоголизм хронический - к числу его признаков относятся: 1) снижение количественного контроля; 2) регулярность употребления возрастающих доз спиртного; 3) исчезновение рефлекса рвотного — в ответ на прием высоких доз алкоголя; постоянные мысли об алкоголе; 4) питье в одиночку — вне компании собутыльников; 5) изменение картины опьянения: удлинение стадии возбуждения, расслабление и глубокий сон к концу опьянения.
Алкоголизм и наркомания: профилактика психологическая - методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании – это: - в узком значении - совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам; - в широком значении - методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при коем сводится к минимуму возможность появления тяги к алкоголю и наркотикам.
Группа неформальная (группа неофициальная) - реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри групп официальных.
Группа референтная - группа, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет данный человек. Реальная или условная социальная общность, с коей индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Группа референтная выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивациониых процессах: группа референтная выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок. Делинквент - субъект, чье девиантное поведение в крайних проявлениях являет собой уголовно наказуемые действия.
Закон - в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы составляют основу системы права государства.
Индивид - обозначение единичного представителя человеческого общества, отдельно взятого человека безотносительно к его индивидуальным и личностным особенностям. С момента рождения человек является И., обладающим определенными физиологическими и психическими задатками. Однако реализация их возможна лишь при условии включенности И. в процесс социальной деятельности, результатом чего является формирование качественно неповторимого своеобразия каждого отдельного человека — индивидуальности.
Индивидуальность - качественная характеристика индивида, отражающая неповторимость и уникальность каждого отдельного человека, специфику его личностных признаков и свойств. Предпосылкой формирования И. человека являются его генетически детерминированные физиологические и психические задатки, реализуемые в процессе социальной деятельности человека. И. проявляется в особенностях поведения и мышления человека, его темпераменте, характере, уровне его интеллекта, своеобразии потребностей и интересов.
Личность - человеческий индивид как член того или иного общества, характеризующийся устойчивой системой социальных черт. Природной основой Л. является единство биологической конституции (см. Индивид) и комплекса психофизиологических черт и особенностей, присущих только данному человеку (см. Индивидуальность). Однако определяющим фактором в развитии Л. является мировоззрение как совокупность социальных взглядов и убеждений человека, в значительной степени предопределяющих сознательную направленность и активный характер поведения и поступков человека в обществе. Развитие Л. осуществляется в конкретных условиях социализации индивида, т. е. участия его в процессе усвоения и активного воспроизведения социального опыта в coвместной деятельности и общении.
Мотивация - функциональное состояние мозга, формирующееся в результате сложноорганизованных возбуждений различных мозговых структур и обеспечивающее возможность организма осуществлять активное целенаправленное поведение. Каждая М. имеет в своей основе определенную потребность. В соответствии с этим выделяют низшие; (первичные, биологические) М. и высшие (вторичные, социальные) М. М., осознанная человеком, может выступать в качестве побуждающего мотива его деятельности по удовлетворению определенной потребности.
Наркомания - заболевание, возникающее в результате намеренного злоупотребления наркотическими веществами с целью получения наркотического эффекта. Выделяют следующие виды Н.: 1) опийную, 2) обусловленную приемом препаратов конопли, 3) вызванную злоупотреблением эфедрона, 4) барбитуровую, 5) кокаиновую и 6) вызванную галлюциногенными препаратами типа ЛСД. Наркотические вещества прежде всего воздействуют на центральную нервную систему, вызывая, помимо обезболивания, особое психическое состояние - эйфорию - своеобразную форму опьянения, сопровождающуюся у человека временным состоянием возбуждения, бодрости, прилива сил, ощущением собственной значимости, неограниченности своих возможностей. При повторном использовании наркотиков это приводит к формированию физической и психической зависимости, которая выражается в возрастающей потребности человека принимать все новые (постоянно увеличивающиеся) дозы наркотического вещества. Систематическое употребление наркотиков приводит к патологической перестройке функций мозга. У больного Н. наблюдается крайнее сужение круга интересов, направленность и сосредоточенность только на необходимости и возможности достать наркотик; происходит нравственное разрушение личности, возрастает опасность совершения преступлений. При непоступлении в организм наркотика у больного возникает тяжелое состояние — абстиненция, сопровождающаяся глубокими психическими расстройствамии нарушением физиологических функций всех систем организма. По мере развития Н. наступает необратимое физическое и психическое истощение организма, ведущее к смертельному исходу. Одной из разновидностей Н. является токсикомания — употребление для получения наркотического эффекта токсических (ядовитых) веществ: средств бытовой химии и ряда лекарств. Поведение агрессивное - специфическая форма действий человека, характерная демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, коим субъект стремится причинить ущерб. Может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства - до словесных оскорблений (агрессия вербальная) — и до применения грубой силы (агрессия физическая).
Поведение девиантное (поведение отклоняющееся) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения девиантного - преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
Потребность - испытываемый недостаток в чем-либо необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма, развития человеческой личности и общества в целом. Различают биологические П. (вызванные в организме недостатком пищи, воды, питательных веществ, сна или необходимостью в половом удовлетворении, в экономии сил, в защите от вредных воздействий и т. д.); социальные П. (П. принадлежать к социальной общности, занимать в ней определенное место, следовать ее нормам) и идеальные П. (П. в познании, П. в творчестве, П. в новизне и в получении информации).
Право - система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества П. в объективном смысле следует отличать от юридического П. (П. в субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (гражданское, конституционное, семейное, трудовое, уголовное и т.д.) Объективное П. является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных или санкционированных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы П., но и обеспечивает их исполнение, наказывает за их нарушение и т.д. Формой выражения и закрепления норм П. является законодательство. Правонарушение - любое действие (бездействие), нарушающее какие-либо нормы права. Наиболее опасным видом П. является преступление. П. влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. За П. законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. П. подразделяются на два вида, преступления и проступки. Преступления являются самым опасным видом П., влекущим за собой применение мер уголовного наказания. Проступки - это такие П., которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские П. Дисциплинарные проступки - П., которые совершаются в сфере служебных отношений и посягают на обязательный порядок деятельности определенных коллективов людей: рабочих, служащих, военнослужащих, учащихся и др. Административные проступки - П., посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения, складывающиеся в процессе исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов (нарушение правил противопожарной безопасности, санитарной гигиены, безбилетный проезд в общественном транспорте и т.д.). Гражданские проступки (деликты) - П., совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность, а также в сфере причинения вреда. Правосознание - совокупность взглядов, идей, установок, ценностных ориентации, выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву, к тому, что является правомерным или неправомерным. В него входят знания права, его норм и принципов (либо систематические, научные, либо отрывочные, неполные, подчас искаженные), а также привычки, чувства, эмоции людей по отношению к праву, юридическим нормам.
Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Стресс - системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. Выделяют три стадии С: 1) стадия тревоги отражает мобилизацию всех ресурсов в организме; 2) стадия, в ходе которой устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору; 3) стадия истощения, возникающая при действии сверхсильных или сверхдлительных раздражителей, сопровождается снижением сопротивляемости организма и в тяжелых случаях может привести к его гибели.
Стрессор - разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния - стресса. Различаются: 1) стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, 2) стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой, и пр.
Уголовная ответственность - один извидов юридической ответственности: правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к У.о. означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. Совершение преступления является юридическим фактом. У совершившего преступление возникает, с одной стороны, обязанность нести У.о., а с другой - право на ограничение этой ответственности только пределами, установленными законом дляданного вида деяний. У.о. наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие в преступлении.
Уголовная ответственность несовершеннолетних - наступает с 16 лет за любые преступления. За тяжкие преступления - с 14 лет (их список строго определен законом). Виды наказаний несовершеннолетних: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы. Лишение свободы может применяться на срок не более 10 лет. К несовершеннолетним чаше применяется условно-досрочное освобождение. Несовершеннолетние
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |