Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по диагностике детской одаренности (как на этапе выявления, так и на этапах промежуточной и итоговой диагностики)



2020-02-03 151 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по диагностике детской одаренности (как на этапе выявления, так и на этапах промежуточной и итоговой диагностики) 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных образовательных учреждений.

Вариант 1.

_________________________________________________________________

 

Рекомендации для дошкольных образовательных учреждений

 

Методические рекомендации по диагностике детской одаренности (как на этапе выявления, так и на этапах промежуточной и итоговой диагностики)

Из работ Л.А.Венгера и его сотрудников следует, что для умственно одаренных дошкольников яв­ляется характерным не только высокий уровень развития способ­ностей, но и определенное соотношение способностей в области об­разного и логического мышления, воображения и познавательной активности, отличающее их от обычных детей старшего дошколь­ного возраста. Именно эти аспекты когнитивного развития следует учитывать в первую очередь при диагностике детской одаренности.

Для выявления особенностей основных компонентов детской одаренности используется набор из следующих методик. Этот набор используется для предварительной оценки детской одаренности, что имеет смысл при отборе детей в группу одаренных.

Методика «Учебная деятельность» направле­на на оценку способностей ребенка в области образного мышления. Предлагаемое дошкольнику задание выявляет понимание им значе­ния модели и умение использовать простейшую модель для воспро­изведения образа.

Методика «Последовательность картинок» традиционно применяется для оценки способностей ребенка в области логичес­кого мышления. Ре­бенку для решения предлагаются три задачи (первая – вводная), в которых требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно-следственных связей эпизодов, изобра­женных на этих картинках.

Методика «Дорисовывание фигур» (модификация методики Е.Торренса, разработанная О.М.Дьяченко) направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения.

При проведении методики ребенку предлагается последова­тельно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределенной формы. Ребенок должен дорисовать каждую фи­гурку так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вари­ант методики Е.Торренса) направлена на выявление познаватель­ной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

При оценке результатов выполнения детьми заданий по каждой методике дается количественная оценка результатов (по услов­ной пятибалльной шкале) и качественная оценка (по уровням ус­пешности). При качественной оценке дети распределяются по трем уровням, в основном по степени интериоризации способов решения задач.

После того как группа умственно одаренных детей сформирована, умственно одаренным дошкольникам предлагается несколько другой набор методик. Это связано с тем, что выполнение за­даний, предлагаемых обычным детям, является слишком легким для детей с высоким уровнем умственного развития, что не позволяет дифференцированно проанализировать уровни развития способнос­тей умственно одаренных дошкольников. При этом задания охваты­вают те же области познавательного развития, что и задания, пред­лагаемые обычным детям.

При оценке выполнения заданий используются те же количе­ственные и качественные показатели, как и при анализе результа­тов обычной группы детского сада.

Методика «Учебная деятельность», направленная на определение уровня развития способностей в области образного мышления, проводи­тся так же, как с детьми обычной группы детского сада.

Методика «Куб Линка» направлена на выявление уровня раз­вития способностей в области образного мышления у дошкольни­ков, способности строить внутреннюю пространственную схему размещения элементов в трехмерной фигуре.

Ребенку даются кубики, стороны которых окрашены в три раз­ных цвета (красный, желтый, зеленый). Каждый кубик имеет три грани одного цвета, две грани – другого и одну – третьего цвета. Из этих кубиков ребенок должен построить четыре фигуры, вся ви­димая поверхность которых имеет одинаковый цвет. Общая форма и количество элементов каждой из таких фигур задаются ему в виде плоскостных образцов, вычерченных на листе бумаги.

Методика «Самое непохожее» (разработана Л.А.Венгером) направлена на выявление уровня развития способностей в области логического мышления и определяет способность ребенка выде­лять признаки объектов и сравнивать по этим признакам их между собой.

Методика «Выбор стратегии поиска» – упрощенный вари­ант методики, разработанной Дж.Брунером. Направлена на опреде­ление уровня развития способностей в области логического мыш­ления, выявляет способность ребенка решать логическую задачу наиболее целесообразным путем, используя понятийные обобщения как средства решения. Ребенку предлагается угадать с помощью во­просов одну из нескольких картинок, задуманную взрослым.

Методика «Дорисовывание фигур», направленная на определе­ние уровня развития творческих способностей, проводится так же, как с детьми обычной группы детского сада.

Методика «Сочинение сказки» направлена на определение уровня развития творческих способностей (на словесном материа­ле).

Ребенку предлагается сочинить свою собственную сказку, «ка­кую раньше никто не читал и не слышал». Тема сказки задается взрослым (например, про зайчика).

Методика «Вопросы к картинкам», направленная на выявле­ние познавательной активности, проводится так же, как с детьми обычной группы детского сада.

Методика «Перцептивное моделирование» направлена на оп­ределение степени овладения моделирующими перцептивными дей­ствиями. Для выполнения задания дети должны зрительно расчле­нить фигуру (круг или квадрат) на заданные элементы. Для этого необходимо объединить в плане представления эти элементы, изме­нив их пространственное положение, соотношение и ракурс.

Методика «Схематизации» направлена на определение сте­пени овладения действиями образного мышления. Задания этой ме­тодики выявляют умение детей ориентироваться в пространстве, используя разные формы схематического изображения пути (вклю­чающие ориентиры и направления движения).

Методика «Систематизация» выявляет уровень развития способностей в области логического мышления, уровень овладения сложными формами систематизации: классификацией, сериацией и их сочетанием. Для решения задач ребенок должен при размещении фигур в таблице учитывать принцип построения такой таблицы: со­четание классификации фигур по форме и сериации по величине.

 «Мультипликативная классификация» – методика Ж.Пиаже, направленная на определение возможности проведения ребенком классификации материала с учетом одновременно двух оснований классификации.

Для обычных детей характерно наиболее высокое развитие способностей в области воображения и образного мышления при некотором «западании» уровней развития способностей в области логического мышления и познавательной активности.

Для одаренных детей характерно иное соотношение основных умственных способностей и познавательной активности. Это выра­жается в опережающем развитии способностей в области логичес­кого мышления и высокой познавательной активности на фоне до­статочно высокого уровня развития способностей в области образ­ного мышления и воображения.

При этом выявляются качественные различия в выполнении обычными и одаренными детьми заданий методики «Вопросы к картинкам». У одаренных детей, по сравнению с обычными, преоб­ладают вопросы, направленные на выявление отношений действи­тельности и позволяющие расширить собственные познавательные возможности.

У детей обычной группы детского сада благодаря определенной образовательной ра­боте происходит повышение общего уровня умственного развития. При этом соотношение основных компонентов умственного разви­тия, характерное для дошкольников, сохраняется на протяжении старшего дошкольного возраста: средний (или выше среднего) уро­вень развития воображения соотносится с уровнем выше среднего развития образного мышления при среднем (или ниже среднего) уровне развития элементов логического мышления. Это, соответст­венно, сочетается со средним (или ниже среднего) уровнем позна­вательной активности.

Умственно одаренные дети могут показать высокие результаты по всем методикам после специального обучения.

Изменения в соотношении основных видов умственных способ­ностей и познавательной активности ода­ренного ребенка носят индивидуальный характер.

Еще раз отметим, что соотношение основных компонентов по­знавательной сферы одаренных до­школьников характеризуется высоким уровнем умственного разви­тия, особенно логического мышления, и высокой познавательной активностью. Однако анализ этого соотношения у каждого ребенка и изменений в структуре одаренности в результате образовательной работы позволяет говорить об их индивидуальном характере и о разных формах умственной одаренности, что важно учитывать при построении образовательной работы с умственно одаренными до­школьниками.

У части детей можно обнаружить высокий уровень развития образного мышления. При этом увеличиваются показатели развития способностей в области логического мышления и творче­ской способности. Наблюдается тенденция выравнивания уровней в процессе обучения.

Возрастание уровня развития образного мышления в ряде случаев ведет к изменению соот­ношения видов умственных способностей и познавательной активности. Если, например, до обучения характерным в соотношении основных компо­нентов было преимущественное развитие логического мышле­ния и познавательной активности при относительно сниженном уровне образного мышления и воображения. То после образователь­ной работы различия в уровнях развития образного и логического мышления могут стать минимальными, а уровень развития воображения вырасти.

Если образовательная работа педагога строится правильно, то, скорее всего, будет наблюдаться выравнивание уровней развития за счет «подтягивания» более сла­бых звеньев.

Также при обследовании умственно одаренных детей может использоваться тест Векслера (WISC). Использование тестовых заданий Векслера распространено при оценке умственного развития детей, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако в целом, опыт использования теста в работе с одаренными деть­ми дошкольного возраста не велик.

Одаренные дошкольники показывают достаточно высокий уровень развития общего интеллектуального фактора: средний показатель IQ равен 125 – 136 (притом, что при IQ, превышающем 120 баллов, дети считаются одаренными).

По результатам выполнения теста Векслера группа одаренных дошкольников не является однородной. В ней можно выделить две подгруппы детей, отличаю­щихся соотношением показателей по вербальной (ВШ) и невер­бальной (НШ) шкалам: часть детей показывает более высокие резуль­таты при выполнении невербальных субтестов, другие дети лучше справляются с вербальными субтестами. Есть и такие, кто показывает при­мерно одинаковые результаты по вербальной и невербальной шка­лам.

На особенно высоком уровне умственно одаренные дети справляются с заданиями ВШ, требующими проявлений высоких способностей в области логиче­ского мышления и высокой познавательной активности. Так, суб­тест «Осведомленность» выявляет направленность и широту позна­вательных интересов, а субтест «Понятливость» определяет умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д.Векслера, взаимодейству­ют и интеллектуальный, и эмоциональный факторы. В «Понятли­вости» находит свое выражение актуальная готовность к умствен­ной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость сужде­ний». Задания субтеста «Сходство» требуют от ребенка умения выделять существенные признаки понятий, проявления способности к классификации, срав­нению.

Высокие результаты одаренные дети показывают также при выпол­нении заданий субтеста «Кубики Косса», который характеризовал­ся Д.Векслером как «ядро невербального интеллекта».

В целом следует иметь в виду, что согласно отечественным разработкам в области обучения и воспитания дошкольников, образовательный процесс, направленный на овладение детьми определенными формами опосредствования, является «весьма эффективным и при­водит к широким и существенным сдвигам в умственном развитии детей» (Развитие познавательных способностей..., 1986). Специаль­ная образовательная работа с дошкольниками приводит к повыше­нию общего уровня умственного развития как одаренных, так и детей с типичным уровнем интеллектуального развития. Есть исследования, в которых показано, что дети с умственным развитием выше среднего уровня, но не одаренные, могут достичь уровня развития одаренных детей.

При проведении диагностического обследования умственно одаренных дошкольников нужно учитывать следующие моменты.

Общая умственная одаренность выявляется с достаточной степенью надежности с пяти лет, т.е. в старшей группе детского сада в силу того, что это структурное качество.

Структура умственной одаренности детей старшего дошкольного возраста определяется соотношением основных ком­понентов познавательной сферы ребенка и характеризуется сочета­нием высокого уровня развития продуктивной познавательной ак­тивности, способностей в области образного мышления и вообра­жения с опережающим развитием способностей в области логиче­ского мышления.

Умственно одаренных дошкольников отличает про­дуктивный характер познавательной активности, ярко выраженная направленность на выявление таких зависимостей и взаимосвязей, существующих в действительности, которые расширяют имеющий­ся у ребенка опыт.

Путем специально организованной образовательной работы, направленной на развитие познавательных и творческих способностей, возможно оптимизировать развитие основных ком­понентов структуры умственной одаренности старших дошкольни­ков. Этому способствует высокая познавательная активность, кото­рая представляет собой сплав эмоционального и когнитивного ком­понентов развития и является базисным компонентом структуры умственной одаренности в старшем дошкольном возрасте. Именно она позволяет вносить продуктивные изменения («подтягивание» менее сильных звеньев структуры) в соотношение основных ком­понентов структуры умственной одаренности старших дошколь­ников.

 



2020-02-03 151 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по диагностике детской одаренности (как на этапе выявления, так и на этапах промежуточной и итоговой диагностики) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по диагностике детской одаренности (как на этапе выявления, так и на этапах промежуточной и итоговой диагностики)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)