Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неформальная подростковая субкультура.



2020-02-03 267 Обсуждений (0)
Неформальная подростковая субкультура. 0.00 из 5.00 0 оценок




Подростковая субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков. Субкультура подростков получила заметное развитие в XX и начале XXI века в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. [3]

Подростковая субкультура носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий.

Субкультура молодёжи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития.

Неформальные объединения детей и молодёжи - это социальные группы различной направленности. [5]

Пути нормальной и отклоняющейся социализации молодежи находятся в рамках той культуры, в которой эта молодежь существует. И в тот момент, когда данная культура начинает не соответствовать определенным требованиям и запросам молодежи, она начинает уходить на второй план и терять свою значимость. Ведь культура определяет очень многое в среде подростков, она помогает им с жизненными установками, определяя их основную роль в обществе, в своем социуме или группе. [8]

Подростковая субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Целями ее выражения являются: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию и закрепить ее в различных социокультурных установках. Система ценностей, определяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер. [3]

Молодежные группы, продуцирующие свои субкультуры, складываются в основном в среде учащейся молодежи, поскольку период ученичества и студенчества - та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая функция родительской семьи, а с другой - нет еще профессиональных обязанностей и забот о своей собственной семье. Это состояние свободы от обязанностей и ответственности воплощается в различных неформальных движениях - реализующих себя чаще всего в сфере досуга. Досуг - пожалуй, единственная сфера, где молодой человек может проявить самостоятельность, умение принимать решения и руководить, организовывать и организовываться.

Молодежный досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыка такого рода игр в юности, приводит к тому, что человек в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

В неформальных молодежных группах не столько снимают напряжение после учебы, сколько тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: молодежная субкультура – это своего рода, фаза развития, переходная стадия становления молодежи, которая утрачивает свое значение, когда подростки адаптируются к миру взрослых. Субкультура может негативно влиять на социализацию подростка и бороться с негативными тенденциями субкультур нужно не запретами, а замещением. Если у ребенка с детства проявляется желание петь, танцевать, играть в театре, или заниматься спортом, то родителям надо прислушаться и отдать его в соответствующие учреждения. По мере взросления у него просто не будет времени для участия в молодежных субкультурных группах.


2.3. Функции субкультуры.

Каждый подросток - это уникальный  микромир со своими увлечениями, проблемами, заботами. У многих из них похожие интересы и запросы. И для того, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими подростками, ведь вместе легче достигнуть цели. Так подростки создают неформальные субкультурные группы.

Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность проявить себя, определить свое место в жизни, найти друзей.

1. Первой, и самой главной функцией субкультур является социализации личности. У поклонников той или иной субкультуры появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным.

 Субкультура учит ответственности — за себя и за младших друзей-неформалов. Субкультуры призваны способствовать адаптации молодежи к обществу в котором он растет.

Становясь готом, панком, металлистом или эмо, молодой человек усваивает определенные нормы поведения, законы общения, социальные роли.

2.  Вторая, немаловажная функция - восстановление сил, снятие напряжения.  Сегодня у всех очень высокий ритм жизни, и дети от этого устают не меньше, чем взрослые.  За учебой обязательно должен следовать отдых. И подростки стремятся сделать его приятным для себя.

Они собираются в группы, отдыхают от проблем, накопившихся за день в школе, и просто с интересом проводит время.

И часто это является альтернативой алкоголю, курению и наркотикам.

3 Функция – компенсация. Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе.

4 Функция - стимулирование творчества. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей — и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь. [2]


Глава 3. Специфика социально-педагогической работы с подростками из неформальных групп.

Опасаться всех неформальных подростковых групп не стоит. Большинство из них возникает на основе потребности в общении, дружбе, понимании, как замещение не сложившихся отношений в первичных социальных группах (семье, классе, организации). [18]

Для наиболее эффективной работы социального педагога не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.

При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует выявить:

- присутствует ли иерархическая лестница;

- кто является лидером;

- состав неформальных молодежных объединений;

- степень влияния лидера на остальных «неформалов»;

- направленность неформальных молодежных объединений.

Для того чтобы узнать пути решения той или иной проблемы следует провести систему диагностических методик: тесты на выявление агрессивности, коммуникативности. Этот тест проводится в неформальных молодежных объединениях, чтобы узнать насколько подростки - «неформалы» агрессивно настроены по отношению к социуму для того, чтобы понять подростков, их проблемы. Также проводится беседа с целью пополнения знаний о подростках, об их проблемах, об их перспективах и планах на будущее. [10]

Необходимым условием работы социального педагога является вхождение в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто. Это связано с тем, что каждая группа оказывает сопротивление и даже принимает ответные контрмеры тем воспитательным воздействиям, которые направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры.

Показатели эффективности работы педагогического коллектива с подростками-членами неформальных молодежных объединений сориентированы на следующие факторы:

-     сформированность эмоционально позитивного отношения к себе, другим людям, к реальному миру – оптимистичной жизненной позиции;

-     сформированность рефлексивной позиции и умение осознавать свои способности и качества;

-     устойчивую ориентацию на гуманистические ценности; высокий уровень развития самоуважения при адекватной самооценке;

-     способность разрешать проблемы собственного развития и принимать на себя ответственность;

-     способность устанавливать адекватные отношения с окружающими; сформированность сферы позитивных интересов;

-     способность осуществлять просоциальный выбор;

-     готовность к самообучению, самовоспитанию.

Для каждого ученика-члена неформального молодежного объединения должна быть разработана траектория педагогического сопровождения, включающая план работы с конкретным учеником и его ближайшим окружением, учитывающая анамнез, специфику стиля семейного воспитания.

Чтобы нейтрализовать деятельность уже сложившейся группы подростков, специалисты советуют:

- выявить наиболее авторитетных лиц; изучить их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.п.);

- осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно значимые виды деятельности, в некоторых случаях привлекать к руководящей работе на общественных началах;

- вести работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих взглядов, позиций, поведения; проводить воспитательную работу с членами группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;

- находить способы развенчания лидеров в глазах подростков, подрывать их авторитет;

- постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать официальные группы.

Если не удается переориентировать группу, неизбежно встает вопрос о ее разрушении. К числу наиболее распространенных приемов воздействия при разрушении группы можно отнести: 

- организацию социально полезной деятельности группы, которая рассчитана на выдвижение определенных членов группы, обладающих ярко выраженными знаниями, умениями и навыками в этой области, в качестве «новых» лидеров. Для этого надо хорошо знать интересы и склонности членов группы;

- организацию ситуаций, способствующих закреплению за «нужным» лидером на некоторое время ведущих официальных ролей;

- привлечение группы к интересным и увлекательным делам без разрушения установившихся дружеских связей между членами группы. При этом важно, чтобы эти дела были повышенной трудности;

- искусственное создание противоречий между лидером и членами группы, что должно привести к ситуации, которая срабатывает по методу «взрыва», разбивает внутренние позиции лидера и влечет за собой его отрыв от группы;

- привлечение лидеров неформальных групп к участию в организации социально полезной деятельности. [16]

Специфика социально – педагогической работы заключается, прежде всего, в том, что педагог, работающий с подростками, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.



2020-02-03 267 Обсуждений (0)
Неформальная подростковая субкультура. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неформальная подростковая субкультура.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)