Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ опыта социально-педагогической работы с подростками из неформальных объединений в РФ и Красноярском крае.



2020-02-03 320 Обсуждений (0)
Анализ опыта социально-педагогической работы с подростками из неформальных объединений в РФ и Красноярском крае. 0.00 из 5.00 0 оценок




Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер.

Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить. Отношение к неформальным молодежным объединениям неоднозначное. Об атрибутах уличной субкультуры, о риске, который несёт в себе эта самая субкультура для нравственности и жизни детей, много говорят и пишут, даются советы, как взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями.

Однако далеко не все педагоги знают о таком явлении, как неформальное молодежное объединение, к сожалению, приходится констатировать, что знания многих педагогов не соответствуют действительности. Они не знают интересов неформалов, их проблем. В качестве подтверждения можно привести результаты проведенных в России исследований.

20% опрошенных педагогов признались, что не знают о молодёжной субкультуре ничего.

Большей известностью пользуются скинхеды – 72% педагогов назвали именно их. Огромную роль в повальном увлечении «скинхедами» среди подростков играют средства массовой информации.

Про остальные неформальные молодёжные организации педагоги знают мало или вообще ничего: рокеров, металлистов, панков и реперов знают 26% опрошенных.

Для того чтобы привести анализ опыта работы социальных педагогов с подростками из неформальных групп в РФ и Красноярском крае, необходимо привести примеры работы в разных субъектах.

В Санкт – Петербурге в 1988 году был создан научно-исследовательский центр “ЭЛИМП”.

Первыми в “ЭЛИМП” явились “металлисты”, но работа с ними была
затруднена по ряду объективных причин, таких как отсутствие материальной
базы и т.д. Вслед за металлистами в “ЭЛИМП” заявились хиппи, и за год через центр их прошло несколько сотен. Работа проходила достаточно разнообразно: занятия по саморегуляции, театральная студия, выставки рисунков (картин), образцов литературного творчества “системных ребят”, выпуск стенгазет, “круглые столы” по темам, названным самими ребятами. Самые активные предложили перейти на самоуправление и организовать молодежный центр,
хотя полная самостоятельность оказалась явно преждевременной.
Одним из реальных и очень интересных плодов этого начинания стали “системные” выставки.

Неформалы приносили в ДК свои работы - это могла быть живопись, графика, поэзия, проза. Быстро сформировался круг молодежи, работавший специально для выставок, также быстро был налажен выпуск любительского поэтического журнала. В настоящее время о деятельности данной организации неизвестно. [25]

Проводятся психологические и профилактические тренинги и индивидуальное консультирование приобретают основополагающее значение в формировании у подростков - членов неформальных молодежных объединений навыков спонтанного самовыражения, развития эмоционально-волевой, интеллектуальной, поведенческой сфер. Примерами такой работы может служить Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский центр социальной помощи семье и детям», который организован 2008 году. Специалистами была проведена большая информационно-просветительская работа, посвященная неформальным молодежным движениям. Организованы выступления на родительских собраниях и педсоветах в городах и районах Республики Коми, обучающие семинары для специалистов социальной и образовательной сфер, выпущены информационные буклеты и брошюры для родителей. Внимание педагогов и родителей обращалось на то, что неформальные движения во многом помогают реализовать базовые потребности подросткового возраста: потребность в самоутверждении, с одной стороны, и потребность в принадлежности — с другой. [23]

Операция «Лидер». В Красноярске проводятся мероприятия, которые организовывают социальные педагоги совместно с милицией, целью которых является раскрытие преступлений, выявление и постановка на учет противоправных групп несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным молодёжным группировкам. Кроме того, будут выявлять и неформалов, так называемых «лидеров», достигших 18 лет, вовлекающих подростков в неформальные движения.

Со всеми задержанными будут проводиться профилактические беседы, им помогут трудоустроиться и организовать досуг. «Инспектора по делам несовершеннолетних проведут беседы с подростками о последствиях совершения правонарушений и преступлений». [24]

В школах РФ проводится профилактическая работа с учащимися.

Она должна отличаться высоким уровнем субъективации и индивидуализации их деятельности, опираться на апробацию ими ролей организатора, артиста, воспитателя, учителя.

Системная работа в образовательном учреждении с подростками-членами неформальных молодежных объединений подразделяется на следующие формы: индивидуальную, микрогрупповую, групповую, коллективную

Индивидуальная работа с подростком-неформалом в образовательном учреждении наряду с групповой и коллективной в системах «педагоги-родители-школьное сообщество», «школа-семья-школьный клуб» в значительной степени содействует позитивному личностному развитию ученика и переориентации его взглядов на просоциальные.

Результаты комплексной диагностики, полученные специалистами образовательного учреждения, важно объединить в социально-психолого-педагогической карте личностного развития ученика. При наличии проблем с подростком, проводят педагогические советы с участием родителей, и самого подростка, предлагаются пути решения проблем, проводят занятия с психологами.

Анализ работ социальных педагогов показывает, что каждый город, регион имеет свою специфику в отношении неформальных движений. Так как в каждом регионе преобладают группировки разного характера. Например

в Санкт-Петербурге преобладают экстремистские направления, в то время как в Красноярске – группировки пассивного характера.

Я считаю, что учителя, родители и инспектора милиции имеют крайне скудные представления о специфике отношений в неформальных молодежных объединениях, готовы взаимодействовать с подростками-неформалами преимущественно на уровне запретов и угроз.

Педагоги чаще игнорируют факты вовлечения школьников в неформальные молодежные объединения, не владеют информацией о них. Родители подростков-неформалов реализуют авторитарный или попустительский стиль воспитания, не уделяют сфере просоциальных интересов детей должного внимания.

Современные образовательные учреждения, в частности, школа, способны стать той зоной социально-культурной переориентировки личности, где подросток включается в индивидуальную и коллективную работу на уровне консультаций, тренингов, учебных и внеучебных мероприятий, клубных занятий.

 

 

Заключение

Подводя итоги нашей работы можно сделать следующие выводы:

Бурное развитие неформальных молодежных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. Также огромную роль сыграло снятие ряда неоправданных ограничений на объединения граждан. Результатом всего этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.

Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга.

На улицах все чаще мы можем заметить подростков современных неформальных объединений. Они неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности. Причин, по которым подростки вступают в группы,

немало. Молодежь, в силу своего возраста всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества, и хочет проявить самостоятельность своего «я». Субкультура помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

Молодежная субкультура – это своего рода, фаза развития, переходная стадия становления молодежи, которая утрачивает свое значение, когда подростки адаптируются к миру взрослых. Субкультура может негативно влиять на социализацию подростка и бороться с негативными тенденциями субкультур нужно не запретами, а замещением.  

Изучая специфику социально – педагогической работы с подростками из неформальных объединений, можно сделать вывод о том, что она, прежде всего, заключается в том, что педагог, работающий с подростками, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Важно разобраться в проблемах, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

Анализ опыта социально - педагогической работы с подростками из неформальных групп в РФ и Красноярском крае, показывает, что учителя, родители и инспектора милиции имеют крайне скудные представления о специфике отношений в неформальных молодежных объединениях, готовы взаимодействовать с подростками-неформалами преимущественно на уровне запретов и угроз. Педагоги в школах чаще игнорируют факты вовлечения школьников в неформальные молодежные объединения, мало владеют информацией о них.

 В некоторых городах России существуют центры, независимые от школы, в которых проводят психологические тренинги, проводят творческие работы, для того, чтобы переориентировать подростков. Инспекции по делам несовершеннолетних совместно с социальными педагогами помогают в трудоустройстве подростков из неформальных объединений.

Современные образовательные учреждения, в частности, школа, способны стать той зоной социально-культурной переориентировки личности, где подросток из неформальной группы включается в индивидуальную и коллективную работу на уровне консультаций, тренингов, учебных и внеучебных мероприятий, клубных занятий.

Вся проблема взаимопонимания взрослого и подростка неформала заключается в том, что взрослые не одобряют его выбора и относятся к этому с недоверием. Но неформальные субкультуры  не всегда означают отказ от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь определенные отклонения от нее.

Список литературы

1. Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ, 1996.

2. Большакова Е. Ваш ребенок — неформал. Родителям о молодежных субкультурах. — М.:Генезис, 2010. — 152с.

3. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Знание, 1999.

4. Громов А.В., О.С. Кузин "Неформалы, кто есть кто? ", М.,1999.

5. Иконникова С.Н. Социология молодёжи и проблемы воспитания. – М.,

6. Кон И. С. «Социология молодежи» В кн.: «Краткий словарь по социологии»- М., 1988г.

7. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. Изд-во СПбГУ М.1996.

8. Невский И.А./Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении // - М. - 1968.

9. Петров А. «Пришельцы», «Учительская газета», №11,1993

10. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.

11. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. 296 c

12. Плахова К. Гламурно. Готично. Альтернативно //Комок; 18 января 2008, С.

13. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., 1988.

14. Фрадкин Н.Ф. Введение в педагогическую специальность. - М., 1996

15. Фролов С. С. Основы социологии, М., Юристъ, 1997;

16. Шестаков Д.А.. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя //Правоведение.-1976. - № 3. - С. 132 – 136

17. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы, 1986—1989 гг. — СПб.: Наука, 1993.

18. Эльконин Д.В., Драгунова Т.В.. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967, с. 304.

19. Ежемесячный журнал «Ридерз Дайджест» №№ 3, 7—9, 2001 (серия статей «Экстернальная культура. Системщики»)

20. НОМ в современной Москве http://his.1september.ru/2000/no30.htm

21. Стиль ЭМО

22. Что такое субкультура «Эмо»?

23. http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200802003

24. http://krsk.sibnovosti.ru/politics/57916-emo-gotam-i-drugim-neformalam-pridetsya-nesladko

25. http://hippy.ru/f40.htm

 



2020-02-03 320 Обсуждений (0)
Анализ опыта социально-педагогической работы с подростками из неформальных объединений в РФ и Красноярском крае. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ опыта социально-педагогической работы с подростками из неформальных объединений в РФ и Красноярском крае.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)