Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ



2020-02-03 256 Обсуждений (0)
НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При помощи упражнений над словарными словами не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Дети непрерывно занимаются анализом, сравнением, составляют словосочетания и предложения, абстрагируют и обобщают. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

    В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому процесс обучения школьников необходимо организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также, произношение и написание) рассматривались в единстве.

    В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

        

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить звуковой анализ слов. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

    В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью фонетических упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы – не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

    Большая роль в обучении детей мной отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому работаю над словами с использованием карточек, картинных словарей, занимательных упражнений: ребусов, кроссвордов. Считаю, что очень важно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

 

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:

    бер..г, в..кзал, з..мл..ника, ж..лез.., г..рох, ..сина, уч..ник, пл..ток, с..рень, с..пог, к..пуста, ..рех.

    2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова:

    завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.

    3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.)

    4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения:

    г..рой, адр..с, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот...

    5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

    6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

    7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»

    д..р..вн..                             п..ртр..т

    м..л..т..к                           с..л..м..

    к..ньк..                                        т..л..ф..н

    8. Игра «Догадайся, что за слово»:

 

  О   О     (ворона)

          (овёс)
  О   О     (сорока)           (овощи)
  О   О     (молоко)           (огород)
  О   О     (корова)              
  О   О     (солома)              

 

    9. Игра «Угадай слово».

    Учитель показывает карточки, на которых написаны первые слоги нужных слов. Учащиеся записывают составленные слова.

го (город, горох, горсть, горизонт, …)

 

И наоборот, можно показать окончание слова, а учащиеся придумывают начало.

    «Слова спокойно жили в книжке, но книжку вдруг погрызли мышки.

    От слов начала откусили, из книжки в норку утащили»:

…суда, …рёза, …сква.

10. Чайнворд.

    В клетки квадрата, круга и т.п. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

    11. Игра «Волшебные домики».

    Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами:

    лаг..рь                      т..традь

    к..стёр                     с..рень

    р..бята                    св..бода

    ул..ца                       р..стение

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

    12. Игра «Собери слово»:

    пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.

    13. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.

    14. Найдите словарные слова, начинающиеся на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

    15. Игра «Кто больше придумает слов».

    Дано несколько букв. Нужно составить из этих букв как можно больше слов:

 

 

 


    16. Игра «Расшифруй слово».

    Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово:

2 10 13 6 20     26 16 22 7 18               33 2 13 16 12 16

  (билет)                              (шофёр)                                   (яблоко)

    17. Игра «Ступеньки».

    В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше: берег

                       гореть

                       агроном и т.д.

 

18. Выборочный диктант.

    Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной:

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костёр.

Дежурный следит за порядком в классе.

19. Ребусы (см. Приложение 1 «Знакомство с новым словарным словом»).

 

    В целях развития орфографической зоркости дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, то есть орфограмм; находят в текстах то, что «спрятал» автор; работают над такими видами упражнений, как письмо с «дырками», то есть пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку; находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

 

    Следующее направление классификации – работа над составом слова.

    В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений:

    1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

    2. Подберите слова к данным схемам:

                   ;                        ;                      .

    3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом к.

    4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова:

берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки;

праздник, праздничный, праздники, праздновать.

    5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания:

Ребята радостн…                    Берёза кудряв…

Улица многолюдн…                   Календарь перекидн…

    6. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

           

             лис             а                                   ник

        

    7. Шарада «Узнай слово, которое задумано».

    Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

    8. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

подарил люблю
дружил девочка думаю собака
говорил горжусь

 

    9. Работа над деформированным предложением.

    Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета).

Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.

На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

    10. Найдите в тексте однокоренные слова.

    Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет.

 

    Цель морфологических упражнений – осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи (склонение, падеж, время, лицо, число) для того, чтобы осознанно употреблять словарные слова в устной и письменной речи в правильной форме.

    1. Подберите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

    2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения.

    3. Составьте словосочетания, определите падеж прилагательных:

воробей (какой?), газета (какая?), молоко (какое?)

    4. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

    5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос «кто?»:

… на ухо наступил.

Слово – не …, вылетит – не поймаешь.

    6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите эти предложения, подчеркните предлоги, определите падеж существительного.

Машина остановилась … (дом).

Дети читали книги … (космонавт).

Заяц быстро нёсся … (лес).

    7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например:

адрес (адресный, адресок, адресовать);

ветер (ветерок, ветреный, обветрить)

    8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

Интересный случай, аккуратный ученик, берёзовая аллея.

    9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живет в лесу? (з.. ..ц)

В чем зранятся ручки и карандаши? (п.. .. .. л)

Какой овощ растет на огороде? (о.. .. .. .. ц)

 

    Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре словосочетаний и предложений, составлять словосочетания и предложения. С синтаксическими упражнениями объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

    1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

берёза … … … в небе
огурец … … … в доме
воробей … … … в школе
комната … … … в лесу
ученик … … … в огороде

    2. Составьте предложение с данными словами:

ветер, капуста, осина, товарищ.

      3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

    4. Составьте предложения с данными словосочетаниями:

веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

    5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. (Аллея)

Край земли у водной поверхности. (Берег)

Комната для занятий в школе. (Класс)

    6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге - … (картинка).

Килограмм – это тысяча … (грамм).

Мать родимая - … любимая (Родина).

    7. Из слов составьте предложение: огород, растёт, в, картофель.

    8. Выделите из предложения словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

    9. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

    10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

    11. Смоделируйте предложение по схеме:

Кто? (что?) … что делают? … в какие? … как? во что? …

Воробьи собираются в шумные стайки.

        

    Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

    В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, то есть дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

        

1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.п.

    2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?

- автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

- капуста, помидор, солома, морковь;

- пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

´
    3. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

На берегу возвышается старинный … .

´
стоит

Квартира была закрыта на … .

´
стоит

Билет в театр … десять рублей.

´
замок

Телефон … на тумбочке. замок

    4. Сгруппируйте слова по темам: малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

    5. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д.

    6. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

    7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Составьте небольшой рассказ с использованием этих слов.

    8. Назовите одним словом:

- сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.,

- понедельник, вторник, среда и т.д.,

- крупное промышленное предприятие (завод),

- руководитель школы (директор).

    9. Игра «Кто как голос подает?»

    Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.

П..тух
 
чирикает

С..рока лает
С..бака мычит
К..рова кукарекает
В..рона стрекочет
В..робей каркает

    10. Выберите наиболее подходящее слово, запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

11. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.

    Волны тихо … у берега.

    Молоко … из ведра.

    Рабочий продолжает … сталь.

    12. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:

- чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо;

- крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

    Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы, например:

чистая, неисписанная тетрадь; чистые, вымытые руки; чистое, безоблачное небо и т.д.

    13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слова и к умению употреблять эти слова в собственной речи.

У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.

Ребята идут в парк. - Часы правильно идут.

Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.

    14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, необходимое в данный момент, предлагаю следующее упражнение.

    Выберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.

Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.

Осенью дует … ветер. … гуляет на просторе. … ветер гонит стаи туч на край земли.

    15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

Трактор шумел, как … . С треском повалилась осина, будто … . На солнце засверкали ягоды земляники, словно … .

        

В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, т.к. не умеют пользоваться орфографическим словарем.

    Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений, о которых было написано выше. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

 

    Очень важна работа над словарными словами на различных этапах урока:

1) на этапе введения нового слова,

2) на этапе запоминания нового слова,

3) на этапе первичного закрепления,

4) при обобщении полученных знаний о слове.

    1. При знакомстве с новым словом работа проводится в такой последовательности:

- чтение слова с доски, таблицы,

- звукобуквенный анализ слова,

- выделение корня,

- нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением,

- проговаривание слова вслух,

- написание слова в тетрадях или словариках,

- разбор слова по составу,

- подбор родственных слов,

- этимологический анализ,

- составление словосочетания, предложения с данным словом (устно или письменно).

    Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием (см. Приложение 2), так как использование сова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, создает благоприятные условия для запоминания слов.

    Например, вот как можно дать этимологическую характеристику словарного слова:

Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово «багги» (узел) французы превратили в «баг» (пакет). От слова «баг» произвели слово «багаж», что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина-пассажира».

Чтобы разнообразить процесс запоминания «трудных» слов с целью формирования орфографического навыка, можно изменить форму подачи словарного материала, снабдив его заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной монологической речи детей, их образной памяти. Интересно можно знакомить учащихся с новым словом, используя «Занимательный словарь» (см. Приложение 2).

    Основная форма подачи словарного материала – стихотворная (рифмованные загадки, скороговорки, песни, стихи и т.п.), что не только оптимизирует учебный процесс, вызывая положительные эмоции и чувства у детей, но и благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, прививая интерес к поэзии, русской речи и языку.

    Часть словарного материала снабжена заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной монологической речи детей.

    Таким образом, в «Занимательном словаре» (Приложение 2) задействованы три «кита» обучения русскому языку: слух, зрение и рука (письмо).

    Для осуществления систематической проверки усвоения учащимися приобретенных знаний проводятся текущие проверочные работы не реже двух раз в месяц и контрольный диктант в конце каждого полугодия.

    Считаю, что материал «Занимательного словаря» позволяет не только интересно и с пользой организовать работу учащихся со словарем, но и осуществлять контроль усвоения знаний нестандартно (раздел «Проверь себя») или в соответствии с нормами.

   

ПРОВЕРЬ СЕБЯ !

                                        

    1. Вставьте пропущенные буквы:

за..ц      (е, и, я)                              к..ньки   (а, о)

вет..р    (е, и)                                  л..пата (а, о)

б..рёза   (е, и)                                  м..л..ко  (а, о)

р..бята (е, и)                                  ..дежда (а, о)

уч..ник   (е, и)                                  пл..ток  (а, о)

д..ревня (е, и)                                  р..бота (а, о)

учит..ль (е, и)                                  с..рока  (а, о)

гор..д              (а, о)                                  х..р..шо (а, а, о, о)

м..роз             (а, о)                                  дев..чка (а, о)    

скор..              (а, о)                                  сп..сиб.. (а, а, о, о)

быстр.. (а, о)                                  ф..милия (а, о)

 

2. «Буквы рассыпались».

Составьте из букв и слогов словарные слова:

к ы я з   (язык)                                д р а н о (народ)

я з а ц    (заяц)                                          л е п а н (пенал)

т е р е в (ветер)                              я д о г а (ягода)

в а д о з (завод)                               р е б ё з а (берёза)

м о з о р (мороз)                              р о в о н а (ворона)

 

3
    3. Кроссворд «Бабочка».

2
                                                     1) То же, что холод. (Мороз)

4
О
О
О
                                                     2) Всеядная птица, серая с черным или полностью

1
О
О
Р
                                                         черная. (Ворона)

                                                      3) Маленькая птичка с серо-черным оперением,

О
О
О
                                                      обычно обитающая около жилья человека.

                                                 (Воробей)

                                                      4) Птица с белыми перьями в крыльях. (Сорока)

 

 


 

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ» И РАБОТА С НИМ

    К каждому слову составляется словарная статья:

а) изучаемое слово,

б) толкование значения слова,

в) устойчивые выражения, (*)

г) примеры употребления изучаемого слова в речи с заданиями:

- дополни пословицу, поговорку и т.п. изучаемым словом, вписав его в пустые клеточки,

- отгадай загадку и запиши отгадку,

д) звуковые ассоциации (эйдетика) для запоминания правописания изучаемого слова

- «Запомни, шутя!».

Дополнительные задания: представь, какую картинку можно нарисовать к данной шуточной фразе.

    Раздел «Проверь себя» включает разнообразные грамматические игры, направленные на запоминание и воспроизведение изученных словарных слов (ребусы, кроссворды).

2. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.

3. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить тема данного урока.

4. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения.

    Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок. Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы.

    («Занимательный словарь» см. в Приложении 1)



2020-02-03 256 Обсуждений (0)
НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)