Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ



2020-02-03 431 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРОБЛЕМА: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

ЦЕЛЬ: научить правильно писать словарные слова.

СРЕДСТВО: использование метода ярких ассоциаций.

СУТЬ МЕТОДА: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

МЕТОДИКА:

1. Написать словарное слово и поставить ударение.

Например: берёза.

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе-рё-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: бЕ, бе.

4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

    Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель: Словарное слово                                    Ассоциативный образ

                признак                                                  признак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету,                                       - месту расположения,

- форме,                                      - звучанию,

- действию,                                 - вкусу,

- материалу,                               - назначению,

- количеству,                                       и т.д.

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

 

Например:

Словарное слово                                  Ассоциативный образ

берёза – по цвету                                  бЕлая

берёза – кудрявая                               нужен грЕбень, чтобы расчесать,

                                                             по форме, как буква Е

Результат: б Е р ё з а - б Е л а я - г р Е б е н ь (Е)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок или пересечение слов через сравнительную орфограмму):

Б
е
Б

Е Р Ё З А
Л
е

А
Я

 

Главное - не навязывать ученику свою ассоциацию.

Ценность - наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

        

- По аналогии показать учащимся разбор 3-5 словарных слов.

- Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

- Для проверки дать еще два слова.

- Дать самостоятельную работу (одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.

- Дать домашнее задание на составление авторской книжки словарных слов со своими ассоциативными образами.

- Текстовая проверка.

 

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

Г А З Е Т А - Б У М А Г А

Д И Р Е К Т О Р - К Р И К, Р О Т

З А В О Д - Т Р У Б А

И Н Е Й - Б Е Л Ы Й, С Н Е Г

К А П У С Т А - З А Я Ц

К А Р А Н Д А Ш - Г Р А Н Ь, Б У М А Г А

К А Р М А Н - Д Ы Р А

К О Н Ц Е Р Т - Н О Т А, Д О, Х О Р

К О Р А Б Л Ь - В О Л Н Ы, Б О Ц М А Н, К О К

Л А Д О Н Ь - Л А П А

М А Ш И Н А - Ш И Н А

С О Б А К А - Х В О С Т

 

Примеры объединения словарного и ассоциативного слов:

       

 

 


                                                   

 

 

4. «Проба пера»

В 3-4 классах практическую работу по развитию речи. С пятницы и до понедельника предлагаю написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:

ü на одну букву

ü на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро-, -оло-;

ü словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)

ü можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.

«Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я рассказала о разнообразных приёмах работы со словарными словами. Это мой накопленный опыт. За годы работы по данной теме накопилось много интересных приёмов для успешного и лёгкого запоминания словарных слов.

    В заключении хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Использование разнообразных упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Считаю, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа обучающихся. Условиями, обеспечивающими эффективность этой работы, считаю:

- активизацию умственной деятельности и памяти учащихся,

- обучающий характер учебной деятельности,

- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

 

           

 

 

Список литературы.

 

1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника, 1990 г.

2.Александрова Г. Занимательный русский язык. СПб., 1997 г.

3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах, 1989 г.

4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. 1993 г.

5. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. 1989 г.

6.Журналы «Начальная школа» №12 2009г., с.16 «Словарно - орфографическая работа как средство интеллектуального развития учащихся», №10 2010г., с.75 - 80 «Виды работ со словарными словами», «Ассоциативный словарь как средство усвоения непроверяемых написаний», № 7 2005г., с.118 «Изучение слов с непроверяемым написанием в начальных классах», № 6 2010 г., с.61 «Формирование навыков написания словарных слов».

7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. 1989 г.

8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. 1984 г.

9.Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. 1-4 класс. М., 2004 г.

10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. 1994 г.

11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 1997 г.

12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. 1993 г.

13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. 1980 г.

14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. 1994 г.

15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в начальных классах. 2006 г.

16. Федоренко Л.П. Методика русского языка. 1999 г.

17. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. 1991 г.

18. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. 1997 г.

19. Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. М., 2004 г.

 



2020-02-03 431 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)