Глава 6. Логопедическое обследование детей Знакомство с документами
На рассмотрение медико-педагогической комиссии родители должны представить следующие документы: . — подробную характеристику (выписку) от психоневролога с обоснованием медицинского диагноза и заключением об умственном развитии ребенка;. — заключение отоляринголюга о состоянии слуха и лор-оргтоов; —- заключение окулиста; — обстоятельную логопедическую характеристику с указанием речевого развития ребенка, степени сформированно-сти всех компонентов языковой системы; — педагогическое заключение с рекомендацией о зачислении ребенка в группу соответствующего профиля; — характеристику воспитателя детского сада яа ребенка (как он усваивает программу обычного детского сада по разным 'видам деятельности, как играет, контактен ли с товарищами, усидчив ли на занятиях, как относится к своему дефекту). Беседа с родителями После ознакомления с документами члены комиссии проводят беседу с родителями. С ними разговаривают врач и логопед. Врач собирает анамнестические данные и проводит медицинское обследование. Логопед выясняет данные о процессе формирования речи ребенка, которые являются наиболее важными для определения состояния речевого развития в момент обследования, а именно: — когда появились 'в речи ребенка гуленяе, лепет, отдельные сознательно произнесенные слова, как увеличивался запас слов; когда ребенок стал активно пользоваться фразами; — не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то в каком возрасте, по какой причине, как долго ребенок не говорил, как восстанавливалась речь, достигла ли первоначального уровня); — какое внимание уделялось развитию речи со стороны взрослых, форсировалось ли речевое' развитие ил;1 протекало стихийно; — в каком речевом окружении воспитывается ребенок в настоящее время, благоприятные 'или неблагоприятные условия двуязычие в семье, низкий уровень речевого развития взрослых, воспитание в закрытых дошкольных учреждениях, диалектное произношение, темп речи окружающих, контакт с заикающимися родственниками или культурная среда, высокий уровень речевого развития, завышение требований ;к речи ребенка и т. п.). Важно узнать, обращались ли родители к специалистам (психоневрологу, логопеду), какая была оказана помощь (амбулаторная, стационарная, в каком учреждении находился ребенок: яслях, санатории, диспансере), каковы ее результаты: были заметны улучшения, ухудшения или речь оставалась без изменений. При всех нарушениях речи яеобхвдиме выяснить, знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испытывает ли трудности в речи с окружающими: как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе, как ведет себя дома. Какие жалобы самих родителей: беспокоит ли их неправильное произношение ребенком отдельных звуков, грамматическое оформление речи, встречаются ли запинки в речи ребенка, в каком темпе он говорит. После беседы с родителями члены •комиссии приступают непосредственно к обследованию ребенка. Обследование ребенка Задача ло-опеда состоит в том, чтобы с помощью наиболее простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности речевого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок. Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший 'контакт с ребенком. С этой целью в момент, когда начинается беседа с родителями, ребенку предлагается выбрать себе игрушку, поиграть с ней или взять бумагу, карандаш и нарисовать что-либо по его усмотрению. Рисунок или игра может служить дополнительным материалом и расширить данные обследования, и вместе с тем создают непринужденную обстановку, которая будет способствовать налаживанию более тесного контакта с ребенком. Наблюдения за его самостоятельными действиями осуществляет логопед, который ненавязчиво подсказывает варианты игры (рисунка), подбадривает ребенка, пытаясь войти к нему в доверие и расположить к себе. Это, в свою очередь, помогает вызвать у ребенка хороший эмоциональный настрой, доброжелательные взаимоотношения педагога и ребенка. Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи. Цель беседы: выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний; наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетичееии. При выявлении “собеннвстей речевег” развития (недоразвития) дошкольников в процессе беседы уделяется внимание самостоятельности высказывания, так как в данный момент ослабляется контроль над речью, что помогает выявить отдельные проявления, характерные для недоразвития речи или заикания, хотя они могут быть и не отмечены в прилагаемых документах. Во время беседы необходимо фиксировать и состояние Слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом (сниженной громкости). Вопросы и содержание беседы желательно продумать заранее. Т&ма должна быть простой, близкой и хорошо знакомой ребенку. Например, беседа, касающаяся непосредственно знаний ребенка о 'самом себе. Вопросы следует формулировать конкретно, чтобы ребенок мог легко их понять и-правильно ответить. Примерный перечень вопросов: — Как тебя зовут? — Знаешь ли ты свою фамилию? — Сколько тебе лет? — Когда твой день рождения? — Как зовут маму, папу (бабушку, дедушку)? — Где ты живешь (улица, номер дома, квартиры)? — Есть ли у тебя братья и сестры? — Как их зовут? — Сколько им лет? — Кто из вас старше? — Кто из вас посещает сад (ясли)? — Где работают родители? — Чем занимаются родителя на работе? Если ребенок отвечает на каждый вопрос одяим словом, то после некоторых ответов можно задавать дополнительные вопросы, и таким образом вызвать ребенка на более распространенный ответ. Например, после ответа на вопрос “Кто из вас старше?” (“я”, “брат”, “сестра”) можно спросить: “А почему ты так думаешь?” “Потому, что мне уже 6 лет, а брату 4 года” или “Что делают (чем занимаются) дети в саду?”, “А чему учат там детей?” и т. п. Такая беседа имеет определенное значение как для проверки слуха, интеллекта, так и в плане оценки знаний ребенка: быстро и правильно ли он отвечает, обращается ли за помощью к родителям и как это делает; как реапирует на возникшие затруднения при ответах, огорчается ли, если чувствует, что ответы ошибочны. В результате проведенной беседы выявляется уровень речевого развития (в общих чертах), интеллект и слух. Создается общее впечатление о ребенке. Если общее впечатление благоприятное, то слух и интеллект отдельно и специально не проверяют. И, напротив, если возникают сомнения, то после беседы проводится обследование слуха, интеллекта и более углубленное обследование речи. Как показывает практика, документы, представленные на медико-педагогическую комиссию, 'не всегда точно и правильно характеризуют состояние олуха ребенка. Нередко на комиссию направляются дети с нарушениями слуха, которое в документах не отмечено. Известно, что даже незначительное снижение слуха, незаметное для окружающих, может привести к неправильному'форм'ирозз1?ию речи. Иногда на комиссию приходят дети с диагнозом “сенсорная” или “моторная” алалия, а при тщательной проверке оказывается, что у ребенка нарушен слух. Кроме слабослышащих, часто на отборочные комиссии направляются дети с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому особенно тщательно рекомендуется проверять умственные способности дошкольников с тяжелым недоразвитием речи.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |