Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обследование интеллектуального развития детей



2020-02-03 187 Обсуждений (0)
Обследование интеллектуального развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Наряду со слабослышащими на медико-педагогическую комиссию иногда попадают дети, недоразвитиг речи которых обусловлено умственной отсталостью. У них так же, как и у детей с общим недоразвитием при нормальном интеллек­те', может наблюдаться недостаточный словарный запас, неправильное грамматическое построение предложений, на­рушение произношения многих групп звуков и другие про­явления речевого недоразвития. Поэтому перед членами ко­миссии стоит (сложная) задача правильно отличить одни состояния от других, сходных между собой лишь внешне;

отделить детей, у которых первичным является речевой де­фект, а вторичным — задержка умственного развития, о? умственно отсталых. Это осуществляется в ходе совместно­го обследования логопедом и врачом-психоневрологом.

Врач-гасихоневролог анализирует различные причины и явления, которые могли повлечь за собой снижение интел­лекта ребенка. Например, наличие патологических симпто­мов и остаточных явлений органического поражения цен­тральной нервной системы, 'свидетельствующих-о перенесен­ной родовой или дородовой травме; заболеваний, протекавших в раннем возрасте и других факторов, обусловливающих

интеллектуальное развитие.

Особое внимание при обследовании интеллекта логопед и психоневролог уделяют уровню развития основных видов познавательной деятельности, проверят не только знания ребенка, но и его умственные способности. Специально по­добранные задания направлены 'на то, чтобы определить степень умения ребенка производить сравнение, сопоставле­ние, .выделять некоторые свойства предметов, главные и вто­ростепенные признаки, обобщать их.

В процессе обследования обращается внимание на то, как ребенок решает задачу:^ целенаправленно ли приступает к выполнению задания, обращается ли за помощью в случае затруднений или пытается преодолеть возникшие трудности самостоятельно; .как принимает помощь логопеда, исполь­зует ли ее при выполнении аналогичных заданий или остав­ляет задание невыполненным.

Важно отметить запас представлений ребенка об окру­жающем мире, готовность к выполнению задания, наблюда­тельность, любознательность, память, а также устойчивость внимания; быстро ли отвлекается, утомляется, способен ли переключаться на другие виды деятельности.

,Так, дети с нормальным интеллектуальным развитием активно пользуются помощью, которую им оказывает лого­пед, а полученные навыки успешно применяют тут же при решении другой аналогичной задачи.

Для умственно отсталого ребенка небольшое число обу­чающих упражнений чаще всего является недостаточным, и при предъявлении других аналогичных заданий ему необ­ходимы дополнительные приемы обучения.

Показательным фактором при выполнении задания умст­венно отсталым ребенком являются быстрая отвлекаемость и переключение на другой объект или уход 'в сторону от ре­шения поставленной задачи, некритичиость в оценке резуль­татов работы, топтание на месте при выполнении отдельных заданий, стереотипность действий.

Одним из наиболее ярких показателей умственного раз­вития детей — счет и умение выполнять счетные операции. Поэтому рекомендуется ряд заданий, связанных с овладе­нием счетными операциями. При их отборе следует исходить из программных требований массового детского сада соот­ветствующей или предыдущей возрастной группы. Так, для детей до пяти лет счетные операции предлагаются в преде­лах 3—4-х единиц, после пяти лет — в пределах. 5-тн единиц действия я белее.

В процессе обследования задания надо давать с посге-пенным усложнением. Сначала обращать внимание на уме­ние пранилвно пересчитать предметы (палочки, грибки и т. д.). При использовании наглядного материала выяв­ляются навыки прямого 'количественного счета, который час-' то усваивается детыми механически. Далее предложить на­звать числа в той последовательности, в какой ребенок их знает, начать считать дальше от названного числа. Зада­ние — пересчитать наглядные предметы применяется и для того, чтобы выяснить, как ребенок выделяет конечный ре­зультат — итог счета, соотносит ли названное число с пред­метами. В таком задании можно использовать разнообраз­ный счетный материал, например “Посчитай отдельно палоч--ки..., елочки..., грибки...”. Ребенок считает предложенные предметы или определяет их количество на каргинке “Дай 2-—4 грибка”.

Затем дать ряд заданий потруднее. Например, “Возьми столько кубиков, сколько у меня палочек”. Когда задание выполнено, предложить поделить предметы между двумя людьми поровну. Или решить простую задачу на 'сложение или вычитание одной единицы: “У тебя было две конфеты, тебе дали еще одну конфету”, “Сколько стало конфет?” — “Три” — “У тебя было две конфеты. Одну съел”, “Сколько осталось?” — “Одна”. — “Тебе мама да'ла еще две”, “Сколь­ко стало?” — “Три”. Задачи такой сложности дети с нор­мальным интеллектом способны решать без наглядной опоры.

Выявление возможностей выполнять счетные операций можно проводить и по специально составленным (подобран­ным) вопросам типа: “Сколько у тебя глаз?”—А у меня?... — А у меня и у тебя вместе?... Сколько лап у собачки?... медведя, лисы?... А у птицы?... А у кого больше?... — на сколько больше?...”.

Последний вопрос доступен лишь детям с хорошими ин­теллектуальными данными.

При выполнении заданий в ходе обследования отмечает­ся, как ребенок оправился с задачами: устно или на нагляд­ном материале.

Более трудными будут задания на определение количест­ва предметов при вычитании двух или трех единиц. Такое задание выполняется с использованием наглядного материа­ла. По заданию логопеда ребенок определяет общее количе­ство предметов на столе (например, 5). Далее логопед неза­метно убирает 2 (или 3) предмета. По количеству оставлен­ных предметов ребенок должен определить, сколько предме­тов убран®.

В следующем задании предлагается с опорой на пред­ставление определить — “сколько курочек за забором?” Для этого дается картинка с изображением забора, из-под кото­рого видны куриные лапки (2, 4, 6, 8).

Все эти задания даются после объяснения и некоторого обучения. Дети с первично сохранным интеллектом овладе­вают способом решения выиюг.ерс-.ясленных заданий после нескольких показов и справляются с аналогичными задача­ми на другом наглядном материале.

Для умственно отсталых детей такие способы объяснения являются недостаточными. Они чаще 'всего могут лишь ме­ханически пересчитать предметы, иногда не соотнося число с предметом, пропуская отдельные предметы; счетные опе­рации для 'них доступны при условии лишь значительной по­мощи в очень ограниченных пределах. Решение отвлеченных задач, указанных выше, для необученных ранее умственно отсталых детей практически невозможно.

Интеллектуальную деятельность ребенка можно обследо­вать с помощью пирамид, матрешек (4—6—8-составных), складывающихся кубиков и других разборных игрушек. Здесь проверяется умение разбирать и собирать пирамидку, матрешку, сравнивать предметы (и их части) по величине и форме, отобрать нужные предметы, части в определенной последовательности, делать простейшие обобщения.

Вначале ребенку предлагается выполнить задачу само­стоятельно. Если. он не справляется, тогда логопед, напри­мер, раскладывает кольца пирамиды и показывает 'как ее .-оорать, объясняя, что кольца неодинаковы по размеру и сначала нужно надевать самые большие колечки, потом по­меньше, а в конце — самые маленькие. После этого ребен­ку еще раз предлагается самостоятельно сложить аналогич­ную пирамиду. Возможен и другой, более простой способ;

ребенок должен найти последовательно самое большое коль­цо из оставшихся и надеть его.

При выполнении такого задания отмечается, как ребенок его понял: складывает ли он пирамиду с учетом величины колец или же все подряд (иногда с учетом цвета); видит ли он и исправляет сам ошибки или работает без внутреннего •контроля; как используют помощь.

Детям с сохранным интеллектом складывание простой пирамиды из 4-х колец доступно к 3-м годам. Они собирают пирамиду, строго соблюдая размер колец, примеривая их, а некоторые контролируют себя только зрительным соотне­сением.

Для обследования интеллектуальных возможностей ре­бенка могут быть использованы и такие материалы, как уп­ражнения “Почтовый ящик”, “Разрезные картинки”, “Чет­вертый лишний”, разрешающие выявить произвольное вни­мание, мышление, логическое обобщение, наблюдательность, умение соотносить объемную и плоскостную формы и др.

Упражнение “Почтовый ящик”

Логопед раскладывает на столе пластмассовые фигуры разной формы и коробку (ящик) с соответствующими про­резями и объясняет, что на крышке коробки есть 'прорези— “домики” для каждой фигуры. Сначала ребенку предлагает­ся самостоятельно выполнить упражнение — опустить фи­гурки в прорези. Если он не справляется, то логопед объяс­няет, как он ищет для кубиков, треугольников и других фи-' гур “домики”. Опуская поочередно все фигуры в коробку, подчеркивает: если “домик” выбран правильно, то кубик в коробку пройдет, если неправильно — не пройдет. После объяснения и показа ребенку снова предлагается самостоя­тельно опустить геометрические фигуры в коробку.

При оценке выполнения задания отмечается, как .ребенок понял задачу; насколько охотно взялся за нее; какой избрал способ ее выполнения; пытался ли силон засунуть фигуры в прорезь, пробовал ли для каждой фигуры все подряд от­верстия и.л'и соотносил предварительно фигуру п прорэзя (наглядно), требовалось ли дополнительное обучение.

Детям с нормальным интеллектом упражнение “Почтовый ящик” дается после 3-х лет, к 5-ти годам они выполняют его, пользуясь в основном лишь зрительные соотнесением.

В процессе обследования 'важно проверить, как оформи-' рованы у ребенка пространственные представления, восприя­тия целого предмета и выделение его отдельных частей, уме­ние соотносить часть и целое, определить место той иди иной •части, подобрать недостающую часть и собрать из частей целое. Здесь могут помочь “Разрезные картинки” (из 3-х, 4-х и 5-ти частей). При складывании картинки обращается внимание на то, как ребенок соотносит части предмета, на­сколько быстро и умело соединяет части 'в целое: идет ли .путем проб и ошибок или делает .попытку осмысленно про­анализировать картинку, чтобы подобрать недостающую часть (деталь). В этом упражнении сначал'а используются картинки с простыми предметами, разрезанные на две оди­наковые части ('мяч, яблоко, груша) и более сложные (оду­шевленные предметы — животные, птицы), а затем — раз-

резанные на четыре одинаковые части. Более сложными для складывания оказываются картинки, разрезанные на части разной формы и величины: например, картинка прямоуголь­ной формы с изображением мяча разрезана на три части (треугольника) разной величины и конфигурации.

Умственно отсталые дети допускают ошибки при выпол­нении этого задания, выстраивая отдельные части картинки в ряд, друг за другом, без всякой внутренней связи, склады­вают картинку без учета соотношения частей и целого. Для детей с сохранным интеллектом после показа способа дей­ствия простейшее задание (сложить картинку из 2-ча'стей) доступно уже в 3-4-летнем возрасте.

Упражнение “Четвертый лишний”

Для выявления у ребенка уровня умения обобщать по­нятия, сопоставлять предметы и их свойства, определять на­значение предметов используется прием классификации пред­метов и исключения лишней карточки, не относящейся к дан­ной категории, — “Четвертый лишний”. Логопед готовит 4 карточки с изображением предметов, из которых только 3 можно объединить по общему признаку (форме, цвету, раз­меру, назначению и т. д). Задание выглядит так: “Посмот­ри внимательно на эти 'картинки и найти лишнюю, которая сюда не подходит”. Если ребенок не справляется, то логопед по аналогичным картинкам сам выполняет задание и объяс­няет, почему он сделал именно так. По степени сходных при­знаков картинки могут подбираться по разному: например, -наиболее легкие — фрукты (яблоко, груша, виноград) и 4-я — ракета. И более сложные, 'например, предметы обуви (туфли, сапог, ботинок) и... нога. Такие задания можно да­вать детям с 5-ти лет.

Обследование речи

Чтобы определить уровень речевого развития ребенка, необходимо проверить различные стороны пользования уст­ной речью: навык связного рассказывания, грамматический строй, словарь, слоговая структура, произношение звуков, состояние артикуляционного аппарата.

Важно установить не только наличие того или иного на­рушения речи, например неправильной грамматически, но и степень ее устойчивости, отметить, как ребенок использует помощь и может ли затем применить ее при решение друго­го задания, например выбрать правильную грамматическую

форму из двух предъявленных. При оценке речи обследуемых детей надо учитывать, насколько соответствует уровень ре­чевого развития ребенка возрастной норме; насколько при­мерный предложенный объем задания е;му доступен; какова степень сформированности грамматического строя речи, сло­говой структуры слова в сравнении с характерной для ос­новной массы хорошо говорящих дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. При подборе сюжет­ных .картинок для рассказов необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью дет-. сада или знакомой окружающей обстановкой. Сначала пред­лагается внимательно рассмотреть картинку (1—2 мин.). Затем логопед Задает вопросы, чтобы выявить, насколько правильно понято ее содержание. Далее дается план, опи­раясь на который дети составляют рассказ.

Составление рассказа по серии картинок. Подбираются серии из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти картинок. Предварительно лого­пед раскладывает картинки и на примере I серии объясняет последовательность раскладки картинок. После этого ре­бенку предлагается разложить картинки, рассмотреть их, от­ветить на вопросы по содержанию. Далее дети самостоятель­но рассказывают о том, что изображено на картинках. С уче-.. том тяжести дефекта и возрастных особенностей детей серии сюжетных картинок раскладываются в порядке нарастания сложности. Например: “Мамина помощница”, “Сам”, “По­жар в лесу”, “Кто виноват” и др.

Пересказ. Логопед, предлагая детям пересказать рассказ, который он прочитал, выявляет, насколько дети умеют слу­шать, как понимают содержание рассказа, запоминают его и пересказывают. Тексты следует выбирать с простым и по­нятным содержанием и четко выраженными началом, сере­диной и концом.



2020-02-03 187 Обсуждений (0)
Обследование интеллектуального развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обследование интеллектуального развития детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)