Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 4. Я и мои социальные роли.



2020-02-03 903 Обсуждений (0)
Занятие 4. Я и мои социальные роли. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.

Задачи:

 Предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение;

 Предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным;

 Смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;

 Дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи;

 Дать обратную связь.

 

                                       Процедура проведения.

 Ведущий. Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни.

Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из Вас, сидя за партой, надевают маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.

Маска создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать « масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть что о

                                                                

себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.

Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой – является окном в его сложный внутренний мир.

 

 1.Групповая дискуссия.

 Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги.

 Например: подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.

 Выяснить – когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразитъ свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

 

 П.Игра «Маски, которые мы надеваем»

 Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть два стула.

 Предложить разыграть небольшую сценку из жизни, например:

 покупатель - продавец, ученик – учитель, родитель - ребенок и т. д., где один участник «надевает» маску. Затем дети меняются местами, и второй участник становится маской первого, то есть происходит вынесение вовне (название) маски. Далее партнеры разворачивают диалог между маской и «Я». После этого проигрывается маска второго подростка.

Если в начале игры детям сложно справиться с заданием, ведущий должен на примере одной из пар разыграть упражнение.

 

                                                                 

Ш.Обсуждение.

Попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог и как они чувствовали себя в этой ситуации.

 

IV. Выводы.

В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям. Они учатся дифференцировать «Я» и свои роли, роли и маски, называть их (выносить вовне), тем самым позволяя контролировать их и изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

                                                                

                                                                                                     

Занятие 5. Самооценка.

Цель: поддержание позитивной самооценки.

Задачи:

 - обсудить способы поддержания позитивной самооценки;

 - дать подростку возможность полностью осознать свои силы;

 - дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники;

 - предоставить участникам возможность соотнести самооценку и оценку членами группы;

 - формирование умения слушать и давать обратную связь.

 Материалы: два стула.

                                         Процедура проведения.

 Ведущий. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов.

Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть;                               

во – вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению его оценивают другие;

 в-третьих, человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

 

 I.Групповая дискуссия.

Тема дискуссии: « Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку».

 Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим.

 Например:

                                                                  

- улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой);

-занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей;

-достигаем успеха в каком- то деле;

- обесцениваем других людей;

-выигрываем конкурсы, соревнования;

-помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку;

-украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты - лучший!» и т.д.

-«нарываемся» на комплимент; иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто»,ярко);

-не ставим глобальных целей;

-имеем хобби как способ выделиться из толпы;

-усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

 

П.Говорим друг другу комплименты

Отдельно – так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, если остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.

Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.

 

III. Выводы.

Чтобы поддерживать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и др.

Таким образом человек формирует несколько образов «Я», строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов «Я».

                                                               

                                       Занятие 6. Самооценка (продолжение)

Цель: моделирование своего образа «Я» в будущем.

- дать подростку возможность осознать свои силы;

-построить модель из неструктурированного материала образа «Я» в будущем.

Материалы: пластилин, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски (по выбору).

Процедура проведения

I.Лепим, рисуем.

 Предложить подросткам вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа «Я» в будущем.

П.Обсуждаем.

 Каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней.

Ш.Выводы.

Создание материального образа выносит вовне переживания подростка и дает возможность их отрефлексировать.

Построение идеального образа будущего повышает самооценку в настоящем и актуализирует более точное представление о себе.                            

                                                                

                                                                                                     

Занятие 7. Неагрессивное настаивание на своем.

Цель: научить подростков неагрессивно настаивать на своем.

Задачи:

- идентифицировать общеизвестные ситуации, когда требуется неагрессивно настаивать на своем;

- идентифицировать тактики убеждения;

- упражняться в навыках вербального неагрессивного настаивания на своем;

- упражняться в невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем.

 Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.

                                            Процедура проведения.

 Ведущий. Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями, то есть постараетесь неагрессивно настаивать на своем.

 

I.Мозговой штурм.

 Перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем.

 Например:

- сказать «нет» другу;

-выразить мнение, не совпадающее с мнением другого;

-попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении;

-сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума;

- высказать претензии;

- вернуть обратно некачественный товар, купленный вами;

- сказать продавцу, что он вас обсчитал;

-сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.

                                                                

П.Виды поведения и их причины.

 Ведущий. На приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами.

Первый – быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку.

Второй – агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование.

Третий – неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.

Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства.

Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; бояться, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему.

 

Ш. Выгоды неагрессивного настаивания на своем.

 Спросите детей, какие преимущества, по их мнению, можно получить, умея не агрессивно настаивать на своем. Выпишите это на лист.

 Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение; повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите; возрастающая самооценка; повышение чувства контроля за своей жизнью; понижение тревоги из-за межличностных конфликтов; повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами верх; уважение и симпатия со стороны окружающих.

                                                                  

IV. Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем.

 Ведущий. Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят.

Умение сказать «нет» включает три компонента:

а) скажите о вашей позиции;

б) назовите причины или суждения в пользу этой позиции;

в) признайте позицию и чувства другого человека.

Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах.

 а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;

 б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.

Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные,

Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», « Я ценю, что ты это сказал», « Это меня на самом деле злит» и т.д.

Я – высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.

А теперь давайте разыграем сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем.

 

V.Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем.

Ведущий. Идентифицируйте и поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение:

                                                                    

громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела (позы); дистанция.

Попросить подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.

IV. Выводы.

Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает ваши права, позволяет открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.

Оно повышает вероятность получения того, что вам в жизни надо, и приносит личное удовлетворение.

Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные и вербальные компоненты и может быть сформировано путем упражнений.

                                                               

                                

Занятие 8. Заключительное.

Цель: подведение итогов групповой работы.

Задачи:

- получить обратную связь от участников группы;

-создать позитивную атмосферу прощания.

Материалы: плотный лист цветной бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.

                                          Процедура проведения.

Раздать подросткам по листу бумаги и фломастеру. Попросить их написать свои инициалы в правом верхнем углу. Ведущий также подписывает свой листок. Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Дальше участник передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки.

Примеры для образца:

 Мы много узнали и стали умней….

 Наша группа словно цветок ….

 Мне так хорошо, я знаю так много….

 После того как все поэмы будут написаны, прочтите сначала свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.

                                   Получение обратной связи.

Раздать участникам группы листы и попросить ответить на вопросы:

 - Что больше всего понравилось в занятиях?

- Что не понравилось совсем?

- О чем бы вы еще хотели узнать?

- Что, на ваш взгляд, было лишним?

                                                               

- Какая форма работы понравилась и запомнилась больше всего?

- Что нового узнали?

Некоторые высказывания детей:

-понравилось то, что мы откровенно обсуждали свои проблемы, анализировали различные мнения;

-мы разобрали не так уж много психологических ситуаций- их могло быть больше;

-хотелось бы узнать более тонко психологию людей;

- мы сблизились с первого занятия и могли обсуждать то, что не могли обсуждать раньше;

- нашел выход для себя из трудных ситуаций;

- узнали о себе больше;

-хочется больше узнать о ревности друзей и подруг;

-научились выражать открыто свое мнение и не бояться этого;

-получили информацию о вредных привычках.

 

 



2020-02-03 903 Обсуждений (0)
Занятие 4. Я и мои социальные роли. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 4. Я и мои социальные роли.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (903)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)