Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и основные показатели кооперирования



2020-02-03 312 Обсуждений (0)
Сущность и основные показатели кооперирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы понять сущность «кооперации» необходимо рассмотреть определения различных ученых для данного социально-экономического явления. Как известно, К. Маркс кооперацией называл особую форму организации труда, при «которой много лиц планомерно работают рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собою процессах производства». «Кооперация в чистом виде — это форма объединения людей для хозяйственной деятельности ради получения дохода на началах паевых взносов».

«Трудовая артель - это кооператив, объединяющий преимущественно, только процесс труда, процесс приискания заработка и найма на работу». «Потребительские ассоциации, имея ближайшей целью, сокращение издержек на закупку предметов первой необходимости, служат в то же время приготовительной, переходной формой к дальнейшему развитию кооперативного движения, которое стремится к кооперативному производству».[1, С.64]

Кооперация представляет собой самостоятельный путь обобществления производства и в отличие от разделения труда находит выражение в самых разных видах предприятий. В своем историческом развитии кооперация как форма совместной производственной деятельности людей имела несколько видов. Здесь же лишь отметим, что с точки зрения собственности на средства производства все виды кооперации представляют собой единое хозяйствующее предприятие, принадлежащее отдельному лицу, коллективу работников или определенной группе акционеров, владеющих и распоряжающихся его активами.

Становится, очевидно, что кооперация — это совместное производство многих людей, работающих в одном предприятии, в том числе в крупной фирме или корпорации, предполагающем единство организационной и экономической структуры, в рамках которой это производство осуществляется, и находящемся в собственности одного или нескольких лиц. К примерам такой кооперации можно отнести и крупные промышленные объединения или ТНК, в которых производственные связи, несмотря на свои масштабы, осуществляются в рамках одной собственности.

В противоположность кооперации кооперирование представляет собой производственные связи между разными предприятиями, участвующими в изготовлении определенного продукта, но при этом сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность. В кооперировании необходимо различать две характерные черты: а) в условиях развития этого процесса самостоятельные производители разных стран на договорной основе осуществляют совместную деятельность по созданию отдельных видов продукции, имеющей строго адресное назначение и составляющей элементы конечной продукции, т.е. кооперирующиеся предприятия специализируются или разграничивают между собой производственные обязанности по совместному выпуску согласованной продукции; б) кооперирование предполагает обмен между участниками совместно производимой частичной продукции. «Кооперация - добровольное объединение, совместно согласованная работа в экономической сфере, взаимопомощь и солидарность внутри кооперации создают новую массовую силу, развивают дополнительный эффект. Таков эффект кооперации, эффект синергии. Между прочим, оба эти слова (лат. Cooperation и греч. Synergeia) переводится как сотрудничество». Здесь также необходимо сделать уточнение, т.к. термин «сотрудничество» имеет более широкое значение, нежели термин «кооперация». Так, например, любая кооперация является сотрудничеством, но не любое сотрудничество является кооперацией.

Вышеприведенные определения кооперирования не совсем верны и требуют уточнения в свете современных тенденций в мировой экономике. Но для того чтобы дать точное определение кооперированию, необходимо выяснить каким именно признакам оно должно отвечать.

К основным признакам кооперирования можно отнести:

1. Самостоятельность хозяйствующих субъектов. Производственные отношения при кооперировании осуществляются между разными собственниками, и в этом ее основное отличие от кооперации — фирм, промышленных объединений или транснациональных корпораций, в которых производственные связи осуществляются в рамках одной собственности.

2. Предварительный договорный характер. Заинтересованные независимые субъекты кооперирования — предприятия или фирмы из разных стран — предварительно согласовывают в договорном порядке условия совместной деятельности в определенной сфере по производству отдельных видов изделий, составляющих элементы конечной продукции.

3. Взаимозависимость (взаимодополняемость) и интенсивность сотрудничества. В отличие от международной торговли товарами, услугами, научно-техническими знаниями осуществляется лишь смена форм стоимости, и каждый партнер самостоятельно выполняет определенные производственные функции. При кооперировании же отношения партнеров переносятся на сам процесс производства. Именно поэтому при кооперировании сотрудничество между партнерами осуществляется более интенсивно, чем при торговле. Действия сторон носят взаимозависимый характер, т.к. они осуществляют совместную деятельность, направленную на достижение определенной цели.

4. Долгосрочность сотрудничества. В отличие от международной торговли, носящей разовый характер, отношения по кооперированию рассчитаны на длительный период. В соответствии с этим договоры о поставках заключаются на продолжительное время, а сами поставки стабильны и регулярны, что повышает заинтересованность предприятий в этой форме экономического сотрудничества.

5. Комплексность сотрудничества. Как правило, кооперирование между партнерами охватывает не только само производство, но и научно-исследовательскую работу, сбытовую деятельность, последующее техническое обслуживание проданной продукции и ее модернизацию с учетом требований покупателя.

6. Кластерностъ. По мнению автора, международное кооперирование происходит, между компаниями из различных стран, но, как правило, входящими в один и тот же кластер. Кластер — в переводе означает «скопление», «концентрация», именно идея кластеров, в свое время, легла в основу теории конкурентных преимуществ Майкла Портера. В данной работе понятие кластера рассматривается в более широком смысле, нежели в теории Портера. Под понятием кластера автор подразумевает комплекс родственных отраслей существующих не в одной стране, а в мире в целом. Для наглядности необходимо привести пример: компания занимающаяся авиаперевозками в одной стране, может скооперироваться с компанией в другой стране, также занимающейся авиаперевозками, или туризмом, или производством самолетов, но вряд ли она будет кооперировать с компанией, занимающейся в сфере сельского хозяйства, даже если они находятся в одной и той же стране.

7. Сохранение технологической цепочки. Этот признак вытекает предыдущего. Компании, кооперирующие между собой, взаимодополняют друг друга и, как правило, осуществляют весь производственно-технологический процесс или находятся рядом, с точки зрения исполнения этапов всего технологического процесса. На практике это выглядит следующим образом: компания, занимающаяся производством телевизоров может кооперировать с компанией производящей пластмассу используемую при изготовлении телевизоров, но вряд ли она будет кооперировать с компанией, занимающейся добычей нефти т.к. технологическая цепочка будет прерванной (хотя именно нефть является, в свою очередь, сырьем для изготовления пластмассы).

В экономической литературе наряду с понятиями “кооперация” и “кооперирование”, различие между которыми мы только что выяснили, употребляются и такие термины, как “промышленное кооперирование” и “производственное кооперирование”. В интересах более четкой разработки теоретических проблем кооперирования необходимо видеть различие и между этими понятиями. Промышленное кооперирование — это более узкое понятие по сравнению с производственным кооперированием, оно представляет лишь его частное проявление. В первом случае речь идет о развитии кооперирования только в сфере промышленности, во втором — как в промышленности, так и в других сферах деятельности. Например, в сельском хозяйстве действуют специализированные предприятия по выращиванию рассады, по подготовке семян к посеву, откормочные комплексы и т.д. Отсюда следует, что производственное кооперирование - это более широкое понятие, чем промышленное кооперирование.

Главной целью кооперирования является создание конечного продукта, т. е. такого продукта, кото­рый может поступать в непосредственное потребление в сельское хозяйство, для личных и бытовых нужд, строительства, для целей обороны. Условно можно рассматривать в качестве конечного продукта отрасли и такую продукцию, которая имеет общепромышленное назначение (автопокрышки, изделия из пластмасс, реак­тивы и т. п.)

Производство конечного продукта проходит через очень длинную и многосложную систему взаимосвязей, когда потребитель, в свою очередь, становится постав­щиком. Лишь часть предприятий (притом меньшая) из­готовляет конечные продукты, которые не поступают более в оборот. Чтобы в полной мере отвечать за каче­ство продукции, они должны быть уверены, что на всем пути осуществлялось высокосовершенное коопериро­вание.

Множество химических продуктов не является конечным, а входит составной частью в продукты и изделия более сложного состава, которые уже идут в личное потребление. Так, химиче­ские волокна используются для изготовления тканей, а ткани — для пошива одежды, производства обуви и т. д. В этом случае лишь одежда и обувь будут конечным продуктом, а ткани (и химические волокна для них) должны изготовляться с учетом интересов и за­просов швейников, обувщиков, создающих конечный продукт. То же самое относится и к пластическим мас­сам, идущим на изготовление предметов потребления.

Безусловно, в химической промышленности есть не­мало производств, которые непосредственно изготовля­ют конечный продукт. Это изделия из пластмасс для строительства, удобрения для сельского хозяйства, мно­гие предметы для личного потребления. В таких про­изводствах вся система кооперирования их с постав­щиками сырья, полуфабрикатов, оборудования, тары и т. п. должна сообразовываться с конечным потреб­лением. [2, С. 189]

Уровень производственного кооперирования характери­зуется следующими показателями:

а) коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем, объеме продукции отрасли или предприятия;

б) количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;

в) соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых коопери­рованных поставок;

г) доля предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;

д) средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.

Экономическая эффективность  кооперирования в промышленности и методика ее определения:

Эффективность кооперирования во многом зависит также от правильного определения радиуса перевозок. Экономия от производственных кооперированных свя­зей определяется по формуле (1) :

Эк = С - (Ц + Тр) * В, где      (1)

Эк — экономия от кооперативных связей, руб.;

С — полная заводская себестоимость изделия (детали, узла, полуфабриката и т.д.), передаваемого для изготов­ления на специализированные предприятия;

Ц — оптовая цена, по которой это изделие будет посту­пать от специализированного предприятия;

Тр — транспортно-заготовительные расходы, приходя­щиеся на единицу изделия;

В — количество изделий, впервые получаемое по коопе­рации в планируемом году.

Экономическая эффективность коопе­рирования производства рассчитывается на всех стадиях их планирования (от предприятия до Министерства эко­номики Российской Федерации). Уровень кооперирования производства по экономическим районам и отраслям промышленности определяется удельным весом кооперированных поставок в общем объеме поставок (в сто­имостном выражении).[3, С. 213]

Уровень кооперирования отдельного предприятия характеризуется, кроме того числом предприятий, находящихся в коопери­рованных связях с данным предприятием, причем рассматри­вают отдельно уровень кооперирования предприятия с предприя­тиями-поставщиками и предприятиями-потребителями.

Таким образом, проанализировав вышеизложенные признаки, можно дать более полное определение кооперированию. Кооперирование представляет собой устойчивые и взаимодополняющие международные производственные связи, между обособившимися предприятиями входящими, как правило, в один и тот же кластер мировой экономики и охватывающие весь цикл производства определенного продукта, либо его конкретный этап. Главной задачей планирования кооперирования состоит в установлении наиболее рацио­нальных производственных связей между предприятиями, отраслями и экономическими районами, в особенности максимального использования имеющихся производствен­ных мощностей и получения продукции с минимальными общественными издержками.

 

 

 



2020-02-03 312 Обсуждений (0)
Сущность и основные показатели кооперирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и основные показатели кооперирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)