Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика коллективного способа обучения (КСО)



2020-02-03 593 Обсуждений (0)
Методика коллективного способа обучения (КСО) 0.00 из 5.00 0 оценок




КСО – это коллективный способ обучения. Полное название – «коллективно-группо-парно-индивидуальный метод обучения». Системо­образующей становится коллективная форма. КСО – это и есть тот исторически новый метод обучения, который приходит на смену традиционному, то есть классно-урочному методу, это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Приемы и методы КСО

1. Взаимные диктанты в парах сменного состава.

2. Разучивание стихотворений.

3. Работа в парах сменного состава по карточкам.

4. Методика М. Г. Булановской.

5. Взаимообмен заданиями (ВОЗ).

6. Методика работы по вопросникам.

7. Методика А. Г. Ривина

8. Сотрудничество учащихся «по вертикали».

9. Педагогика сотрудничества и «погружение».

Принципы КСО:

· завершенность, или ориентация на высшие конечные результаты;

· непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;

· сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

· разнообразие тем и заданий (разделение труда);

· разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса;

· обучение по способностям индивида;

· педагогизация деятельности каждого участника.

Такое обучение имеет ряд преимуществ перед традиционным:

· у учителей и учащихся появляется больше времени на изучение данного предмета,

· на расширенное знакомство с методической литературой,

· на совершенствование технологии преподавания предмета,

· на повышение своего педагогического мастерства,

· на качественное усвоение предмета учащимися.

Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой как ведущей наряду с другими организационными формами: индивидуальной, парной, групповой. Коллективная организационная форма реализуется методиками Ривина, ВОЗ, ВПЗ, ВПТ, доводящей карточки, обратной методикой Ривина. Разумное комбинирование методик и организационных форм позволяет гибко строить учебные занятия, главная цель которых развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний.

Учитель и учащийся руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильная дозировка времени при изучении каждого блока. Любой ученик по всем предметам работает по индивидуальному плану.

При использовании КСО на уроках сформировалась следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит материал самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему това­рищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения на развитие речи, слова для запо­минания и т. д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).

В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делает сам, при коллективном – все делает коллектив. У педагога, наконец, появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.

Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой – умения общаться в сотрудничестве, решать учебные задачи.

В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продол­жить свое образование самостоятельно, имеет навыки интенсивно заниматься самообразованием.

Можно не сомневаться, что подобная организация учебной работы дает хо­рошие результаты, обеспечивает умственное развитие и, главное – развитие само­стоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения. КСО – это не отдельная педтехно­логия, как, например, технология перспективно-опережающего обучения С. Н. Лысен­ковой или технология укрупненных дидактических единиц П. М. Эрдниева.

КСО – это новая педагогическая эпоха с бесконечным количеством новых – еще невиданных и, может быть, даже невообразимых для современных педагогов — образовательных технологий, методик и систем. Уже в наши дни в разных школах учителя младших и старших классов применяют и совершенствуют несколько десятков методик коллективных учебных занятий (КУЗ). Эти методики или педагогические технологии разделяются на две группы:

1) методики сотрудничества учащихся «по горизонтали»;

2) методики сотрудничества учащихся «по вертикали».

Методики сотрудничества учащихся «по горизонтали» начали разрабатывать с 1918 года, когда А. Г. Ривин в местечке Корнин (в 30 км от Киева) стал впервые практиковать учебные занятия в парах сменного состава.

Методики или технологии сотрудничества учащихся «по вертикали» появились в первой половине 90-х годов прошлого столетия. Они были разработаны и впервые апробированы в школе № 21 г. Красноярска (1992–1993 учебный год) и в школе № 6 г. Лангепаса Тюменской области (1993–1994 учебный год). Затем эти методики были использованы, проверены и усовершенствованы во многих школах Красноярска и Красноярского края, Якутии, Новокузнецка, Санкт-Петербурга, Омска, Казахстана.

Практически организовать сотрудничество учащихся «по горизонтали» гораздо проще. Поэтому учителя сначала обучают своих учеников работать в парах сменного состава, применяя простейшие методики (методика взаимных диктантов, методика М. Г. Булановской, работа в парах сменного состава по карточкам или вопросникам и др.).

При взаимных диктантах сначала свой текст ученик А диктует, а ученик В пишет. Потом ученик В диктует свой текст, а ученик А записывает. После этого оба ученика вместе проверяют каждый диктант, подчеркивая (не исправляя) допущенные ошибки. Проводится работа над ошибками, сопровождаемая воспроизведением соответствующих правил.

Ученики обмениваются текстами диктантов, и происходит обмен партнерами. Ученик А в новой паре по тексту, полученному от ученика В, становится обучающим (диктующим), и цикл работы повторяется. Аналогично происходит занятие с учениками первого класса по методике М. Г. Булановской: у каждого из учеников класса свой текст (рассказ или стихотворение). Работая в парах, ученики зачитывают друг другу эти тексты, чаще всего обмениваются ими и затем, получив от партнера (соученика) новый текст, встречаются с новым партнером.

Методика М. Г. Булановской и методика взаимных диктантов могут быть разными (многое зависит от указаний учителя), но организация, структура совместной работы во всех случаях одинаковы и могут быть выражены такой простейшей схемой: ученик А по своей теме обучает и проверяет ученика В, а ученик В по своей теме обучает и проверяет ученика А. После этого может происходить обмен темами (текстами), распад пары и дальнейшая работа с новым партнером.

Такое сотрудничество учащихся называется «сотрудничество по горизон­тали», так как оно построено на взаимообразном обучении друг друга), и каж­дый может работать с каждым, не затрудняясь с выбором партнера. Учителями разработаны уже разные методики сотрудничества учащихся «по горизонтали», и они довольно подробно описаны нами и нашими коллегами, учениками и по­следователями. В настоящее время наиболее популярными являются:

1) методика А. Г. Ривина,

2) методика, обратная ривинской (МОР или ОМР),

3) методика взаимных диктантов,

4) разные методики работы по карточкам,

5) методика М. Г. Булановской,

6) методика взаимообмена заданиями (ВОЗ),

7) методика доводящих карточек,

8) мурманская методика (ММ),

9) методика Ривина-Баженова,

10) методика разучивания стихотворений,

11) методики изучения иностранных языков и т. д.

Сотрудничество учащихся «по вертикали» связано с большими осложнениями, так как оно с первых шагов его организации предполагает радикальные перемены во всем учебно-воспитательном процессе. Особенно трудности возникают в начале – на старте. Поэтому начало имеет даже особое название – «запуск».

Сотрудничество учащихся «по вертикали» происходит тогда, когда в парах работают ученики, имеющие не просто разные темы, а каждый из них изучает разные темы программного материала: один из них обгоняет другого на одну, две, а иногда и десять-двенадцать и больше тем. Это значит, что один из участников парной работы является учителем, а другой – учеником. Между ними нет взаимного (взаимообразного) обучения.

Напротив, первый (идущий по программе впереди) обучает и проверяет второго, а второй не может обучать и проверять первого, так как он от него отстает, хотя такое отставание может быть временным. Нередки случаи, когда отстающий ученик, приложив больше усилий, догоняет и опережает своего «учителя», тогда их роли меняются: бывший ученик становится учителем, а бывший учитель – учеником. Их взаимоотношения можно выразить схемой: ученики А, С и Е в данный момент опережают учеников В, Д и F, следовательно, они обучают (объясняют новый материал) и проверяют учеников В, Д и F. Если в классе сотрудничество «по вертикали» происходит длительное время, то все ученики класса выстраиваются в длинную цепочку-лесенку. Так как у разных учеников темп продвижения вперед разный, то через какое-то время одни ученики (преуспевающие) становятся лидерами и сравнительно быстро могут освоить всю программу данного года обучения. Другие в это время продолжают изучать темы программы, расположенные где-то в середине, третьи, которые по разным причинам задержались, все еще находятся в начале пути.

В таких случаях все учащихся класса разбиваются на три подгруппы так, чтобы они были в основном равносильными, чтобы в них были лидеры, заканчивающие изучение программы данного года обучения, и аутсайдеры. Пусть латинские буквы A, B, C обозначают учеников, а цифры – параграфы учебника. Тогда весь класс по темам изучения программного материала будет выглядеть так: I подгруппа, II подгруппа, III подгруппа.

A1 §40 B1 §40 C1 §39 A2 §38 B2 §39 C2 §38 A3 §35 B3 §32 C3 §36 A4 §32 B4 §31 C4 §33 A5 §26 B5 §28 C5 §32 A6 §22 B6 §25 C6 §30 A7 §21 B7 §23 C7 §24 A8 §19 B8 §20 C8 §18

Если в учебнике всего 40 параграфов, то ученики A1, B1, C1 уже заканчивают изучение программы данного года обучения, ученикам A4, B4, C4 остается изучить по учебнику 7–9 тем, а ученикам A8, B8, C8 предстоит еще проработать больше половины учебной программы. Такое положение в классе может образоваться в середине учебного года: в декабре, январе или в феврале.

Такова принципиальная сторона вопроса сотрудничества учащихся друг с другом.



2020-02-03 593 Обсуждений (0)
Методика коллективного способа обучения (КСО) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика коллективного способа обучения (КСО)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)