Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление малокомплектной школой



2020-02-03 530 Обсуждений (0)
Управление малокомплектной школой 0.00 из 5.00 0 оценок




Специфика сельской малокомплектной школы находит свое проявление в организации учебного процесса, способах взаимодействия учащихся во внеурочное время, в содержании, формах и методах управления.

Организация разновозрастного обучения в малокомплектных сельских школах, по мнению специалистов, является наиболее предпочтительной формой, которая позволяет улучшать уровень подготовки сельских школьников. Если начальная школа России уже в течение века работает по принципу разновозрастного состава класса-комплекта (когда один учитель одновременно ведёт занятия с учениками одного-двух и даже трёх классов), то школы II и III ступеней реализуют эту идею только при обучении таким предметам, как изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология. Однако идея создания классов-комплектов из малого числа учащихся старшего и среднего звена (к примеру, 5–6, 6–7, 8–9, 10–11-й классы) сегодня, как никогда, реальна и своевременна. Её реализация может распространяться на все предметы. Учитель-предметник работает с близкими по возрасту учениками одного класса-комплекта численностью до 10 человек.

Ещё один резерв модернизации малокомплектной школы – развитие школьного дополнительного образования с помощью заочного обучения, организованного учреждениями дополнительного образования регионального уровня. Суть новации в том, что учащиеся сельской школы, где отсутствуют квалифицированные специалисты в области дополнительного образования детей, материальная база, могут реализовать свой потенциал, расширить знания за счёт выполнения заданий, присылаемых из центра заочного обучения.

Суть третьего резерва модернизации – финансирование сельской школы с учетом выполнения социокультурных функций. Здесь региональная аккредитационная комиссия присваивает школе (на основе её заявки) статус культурно-образовательного центра. Решение комиссии даёт основание для дополнительного финансирования школы из краевого бюджета.

Особенность учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе – отсутствие возможности для внешней дифференциации обучения. Поэтому его эффективность возможна с помощью внутренней дифференциации в рамках одного разноуровневого класса. В настоящее время большинство учителей малокомплектных школ используют для этих целей индивидуальные и групповые консультации, кружковую и факультативную работу с учащимися.

В основе деятельности малокомплектной школы, как и во всех остальных, лежит классно-урочная система организации занятий. В Красноярском крае в качестве эксперимента принята модель школы с организацией учебного процесса на основе разновозрастного обучения: вместо классов и уроков введено обучение в разновозрастных коллективах по индивидуальным программам школьников, с использованием коллективного способа обучения, разработанного красноярским ученым В. К. Дьяченко. Структурная единица в такой школе – не классы, а разновозрастные учебные группы, содержание программы не делится по годам обучения (математика 5, 6-го класса и т. д.), а является целостной программой в рамках нескольких лет обучения (1–4-й;
5–9-й; 1–9-й и т. д.). В отличие от школы классно-урочного типа, где каждый педагог в отдельности планирует свой урок и организует деятельность учителя и учеников, в школе разновозрастного обучения учебный процесс совместно планирует, осуществляет и осмысливает, анализирует группа педагогов – учительская кооперация. Об итогах красноярского эксперимента говорить рано, но многое в нём привлекательно, целесообразно для малокомплектной школы.

Функции управления – это, как известно, планирование, организация, руководство, контроль. Реализация задач развития (функционирования) любого образовательного учреждения зависит от качества управления деятельностью коллектива. Базовым же компонентом управления является организация получения объективной информации о реальном положении дел, что является неотъемлемой частью осуществления контроля руководителя за результатами образовательной деятельности. В связи с этим совершенствование управления общеобразовательным учреждением находится в прямой зависимости от проведения контроля в различных его видах и формах, на основе которого принимается объективное управленческое решение или проводится корректировка принятых ранее решений.

Ключевую роль в организации, планировании деятельности малокомплектной школы должны играть органы государственно-общественного управления. В российской и зарубежной образовательной практике органы общественного управления, как правило, объединяются названием «Школьный совет», «Совет образовательного учреждения». Модели Советов разнообразны: совет школы, управляющий совет, попечительский совет, но обладают двумя отличительными признаками – в них входят представители общественности сельского поселения (бывшие выпускники, родители, люди известные своей политической, культурной, меценатской деятельностью); Совет принимает решения, касающиеся деятельности школы.

В целях ознакомления социума с результатами деятельности общеобразовательного учреждения, расширения участия общественности в выработке, принятии и реализации управленческих решений в последние годы широко практикуются ежегодные публичные доклады.

Публичный доклад школы – ежегодное аналитическое издание, содержащее комплексную характеристику актуального состояния образовательного учреждения, содержания его деятельности за отчетный (годичный) период и динамики основных показателей развития. Целевыми группами доклада являются учредители, органы управления образованием, которые на основе доклада будут судить об эффективности и результативности работы учреждения; родители, попечители, спонсоры, влиятельные граждане, представители местных средств массовой информации и другие структуры и лица, в поддержке которых заинтересовано учреждение образования. Презентация доклада происходит на общешкольном собрании с участием органов общественного управления и самоуправления, текст размещается на официальном Интернет-сайте школы, администрации муниципального образования, публикуется в местных СМИ.

Принципы управления малокомплектной школой те же, что и любой общеобразовательной школой. Отличия связаны с территориальными и психологическими особенностями социума. Однако развитие информационно-коммуникативных технологий позволяет малокомплектной школе быть в гуще современных преобразований.



2020-02-03 530 Обсуждений (0)
Управление малокомплектной школой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление малокомплектной школой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)