Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проведение познавательных игр



2020-02-03 402 Обсуждений (0)
Проведение познавательных игр 0.00 из 5.00 0 оценок




Познавательные игры – это интерактивный метод, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.

Таким образом, вовлечение учащихся в социально значимые виды деятельности будет способствовать формированию у них положительных нравственных качеств, выработке качеств общественников, активных граждан.

В России сельская школа занимает особое место, прежде всего, благодаря той роли, которая традиционно ей отводится в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика. В настоящее время сельская школа является основным, а порой и единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов жизнедеятельности сельских жителей.


Глава 2. Методические рекомендации по организации

Учебной работы в малокомплектной школе

Учителю начальных классов

Малокомплектная школа – это школа, в которой учитель работает одновременно с несколькими классами. Малокомплектные школы дополняются неполными и полными малочисленными школами. Стоит рассмотреть особенности организации учебного процесса, структуру и типы уроков, методы и средства обучения.

Варианты комплектования классов

Вопрос комплектования – это проблема двухкомплектной начальной школы или неполной школы, где работают два учителя. Существуют три следующих варианта объединения классов в один комплект: 1) 1 и 2 классы, 2) 1 и 3 классы, 3) 1 и 4 классы.

В первом варианте учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы. Для первоклассников – показ образца действия, для второклассников – повторение и упражнение в правильном действии. Близки и такие характеристики, как объем произвольного внимания: 1-й класс – в пределах 5 минут, 2-й класс –
8 минут работы над заданием при слушании объяснения учителя и т. д. Объединение позволяет работать в парах сменного состава. Недостатком такого объединения является неумение учеников 1 и 2-го классов работать самостоятельно из-за несформированности этого умения и слабого владения техникой чтения.

Во втором варианте снимаются недостатки первого варианта. Ученики 3-го класса умеют работать самостоятельно и время их произвольного внимания (10–12 минут) позволяет учителю организовать выполнение довольно сложных заданий. Третьеклассники помогают педагогу как консультанты при использо­вании технологии коллективного способа обучения (КСО). Недостатком этого варианта является большой соблазн и возможность увеличить время и объем самостоятельной деятельности учеников 3-го класса с целью освобождения времени для работы с первоклассниками. Стремление как можно быстрее и качественнее подготовить учеников 1-го класса к самостоятельной учебной дея­тельности понятно, но делать это за счет третьеклассников неоправданно.

В 3-м варианте существует также опасность больше уделять времени первоклассникам за счет учеников 4-го класса. Но 4-й класс – выпускной, когда «подчищаются» недоработки, повторяется и обобщается учебный материал по всему начальному звену на качественно ином уровне.

Если исходить из специфики малокомплектной школы – обязательность самостоятельной работы учащихся на каждом уроке, то основной критерий объединения классов в комплект – это возможность учеников работать без руководства учителя. С этих позиций объединение в один комплект учеников из 1 и 3-го, а во второй – из 2 и 4-го классов является самым целесообразным.
В первом комплекте организуется самостоятельная работа 3-го класса, и в это время идут спокойные занятия с первоклассниками. Во втором комплекте учитель больше внимания уделяет 4-му классу, готовя его к продолжению обучения в среднем звене школы.

Деятельность учителей в двухкомплектной начальной школе регламентируется и другими основаниями. Например, в каждом из комплектов один учитель ведет уроки русского языка и чтения, а второй – уроки математики и других предметов, один – уроки ИЗО и музыки, другой – физкультуры. Здесь учитываются профессиональные предпочтения и количество часов учебной нагрузки. Преимущественное право выбора принадлежит учителю, это обосновывается стабильностью педагогического коллектива, доверием и уважением его членов друг к другу, количеством учеников каждой возрастной группы, уровнем квалификации учителей, приспособленностью каждого классного помещения и т. д. Практика показывает, что выравнивание объема и сложности нагрузки каждого учителя, происходит в ущерб интересам учеников.

Режим рабочей недели

В современной школе распространены пятидневная и шестидневная учебные недели. Режим работы начального звена школы не зависит от того, какой из учебно-методических комплектов используется: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Школа России» или УМК системы Л. В. Занкова. Расписание уроков в начальной малокомплектной школе может быть разнопредметным и однопредметным. При однопредметном подходе во время одного урока проводится математика в одном и другом классе, чтение и чтение и т. д. При разнопредметном подходе чтение сочетается с родным языком, математикой, природоведением и др. Приводим пример разнопредмет­ного расписания (таблица 1) и однопредметного (таблица 2, 3).

Таблица 1

Дни недели

Урока

Комплект 1

Комплект 2

1 класс 3 класс 2 класс 4 класс
Понедель­ник 1 2 3 4 Обучение грамоте Письмо Математика Музыка Литературное чтение Математика Русский язык Музыка Музыка Литературное чтение Русский язык Математика Музыка Русский язык Математика Иностранный язык
Вторник 1 2 3 4 5 Математика Обучение грамоте Технология Письмо – Литературное чтение Технология Математика Окружающий мир Русский язык Русский язык Окружающий мир Иностранный язык Технология Литературное чтение Математика Русский язык Литературное чтение Технология Окружающий мир
Среда 1 2 3 4 Письмо Математика Обучение грамоте Физкультура Иностранный язык Литературное чтение Математика Физкультура Литературное чтение Русский язык Физкультура Математика Русский язык Математика Физкультура Литературное чтение
Четверг 1 2 3 4 5 Обучение грамоте Математика Письмо Окружающий мир   Математика Русский язык ИКТ ИЗО   Технология Математика ИЗО Окружающий мир Литературное чтение Технология ИЗО Математика Литературное чтение Иностранный язык
Пятница 1 2 3 4 ИЗО Окружающий мир Обучение грамоте Физкультура Русский язык Иностранный язык Окружающий мир Физкультура Русский язык Математика Физкультура Иностранный язык Окружающий мир Русский язык Физкультура Литературное чтение

В следующей таблице 2 приведен пример однопредметного расписания (Московская область)

Таблица 2

Дни недели № урока 2-й класс 3-й класс
Понедельник 1 2 3 4 Литературное чтение Математика Русский язык Технология Литературное чтение Математика Русский язык Технология
Вторник 1 2 3 4 5 Русский язык Математика Окружающий мир ИЗО Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир ИЗО  
Среда 1 2 3 4 5 Окружающий мир Иностранный язык Русский язык Физкультура   Окружающий мир Иностранный язык Русский язык Физкультура Математика
Четверг 1 2 3 4 5 Русский язык Иностранный язык Литературное чтение Музыка Математика Русский язык Иностранный язык Литературное чтение Музыка ИКТ
Пятница 1 2 3 4 Литературное чтение Математика Русский язык Физкультура Литературное чтение Математика Русский язык Физкультура

Приведенные таблицы показывают, что составить «чистое» разнопредметное или однопредметное расписание не удается, следовательно, возникают варианты смешанных подходов. Они тоже имеют право на жизнь. Педагог вправе разработать свой вариант расписания, который не противоречил бы Базисному учебному плану.

Рассмотрим организацию учебной недели в рамках здоровьесберегающих технологий. Первые уроки понедельника малопродуктивны, поэтому изучать на них такие дисциплины, как русский язык и математика нежелательно. Еще важно то, что именно на этих уроках и на письме младшие школьники устают больше всего. Их физическое и умственное утомление лишь частично снимается разнообразными упражнениями на релаксацию. Неудачно вынесение урока русского языка и в конец учебного дня, тем более после занятий физкультурой.

Рационально на вторые уроки выносить уроки математики и русского языка, а на пятые – ИЗО, физкультуры и технологии.

Следует отметить, что если количество детей в классах-комплектах колеблется от 4-х до 10–12, то это позволяет учителю держать в поле зрения учеников обоих классов и не выходить за рамки 4–5 уроков ежедневно, как это и планируется по одной ставке.

Но в Камчатском регионе сохраняются малокомплектные школы с большим контингентом учащихся (за счет семей местной коренной национальности). В этом случае режим работы объединенных классов изменяется. Учителя, получающие оплату за одну ставку, добровольно увеличивают продолжительность своего рабочего дня, при этом учебное время школьников не увеличивается. Примером такой работы служит расписание одной из школ Московской области.

Таблица 3

Дни недели

Урока

Комплект 1

Комплект 2

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Понедельник 1 2 3 4 5 6   Обучение грамоте Письмо Математика Технология – – – – Литературное чтение Русский язык Математика Иностранный язык Физкультура Математика Русский язык Литературное чтение ИЗО Физкультура – – – Литературное чтение ИЗО Физкультура Русский язык Иностранный язык
Вторник 1 2 3 4 5 6 Обучение грамоте Письмо Окружающий мир Физкультура – Литературное чтение Математика Окружающий мир Русский язык Математика Русский язык Окружающий мир Музыка Иностранный язык – – Окружающий мир Музыка Иностранный язык Математика
Среда 1 2 3 4 5 6 7 Обучение грамоте Письмо Математика ИЗО – – – – – ИЗО Литературное чтение Математика Русский язык Иностранный язык Математика Русский язык Окружающий мир Литературное чтение Физкультура – – – – Окружающий мир Литературное чтение Физкультура Математика Русский язык
Четверг 1 2 3 4 5 6 Письмо Математика Музыка Окружающий мир – – – Технология Музыка Русский язык Окружающий мир – Литературное чтение Технология Иностранный язык – – – Литературное чтение Технология Математика Русский язык
Пятница 1 2 3 4 5 6 7 Обучение грамоте Письмо Математика Физкультура – – – – – Математика Физкультура Литературное чтение Русский язык Математика Русский язык Литературное чтение ИКТ – – – – – Литературное чтение ИКТ Математика Русский язык –

Как видно из расписания, занятия начинаются не одновременно. Первые один или два урока учителя работают с учениками одного класса. В это время идет неторопливое подробное объяснение нового материала, формирование умений использовать теоретические знания для решения практических задач, устный индивидуальный опрос. Ко 2–3-му уроку приходят дети другого класса, входящего в комплект, теперь 2–3 урока учитель занимается со всеми одновременно. Затем ученики одного класса уходят домой или в ГПД, а педагог продолжает работать с оставшимся классом. Уроки следует проводить по 35 минут. Рекомендуется занятия для учеников 1 и 4-го классов начинать в 8 ч 30 мин, а для учащихся 2 и 3-го классов – в 10 ч. С позиций интересов школьников и учителя при контингенте свыше 10–12 человек в комплекте. Такая организация считается оптимальной при всей внешней непривлекательности и сложности кажущихся перегрузок учителей.

Такое расписание указывает на однопредметность занятий и является положительным фактором, так как в разновозрастном классе обеспечивает лучшие условия для развития, воспитания и обучения детей. А учитель имеет возможность использовать современные образовательные технологии, кардинально менять структуру занятий.



2020-02-03 402 Обсуждений (0)
Проведение познавательных игр 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проведение познавательных игр

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)