Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансфертное ценообразование как инструмент оценки деятельности центров ответственности



2020-02-03 423 Обсуждений (0)
Трансфертное ценообразование как инструмент оценки деятельности центров ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок




В системе учета по центрам ответственности важное значение имеет установление трансфертных цен. Трансфер­тная цена — это цена, используемая для определения сто­имости продукции (материалов, полуфабрикатов, готовой продукции) или услуг, передаваемых одним центром от­ветственности другим внутри одной организации.

Установление трансфертных цен зависит от существу­ющих форм организации производства: централизованная и децентрализованная.

В условиях централизованной организации производ­ства обмен продукцией и услугами между центрами ответ­ственности преимущественно производится на основе фак­тической (стандартной) себестоимости.

В условиях децентрализованной организации произ­водства, когда центры ответственности относительно авто­номны, цена внутрифирменной передачи должна назначаться с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было определять реальный и достоверный показатель прибыли для каждого подразделения. Выбор цены внутрифирменной пе­редачи имеет значение не только для выявления резуль­татов деятельности подразделения, но и для принятия ре­шений по таким вопросам, как «производить или закупать», «продавать или обрабатывать дальше», а также при рас­смотрении альтернативных вариантов производства.

Трансфертная (внутрифирменная) цена должна отвечать следующим основным требованиям:

♦ гармонично сочетать в себе цели подразделения с общими целями организации;

♦ быть гибкой и равнозначной для менеджеров разных уровней управления. Трансфертная цена должна обеспечи­вать достаточный результат как подразделению — продавцу, так и подразделению — покупателю;

♦ способствовать сохранению автономности подразделений, возможности управлять ими на децентрализованной основе;

♦ быстро реагировать на изменяющиеся условия внутреннего и внешнего рынков, давать возможность направлять прибыли туда, где они найдут лучшее применение. Например, более высокие прибыли направлять в сферы снизкими налогами и невысокие прибыли — в сферы с высо­кими налогами, либо вкладывать их в новые производственные мощности;

♦ соответствовать требованиям законодательства;

♦ содействовать развитию кооперации между структурными и региональными типами производств.

Существует множество способов установления транс­фертной цены при внутрифирменной передаче, в том чис­ле на основе:

♦ рыночной стоимости;

♦ полной себестоимости + прибыль, как % от полных затрат;

♦ переменных затрат + прибыль, как % от перемен­ных затрат;

♦ полной или сокращенной себестоимости;

♦ взаимной договоренности сторон.

К сожалению, не бывает единой трансфертной цены, которая удовлетворяла бы всех — и высшее руководство, и подразделение — продавца, и подразделение — покупа­теля. На практике часть предприятий используют цену на базе договорной рыночной стоимости, другие предпочита­ют использовать цену по себестоимости плюс надбавка на прибыль.

Оптимальной трансфертной ценой является величина договорной рыночной стоимости продукции или услуг, так как эта цена считается взаимоприемлемой и позволяет рас­сматривать каждый центр прибыли как самостоятельную хозяйственную единицу. Она равняется размеру вознаграж­дения за оказание аналогичных услуг или продажной цене за такое же изделие на внешнем рынке за вычетом суммы внутренних доходов от экономии затрат на внутреннем ха­рактере операций (транспортных расходах, процентах по банковским кредитам и т. д.).

Если цена на внешнем рынке неопределенная (напри­мер, на новый вид продукции при отсутствии рынка аль­тернативных товаров или когда цена не предназначена или слишком высока для использования в качестве цены внут­рифирменной передачи), то следует применить цену на базе сметной себестоимости плюс надбавки на прибыль, так как такая цена является близкой к рыночной и позволяет выя­вить недостатки функционирования подразделений. При ус­тановлении надбавки на прибыль в расчет следует прини­мать не коэффициент прибыльности организации в целом, а особенности данного подразделения. Прибыль часто исчисляют как процент доходов от вложенного капитала, ко­торый представляет собой плановый показатель, предназначенный для использования при унификации постоянных затрат на базе сметного или среднего объема производства. Этот процент устанавливают исходя из принципов учетной политики организации. Он может определяться как средний ожидаемый доход от деятельности производственного под­разделения, отдела снабжения или организации в целом. Если в качестве трансфертной цены используется сметная себестоимость плюс надбавка на прибыль, то необходимо вносить поправки на изменения цен на сырье, материалы, услуги и размеры заработной платы. Размер надбавки на прибыль должен быть настолько реальным, чтобы в нем отражался характер производственной деятельности под­разделения и выпускаемой им продукции.

Трансфертные цены могут устанавливаться также на базе фактической себестоимости плюс надбавка на при­быль. Данный метод особенно эффективен там, где менед­жеры несут ответственность за расход материалов. Однако этот метод имеет недостаток, приводящий к перерасходу средств. Чем выше фактическая себестоимость, тем выше подразделение — продавец будет устанавливать продаж­ную цену, подталкивая к дальнейшему неэкономному рас­ходованию средств другими подразделениями предприятия.

Необходимо иметь в виду, что при установлении транс­фертных цен на базе себестоимости предприятия, входя­щие в состав организации, рассматриваются как центры затрат, а не как центры прибыли или инвестирования. По­этому такие критерии для оценки стоимости, как прибыль на капиталовложения или остаточная прибыль, не могут быть использованы. В этих условиях предпочтение необхо­димо отдавать трансфертным ценам, установленным на ос­нове переменных затрат.

Метод внутрифирменного ценообразования на базе пе­ременных затрат имеет преимущество перед методом на основе полных затрат: он изначально нацелен на обеспече­ние наиболее эффективного использования ресурсов орга­низации. Это объясняется тем фактором, что постоянные затраты остаются неизменными и любое использование средств без дополнительных постоянных расходов увели­чивает прибыль организации в целом.

Немаловажное значение имеет четкое распределение и отнесение затрат предприятия на центры ответствен­ности.

Распределение прямых затрат предприятия между цен­трами ответственности можно осуществлять при помощи специальной шахматной ведомости, по строкам и столбцам которой откладываются виды затрат и центры ответствен­ности, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются суммы затрат. Если какие-либо затраты не­возможно непосредственно отнести ни на один центр от­ветственности, их распределяют пропорционально выбран­ной базе. Например, затраты на аренду помещения можно распределить между центрами ответственности пропорци­онально занимаемой ими площади.

Косвенные затраты между центрами ответственности могут распределяться на основе количественных или сто­имостных баз распределения. Примерами количественных баз могут служить: численность персонала, объем выпуска продукции, фактический фонд времени работы оборудова­ния и т. д. К примерам стоимостных баз распределения можно отнести заработную плату основных производственных ра­бочих, стоимость израсходованных в производстве матери­алов, производственную себестоимость продукции и т. д.

В практической деятельности для упрощения и уско­рения расчета предприятия часто используют фиксирован­ные коэффициенты распределения, установленные на ос­нове плановых показателей. Выявленные отклонения фак­тических затрат от плановых списывают на те центры от­ветственности, где они возникают.

 

 



2020-02-03 423 Обсуждений (0)
Трансфертное ценообразование как инструмент оценки деятельности центров ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансфертное ценообразование как инструмент оценки деятельности центров ответственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)