Тема 2. Классификация затрат в системе управленческого учета
Тема 1. Содержание, принципы и назначение управленческого учета
4. Отличия управленческого учета от финансового и налогового учета
1. Управленческий учет – область знаний и деятельность, связанные с подготовкой и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта. Его цель заключается в помощи менеджерам в принятии обоснованных управленческих решений. Он является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции. Выделение в 50-е годы ХХ вв из бухгалтерского учета управленческого учета связано с развитием техники и технологий, усилением конкуренции, увеличением объемов издержек производства, когда традиционные методы учета стали не соответствовать требованиям управления. Возник он на базе так называемого калькуляционного учета, суть которого заключалась в определении затрат на определенную дату, в выявлении положительных и отрицательных отклонений от составленных смет и проведении оперативного анализа в выявленных отклонений. В связи с изменениями целей управления изменились требования к калькуляционному учету. Стала требоваться калькуляция по следующим позициям: 1. По центрам ответственности для контроля соблюдения технологических процессов и деятельностью подразделений 2. По наименованиям изделий для исчисления полных издержек и цен на изделия 3. По видам продукции для расчета частичных издержек и контроля над инвестициями. Таким образом, разные виды себестоимости необходимы для различных целей управления. Все это и привело к созданию внутренней производственной бухгалтерии. Основное содержание управленческого учета составляет учет затрат на производство ибо его становление осуществлялось на базе калькуляционного учета, а также аналитичность учетной информации, т.к. это позволяет объективно выявить результаты деятельности отдельных подразделений и определить долю их участия в получении общей прибыли.
Как видно, управленческий учет состоит из 2-х основных частей: производственного учета, который служит для внутреннего управления производством, сбытом продукции и части финансового учета, который служит для управления финансовой деятельности в организации. Практика организации управленческого учета показала необходимость обязательного выделения в самостоятельный вид учетной работы измерения затрат и результатов основной деятельности организации. Необходимость обособления управленческого учета во многом связана с необходимостью сохранения коммерческой тайны деятельности организации, принятия тех или иных управленческих решений. Сохранение коммерческой тайны важно не только для внешних пользователей, но и для управленческого персонала, не имеющего прямого отношения к решению данных проблем.
2. Производственная деятельность состоит из хозяйственных процессов, основным из которых является снабжение, производство и реализация. В управленческом учете производственные процессы систематизируют по видам деятельности: снабженческо-заготовительной, производственной, финансово- сбытовой и организационной деятельности. Все они являются объектами управленческого учета, ибо в каждом из них образуются свои издержки. Процесс снабженческо-заготовительной деятельности является 1-ой стадией производства. От его состояния зависит производственная, сбытовая и организационная деятельность. Задачами управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности являются: методы оценки запасов материалов, сбор информации о показателях затрат на запасы, учет затрат на запасы. Непосредственно производственная деятельность определяет главную цель организации – выпуск продукции, которая будет реализована и получена прибыль. Главной особенностью этой стадии является образование затрат на производство продукции. К издержкам производственной стадии относятся издержки, обусловленные технологией производства, зависящие от объема выпуска продукции и составляющие вещественную основу выпущенной продукции. Учет издержек производства является определяющим в общей системе управленческого учета. Между производственной и сбытовой деятельностью существует тесная связь, т.к. готовая продукция, полученная из стадии производства после испытания и приемки, сдается на склад и оттуда начинается процесс ее сбыта, где объектом управленческого учета являются издержки сбытовой деятельности. Управление финансово-сбытовой деятельностью требует учетной информации в виде внутренней отчетности, содержащий показатели о текущей отгрузки, сумме издержек, объеме складских запасов готовой продукции, сведение о качестве продукции, о коммерческих расходах и затратах на рекламу. Для выполнения функций управления и организационной деятельности создается специальный аппарат управления, руководящий деятельностью организации. Управленческий учет организационной деятельности, в качестве своей основной задачи выделяет эффективное функционирование служб и отделов на основе обработанной информации, при оптимальном уровне расходов на обслуживание и управление производством.
3. Финансовый и управленческий учет представляет собой взаимосвязанные части единого бухгалтерского учета. Тесная взаимосвязь объясняется едиными методологическими основами их ведения. Так, в ходе текущего управления производством в качестве единых объектов учета выступают средства труда и их использованием (в финансовом учете учитывается начисление амортизации, а в управленческом учете начисленная амортизация относится на издержки производства). Единым объектом учета являются также и предметы труда. Их первоначальное состояние учитывается в финансовом учете, а выдача и движение – в производстве (в т.ч. заготовка деталей, полуфабрикатов) - в управленческом учете. В финансовом учете и управленческом учете используются следующие единые методы ведения: - документация и инвентаризация ; - оценка, калькуляция и отчетность ; - единые планово-учетные цены для обоих видов учета. Так, если производственные запасы учитываются по единым планово-учетным ценам, то и их списание в производство в управленческом учете осуществляться по тем же ценам; - единство нормативно-справочной информации; - однократное введение первичной информации для всех видов учета , преемственность и дополнение информации одного вида учета в другом.
А – управленческий учет Б – производственный учет В – финансовый учет Г – налоговый учет
4. Существенное значение для правильной организации управленческого учета имеет его сравнительная характеристика с финансовым учетом. Для сравнения приведем различия между финансовым и управленческим учетом, рассмотренные профессором В.Б. Ивашкевичем в учебнике для вузов «Бухгалтерский управленческий учет» (таблица 1.1) и приведем таблицу из книги Нидлза Б., Андерсона Х., Колдуэлла Д. «Принципы бухгалтерского учета» (таблица 1.2). Таблица 1.1 Различия финансового и управленческого учета
Таблица 1.2 Сравнение финансового и управленческого учета
Мы привыкли к тому, что в советское время финансовый и управленческий учет велся в единой системе бухгалтерского учета и строго регулировался со стороны государства с единого центра вплоть до форм и регистров бухгалтерского учета, объектов аналитического учета производства и статей затрат. В дальнейшем в соответствии с принятой Программой реформирования бухгалтерского учета со стороны органов государственной власти исходя из международных стандартов финансовой отчетности будут регулироваться только правила ведения финансового учета. Вопросы производственного учета будут решаться самостоятельно предприятиями. В этих условиях каждая организация самостоятельно должна организовать систему синтетического и аналитического учета процесса производства и калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг; выбрать для себя формы, регистры, способы учета, объекты аналитического учета, статьи учета затрат. Для этого мы предлагаем разные варианты построения учета. Рекомендуем использовать наши предложения при формировании учетной политики. В последнее время налоговым законодательством Российской Федерации введен новый вид учета – налоговый. В соответствии со статьей 313 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ «налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ». Отличие налогового учета от управленческого в том, что налоговый учет предназначен для исчисления налогов и контроля своевременности их уплаты, а управленческий учет служит целям внутрихозяйственного управления. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.
5. Функции, выполняемые управленческим учетом, зависят от задач управления, включающих в себя планирование, контроль, оценку, организационную работу, стимулирование и внутреннюю информационную связь, т.е. обмен информацией и отчетностью между службами и подразделениями. Функции и задачи управления позволяют определить назначение и соответственно функции управленческого учета: 1. Обеспечение информацией управленцев организации необходимой для принятия оперативных управленческих решений, контроля и текущего планирования. 2. Систематизация информации, служащей средством внутренней коммуникационной связи между различными подразделениями и службами организации. 3. Оперативный контроль и оценка результатов деятельности подразделений и организации в целом для достижения поставленных целей. 4. Перспективное планирование и координация развития организации в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности (оценка эффективности инвестиций, выбор ассортимента производства и сбыта, проведение ценовой политики). К принципам управленческого учета относят:
Совокупность всех вышеуказанных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета
6. Методом называется совокупность приемов и способов, с помощью которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе организации. Он включает в себя следующие составные части: документацию, инвентаризацию, оценку, группировку и обобщение, контрольные счета, планирование и лимитирование, нормативную базу, контроль и анализ. Планирование - это циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей организации. Оно является эффективным, когда основывается на данных анализа хозяйственной деятельности. Анализ же осуществляется по данным информации, обработанной в соответствии с целями управленческого учета. Лимитирование - это одна из ступеней контроля за издержками производства. Лимит - это есть норматив расхода на единицу продукции, установленная технологической документацией и планируемой каждому подразделению, исходя из ассортимента выпуска продукции. Лимитирование является оперативной информацией, позволяющей активно влиять на издержки производства. Нормативная база - это комплекс нормативов, охватывающий все виды производственной деятельности организации. Организация управленческого учета невозможна без нормативного хозяйства (базы). Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учета производства, что способствует сопоставимости показателей нормативного хозяйства, планирования, учета по нормативам затрат и отклонением от них. Аналитическую базу производственного учета составляют именно технологические нормативы, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений. Анализ - взаимодействует со всеми остальными составными частями метода управленческого учета. Анализу подвергается производственная деятельность как отдельных подразделений, так и всей организации. В ходе анализа выявляются взаимосвязи и взаимозависимости между подразделениями по выполнению установленных заданий, отклонения и причины их вызвавшие. Все это делается для принятия соответствующих управленческих решений. Контрольные счета – итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов является связующим звеном между финансовым и управленческим учетом и позволяет установить полноту и объективность учетных записей. Группировка и обобщение - это способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объектах управленческого учета по определенным признакам: в соответствии с технологией производства, со спецификой производственной деятельности, с организацией управления. Систематизированная информация более эффективно используется для оценки результатов деятельности и для принятия управленческих решений. Контроль позволяет вскрывать и устанавливать возникающие отклонения от сметных, плановых заданий. Все составные части метода управленческого учета действуют во взаимосвязи и направлены на решение задач управления.
Тема 2. Классификация затрат в системе управленческого учета 1. Сущность и содержание понятий расхода, дохода, затрат и издержек, результатов в коммерческой деятельности 2. Классификация затрат 3. Группировка затрат по элементам и статьям калькуляции. Их содержание и назначение. 4. Зависимость величины затрат от объема производства и использования производственных мощностей (поведение затрат) 5. Понятие мест затрат и центра ответственности. Классификация и обособление в учете: а) места затрат б) центра ответственности 6. Способы группировки затрат по местам их образования и центрам ответственности 7. Взаимосвязь показателей затрат и результатов деятельности в УУ и ФУ
1. В системе управленческого учета такие понятия как: расходы, платежи, затраты, издержки являются основными для описания и измерения затрат хозяйствующего субъекта. Так, платежи являются уплатой в виде денежных средств или имущества за поставленные товары и материальные ценности. Если наблюдается некоторая задержка платежа, то возникает кредиторская задолженность покупателя поставщику. Совокупность этой задолженности и платежей управленческого учета объединяется понятием расходы, расход средств – это уменьшение денежных средств или имущества, связанные с покупкой материалов, получение услуг для осуществления производственной деятельности. Затратами в управленческом учете являются выраженные в денежной форме совокупные издержки живого и овеществленного труда в организации в течение определенного периода времени. Издержками являются производственные затраты отчетного периода и так называемые «нейтральные» к процессу производства расходы, которые не могут быть представлены как затраты, но включаются в общую сумму издержек. К ним относят налоги и идентичные им платежи, включаемые в себестоимость, а также калькуляционные расходы. Калькуляционные расходы – это дополнительные или нейтральные затраты, величина которых устанавливается исходя из принципа возможности и предположительности. Если затраты представляют собой отток средств в управленческом учете, выделяют и приток денежных и имущественных средств в результате коммерческой деятельности. Здесь выделяют понятие прихода платежных средств, дохода от коммерческой деятельности и выручки от продажи. Приход – увеличение средств в кассе или на счетах в банке, связанные с реализацией продукции, работ и услуг или отношениями с 3-ими лицами. Если поставка оплачивается постепенно, то возникает дебиторская задолженность покупателей. Совокупность дебиторской задолженности и поступивших платежных средств является выручкой. Аналогично затратам, выручка может быть нейтральной (от продажи основных средств, прочего имущества). К доходам, вместе с денежной выручкой, относят также поступившие или начисленные арендные платежи, дивиденды, проценты от финансовых вложений. В управленческом учете, в качестве результата деятельности, признается часть доходов от производства и продажи продукции, работ и услуг, которая называется производственной выручкой. Производственным результатом деятельности организации является сальдо, полученное путем сопоставления выручки от продажи (общая выручка – нейтральные поступления) и производственных затрат (общие затраты - нейтральные). Внереализационный результат – есть разница между нейтральными поступлениями и нейтральными затратами.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |