Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативная основа административного судопроизводства.



2020-02-03 291 Обсуждений (0)
Нормативная основа административного судопроизводства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вступление России в Совет Европы обязывает законодателя привести российское законодательство в соответствии с международными правовыми актами.

До сентября 2015 г. Административное судопроизводство регулировалось частично нормами Арбитражного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению российских ученных и практиков данные процессуальные формы не универсальны.

Первоначально проект Кодекса административного судопроизводства был внесен в Государственную Думу РФ в 2003 г., вызвавший очень много нареканий вследствие чего был отправлен на доработку. Исправленный и доработанный проект Кодекса был вновь внесен в Государственную Думу Верховным Судом РФ и зарегистрирован в Думе 29 декабря 2006 г.

В 2008 г. по поручению Совете Государственной Думы было составлено заключение Правового управления по проекту федерального закона «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».

Заключение представляет собой многостраничный перечень весьма серьезных замечаний, чаще всего принципиального свойства, а завершается оно указанием на то, что «перечисленные замечания не носят исчерпывающего характера».

Внесенный в Государственную Думу в марте 2013 года проект Кодекса административного судопроизводства перед судами общей юрисдикции определил две задачи:

- обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

- защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Следует сказать, что после принятия его Государственной Думой в первом чтении работа над ним остановилась почти на два года.

20 февраля 2015 г. КАС РФ был принят Государственной Думой РФ, а 8 марта подписан Президентом РФ.

В соответствии с ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» новый КАС РФ вступил в силу 15 сентября 2015 г. Одновременно с этим утратили свою силу Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», который длительное время считался рамочным законом, устанавливающим основы административного судопроизводства в России; Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. № 4552-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и ряд других законодательных актов. Кодекс административного судопроизводства выступает регулятором административного судопроизводства, закрепленного в качестве самостоятельного вида в Конституции РФ (ч. 2 ст. 118). Его суть отвечает международным стандартам деятельности судов – наличие в любом демократическом государстве специального порядка рассмотрения споров между гражданами и органами власти на условиях преференций гражданину как более слабой стороне.

Новый Кодекс регламентирует отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства в судах общей юрисдикции при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1 КАС РФ).

В КАС РФ детально урегулировать порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Все процедуры по рассмотрению таких дел регламентированы по аналогии с Гражданским процессуальным кодексом РФ. В связи с принятие КАС РФ из Гражданского процессуального исключены все нормы, по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Кодекс, включает, восемь разделов. По мнению отдельных авторов, с которыми сложно согласиться, структура административного судопроизводства достаточно сложна и, в большей мере, соответствует правилам гражданского судопроизводства. Наряду с общими правилами, которые характерны для всех видов производств (раздел III КАС), в КАС выделен отдельно раздел IV, где содержатся особенности производств по отдельным категориям дел административного судопроизводства.

Анализ норм Кодекса позволяет говорить о том, что в ряде случаев присутствует фактическое повторение общих положений других процессуальных законов вместо использования отсылочных норм.

Кодекс детализирует общие принципы правосудия, реализуемые в любом из видов судопроизводства (независимость судей при осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, законность при рассмотрении дел, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон и др.), и указывает на особенности реализации ряда принципов при осуществлении административного судопроизводства.

Нововведением в данном Кодексе является, введение понятие административное исковое заявление, до настоящего времени в процессуальном законодательстве существовали лишь такие институты, как «исковое заявление» и «заявление».

Некоторые изменения коснулись перечня споров подлежащих рассмотрению в рамках административного судопроизводства. В ст. 1 КАС РФ включены категории дел, которые ранее были перечислены в гл. 24-26.2, гл. 22.1 ГПК РФ, гл. 35 ГПК РФ, ст. 197 АПК, дела о взыскании в предусмотренных федеральным законом случаях налогов и обязательных платежей с физических лиц и некоммерческих организаций. Ранее дела о взыскании налогов и обязательных платежей с организаций или индивидуальных предпринимателей рассматриваются в арбитражных судах.

По сравнению с ГПК РФ расширился перечень дел. К уже указанным добавились: дела об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи и другие категории дел.

Проведенный анализ позволят говорить о том, что КАС РФ воспринял практически все подинституты гражданского процесса: оставление заявления без рассмотрения, без движения, возвращение заявления и др. Так, например, ст. 128 содержит правило об отказе в принятии административного иска, если, например, это заявление подлежит рассмотрению в порядке уголовного или гражданского судопроизводства или из содержания заявления не следует, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются (затрагиваются) права, законные интересы административного истца.

В КАС РФ ст. 3 «Лица, участвующие в деле» претерпела незначительные изменения по сравнению с ГПК РФ, она была дополнена – заинтересованными лицами участвующих в деле.

Положение Кодекса о процессуальном соучастие совпадает с соответствующими положениями ГПК РФ и АПК РФ. За одним исключение, ГПК РФ не содержит нормы позволяющая обращаться в суд с коллективным иском. По нормам КАС РФ процессуальное соучастие допускается (ч. 2 ст. 40):

1) если предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков;

2) если права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание;

3) если предметом спора являются однородные права и обязанности.

При этом отдельно в Кодексе обращается внимание на возможность подачи гражданами коллективного административного искового заявления в случае многочисленного числа членов группы и при затруднении разрешения требования индивидуально или группой истцов.

Действующий Кодекс ввел дополнительное требование к лицам, которые могут выступать представителями в суде – наличие высшее юридическое образование. Данное требование не закреплено ни в одном ныне действующем Кодексе Российской Федерации.

Гражданский процессуальный кодекс РФ содержит общие правила доказывания, установленные ст. 56 ГПК РФ. В КАС РФ помимо общих требований включены и обязанности по доказыванию. Например, указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные фактические данные, на которые ссылаются как на основание своих требований.

В Кодекс сохранилась активная роль суда в административном процессе, принцип состязательности в рамках судебного административного процесса.

Отличие действующего Кодекса от ГПК заключается в основания применения мер предварительной защиты. В гражданском судопроизводстве разрешают их применять, если их неприменение способно затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда (ст. 139 ГКП РФ). КАС РФ содержит конкретные основания их применение (ст. 85):

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

В отличие от КАС приведенный в ст. 140 ГПК РФ перечень мер по обеспечению иска не является исчерпывающим. Требования к заявлению закрепленные в ст. 86 КАС РФ аналогичны нормам, закрепленным в ст. 92 АПК РФ в отношении заявления об обеспечении иска.

Относительно мер принуждения в КАС РФ включены две новые меры:

1) ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова (ст. 116 КАС РФ). Данная мера применяется, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству. Лишение слова - если участник самовольно нарушает последовательность выступлений, двукратно не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

2) обязательство о явке, оформленное в письменном виде.

Остальные меры процессуального принуждения сохраняют прежние названия.

В действующий Закон срок разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству составляет три дня (ст. 127 КАС РФ), в гражданском процессе он составляет пять дней (ст. 133 ГАК РФ). Сжатые сроки установлены для отдельных категорий дел, Так, например, исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда (ч. 1 ст. 272 КАС РФ), а сроки подачи и рассмотрения апелляционных жалоб, представлений, кассационных и надзорных жалоб, представлений остались без изменений.

В соответствии со ст. 141 Кодекса срок рассмотрения административного дела составляет до 2 месяцев (исключения – дела, рассматриваемые и разрешаемые Верховным Судом РФ, – до 3 месяцев) со дня поступления заявления в суд. В этом правиле нет ничего нового. Новелла состоит в том, что Кодекс предоставляет право председателю суда по сложным категориям дел продлить этот срок, но не более чем на один месяц.

В целях упрощения и ускорения рассмотрения отдельных категорий дел в КАС введен раздел V «Упрощенное (письменное) производство по административным делам». Следует отметить, что такой порядок был позаимствован из норм АПК РФ.

Стадии судебного административного процесса включают: производство в суде первой инстанции, производство в суде апелляционной инстанции, производство в суде кассационной инстанции (в двух кассационных инстанциях), производство в суде надзорной инстанции, производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, исполнительное производство.

В Кодекса конкретизированы и установлены дополнительные полномочия суда при принятии итоговых решений по ключевым категориям административных дел – дел об оспаривании нормативных правовых актов, а также об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Достоинством данного Кодекса следует считать возможность электронной подачи административного искового заявления путем заполнения специальной формы в сети «Интернет» (ст. 125 Кодекса), а также электронного оформления документов, являющихся приложением к иску.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ норм Гражданского процессуального кодекса и норм проекта Кодекса административного судопроизводства показал, что в Кодексе подробно урегулирован весь процесс рассмотрения и разрешения спора в рамках административного судопроизводства, за-креплены цели административного судопроизводства, принципы его осуществления, регламентирован в подробностях весь процесс от подачи заявления до вступления решения суда в законную силу, порядка обжалования и исполнения решения, установлено законодательное определение специальных понятий. Однако существенным недостатком Закона является сохранение двойственности нормативно-правового регулирования административного судопроизводства, поскольку нормы Арбитражного процессуального кодекса о порядке рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из публичных правоотношений продолжают действовать.

 

19. Соотношение законодательства об административном судопроизводстве (КАС РФ) с нормами о конституционном судебном процессе, гражданско-процессуальным и арбитражным законодательством.

 

(КАС РФ) с нормами о конституционном судебном процессе



2020-02-03 291 Обсуждений (0)
Нормативная основа административного судопроизводства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативная основа административного судопроизводства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)