Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.



2020-02-03 196 Обсуждений (0)
ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Значение нервной системы трудно переоценить. Она отвечает за корреляцию между всеми органами и их системами и за функционирование организма в целом.

С ее помощью происходит восприятие информации и ее анализ.Благодаря ей происходит распознавание раздражителей внутренних органов и поступающих извне сигналов. Нервная система отвечает за реакции рганизма на полученную информацию.Значение нервной системы состоит в обеспечении координации отдельных частей организма и поддержании его гомеостаза (равновесного состояния)Благодаря ее работе происходит приспособ-ие организма к любым изменениям, называемое адаптивным поведением (состоянием).Функции нервной системы:

регуляция жизнедеятельности тканей, органов и их системв нормальном режиме; Интеграция)организма; сохранение взаимосвязи человека с окружающей средой; контроль над состоянием отдельных органов и организма в целом; обеспечение активации и поддержания тонуса (рабочего состояния); определение деятельности людей и их психического здоровья, являющихся основой социальной жизни. Нервная система человека, обеспечивает такие мыслительные процессы: восприятие, усвоение и переработку информации; анализ и синтез;формирование мотивации; сравнение с имеющимся опытом; постановку цели и планирование; коррекцию действия (исправление ошибок); оценивание результатов деятельности; формирование суждений, выводов и заключений, общих (абстрактных) понятий. Нервная система помимо сигнальной выполняет еще и трофическую функцию.

Органы, которые лишены такой подпитки, со временем атрофируются и отмирают. Функции нервной системы очень важны для человекаПри измененияхСуществующих

 условий окружающей среды с их помощью происходит приспособление организма к новым обстоятельствам

8. НЕЙРОН.НЕЙРОН–ОСНОВНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В нервной клетке выделяют три отдела:

клеточное тело (или перикарион), дендриты и аксон. От тел нейронов отходит множество дендритов, получающих разнообразные входные сигналы от других нервных клеток, и один аксон, передающий суммированный сигнал от нервной клетки к другим нейронам или эффекторным органам. На своём протяжении аксон обычно не ветвится, но даёт многочисленные концевые разветвления - терминали, окончания которых образуют синапсы на дендритах и телах других нейронов, или на мышечных клетках. Перикарион имеет внутреннее строение, характерное для активно функционирующей, белоксинтезирующей клетки.Эта часть нейрона содержит ядро, гранулярный ндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, многочисленные цитоплазматические пузырьки и цитоскелет.Функциональная классификация:1Афферентные (чувствительные, сенсорные – воспринимают сигналы из внешней или внутренней среды);2Вставочные связывающие нейроны друг с другом (обеспечивают передачу информации внутри ЦНС: с афферентных нейронов на эфферентные).3Эфферентные (двигательные, мотонейроны – передают первые импульсы от нейрона к исполнительным органам).Возбуждение, возникшее в виде нервного импульса на каком-либо участке мембраны нейрона, пробегает по всей его мембране и по всем его отросткам: как по аксону, так и по дендритам. Передаётся возбуждение от одной нервной клетки к другой только в одном направлении- с аксона передающего нейрона на воспринимающий нейрон через синапсы, находящиеся на его дендритах, теле или аксоне.

 

 

11. СПИННОЙ МОЗГ.Спинной мозг – это часть центральной нервной системы. Он располагается в позвоночном канале. Представляет собой толстостенную трубку с узким каналом внутри, несколько сплюснутую в передне-заднем направлении. Имеет довольно сложное строение и обеспечивает передачу нервных импульсов от головного мозга к периферическим структурам нервной системы, а также осуществляет собственную рефлекторную деятельность. Без функционирования спинного мозга невозможны нормальное дыхание, сердцебиение, пищеварение, мочеиспускание, сексуальная деятельность, любые движения в конечностях. Размеры спинного мозга человека следующие: длина приблизительно 40-45 см, толщина – 1-1,5 см, вес – около 30-35 г.По длине выделяют несколько отделов спинного мозга:шейный; грудной; поясничный;крестцовый; копчиковый.В области шейного и пояснично-крестцового уровней спинной мозг толще, чем в других отделах, потому что в этих местах располагаются скопления нервных клеток, обеспечивающих движения рук и ног. Спинной мозг на всем своем протяжении покрыт 3-мя мозговыми оболочками. Первая (внутренняя) оболочка пинного мозга называется мягкой. Она несет в себе артериальные и венозные сосуды, которые обеспечивают кровоснабжение спинного мозга. Вторая(средняя) – паутинная (арахноидальная). Между внутренней и средней оболочками находится субарахноидальное (подпаутинное) пространство, содержащее спинномозговую жидкостьЛиквор(своеобразный гидравлический амортизатор ударов).Внутри позвоночного канала спинной мозг фиксируется к поверхности позвонков с помощью связок.

 

9.РЕФЛЕКС.РЕФЛЕКС – ОСНОВНОЙ АКТ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Рефлекс - реакция организма на изменения внешней или внутренней среды. Рефлексы проявляются в возникновении или прекращении какой-либо деятельности организма: в сокращении или расслаблении мышц, в секреции или прекращении секреции желез, в сужении или расширении сосудов и т. п.Благодаря рефлекторной деятельности организмспособен быстро реагировать на различные изменения внешней среды или своего внутреннего остояния и приспособляться к этим изменениям. Все рефлекторные акты целостного организма разделяют на безусловные и условные рефлексы. Безусловные рефлексы

передаются по наследству, они присущи каждому биологическому виду; их дуги формируются к моменту рождения и в норме сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Условные рефлексы возникают при индивидуальном развитии и накоплении новых навыков. Выработка новых временных связей зависит от изменяющихся условий среды. Условные рефлексы формируются на основе безусловных и с участием высших отделов головного мозга.Любой рефлекс в организме осуществляется при помощи рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга - это путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу. Структурную основу рефлекторной дуги образуют нейронные цепи,Рефлекторная дуга состоит из пяти отделов:рецепторов, воспринимающих раздражение и отвечающих на него возбуждением. Рецепторы расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.)чувствительного нервного волокна, передающего возбуждение к центру. Тела чувствительных нейронов находятся за пределами центральной нервной системы - в нервных узлах вдоль спинного мозга и возле головного мозга.нервного центра, где происходит переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные; двигательного нервного волокна, несущего возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу. Двигательным называется нейрон, отросток которого подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из центра.

эффектора - рабочего органа, который осуществляет эффект, реакцию в ответ на раздражение рецептора.

 

 

10.ГОЛОВНОЙ МОЗГ - часть центральной нервной системы, главный регулятор всех жизненных функций организма. В результате его поражения возникают тяжелые заболевания. В головном мозге содержится 25 миллиардов нейронов, составляющих мозговое серое вещество. Головной мозг покрывают три оболочки - твердая, мягкая и находящаяся между ними паутинная, по каналам которой циркулирует спинномозговая жидкость (ликвор). Ликвор - своеобразный гидравлический амортизатор ударов. Головной мозг состоит из 5 основных отделов: конечного, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Конечный мозг составляет 80% всей массы головного мозга. Он протянулся от лобной кости до затылочной. Конечный мозг состоит из двух полушарий, в которых много борозд и извилин. Он делится на несколько долей (лобную, теменную, височную и затылочную). Различают подкорку и кору больших полушарий. Подкорка состоит из подкорковых ядер, регулирующих различные функции организма. Головной мозг располагается в трех черепных ямках. Большие полушария занимают переднюю и среднюю ямки, а заднюю ямку - мозжечок, под которым расположен продолговатый мозг. Благодаря работе головного мозга, человек может мыслить, чувствовать, слышать, видеть, осязать, двигаться. Большой (конечный) мозг управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, а также является «вместилищем» всех наших интеллектуальных способностей. Из мира животных человека, прежде всего, выделяет развитая речь и способность к абстрактному мышлению, т.е. способность мыслить нравственными или логическими категориями. Только в человеческом сознании могут возникнуть различные идеи, например, политические, философские, теологические, художественные, технические, творческие. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека (и тех, которыми человек может управлять усилиями воли, и тех, которые не зависят от воли человека, например, сердечная мышца). Мышцы получают из центральной нервной системы серию импульсов, на что мышцы отвечают сокращением определенной силы и длительности. Импульсы поступают в мозг из различных органов чувств, вызывая необходимые реакции, например, поворот головы в ту сторону, откуда слышится шум.

 

12. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА.(ВНС) координирует и регулирует деятельность внутренних органов, обмен веществ, гомеостаз. ВНС состоит из симпатического и парасимпатического отделов. Оба отдела иннервируют большинство внутренних органов и часто оказывают противоположное действие. Центры ВНС расположены в среднем, продолговатом и спинном мозге. В рефлекторной дуге вегетативной части нервной системы импульс от центра передается по двум нейронам.Первый из них обеспечивает главным образом катаболические процессы, второй - анаболические. В состав симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы входят как афферентные, так и эфферентные, а также вставочные структуры. Вегетативная нервная система выполняет ряд функций:Управляет деятельностью внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов, осуществляя иннервацию гладкомышечных клеток и железистого эпителия.Регулирует обмен веществ, приспосабливая его уровень к снижению или повышению функции органа. Тем самым осуществляет адаптационно-трофическую функцию, в основе которой лежит транспорт аксоплазмы - процесс непрерывного движения различных веществ от тела нейрона по отросткам в ткани. Одни из них включаются в обмен веществ, другие активируют метаболизм, улучшая трофику ткани.Координирует работу всех внутренних органов, поддерживая постоянство внутренней среды организма.

 

 

15. ТЕОРИЯ И.П.ПАВЛОВА О ТИПАХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И. П. Павлов рассматривал животный организм не как замкнутый в самом себе и внутри себя находящий все необходимое для его жизнедеятельности, а в единстве с окружающей этот организм средой. Эта среда — необходимое условие существования организма: она закономерно определяет всю деятельность организма во всей ее сложности и многообразии. И. П. Павлов показал, что механизмом такого приспособления являются рефлексы. Принцип рефлекторной деятельности он распространил на самые высшие формы приспособления организма к внешней среде, в том числе и на высшую нервную деятельность. Его учение об условных рефлексах доказало, что все, в том числе и самые высшие, формы психической деятельности являются не спонтанными, а причинно обусловленными, представляют собой не что иное, как сложнейшие условные рефлексы. Применение учения И. П. Павлова к изучению психических явлений показывает, что условнорефлекторную природу имеют так называемые произвольные действия человека, что механизм условных рефлексов лежит в основе таких психических процессов, как память и внимание, что и высшая форма человеческой психики — мышление — представляет собой сложные цепи условных рефлексов, которые образуются во второй сигнальной системе.

 

 

13. РОЛЬ И.М.СЕЧЕНОВА И И.П. ПАВЛОВА В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. Выдающийся вклад в ее развитие внес Иван Михайлович Сеченов — великий русский ученый, русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии.И. М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что на­ряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс — торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.Сеченов выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности. И впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов. Его труд «Рефлексы головного мозга» (1863 г.)И.М.Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии — концепцию о единстве организма и внешней среды. Иван Петрович Павлов — великий русский уче­ный, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор эксперимен­тальных методов исследования поведения животных (физиологии больших по­лушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном.И.П.Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

 

 

14. БЕЗУСЛОВНЫЕ И УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. Безусловный рефлекс (БР) - это врожденная и отностительно постоянная видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища) стимула адекватного для данного вида деятельности. БР связанны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути. Павлов различал такие виды безусловных рефлексов, как:пищевые (глотание, сосание и т.п.);половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п.);защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.). Условный рефлекс – выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции. Характеристика условных рефлексов.–приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма;

–образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи;–реализуются по функционально организующимся временным (замыкательным) связям;–для своего образования и реализации требуют целостности коры БМ, особенно у высших млекопитающих животных;–рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители;–приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е.имеют

предупредительное значение.На один и тот

же раздражитель можно выработать различные условные рефлексы – здесь имеет место совокупность раздражителей в Качестве условного сигнала (пр: звонок с урока и на урок).

18. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.Память – процесс сохранения образов в процессе обучения. Память: кратковременная и долговременная.В основе кратковременной памяти лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым кругам, образованным цепями нейронов.На стадии кратковременной памяти любые воздействия могут является причиной её нарушения.Математической основой долговременной памяти является различные структурные изменения в образованные замкнутые круги нейронах, вызванные химическими процессами связанные с их возбуждением. Поражение височных долей больших полушарий головного мозга приводит к нарушению памяти.Типы памяти: Зрительная, Слуховая,Осязательная, Двигательная, Смешанная. Нарушение памяти:

Амнезия-сопровождающие выпадения из памяти целых периодов времени.Апраксия-сохранившаяся сила мышц способных к осуществлению произведения движений, но забывание двигательных навыковАфазия-наступательное расстройство памяти двигательных навыков, членораздельной речи.



2020-02-03 196 Обсуждений (0)
ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)