Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗРИТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА.



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
ЗРИТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА. 0.00 из 5.00 0 оценок




Глаз является периферическим органом зрения.

Форма глаза шаровидная. Рост глазного яблока продолжается и после рождения. Интенсивнее всего оно растёт 1-5 лет, менее интенсивно – 9-12 лет. Строение:Наружная оболочка – склера. Плотная, непрозрачная ткань белого цвета, в передней части переходит в роговицу. Сосудистая оболочка – содержит большое количество кровяных сосудов. В переднем отделе глазного яблока переходит в реснитчатое тело и радужную оболочку. Хрусталик – прозрачное, эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. В центре радужки крупное отверстие – зрачок. Радужка содержит меланин. Между роговицей и радужной оболочкой, радужкой и хрусталиком имеются небольшие пространства называющиеся передней и задней камерами глаза. В них находится прозрачная жидкость, которая снабжает роговицу и хрусталик питательными веществами. Полость глаза позади хрусталика заполнена желеобразной жидкостью – стекловидным телом. Внутренняя оболочка – сетчатка. Содержит светочувствительные клетки – колбочки и палочки (колбочки – цветовое зрение, а палочки – чёрно-белое).

 

 

21. ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.В последние годы в генезе близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза.Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет.

 

22.МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКАЗвуковые колебания улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховому проходу передаются барабанной перепонке, которая начинает колебаться в соответствии с частотой звуковых волн. Колебания барабанной перепонки передаются цепи косточек среднего уха и при их участии мембране овального окна. Колебания мембраны окна преддверия передаются перилимфе и эндолимфе, что вызывает колебания основной мембраны вместе с расположенным на ней кортиевым органом. При этом волосковые клетки своими волосками касаются текториальной мембраны и вследствие механического раздражения в них возникает возбуждение, которое передается далее на волокна преддверно-улиткового нерва.Слуховой анализатор человека воспринимает звуковые волны с частотой их колебаний от 20 до 20 тыс. в секунду. Высота тона определяется частотой колебаний: чем она больше, тем выше по тону воспринимаемый звук. Анализ звуков но частоте осуществляется периферическим отделом слухового анализатора. Под влиянием звуковых колебаний прогибается мембрана окна преддверия, смещая при этом какой-то объем перилимфы. Формирование улитки происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон улиткового нерва в нижнем (основном) завитке улитки. Миелинизация в среднем и верхнем завитках улитки начинается значительно позднее.Дифференцировка отделов слухового анализатора, которые расположены в головном мозге, проявляется в формировании клеточных слоев, в увеличении пространства между клетками, в росте нейронов и изменении их структуры: в увеличении числа отростков, шипиков и синапсов.

 

 

23. СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА.Орган слуха состоит из 3 частей – наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Они служат для улавливания звуков. Человек обладает бинарным слухом, т.е. слух 2 ушами. На границе между наружным и средним ухом есть барабанная перепонка (тонкая соединительная пластинка, толщиной 0,1 мм, которая снаружи покрыта эпителием, а внутри – слизистой оболочкой). Расположена наклонно и начинает колебаться, когда на неё падают со стороны наружного слухового прохода звуковые колебания. Среднее ухо представлено барабанной плоскостью, имеющей неправильную форму в виде маленького плоского барабана, на который туго натянута перепонка, и слуховой трубкой. Внутри плоскости среднего уха расположены сочленяющиеся слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко.

Косточки – увеличивают давление звуковой волны. Труба – поддерживает одинаковое давление на барабанную перепонку снаружи и внутри. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Между костным и перепончатым лабиринтом находится жидкость – перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта – эндолимфа. Костный лабиринт – улитка, преддверие, полукружные каналы. Функции:Слуховой анализатор – это 2 по значимости анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль связана с членораздельной речью. Слуховое восприятие – основа членораздельной речи. Ребёнок потерявший слух утрачивает речевую способность.

 

 

24. ГИГИЕНА СЛУХА ДЕТЕЙ. Гигиена слуха – это соблюдение определённых правил, вследствие выполнения которых негативное влияние внешних факторов на организм человека значительно снижается.Родители должны учить своего малыша ещё с ранних лет следить за своими ушами. Ребёнок обязан ежедневно промывать ушную раковину. Мама или папа обязаны убирать выделения, если таковые имеются. Это основные и ключевые требования, которые должны неукоснительно выполняться. Большой вред здоровью человека наносят сильные шумы, негативно влияющие на организм. Для борьбы с производственными шумами важно всегда использовать средства защиты – беруши и другие звукопоглощающие материалы. Гигиена слуха ребёнка имеет ещё одну важную сторону – нужно беречь голову малыша от зимних морозов. Поскольку хождение в холодную пору без головного убора или ношение лёгкой шапки может привести к переохлаждению этой части тела, в которой находится мозг, и, как следствие, может развиться воспалительный процесс в ушах.

Гигиена слуха – это профилактические меры не только по предохранению ушей от попадания инфекций и вредных воздействий, но и защита от проникновения воды. Принципы сохранения отличного слуха :Нельзя громко слушать музыку; Необходимо вовремя лечить насморк;Нужно правильно и вовремя очищать уши от избытка серы;Требуется избегать мест с повышенной концентрацией шума; При первых признаках воспаления ушей нужно срочно обращаться к доктору.

 

 

25. ВЕСТИБУЛЯРНАЯ И ВКУСОВАЯ СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ.Вестибулярная сенсорная система передаёт в ЦНС информацию о положении тела в пространстве. Рецепторы вестибулярного анализатора располагаются в полости внутреннего уха (преддверие и полукруглые каналы). Рецепторы передают информацию в ЦНС:

-о положении головы относительно Земной поверхности-о направлении и величине ускорения – при прямолинейном и вращательном движении головы, о вибрациях тела.Импульсы от рецепторов анализатора передаются в ЦНС по вестибулярному нерву. Вестибулярный анализатор связан с мозжечком, который регулирует его деятельность. Центральный отдел анализатора расположен в височной области коры больших полушарий. Вкус – ощущение, возникающие при действии растворов химических веществ на рецепторы органов вкуса. Основные вкусовые ощущения – кислое, сладкое, солёное, горькое. Вкусовая система, состоит из периферического, проводникового и центрального отдела. Основным органом вкуса у человека является язык.Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребёнка при его укачивании, вызывающем засыпание. Однако новорождённый ещё не может определять положение тела во внешней среде. У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6-10 лет она меньше, чем в 10-15 лет, у 15-20-летних ещё больше. Вкусовые луковицы развиваются с 12 недель внутриутробного развития. У новорождённого вкусовые луковицы расположены на более обширной поверхности, чем у взрослого – на языке, на твёрдом нёбе, на слизистой губ, щёк. Новорождённый реагирует на все 4 вида раздражения – на сладкое, горькое, кислое, солёное. Чувствительность к вкусовым раздражителям у новорождённых низкая. Она существенно возрастает к 2-6 годам и достигает максимума к 10 годам.

26. ОБОНЯТЕЛЬНАЯ И КОЖНАЯ СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. Орган обоняния находится в обонятельной области слизистой оболочки носа. Число обонятельных клеток равно примерно 40 млн. Периферический отросток-дендрит заканчивается утолщением – дендрической луковицей, на вершине которой располагается по 10-12 подвижных обонятельных ресничек, вступающих в контакт с пахучими веществами.

Периферический отдел обонятельного анализатора начинает формироваться на 1-2 месяце внутриутробного развития, а к 8 месяцем он уже полностью структурно оформлен. С 1 дней рождения возможны реакции на запахи. Чувствительность обонятельного анализатора увеличивается с возрастом. У детей в 5-6 лет она всё ещё остаётся меньшей, чем у взрослых. Расположенные на разной глубине нервные окончания воспринимают прикосновения, температурное чувство, чувство боли.

Распределены рецепторы неравномерно, их много на кончиках пальцев рук, ладоней, подошв, губ, наружных половых органов. Намного меньше рецепторов на коже спины. У новорождённого кожа обильно снабжена рецепторными образованиями, и их характер распределения по поверхности такой же, как у взрослого человека. В процессе онтогенеза возрастает кол-во нервных окончаний по всей поверхности кожи ребёнка. Ближе к году, нервные окончания принимают сходства с нервными окончаниями взрослого человека.

27. ПОНЯТИЕ О ГОРМОНАХ. ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫГормоны – специфически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Обладают высокой биологической активностью. Сравнительно быстро разрушаются в тканях, поэтому для обеспечения длительного действия необходимо постоянное их выделение в кровь. Гормоны обладают относительной видовой специфичностью, что имеет важное значение, так как позволяет недостаток того или иного гормона в организме компенсировать введение гормонального лекарства. Гормоны действуют на обмен веществ, регулируют клеточную активность, способствуют проникновению продуктов обмена веществ через клеточную мембрану, влияют на дыхание, пищеварение, кровообращение, выделение. С гормонами связана функция размножения. Включение гормонов в обменные процессы опосредуется внутриклеточными посредниками, передающими влияние гормона на определённые внутриклеточные структуры. Наиболее значимые из них является циклический адезинмоносфат кислоты, образующийся под влиянием гормона АТФ, гормоны способны активировать гены и таким образом влиять на синтез внутриклеточных белков, участвующих в специфической функции клеток.

Железы внутренней секреции выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов желез. Продуцируют вещества и посылают их сразу в кровь. К железам внутренней секреции относится гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые, парозащитные и околощитовидные железы, вилочковая железа. Поджелудочная и половые железы смешенные, так как часть клеток выполняет внешнесекреторную функцию, а другие – внутрисекреторную. Эндокринные железы невелики по размерам, имеют небольшую массу, снабжены кровеносными сосудами. Подходит разветвлённая сеть нервных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная система. Железы внутренней секреции функционально связаны между собой(последовательно).

28. ЖЕЛЕЗЫ. Железы внутренней секреции выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов желез. Продуцируют вещества и посылают их сразу в кровь. К железам внутренней секреции относится гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые, парозащитные и околощитовидные железы, вилочковая железа. Поджелудочная и половые железы смешенные, так как часть клеток выполняет внешнесекреторную функцию, а другие – внутрисекреторную. Эндокринные железы невелики по размерам, имеют небольшую массу, снабжены кровеносными сосудами. Подходит разветвлённая сеть нервных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная система. Железы внутренней секреции функционально связаны между собой(последовательно).Щитовидная железа располагается впереди гортани и состоит из двух боковых долей и перешейка. Железа богато снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами. Крупные железистые клетки образуют фолликулы, заполненные коллоидным веществом. Сюда поступают вырабатываемые железой гормоны, представляющие собой соединение аминокислот с йодом. Гормон щитовидной железы – тироксин – содержит 65% йода. Тироксин – мощные регулятор обмена веществ организма; он ускоряет обмен белков, жиров, углеводов. Особенно важна роль гормона в развитии плода, в процессе роста и дифференциации тканей. Гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующее воздействие на ЦНС. Недостаточное поступление гормона в кровь или его отсутствие приводит к резко выраженной задержке психического развития. В процессе онтогенеза масса щитовидной железы возрастает от 1г до 10 г к 10 годам. С началом полового созревания рост железы особенно интенсивен. Недостаточность функции щитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму. При этом задерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое созревание, отстаёт психическое развитие. Нарушения щитовидной железы могут возникать в результате генетических изменений, а также из-за недостатка йода. Главное заболевание, которое возникает по различным причинам – зоб (заболевание, при котором наблюдается значительное увеличение щитовидной железы, а её функция снижена).

 

 

45.ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ: вырабатывают пищеварительные соки, содержащие пищеварительные ферменты, и выделяют их по выводным протокам в разные отделы пищеварительного тракта.

К пищеварительным относят: слюнные железы (выделяют слюну), железы желудка (выделяют желудочный сок), железы тонкой кишки (выделяют кишечный сок), поджелудочную железу (выделяет поджелудочный сок), печень (выделяет желчь).

Эти железы имеют различное строение и размеры. Железы желудка и тонкой кишки расположены в стенках органов. Слюнные и поджелудочная железы, а также печень – паренхиматозные органы, выводные протоки которых открываются в пищеварительный канал.

29.НАДПОЧЕЧНИКИ.Надпочечники – парный орган, располагающийся в виде телец над почками. Масса каждого из них 8-10 г. Каждый надпочечник состоит из 2 слоёв, имеющие разное происхождение, разное строение и различные функции: наружного – коркового и внутреннего – мозгового. Из коркового слоя выделено около 40 веществ, относящихся к группе стероидов – кортикоиды. Выделяют 3 основные группы гормонов коркового слоя надпочечников: 1) глюкокортикоиды – гормоны, действующие на обмен веществ; 2) минералокортикоиды – регулируют минеральный и водный обмен; 3) андрогены и эстрогены – аналоги мужских и женских половых гормонов. Эти гормоны менее активны, чем гормоны половых желез, вырабатываются в незначительном количестве. Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезирующихся в этом отделе надпочечников. Адреналин ускоряет круговорот крови, усиливает и учащает сердечные сокращения; облегчает лёгочное дыхание, расширяет бронхи; усиливает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц, снижает их утомление и тд. Все эти влияния ведут к 1 общему результату – мобилизации всех сил организма для выполнения тяжёлой работы. Повышенная секреция адреналина – 1 из важнейших механизмов перестройки в функционировании организма в экстремальных ситуациях, при эмоциональном стрессе и тд.

 

30. ГИПОФИЗ. Гипофиз регулирует деятельность эндокринной системы с помощью вырабатываемых им гормонов, которые действуют на ткани органов и на другие железы, входящие в состав эндокринной системы. Гипофиз синтезирует 7 гормонов, которые в свою очередь контролируют такие важные процессы, как деятельность надпочечников, щитовидной железы, гонад, а также влияют на рост организма. Помимо этого он накапливает и высвобождает в нужный момент гормоны, вырабатываемые гипоталамусом,антидиуретический гормон и окситоцин.

Меланоцитстимулирующий гормон (МСГ)
Область действия: Кожа. Функции: Стимулирует выработку меланоцитов, влияющих на цвет кожи.Антидиуретический гормон, или вазопрессин (АДГ)Область действия: Почки.Функции: Удерживает воду в почках, регулирует артериальное давление.Гормон роста, или соматотропин (ГР, СТГ или РГ)
Область действия: Весь организм.Функции: Стимулирует рост мышц, костей и органов в детстве и во время полового созревания. Тиреотропин (ТТГ) Область действия: Щитовидная железа.Функции: Стимулирует деятельность щитовидной железы. Окситоцин.Область действия: Матка. Функции: Провоцирует сокращения матки во время родов.Адренокортикотропин (АКТГ)Область действия: Надпочечники. Функции: Стимулирует выработку кортикостероидов надпочечными железами. Пролактин (ЛТГ) Область действия: Грудь.Функции: Провоцирует выработку молока грудными железами после родов. Гонадотропины
Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ)
• Лютеинизирующий гормон, или гормон, стимулирующий интерстнциальные клетки (ЛГ или ГСИК)
Область действия:
Гонады (яйцеклетки и яички).Функции: Регулирует созревание сперматозоидов и яйцеклеток, а также выработку половых гормонов.

 

 

31. ЗНАЧЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТАК опорно-двигательному аппарату относятся скелет и мышцы, объединённые в единую костно-мышечную систему. С помощью опорно-двигательного аппарата осуществляется 1 из важнейших функций организма – движение. Движение – основное внешнее проявление деятельности организма и вместе с тем необходимый фактор его развития. В условиях ограничения движений резко замедляется как физическое, так и психическое развитие. Показано, что если новорождённых животных лишить возможности спокойного передвижения, то уже на первом месяце их масса становится в 3 раза меньше, чем у особей того же помёта. Двигательная активность, в особенности движения рук, является 1 из необходимых условий нормального развития мозга, его речевой функции и мышления. Двигательная активность играет также важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних органов. Знание возрастных особенностей органов движения и условий, способствующих их нормальному развитию, необходимо для разработки эффективных средств и методов физического воспитания, трудового обучения, организации режима дня.

 

 



2020-02-03 204 Обсуждений (0)
ЗРИТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗРИТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)