Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОЛЧАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА.



2020-02-03 711 Обсуждений (0)
МОЛЧАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА. 0.00 из 5.00 0 оценок




Существовала в VI-IX вв. н.э. на территории нижнего Притоболья в его левобережной части. Памятники расположены по нижнему течению рек Тавды, Иски, Туры, на оз. Андреевское и вытекающей из него р. Дуван.

Известно 46 памятников: 18 городищ, 3 селища, 4 костища, 2 культовые места, 1 могильник, 18 местонахождений (рис. 44).

Основным и единственным местом стационарного проживания молчановцев были мощные по фортификации городища. Для их возведения существовали временные селища. Также выделяются местонахождениями молчановской керамики в инокультурных комплексах (на поселениях) и один курган из Перейминского могильника. При этом на городищах постоянным жильем являлись полуземлянки, а на селищах сооружались конструкции наземного типа.

Валы городищ периодически подсыпались. На го­родище Андрюшин Городок (Андреевское озеро, исследовал И.Я. Словцов) углубление рва и под­сыпка вала производились не менее четырех раз. В 5 м от основного был устроен еще дополнительный ров. Сохранившаяся высота вала от дна рва местами достигает 4 м. На других городищах валы сильно оплыли, и высота их, как правило, не превышает 1 м.

На площадках некоторых городищ прослеживают­ся расположенные довольно плотно друг к другу жилищные впадины.

Количество их на памятниках неодинаково. Наибольшее число впадин, не менее 36, выявлено на городище Андрюшин Городок. В расположении их прослежива­лась определенная закономерность. Один ряд впадин примыкал к валу, образуя овал, повторяющий фор­му городища. В пределах овала впадины фиксирова­лись четырьмя параллельными рядами, по три-пять впадин в каждом ряду. Кроме того, три впадины шли в пристройке, устроенной у вала с юго-западной стороны.

Жилища – полуземлянки с прямоугольным котлова­ном площадью 25-45 кв. м, врезавшимся в грунт на глубину 0,4—1 м. Из котлована вел коридорообразный выход, постепенно повышающийся до уровня дневной поверхности. Вдоль стен жилищ располага­лись широкие земляные нары, для устройства ко­торых грунт из котлована выбирали на меньшую глубину, нежели в центре. В жилищах имелись один центральный или два очага, из которых один раз­мещался в центре, а второй в углу. Для обогрева использовали открытые очаги. Около очагов обычно нахо­дятся скопления керамики, костей животных и че­шуи рыб.

Погребальный обряд известен по материалам Перейминского могильника, где вскрыто три кургана с расположенными под ними шестью погребениями, и, кроме того, три погребения обнаружены на при­лежащей территории. Погребальные насыпи - слабовыраженные округлые всхолмления из супеси диаметром до 10 м, высотой до 0,3 м – располагались по краю террасы берега Андреевского озера. Под каждым курганом находилось от одного до трех погребений. Захоронения производились вы­тянуто на спине головой на север в овальных ямах глубиной до 1,3 м, ориентированных в направле­нии север - юг. В коллективных могилах находились два-четыре скелета мужчин, женщин и детей. В од­ном случае констатировано частичное вторичное за­хоронение части костей скелета человека.

Рядом с курганами и под насыпями па уровне древнего горизонта располагались кострища, в кото­рых находились глиняные сосуды, преимущественно в обломках, я также – кости животных. Последние имелись также в изго­ловье отдельных погребений, являясь остатками мясной пищи.

В вещевом материале преобладают изделия из кости. Нужно отметить обнаруженные скоплениями кости копытного и запястного суставов лошади со следами использования и обработки, которые имеют форму антропоморфных фигур в сидячей позе (рис. 46 – 22-26). Все эти фигурки затерты, запястные кости подрезаны, одна 2-я фаланга пясти/плюсны просверлена (рис. 46 – 26), другая имеет надрезы (рис. 46 – 25). Полных аналогий отмеченным изделиям нам не известно, функциональное назначение вариабельно от украшений и игральных фишек до торгово-обменных эквивалентов, и, так как они встречены на всех трех исследованных городищах, считаем возможным отнести их к характерным предметам молчановской культуры. Из кости также изготавливали наконечники стрел (рис. 46 – 10-12), ножи (рис. 46 – 9), клинья (рис. 46 – 17), проколки (рис. 46 – 13), пуговицы (рис. 46– 8), скребки (рис. 46 – 14) и остроконечники, фрагменты неопределимых предметов со следами обработки. Предметы из железа представлены ножами (рис. 46 – 15), наконечниками стрел (рис. 46 – 6). Широкое применение находили керамические скребки (рис. 46 – 19), рюмковидные тигли, изделия неопределимого назначения (рис. 46 – 18). Из камня представлены точила (рис. 46 – 21), экземпляры без следов обработки. В быту использовалась облицовка, скорее всего, органических предметов тонкими бронзовыми пластинками, например, обкладка днища деревянного сосуда (рис. 46 – 7). Интересно отметить несколько находок свёртков обгоревшей бересты (рис. 46 – 16). Украшения делали из бронзы и серебра (рис. 46– 1-5), а также, возможно к ним относятся кусочки красной и желтой смолы (рис. 46 – 20) и кварца. Инвентарь погребений представлен украшения­ми – браслетами, перстнями, бусами, колесовидны­ми фибулами, бляхами из сдвоенных дисков, пряж­ками, подвесками. Из орудий труда встречены ножи и оселки.

Расположение ин­вентаря в погребениях в основном соответствует его месту на костюме при жизни. Бусы лежат в области шеи, у черепа, бляхи – на груди, перстни – на фа­лангах пальцев, пряжки – у пояса, ножи – в обла­сти пояса, сбоку. Браслеты были в одном случае на правой, в другом – на левой руке. Часть бус, воз­можно, нашивалась на одежду, поскольку они нахо­дились в области таза и коленей.

В керамическом комплексе (рис. 45, 47-48) по форме преобладают горшковидные сосуды с отогнуто-приострённым венчиком. В качестве примесей доминирует песок, небольшая часть со слюдой. Обработка поверхности различная, чаще внутренняя поверхность с горизонтальными полосами (2-4 мм) от выравнивания твердым предметом, внешняя гладкая. Преобладают скошенные венчики с небольшими технологическими наплывами или карнизиками, чаще с обеих сторон. Срез венчика орнаментировался во всех возможных вариациях, в большей степени сверху. Преобладает орнаментация верхней трети сосуда, иногда ниже экватора. Техника нанесения декора, преимущественно, штампование, но характерно и отступание, которые могут сочетаться на одном сосуде, в большинстве случаев отступающей является гребенка, но иногда и фигурные штампы. Ямочно-жемчужная зона располагается только в верхней части сосудов, иногда под самым верхом венчика, и представлена горизонтальным рядом ямок, в большей степени в виде наколов (которые имеют неровные очертания и составлены в неровную горизонтальную линию), редко жемчужин. Наколы и ямки в большинстве случаев всегда образуют с другой стороны жемчужины, которые иногда приплюснуты, имеют углубление в центре или затерты. По размерам сосуды 11 до 40 см в диаметре по венчику, присутствуют миниатюрные (до 10 см в диаметре по венчику).

По виду орнамента выделяется пять групп керамики. Первую группу составляют сосуды, сочетающие в своем декоре гребенчатые, фигурноштамповые и шнуровые оттиски (фигурные штампы в виде уголка, ромба, подковы, треугольника, круга с крестом, «песочных часов», змейки, креста, уточки, сюда же отнесены сосуды с оттисками палочки. Вторая группа включает сосуды, украшенные исключительно гребенчатым штампом. В третью группу объединена посуда с гребенчато-шнуровым орнаментом. Небольшая часть сосудов имеет только пояс ямок, единичные сосуды украшены только оттисками шнура.

Хозяйство населения было, видимо, многоотрасле­вым, что обусловлено положением региона Туры у южной кромки тайги, в пограничье с лесостепью. Свидетельств земледелия нет. О занятии скотоводством говорят находки костей лошади на по­селениях. Существовали различные обрабатывающие произ­водства.


 

Рис. 44. Территория распространения памятников молчановской культуры. 1 – мог. Перейминский; 2 – гор. Андрюшин городок; 3-7 – местонахождения: на р. Дуван, на поселениях: Малое Андреевское 1, Песьянка 6, Песьянка 7, Подверчино 4; 8 – костище Песьянка I; 9-11 – гор. Пламя Сибири 6, Пламя Сибири 7, Антоново 1; 12 – сел. Пламя Сибири; 13 – местонахождение на пос. Айгинское VIII; 14 – гор. Молчановское; 15 – гор. Барсучье; 16 – сел. Барсучье; 17 – гор. Черепаниха 2; 18 – гор. Тавдинское; 19 – гор. Липчинское I; 20 – сел. Липчинское III; 21 – местонахождение на пос. Чечкино 4; 22 – гор. Коняшино 2; 23 – гор. Святой Бор V; 24 – местонахождение на гор. Боровиково; 25 – местонахождение на гор. Красный яр; 26 – костище Туманское; 27 – местонахождение на гор. Усть-Васъёган; 28 – местонахождение на гор. Кошелёвское; 29 – местонахождение на гор. Старые Покачи 5; 30 – местонахождение на гор. Петрово; 31 – местонахождение на гор. Ус-Нёл; 32 – местонахождение на гор. Ирбитское; 33 – местонахождение на пос. Нижнее Озеро III; 34 – местонахождение на гор. Большое Бакальское; 35 – костище Юдинское; 36 – костище Тынское; 37-39 – гор. Святой Бор I, II, III; 40 – гор Ключи; 41 – гор. Антипино; 42 – местонахождение на гор. Куртумово; 43 – гор. Янычково; 44 – местонахождение на гор. Санкино, 45 – культовое место Кокшаровский холм,46 – культовое место Останец Старичный.

 

Рис. 45. Молчановская культура. Керамика городища Пламя Сибири-6 (VI-VII вв.). 1-21 – керамика с гребенчатой, фигурноштамповой и шнуровой орнаментацией; 23-24, 31, 33-35 – керамика с гребенчатой орнаментацией; 22, 26-27, 30, 32 – керамика с гребенчато-шнуровой орнаментацией; 25 – керамика с ямочно-жемчужной орнаментацией; 28-29 – керамика со шнуровой орнаментацией (материалы раскопок автора).

Рис. 46. Молчановская культура. Инвентарь городища Пламя Сибири-6 (VI-VII вв.). 1 – серьга; 2 – перстень; 3 – кольцо; 4 – пронизь трубчатая полая со вздутиями; 5 – серьга; 6, 10-12 – наконечники; 7 – обкладка днища сосуда; 8 – пуговица (?); 9, 15 – ножи; 13 – проколка; 14 – скребок; 16 – береста; 17 – клин; 18 – изделие неопределимого назначения; 19 – лощило; 20 – смола (?); 21 – точило; 22-26 – фишки. 1-4, 7 – бронза; 5 – серебро (?); 6, 15 – железо; 16 – дерево; 8-14, 17, 22-26 – кость; 18-19 – глина; 20 – смола; 21 – камень (материалы раскопок автора).

 

Рис. 47. Городище Пламя Сибири 7.Молчановская культура. Сосуд керамический (материалы из раскопок автора).

Рис. 48. Городище Пламя Сибири 7.Молчановская культура. Сосуд керамический (материалы из раскопок автора).

 

Рис. 49. Молчановская культура. Предметный комплекс (материалы из раскопок автора).

 

Рис. 50. Молчановская культура. Предметный комплекс (материалы из раскопок автора).

 

БАТЫРСКАЯ КУЛЬТУРА

Существовала в Среднем Зауралье, в предгорной лесной зоне, в верхнем течении р. Туры, в VI-IX вв. Выделена В.Д. Викторовой, в данном исследовании характеризуется по авторским материалам раскопок.

Одна из зафиксированных при раскопках особенностей, находящая аналогии в европейской военной культуре – на городище (!) в одном из трёх погребений мужчины-воина отмечены отрезанная правая кисть руки и отрезанная левая ступня ноги. Это будет рассмотрено далее подробно.

Источниковую базу батырской культуры составляют 30 памятников (рис. 51).Из 16 городищ два (гор. Красный яр, гор. Боровиково), по результатам раскопок автора, относятся к батырской культуре. Семь выделены автором в результате анализа публикаций и архивных источников (Большое Бакальское, Мишино, Заозерное II, Ирбит, Петрово, Санкино, Куртумово). Семь известны по упоминаниям в литературе (Батырь, Городищенское, Андроновское, Заозерное I, Галкина, Городокское I, Городокское II). Из восьми культовых мест два опубликованы (Кокшаровский холм, Останец Старичный), шесть выделены автором в результате анализа публикаций (Исетское Правобережное I, Палатки I, гора Петрогром, Шарташские Каменные палатки, с р. Адуй, Камень Балабан), капище обнаружено автором на городище Боровиково. Четыре местонахождения выделены автором в результате анализа публикаций (гор. Няксимволь, в поселке Харанпауль, пос. Юган–Горт VI и VII). Три могильника выделены автором в результате анализа публикаций (Калмацкий брод, Исетское XIIIА, Аятский), три погребения зафиксированы автором на городище Красный яр.

В 2016 г. археологической экспедицией Тюменского государственного института культуры под руководством автора, осуществлены раскопки городища Красный Яр (рис. 52). Памятник находится в Слободо-Туринском районе Свердловской области, недалеко от пос. Туринская Слобода и дер. Красный Яр, на берегу старичного озера р. Туры.

Городище имеет оборонительную систему (ров-вал), жилищные западины и примыкающее селище. Ров шириной до 2 м, глубиной до 1,5 м, вал высотой до 2,5 м, шириной до 3 м. На жилищной площадке городища прослеживаются четыре округлые западины глубиной до 0,3 м, расположенные у вала и береговой линии. Две из западин, расположенные у береговой линии, частично разрушены оползнем в реку. Между ними, в центре жилищной площадки городища, возвышение овальной формы (размеры 5х4 м, высотой 0,1-0,2 м). Именно здесь сосредоточены грабительские ямы городища.

На этом сильно разрушенном грабителями участке и заложен раскоп. Растительность на памятнике и прилегающей к нему территории в верхнем ярусе – смешанный лес (сосна, осина, береза), в нижнем ярусе – лесные травы (папоротник и др.).

Средневековый керамический комплекс, который насчитывает 150 сосудов. По форме сосуды горшковидные, чаши единичны, все круглодонные. Для шеек характерно утолщение в средней части, в результате чего получалась ее округлая форма изнутри сосуда. Внешняя и внутренняя стороны гладкие, редко встречаются радиальные полосы изнутри шириной 4-5 мм. Диаметром по горловине от 6 до 38 см. В глиняном тесте прослеживается естественная примесь песка, 98% с примесью талька. Обжиг равномерный, цвет черепка – серо-желтый.

Венчики скошенные (64%): во внутрь (44%), сглаженные вовнутрь (14%), наружу (6%); прямые со сглаженными сторонами (25%), единично острыми (1%). На двух сосудах скошенный внутрь срез венчика образует карнизик, на одном сосуде прямой венчик имеет карнизы изнутри и снаружи. Орнаментированы венчики гребенкой сверху среза венчика (94%), его декорировка отсутствует у 8 сосудов (6%). Иногда этот орнамент нанесен сильно, образуя рельефный срез венчика.

Половина сосудов (70 шт. – 50%) не имеет ямочно-жемчужной зоны, у 35% она представлена горизонтальной полосой неровных ямок в средней или нижней части шейки, которые образуют с внутренней стороны сосуда округлые выпуклые «жемчужины». На 4 сосудах ямки нанесены изнутри, образуя снаружи «жемчужины», в одном случае отмечено чередование ямок и «жемчужин».

Многие сосуды имеют следы ремонта – попарно просверленные отверстия, сквозь которые продевалось скрепление, стягивавшие расколотые (с трещинами) горшки. Такая посуда предназначалась уже не для готовки, но использовалась для хранения только сухих продуктов.

Орнамент покрывает верхнюю часть сосуда, до плечика. Техника нанесения орнамента – штампование (гребенка) и отпечатывание (шнур), редко встречается отступание (гребенка), единично прочерчивание линий. Тип орнаментации керамического комплекса – шнуро-гребенчатый. Шнур в основном в виде парных оттисков вправо, реже влево. По внешнему виду мелкий (0,2-0,3 мм) парный, средний одинарный (0,3-0,4 мм), нанесенный в виде горизонтальных линий. Характерен т.н. «тройной шнур» - состоящий из трех частей, нанесенных по диагонали. Чаще всего он располагается между парными шнуровыми полосами и сочетается с полосами крестов (реже и/или сетки) и/или зигзагов. Один раз зафиксирован «пятерной шнур», два раза встречен «двойной шнур», три раза - «четверной шнур».

Гребенка средних размеров (длиной 1-2 см, шириной 2-3 мм), с прямой, реже косой насечкой зубцов (3-6). Из ее оттисков составляются горизонтальные полосы наклонных или прямых оттисков, зигзага или елочки, крестов или сетки, в нескольких случаях ее оттиски нанесены горизонтально слитно, образуя линию.

Шнуро-гребенчатый декор иногда дополняется оттисками палочки. По форме она как гребенчатый штамп (подпрямоугольная), но без насечек.

По типу орнамента можно выделить 2 группы сосудов.

1. Первая группа – сосуды с оттисками шнура и гребенки (рис. 53).

2. Вторая группа – сосуды, орнаментированные только отпечатками гребенки (27%) (рис. 54).

Вещевой комплекс эпохи средневековья из раскопок городища Красный Яр насчитывает 52 предмета, которые изготовлены из железа, бронзы, кости, камня (рис. 55-57)

В результате раскопок городища Красный яр в установлен сложный характер памятника. Рельефно выраженные элементы памятника - оборонительная система (ров-вал), жилищные западины и верхний культурный слой (серая супесь, мощностью до 0,7 м) относятся к эпохе средневековья, батырской археологический культуре (VI-IX вв.), существовавшей на данном памятнике в VIII-IX вв. Нижний слой (серо-желто супесь, мощностью до 0,7 м) относится к эпохе бронзы, II тыс. до н.э. На материке, под культурными слоями, зафиксированы три погребения (два взрослых одно детское), которые рассматриваются далее.

Погребение 1 (рис. 58-59). Пятно подпрямоугольной формы, размером 2,4×0,75 м, ориентированное по линии запад–восок, зафиксировано на материке городища, углублено до 10 см от уровня материка. Заполнение погребения – серая супесь. После выборки заполнения расчищены останки погребенного (взрослого человека): череп лежал на середине могильного пятна, ориентирован по линии северо-запад – юго-восток, на расстоянии 10 см зафиксирована нижняя челюсть, сохранились все зубы. Между черепом и нижней челюстью обнаружена бабка мелкого рогатого скота (баран, козел). В 20 см от нижней челюсти зафиксирован зуб лошади и позвонок рыбы. На расстоянии 10 см за черепом обнаружено несколько фрагментов деревянной погребальной конструкции (западная стенка гробовища), за которой продолжалось погребение (на 0,9 м), но не обнаружено находок. Также фрагменты деревянной погребальной конструкции (крышка гробовища), обнаружены у черепа. В восточной части погребения, несколькими скоплениями, собрано 22 фрагмента керамики, зафиксирован костяной клин, оселок (точильный камень), камни со следами обработки, неопределимого функционального назначения (2 шт.), кость со следами обработки, неопределимого функционального назначения.

Погребальный инвентарь:

- оселок (точильный камень) (рис. 59 – 1);

- костяной клин (рис. 59 – 2);

- зуб лошади (рис. 59 – 3);

- бабка МРС (рис. 59 – 4);

- позвонок рыбы (рис. 59 – 5);

-22 фрагмента керамики: 2 венчика, 4 орнаментированные стенки сосудов, 15 неорнаментированных стенок сосудов. Орнамент: шнур и зигзаг из гребенки (2 шт.); линии из слитных горизонтальных оттисков гребенки и палочки торцом (1 шт.); палочки торцом (1 шт.); ёлочки из гребенки (1 шт.) (рис. 59 – 6-10);. Такая керамика характерна для батырской археологической культуры VI-IX вв. [Шорин и др., 2013, с. 119-129, рис.2].

-камни со следами обработки, неопределимого функционального назначения (2 шт.);

-кость со следами обработки, неопределимого функционального назначения;

Орнаментация фрагментов сосудов из погребения аналогична орнаментации керамики на городище. Аналогичен костяной клин из погребения обнаруженным на городище (2 шт.). Оселок (точильный камень) из погребения аналогичен обнаруженному на городище. Также, по визуальному анализу, в керамике с городища прослежена примесь талька (90%). Из талька, по визуальному анализу, изготовлены оба оселка (точильных камня), как из погребения, так и из материалов из городища. Также в погребении обнаружены камни (2 шт.) и кость со следами обработки, неопределимого функционального назначения, такого типа предметы есть на городище. Все эти доводы связывают погребение с городищем и позволяют датировать их так же, как и городище – VIII-IX вв. и относить к батырской культуре.

Погребение 2 (рис. 60-62). Могильное пятно не проглядывалось, захоронение зафиксировано в культурном слое. Даже в разрезе захоронения, оказавшемся в бровке, контуры не просматриваются. Выше уровня костяка обнаружены обгоревшие фрагменты деревянной погребальной конструкции (крышка гробовища?). Судя по обгорелости, она была подожжена после погребения и засыпана, вследствие чего огонь не проник до захоронения, поэтому скелет огнем не затронут. Сгорела поминальная мясная пища, от которой обнаружены затемненные кости животных. Однако не все мясо сгорело, обнаружены и необугленные кости животных (в том числе зубы лошади). Расчищен скелет ребенка 5-6 лет, который находился на спине, головой на запад (повернутой влево). Кости рук лежали вдоль туловища. Обнаружены фрагменты черепа, целые правые ребра, фаланги пальцев левой руки, позвоночника, бедренные кости, фрагменты лопатки и тазовой кости (рис. 4). На черепе зафиксирована трепанация – овальное отверстие размерами 3х4,5 см (рис.5).

Вокруг скелета обнаружены фрагменты керамики и костей, которые скорее всего, происходит из засыпки могилы.

Керамика из погребения представлена 4 венчиками и 4 неорнаментированными стенками сосудов. Орнамент: только шнур (1 шт.); шнур и зигзаг из гребенки (2 шт.); ёлочки из гребенки (1 шт.). Такая керамика характерна для батырской археологической культуры VI-IX вв. [Шорин и др., 2013, с. 119-129, рис.2]. Орнаментация фрагментов сосудов из погребения аналогична орнаментации керамики на городище.

Возле погребения зафиксирована самая большая грабительская яма на раскопе (квадратная, 1,1х1,0), глубиной до уровня погребения (материка), расположенная параллельно скелету. Скорее всего, здесь был сопроводительный погребальный инвентарь. Благодаря попаданию под ребра найдена накладка из бронзы полусферической формы с плоскими полями и утратами полусферы. Полных её аналогий неизвестно. В типологическом отношении входит в круг круглых накладок из серебра и бронзы кучиминского этапа нижнеобской культуры, датирующегося VIII-IX вв. [Карачаров, 2002, с. 53, рис. 16 – 3,4].

Погребение 3 (рис. 63-64). Пятно подпрямоугольной формы, размером 1,8×0,7 м, ориентированное по линии запад–восток, зафиксировано на материке городища, углублено до 10 см от уровня материка. Заполнение погребения – серая супесь. Погребение совершено по обряду ингумации (трупоположения). После выборки заполнения расчищены останки погребенного (взрослого человека). Скелет находился в анатомическом порядке, без позднейших разрушений, хорошей сохранности. Отсутствует правая кисть и левая ступня. Погребальный инвентарь составляют только два железных наконечника и железный нож (фрагмент лезвия), обнаруженные у правых берцовых костей. Фрагменты неорнаментированной керамики и фрагменты костей, скорее всего, животных, происходят из засыпки могильного заполнения и не являются специально помещенными.

 Могильные заполнения всех трех погребений с происходящими из них находками фрагментов керамики, костей животных частично могут быть не специально помещенными, а происходить из засыпки погребения, которая являлась культурным слоем городища. Вещи (каменное точило, костяной клин, костяной скребок, бронзовая накладка, железные наконечники, железный нож) являются преднамеренно помещенным в погребение инвентарем. В двух погребениях (№1 и №2) в качестве поминальной пищи зафиксирована головная часть коня, представленная зубами. Это наблюдение коррелируется с тем фактом, что обитатели городища, а также погребенные ими сородичи были коневодами. На городище в числе костей преобладают именно зубы лошади. Обращает на себя внимание факт отсутствия как целых керамических сосудов с пищей, так и их фрагментов.

Учитывая то, что по результатам стратиграфии, погребения перекрыты культурным слоем городища, они были совершены после завершения его функционирования, обитавшим на нем населением при его оставлении. Поэтому можно сузить датировку погребений до IX в. В культурном плане в это время на данной территории была распространена батырская культура, к которой и относятся рассмотренные захоронения и городище.

Рис. 51. Территория распространения памятников батырской культуры. 1 – мог. Аятский, 2 – мог. Калмацкий брод, 3 – мог. Исетское XIIIА; 4 – культовое место Кокшаровский холм, 5 – культовое место Останец Старичный; 6 – гор. Красный яр, 7 – гор. Городищенское, 8 – гор. Батырь, 9 – гор. Андроновское, 10 – гор. Галкина, 11 – гор. Городокское I, 12 – гор. Городокское II, 13 – гор. Петрово, 14 – гор. Куртумово, 15 – гор. Санкино, 16 – гор. Боровиково, 17 – гор. Ирбит, 18 – гор. Мишино, 19 – гор. Большое Бакальское, 20 – гор. Заозерное I, 21 – гор. Заозерное II, 22 – культовое место Исетское Правобережное I, 23 – культовое место Шарташские Каменные палатки, 24 – культовое место гора Петрогром, 25 – культовое место Палатки I, 26 – культовое место на р. Адуй, 27 – культовое место Камень Балабан, 28 – культовое место Исетское XIIIВ, 29 – местонахождение на гор. Няксимволь, 30 – местонахождение в поселке Харанпауль.

Рис. 52. План городища Красный Яр (материалы из раскопок автора).

 

Рис. 53. Керамический комплекс городища Красный Яр. Первая группа – сосуды с оттисками шнура и гребенки (материалы из раскопок автора).

 

Рис. 54. Керамический комплекс городища Красный Яр. Вторая группа – сосуды, орнаментированные только отпечатками гребенки (материалы из раскопок автора).

 

Рис. 55. Предметный комплекс городища Красный Яр (материалы из раскопок автора).

Рис. 56. Предметный комплекс городища Красный Яр (материалы из раскопок автора).

Рис. 57. Предметный комплекс городища Красный Яр (материалы из раскопок автора).

 

Рис. 58. План погребения №1 на городище Красный Яр (материалы из раскопок автора).

Рис. 59. Предметы из погребения №1 на городище Красный Яр (материалы из раскопок автора).

 

Рис. 60. План погребения №2 на городище Красный Яр (материалы из раскопок автора).

Рис. 61. Детский череп с трепаницией из погребения №2 на городище Красный Яр (материалы из раскопок автора).

Рис. 62. Предметы из погребения №2 на городище Красный Яр (материалы из раскопок автора).

Рис. 63. План погребения №3 на городище Красный Яр (материалы из раскопок автора).

 

Рис. 64. Предметы из погребения №3 на городище Красный Яр (материалы из раскопок автора).

 


БАКАЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Выделена К. В. Сальнико­вым по материалам ряда городищ в бассейне среднего течения р. Исеть [Сальни­ков, 1956, с. 211-214; 1961а, с. 47]. К ней относятся городища — Большое и Малое Бакальские, Большое и Малое Мыльниковские и Полевское городища, Коловское, Усть-Терсюкское-1, Усть-Утякское, Красноярское, Царево (Чимги-Тура), Антоново 1. Погребения изучены на Козловском могильнике, одиночные захоронения зафиксированы на Перейминском, Абатском-3 некрополях, а также на Коловском и Красноярском городищах.

Ареал распространения памятников бакальской культуры охватывает южную часть южной тайги, подтаежную и лесостепную зону Зауралья, Средний Урал. Наиболее компактная группа памятников рас­положена в бассейне среднего течения Исети. Кроме того, бакальская керамика встречена на многослой­ных поселениях на Тоболе, Пышме, Туре и Ишиме.

Городище Антоново 1 (рис. 65-66).Памятник расположен в 32 км к востоку от г. Тюмени, на краю южного берега оз. Антоново (высотой более 10 м), которое расположено в 1,5 км к востоку от памятника. Озеро Антоново является старицей р. Туры и имеет с ней соединение. Терраса песчаная, покрыта смешанным лесом (сосны, березы и осины), нижний ярус представлен кустарничковыми (багульник, брусничник, черничник).

Памятник открыт в 1993 г. назван автором «Объект 5» [Русаков, 1993]. В 2004 г. памятник повторно открыт и назван «городище Антонова Старица 1» [Зимина, Усачева, Сарапулова, 2004]. В 2009 г. был заложен разведочный шурф 1х1 м в западной части укрепленной площадки [Гордиенко, 2010]. В 2012 г. автором осуществлены раскопки городища, в результате которых установлена его многослойность.

Первоначально на этом месте существовало поселение эпохи бронзы (II тыс. до н.э.). К нему относятся примыкающие с запада и востока к оборонительной системе наземные постройки (размерами 10х7 м, высотой 0,2-0,3 м), и западины (размерами 3х2 м, глубиной 0,2-0,4 м) – эти объекты выделены в качестве отдельного памятника и названы, как предлагал его первооткрыватель, «поселение Объект 5».

В первой половине I тыс. н.э. это место снова становится обитаемым, здесь сооружается городище бакальской культуры (IV-V вв. н.э.). От него сохранилась линия укреплений, состоящая из вала (высотой 0,2-0,35 м) и рва (глубиной 0,16-0,3 м), примыкающая к городищу в западной части. Эта часть фортификации именуется городище «Антовова Старица 1».

 В VI в. здесь появляется молчановское население, которое завоевывает бакальское укрепленное поселение, строит на его месте новое городище с жилищами наземного типа, более усиленной фортификацией и характерным пристроем, этот поселок предлагается именовать «городище Антоново 1». Оно полуовальной формы, 37 м в длину и 45 м в ширину. Укрепленная площадка с трех сторон оконтурена хорошо выраженными в рельефе внешним валом (ширина 2-5 м, высота 1-1,3 м) и рвом (ширина 1,5-3 м, глубина 0,3-0,5 м), которые в центральной, южной части прерываются в месте древнего входа (ширина 2,1 м). Внутри площадки визуально фиксируемых остатков жилищных сооружений не прослеживается. В восточной части укрепленной площадки установлена анкерная опора, в северной ее части, вдоль берега, проходит грунтовая дорога, которая частично разрушила оборонительные укрепления. Поверхность городища имеет нарушения в виде противопожарной траншеи, проложенной вдоль грунтовой дороги. Площадь городища составляет 3 525 кв. м.

Городища бакальской культуры устраивались обычно на мысах с крутыми склонами. С напольной стороны они были защищены одной или двумя ли­ниями укреплений, состоявшими из глубокого и ши­рокого рва и высокого вала. Площадь городищ ко­леблется от 400 до 3000 кв. м.

Укрепления исследованы на Большом и Малом Бакальских городищах. На первом фортификацион­ные сооружения состояли из внутреннего и внешне­го рвов и валов. Наиболее проч­ной была внутренняя линия укреплений в виде рва шириной до 15 м, глубиной до 3 м и вала высотой около 5 м, сложенного из глины. От оползания вал защищала крепь из жердей и бревен. Внешний ров имел ширину 4 м и глубину 1 м; высота вала около 1 м. Он был укреплен вертикально поставленными бревнами, поддерживающимися у основания подсы­панной землей [Потемкина, 1964, с. 258].

Укрепления Малого Бакальского городища пред­ставляли co6oй вал с глинобитной башней и ров. Через ров для проезда па городище были устроены перекидные мостки.

Жилища зафиксированы на шести памятниках бакальской культуры – Коловском (четыре), Усть-Утякском (пять), Усть-Терсюкском-1 (два), Царевом (семь) городищах, Старо-Лыбаевском-1 (одно) и Зотинском-IV (три) поселениях. Выделено пять типов построек [Рафикова, 2011, с. 13-14]:

1. Каркасные, легкие, с основами из жердей, круглые или овальные в основании, цилиндро-конические постройки типа юрт, площадью 18 – 30 кв.м., с одним или двумя открытыми очагами, с хозяйственными ямами внутри или за пределами сооружений, изучены на Коловском городище и Старо-Лыбаевском-1 селище.

2. Каркасные, легкие, с основой из жердей, четырехугольные в основании, углубленные в землю постройки, площадью 5,5-7 кв.м. выявлены на Зотинском-IV городище.

3. Каркасная, легкая, с основой из жердей, четырехугольная в основании, наземная, скорее всего сезонная постройка, площадью 11,3 кв.м. расчищена на Усть-Утякском-1 городище.

4. Стационарные, плетневые, четырехугольные в основании, углубленные в грунт на 0,34 – 1,58 м постройки, отапливаемые чувалами, с глубокими хозяйственными ямами внутри расчищены на Царевом городище.

5. Стационарная, каркасно-столбовая, четырехугольная в основании, углубленная в материк до 0,5 м постройка, зафиксирована на Усть-Терсюкском-1 городище. Диссертанткой, совместно с С.В. Берлиной, выполнена словесная и, впервые по материалам бакальской культуры, графическая реконструкция жилища. Основу каркаса жилища составляли шесть вертикальных стоек, соединенных поверху рамой из горизонтально уложенных бревен. При этом в плане конструкция представляла собой две трапеции (большая – собственно помещение жилища и малая – привходовая часть) с общим основанием и разнонаправленными вершинами. Стены жилища образовывали наклонно установленные жерди и прутья, крепившиеся одним концом на раме, а вторым – заглубленные в грунт. Образованные стены изнутри обмазывали толстым слоем глины с примесью травы, снаружи утепляли дерном. В устройстве крыши возможно два варианта: двухскатная или с небольшим подъемом дарбазного типа (костром). В целом внешний вид жилища представлял собой невысокую (1,8-2 м) постройку обтекаемой формы (подовальной), с двухскатной кровлей, обложенную дерном. Внутри постройки, справа от входа, в небольшой нише, вырезанной в материке был устроен чувал. Материковые выступы с левой и задней сторон использовались в качестве нар.

На Малом Бакальском городище обнаружены остатки очагов в виде линз прокаленной глины и основания печей типа чуват лов с обмазкой из глины, которые располагались в пять рядов, видимо соответственно с застройкой по­селения [Генинг, Бушуева, 1962, с. 169].

Некропли бакальской культуры немногочисленные – Козловский, Перейминский-1, Абатский-3 и одиночные, предположительно бакальские погребения на Коловском и Красноярском городищах.

Усопших укладывали в могилы, глубиной до 0,6 м, на спину, головой на север с редкими отклонениями к северо-западу или северо-востоку. Руки могли быть вытянуты вдоль тела, кисти помещаться на бедрах или груди. Сопроводительный инвентарь – сосуд, носимые при жизни вещи, в редких случаях оружие. При помещении покойного в могилу устраивали поминки, от чего остались поминальные кострища. В ряде случаях, над могилой возводили курганные насыпи. По нашему мнению, сосуды изготавливали специально. На это указывает их меньшие по сравнению с поселенческими размеры. Отличие в орнаментации заключается в меньшем количестве узоров, большинство горшков неорнаментировано. 

Для населения бакальской культуры выявлены два подтипа ритуальных объектов - святилища и жертвенные ямы. К постоянно функционировавшим святилищам отнесены такие памятники как Голый Камень, Петрогром, Вершина V, Черемухово II, Цингалинское и др.

К жертвенным ямам причислена канава на острове Каменные палатки, заполненная черной супесью с золой и обильным включением угля, содержащая мелкие обожженные плашки, кости лошади, крупного рогатого скота и два раздавленных сосуда бакальской культуры [Рафикова, 2011, с. 15-16]:

Керамика бакальской культуры круглодонная, вы­леплена из глины с примесью песка, шамота и дрес­вы. На Большом Бакальском городище с примесью песка изготовлено около половины сосудов, несколь­ко меньшее число сосудов содержит примесь шамота и лишь единичные — дресву. Внешняя поверхность у 80% сосудов гладкая, внутренняя — более чем у половины заглажена щепкой.

По форме Т. М. Потемкина выделила три типа со­судов [Потемкина, 1964, с. 258]: I — кругло­донные сосуды с четко профилированной невысокой шейкой и сла



2020-02-03 711 Обсуждений (0)
МОЛЧАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОЛЧАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)