УСТЬ-ИШИМСКАЯ КУЛЬТУРА.
На основе потчевашской культуры в 9-13 вв. формируется усть-ишимская культура лесного Прииртышья. Ее памятники прдставлены городищами, неукрепленными поселениями и курганными могильниками [Коников, 1983]. Городища: Айткулово 14, Александровка 6, Безымянное I, Новоникольское I и IV, Новоягодное I и др. Поселения: Кипо-Кулары, Сеткулово, Ямсыса XVII и др. Могильники: Аксеновские курганы, Аргаиз, Ишемал, Малая Тебендя, Кипский, Малотебендянский, Малая Бича, Новоникольский, Усть-Ишим и др. [Коников, 1984]. В сравнении с территорией, предшествовавшей потчевашской культуре, южная граница усть-ишимской культуры сильно сдвинулась к северу. Это объясняется постепенным продвижением на север и северо-запад тюрок, которые к IX—X вв. занимают лесостепь междуречья Иртыша и Оби, оттесняя или ассимилируя проживавшее здесь ранее немногочисленное население потчевашской культуры [Коников, 1987]. Среди поселений усть-ишимской культуры преобладают городища. Они расположены преимущественно на мысах. Площадь поселений колеблется от 600 до 7000 кв. м. Обычно площадка городища защищена валом и рвом, отрезающими стрелку мыса. На ряде поселений валы имеют выступы — основания башен для флангового обстрела. По сравнению с предыдущим периодом количество городищ с усложненной системой фортификации увеличилось. Большинство валов и рвов в это время не имели выемок и перемычек для проезда. Для связи с внешним миром, очевидно, сооружались перекидные деревянные мостки, убиравшиеся в период военной опасности. Валы периодически подсыпались, а откосы их были укреплены плахами и бревнами. На вершинах валов ставили деревянные частоколы. Валы, на сегодняшний день, сильно оплыли. Наиболее хорошо сохранившиеся из них достигают высоты 3—4 м от дна рва. Ширина рвов до 10 м, глубина с напольной стороны 1-1,2 м. Крутизна стрелок мысов увеличивалась эскарпами. В размещении жилищ не прослежено строгой упорядоченности. Они могли располагаться в ряд, вдоль линий укреплений, примыкая друг к другу, в два ряда или размещаться без определенного порядка. По конструкции они делятся на два типа: - полуземлянки шатровой конструкции, котлован которых врезался в материковый грунт на 0,5-0,8 м; - наземные одно- и двухкамерные жилища со слегка углубленным в материк или погребенную почву полом и со стенами, крепившимися на опорных столбах. Котлованы жилищ имели площадь от 8-10 до 70 кв. м. Стены были бревенчатыми. Полы земляные и фиксируются прослойкой темного утоптанного слоя с включениями мелких углей, золы, фрагментов керамики и отдельных вещей. Вдоль стен жилищ иногда прослеживаются возвышения от земляных нар шириной до 1,2 м, высотой 0,2-0,6 м. Перекрытие имело каркас из жердей, накрытых берестой и засыпанных сверху землей. Вход в жилище имел коридорообразную форму (ширина 0,7—0,9 м) и обычно находился с юго-восточной стороны. В жилище перед входом иногда прослеживается порог, возвышающийся над полом на 0,15—0,20 м. Очаги открытого типа в постройках устраивались преимущественно около центра, нескольких типов: - очаги на глинобитном возвышении или материковом останце, забранном в деревянную раму; - очаги на уровне пола; - очаги в ямах. Открытые очаги находились также на площади поселения вне жилищ. Для погребального обряда усть-ишимцев характерны подкурганные трупоположения. Могильники расположены преимущественно на высоких незатопляемых террасах, в которых насчитывается от 5 до 65 насыпей. Курганы вытянуты компактной цепочкой вдоль края террасы или стоят плотной группой. Расстояние между насыпями от 2 до 25 м, иногда полы курганов соприкасаются. Насыпи округлой или овальной формы (диаметр 6-18 м, высота до 1,5 м) сложены из темно-серой гумусированпой супеси. Под курганом находится чаще от одного до трех погребений. Одно из них является основным, остальные — впускными, но хронологически близкими основному. После каждого нового захоронения насыпь кургана подсыпалась. Захоронения производились под курганами в простых прямоугольных ямах. Основные захоронения находились под центром кургана в яме, углубленной в материк. Впускные захоронения располагаются иногда в материковом грунте, но чаще выше уровня поверхности материка, под полами насыпи. Размеры могильных ям ненамного превышали рост погребенного. Глубина ям небольшая – от 40 до 60 см. Сверху могила перекрывалась берестой или продольно уложенными досками. Иногда погребенные были завернуты к бересту. И отдельных случаях под скелетами прослежена подстилка из бересты иди продольно лежащих плах. Преобладают индивидуальные захоронения, но среди основных представлены также погребения двух и трех человек. Погребенных клали на спине, вытянуто; руки уложепы вдоль туловища, а в отдельных случаях руки и ноги согнуты. Большинство погребенных уложены головой на северо-запад, но наряду с этим представлена и иная ориентировка. Один раз встречено захоронение человека с конем и один раз — с чучелом коня (головой и конечностями). Часто в ногах были положены седла и уздечка. В погребальном ритуале встречаются разнообразные проявления культа огня, широко распространенного ранее в период потчевашской культуры. Рядом с курганами, в насыпях курганов, под ними, на уровне древней поверхности фиксируются остатки кострищ. Отдельные угольки находятся в заполнении могил, а также в специальных ямках, выкопанных близ погребений. Перед засыпкой ям их перекрытия иногда поджигались, при этом покойник обгорал до такой степени, что кости его частично кальцинировались. Перекрытие, тлевшее с незначительным доступом воздуха, как правило, сохраняло свою форму. Над погребениями в отдельных случаях прослеживаются остатки деревянных сооружений, а также основания кольев или шестов, вставленных в дно могилы. Большинство погребений снабжено инвентарем, состав и набор которого в разных захоронениях различен. Вещи отсутствуют лишь в единичных случаях. Наиболее богатый инвентарь представлен в центральных захоронениях крупных курганов. Погребенные снабжались пищей в глиняных сосудах, предметами вооружения и конского снаряжения, орудиями труда, украшениями и предметами культа, к которым относились зоо- и антропоморфные изображения. Глиняные сосуды (от одного до трех) представлены почти на всех погребениях. Помещались, как правило, они в ногах. В погребениях сосуды часто стоят вверх дном (до 50%). Аналогичное положение сосудов известно и в потчевашской культуре. В более раннее время этот обычай единично представлен в культурах кулайской и саргатской. Помимо керамики, в богатых погребениях находятся клепанные из листов меди котлы, в одном из погребений обнаружен довольно хорошо сохранившийся берестяной туес. Предметы одежды и украшения располагались в тех местах, где их носили при жизни. Наконечники стрел небольшими скоплениями лежат в ногах или у головы (в зависимости от их ориентировки в колчане). Зоо- и антропоморфные изображения, игравшие культовую роль (обереги), возможно, нашивались на одежду и в погребениях обнаруживаются в различных местах[Коников, 1987а]. Керамика усть-ишимской культуры лепная. Наружная поверхность гладко заглажена, внутренняя — чаще гладкая, реже на ней сохраняются штрихи от заглаживания пучком травы или штампом. Сосуды круглодонные, венчик обычно приострен и скошен внутрь. Количественно преобладают горшковидные сосуды, характеризующиеся относительно высокой прямой шейкой, выраженными плечиками и подшаровидным туловом. В значительно меньшем количестве представлены чашевидные сосуды без четко выраженной шейки. Еще реже встречаются латки-жаровни, обычно толстостенные, крупных размеров, округлой или овальной формы,предназначавшиеся, очевидно, для жарения пищи. На это укалывает часто имеющийся на них обильный нагар. Абсолютное большинство сосудов орнаментировано. Преобладают узоры, выполненные зубчатым штампом, реже нарезкой. Оттиски фигурных штампов в это время почти отсутствуют. Встречаются лишь узоры, выполненные уголковым и, как исключение, ромбическим штампом. Наиболее распространены орнаментальные композиции из рядов наклонно поставленного зубчатого штампа, образующих одно- или многорядовую елочку. Кроме елочки, представлены ряды из наклонных насечек, арочные композиции, а также сочетание наклонных полос оттисков гребенки и уголкового штампа. Вдоль венчика у сосудов всегда идет ряд круглых ямок, иногда вместо него нанесен ряд жемчужин. По краю венчика почти всегда имеется ряд оттисков зубчатого штампа или насечки. Основная масса вещевого инвентаря, характеризующего уровень развития и облик культуры, представлена в погребениях. Среди орудий труда имеются железные тесла или мотыжки двух типов, вероятно, различающиеся но функциональному назначению[Коников, 1997]. Железные ножи представлены в основном двумя типами: - прямой или чуть горбатой спинкой, непосредстненмо переходящей в черешок, и с уступом при переходе от лелния к черешку; - ножи с двумя уступами со стороны лезвия и спинки при переходе от лезвия к черешку. Ножи обоих типов использовались еще в период потчевашской культуры, но в X—XIII в., ножи с двумя уступами получают более широкое распространение. Продолжают использоваться костяные ножи из ребер животных. Пряслица дисковидной и уплощенно-цилиндрической формыделались из глины, кости и камня. Большинство глиняных пряслиц украшено зубчатым орнаментом. Для прядения, вероятно, использовали шерсть и волокно дикой конопли и крапивы. В одном усть-ишимском кургане под медным котлом сохранился кусок шерстяной материи полотняного переплетения, раскрашенной растительными красками в зеленый, коричневый и светло-коричневый цвета. В этом же кургане обнаружена сумка, сшитая из шкуры лошади. Ряд бытовых вещей — шилья, иглы, рукоятки ножей и шильев — сделаны из кости. Для точки ножей и других железных изделий служили каменные оселки. Все они сильно сработаны, маленькие и, очевидно, являлись предметами импорта, поскольку на данной территории нет выходов абразивного камня. Основным оружием был лук со стрелами. Лук сложносоставной, с костяными накладками. Наконечники стрел железные и костяные. Другие предметы вооружения известны в единичных находках, такие, как боевые топоры с узким лезвием, железные наконечники копий. В качестве защитных доспеховиспользовали железные чешуйчатые панцири. Предметы конского снаряжения — удила, стремена—в памятниках усть-шнимской культуры в основном следуют образцам, широко распространенным у населения степей Евразии. Часть из них была получена с юга в результате обмена, часть, несомненно, местного производства. Например, биметаллическое стремя, отлитое в типично местном зверином стиле. Украшениями являлись круглые выпуклые медные бляшкидвух типов: кольцевидные и сплошные умбоновидные со слегка приподнятым и украшенным насечками ободком, с двумя отверстиями для пришивания. Украшениями служили также сердцевидные чеканные бляшки, орнаментированные ложной зернью и завитками растительного узора. Такие бляшки использовали главным образом для украшения поясов в X—XI вв. Наряду с ними пояса декорировались гладкими сердцевидными бляхами, круглыми полушаровидными и крестовидными. Украшения представлены браслетами, серьгами, височными кольцами, накосниками, бусами, а также большим числом шумящих подвесок. Среди украшений наряду с вещами местного производства много импортных вещей западного, славянского, приуральского, пермского и болгарского происхождения. Накосники но форме напоминают круглопроволочные браслеты. Они вплетались в косы и были характерпы для лесного Прииртышья и Сургутского Приобья XI—XIII вв. Браслеты пластинчатые литые двух типов. Специфичными для рассматриваемого региона были широкие браслеты с изображепием головы и лап медведя на концах. Представлены также узкие пластинчатые браслеты с расширенными концами с гравированным линейным и зооморфным орнаментом. Серьги довольно разнообразны и представлепы частью местными, но преимущественно импортными изделиями. Серьги встречаются с подвеской,бронзовые литые серьги в виде несомкнутого кольца. Использовались также большие по диаметру круглопроволочпые серьги или височные кольца. Довольно широко вошли в обиход серебряные трехбусинные с зернью серьги славянского и болгарского производства, найденные в нескольких погребениях Прииртышья [Коников, 1993]. Бусы были в основном женским украшением в нашивались на одежду, пояс, головные уборы, носились в качестве ожерелий. В погребениях находится от 5 до 395 бусин стеклянных, сердоликовых, янтарных и бронзовых. В основном бусы были древнерусского производства и, по-видимому, они представляли значительную ценность. Большую группу украшений составляют различные виды шумящих подвесок, которые не были характерны для потчевашской культуры и распространились в X—XIII вв., вероятно, в значительной мере под воздействием западных контактов. Часть подвесок была импортного, вычегодского и прикамского, происхождения, например, рубчатые пронизки со вздутиями и подвесными бубенчиками. Под влиянием привозных образцов появляется местное производство шумящих подвесок. Отливались подвески с умбоновидной основой, к которой на цепочках подвешивались подобные прикамским колокольчиковидные подвески и «утиные лапки». В качестве основы подвесок использовались также некоторые «птицевидиые» изображения. Отдельными украшениями служили медалевидные подвески, изготовленные из медного листка с приклепанным или подписанным ушком, а также колесовидные подвески, отлитые из бронзы. Зоо- и антропоморфные изображения IX—XIII вв., в отличие от реалистичных предшествующих периодов, в основном отлиты довольно грубо и схематичны. Они представлены украшениями, изготовленными в технике полого литья, и плоскостными фигурами, отлитыми в одно- или двусторонних формах. Изображались преимущественно медведь, глухарь, водоплавающие (утка, гусь), реже — заяц, филин, орел, бобр. Характерна декорировка фигур крупными «жемчужинами», а также окантовка их имитацией шнура. Преобладают одиночные изображения животных. Только в отдельных случаях представлены композиции из нескольких животных одного вида. На бляхе из Усть-Ишимского района изображены фигурки бобров. На одной бронзовой накладке в верхней части отлиты изображения медвежьих голов и головы филина между ними, а в нижней — фигуры двух зайцев, обращенных в разные стороныДля антропоморфных поделок характерно плоскостное изображение в фас. Головы фигурок обычно несоразмерно велики по отношению к туловищу, что имеет древнюю традицию, восходящую к усть-полуйскому времени — второй половине I тысячелетня до н. э.Руки фигур обычно сложены на животе, иногда как бы держат сосуд. На некоторых фигурах выделены элементы одежды. Чаще, как и у зооморфных поделок, изображались одиночные фигуры, реже — парные. Пол фигурок подчеркнут не всегда. Композиции, сочетающие зоо- и антропоморфные изображения, свойственные предшествующему периоду, в IX—XIII вв. постепенно исчезают. В хозяйстве носителей усть-ишимской культуры сочетались занятия скотоводством, охотой, рыболовством, а в южных районах и земледелием. Удельный вес различных отраслей хозяйства в северных и южных районах культуры и даже в отдельных ее микрорайонах был различен. Предпочтение той или другой отрасли хозяйства во многом определялось экологией: в южной части ареала усть-ишимской культуры скотоводство играло ведущую роль в обеспечении населения мясом. Остеологический материал с поселений демонстрирует некоторое преобладание костей домашних животных. Широкая пойма Иртыша с богатыми травами заливными лугами создавала благоприятные условия для разведения скота. Примечатольио в связи с этим, что целый ряд поселений расположен здесь в местах по соседству с обширной поймой. В более северных районах Прииртышья и на таежных притоках Иртыша, где площади лугов ограниченны, доля скотоводства была меньшей и соответственно возрастало значение охоты и рыболовства. В остеологическом материале представлены кости лошади, крупного и мелкого рогатого скота, собаки. Кроме того, найдены кости свиньи. Среди остатков домашних животных преобладали кости лошади. Большинство костей принадлежало молодым животным. Преобладание лошади в стаде и забой молодняка, производившийся главным образом осенью, перед холодами, указывают на экстенсивный характер хозяйства и малое количество заготовляемого корма, когда скот длительное время содержался на подножном корму вследствие способности лошади к тебеневке. Богатство тайги Прииртышья зверем и птицей обусловило большую роль охоты в хозяйство населения. На поселениях обнаружены кости лося, косули, оленя, медведя, лисицы, соболя, куницы, зайца, бобра, барсука. Разнообразие видов пушных зверей свидетельствует о важности добычи пушнины. Охота производилась с помощью различного рода ловушек, а также лука со стрелами На охоте была велика роль собаки, к которой, вероятно, относились с почтением, и, возможно, существовал даже ее культ. Об этом могут говорить погребения собак, обнаруженные в курганах и на поселениях. Почитание собаки и даже сущестнонапие особых собачьих кладбищ засвидетельствовано этнографами у обских угров. Большую роль охоты указывают также сюжеты бронзовых зооморфных изображений, среди которых преобладают представители местной промысловой фауны — медводь, заяц, глухарь, гусь, а также виды, связанные с культом (филин, змея и др.) [Коников, 2007]. Остатки ихтиофауны обнаружены па большинстве раскапывавшихся памятников, а на некоторых из них кости и чешуя рыб лежали целыми пластами толщиной до 20 см. Зянятию рыболовством благоприятствовало обилие водоемов и богатство их рыбой. В ископаемой ихтиофауне представлены остатки язя, щуки, плотвы, карася, стерляди, окуня, налима. Видовой состав показывает, что рыбу ловили в Иртыше, его притоках и озерах, ловили с помощью запоров, сетей, а в местах нереста крупную рыбу, вероятно, с помощью стрел с гарпунными наконечниками. На городищах найдены грузила от колданных сетей для ловли крупной рыбы в реках. По свидетельству И. С. Полякова, относящемуся к 70-м годам XIX в., один остяк за лето добывал колданом до 200— 300 муксунов. Кроме того, попадались осетры, нельма и другие рыбы. Для лова крупной рыбы, вероятно, применяли также крючковую спасть из железа, кости, дерева. Деревянные крючки для ловли рыбы использовались обскими уграми вплоть до недавнего времени. В южных районах в ограниченных размерах, возможно, существовало земледелие. Бесспорпых свидетельств этого не имеется. Косвенно о его бытовании говорит находка серпа, а также отпечатки соломы в жилище и жернова. Важную роль играла металлургия. Следы выплавки и ковки железа в виде шлаков, остатков металлургических горнов встречены на ряде поселений. Сырьем для получения железа служили местные болотные руды. Бронзолитейное производство документировано находками па многих поседениях глиняных льячек и обломков тиглей, а в могильниках — вещами местного производства, отлитыми из бронзы. Подобно керамике, льячки иногда украшены зубчатым орнаментом. Существовало литье в одно- и двусторонних формах, а также литье по модели с утратой формы. Об этом можно судить по облику готовых изделий, поскольку сами литейные формы на поселениях Прииртышья не встречены. Отливали гланным образом украшения — бронзовые подвески, серьги, зоо- и антропоморфные изображения и, возможно, пряжки. Широко было развито косторезное производство, о чем можно судить но находкам заготовок, а также многочисленных костяных изделий: наконечников стрел, проколок, клиньев, пряслиц, ножей. Костяные изделия частично заменяли металлические. Ряд вещей попадал в результате обменных связей с соседями. В наибольшем числе представлены вещи южного и западного происхождения. О торговых взаимоотношениях с югом свидетельствуют находки костей верблюда, что, вероятно, говорит о зачатках караванной торговли, а также находки вещей в погребепиях: это предметы вооружения (пластинчатые железные панцири, возможно, часть наконечников стрел), поясные наборы. Эквивалентом обмена с югом, очевидно, служили меха. Целый ряд вещей имеет западное происхождение — прикамское, вычегодское, болгарское и славянское. Коньковые и другие шумящие привески прикамских типов. От болгар попадали, очевидно, преимущественно серебряные ювелирные изделия (украшенные сканью и зернью серебряные височные кольца и бусы), а также западное происхождение имеют боевые проушные топоры, бусы и некоторые другие вещи (рис. 76-80). С XIII в. начинается активная тюркизация хантыйского населения лесного Прииртышья. Формируются различные группы иртышских татар (тарских, тевризских. тобольских) в результате продвижения к северу тюркских этнических групп, частично ассимилировавших, а частично оттеснивших в более глухие таежные районы проживавшее ранее по Иртышу хантыйское население. Потомки последнего до недавнего времени проживали в верховьях правобережных таежных притоков Иртыша и в низовьях Иртыша к северу от Тобольска [Коников, 2007].
Рис. 76. Усть-ишимская культура. Керамика. [по: Могильников, 1987].
Рис. 77. Усть-ишимская культура. Предметы конского снаряжения, домашнего обихода, детали поясных наборов и одежды [по: Могильников, 1987].
Рис. 78. Усть-ишимская культура. Зоо- и антропоморфные изображения, украшения: серьги, браслеты, шумящие подвески [по: Могильников, 1987].
Рис. 79. Усть-ишимская культура. Орудия труда и предметы вооружения [по: Могильников, 1987].
Рис.80 . Предметы XI-XII вв. из Омского Прииртышья из сборов крестьянина С.С. Усова начала ХХ в.: 1,3,16 – подвески-колокольчики; 2,12,14 – подвески-уточки шумящие; 4,20 – накладки поясные крестовидные; 5,6,10,15,17,19 – накладки пояса сфероконические; 7-8,13 – пронизи трубчатые шумящие; 9 – пронизь-медведь стилизованная; 11 – подвеска шумящая с плоскими прямоугольными рельефными пластинами; 18 – рукоять кресала (приспособление для добывания огня). Все – бронза, кроме 18 – железо [по: Гордиенко, 2018]. БАСАНДАЙСКАЯ КУЛЬТУРА Рёлкинскую культуру в Томском Приобье сменяет басандайская (рис. 2, 81-82).К ней относятся памятники развитого средневековья на юге Западной Сибири известные в небольшом количестве. В истории их изучения можно выделить два периода. Первый период включает 40–70-е годы XX века и начинается с раскопок Басандайского комплекса археологических памятников в 1944–1946 гг. под руководством Дульзона А. П., Гриневича К. Э. и Трухина Г. В. Материалы этих исследований были опубликованы в 1947 г. и стали первой в Западной Сибири попыткой комплексного исследования археологического микрорайона методами археологии, геологии и почвоведения [Басандайка, 1947]. Хронологию его сооружения выделили в виде трёх последовательных этапа: 1) предмонгольское время- X-XII вв., 2) монгольское время- XIII-XIV вв. и мусульманские могилы XVI-XVII вв. Происхождение раннего комплекса Басандайки связывают со сросткинской культурой. Обряд погребения и основные формы предметов сопроводительного инвентаря позволяют определить этническую принадлежность как кыпчакскую. Потом В. И. Матющенко были изучены два кургана Усть-Киндинского и семь курганов Еловского курганных могильников [Плетнева, 1997]. В целом, исследования памятников развитого средневековья в Верхнем Приобье в этот период носили эпизодический характер. Первым обобщил материалы эпохи развитого средневековья с территории юга Западной Сибири В. А. Могильников. В ряде работ, опираясь на материалы могильников Томского Приобья, он выделил три этапа тюркизации населения Приобья и сопредельных территорий. В. А. Могильников впервые выявил Басандайскую культуру на памятниках Томско-Обского междуречья в 1980г. Выделение басандайской культуры поддержали в 1984 Д. Г. Савинов и в 1993 Л. М. Плетнёва. Однако В. А. Могильников, причислив сначала Еловский-1 и Басандайский могильники к басандайской культуре X-XII вв., в дальнейшем не употребляет этот термин, а указанные памятники относит к сросткинской культуре, которая является отражением тюркско-самодийской общности и развивается, как считает исследователь, вплоть до монгольского времени на юге Томской области. Л. М. Плетнёва и Д. Г. Савинов отмечают наличие сросткинских традиций в памятниках Томско- Обского междуречья, но причисляют их к басандайской культуре. Д. Г. Савинов считает факт пребывания значительной части сросткинского компонента в материалах Еловского-1 и Усть-Киндинского могильников показателем этнического своеобразия населения: оно было родственно, но не идентично группе, оставившей Басандайский могильник, но датировку памятников не уточняет [Савинов, Новиков, Росляков, 2008]. Второй период в истории изучения памятников предмонгольского и монгольского времени охватывает 80 – 90-е годы прошлого столетия и современность. В Томском Приобье Л. М. Плетневой с 1982 г. по 1991 г. велись планомерные работы на трех могильниках и двух поселенческих комплексах. Для последних двух десятилетий XX в. вообще можно отметить активизацию исследований памятников развитого средневековья по всей территории Верхнего Приобья и сопредельных территорий. Итоги многолетних исследований могильников и поселений Нижнего Притомья первой половины II тыс. подведены в монографии Л. М. Плетневой (1997). Автором монографии была выделена археологическая культура, названная вслед за В.А. Могильниковым басандайской. Л. М Плетнёва дала наиболее развёрнутую характеристику басандайской культуры, основываясь на материале четырёх исследованных курганных могильников - Астраханцевском, Басандайском, Еловском-1 и Усть-Малокиргизском. Она датирует её XI-XIV вв. Раскопано 178 курганов, содержавших 275 погребений. Основными признаками погребального обряда басандайской культуры были выделены: земляные курганы диаметром до 12 метров, высотой 0,2- 2 метра; захоронение преимущественно в ямы, в единичных случаях - в насыпи; ингумации; единичные трупосожжения в стороне от места захоронения и на его месте; вытянутое положение умерших, ориентация головой преимущественно на Ю-В; погребальные сооружения - деревянные настилы, гробы, рамы-обкладки, перекрытия. Отличительная черта - сопроводительные захоронения верховой лошади трёх видов: целая туша, голова и конечности, лежащие параллельно покойному; голова и передние конечности в ногах человека. Лошади были взнузданы, иногда осёдланы. Помимо детских и женских погребений определяются погребения кузнецов, воинов-всадников, воинов-лучников [Плетнёва, 1987, с. 165)] В погребальном обряде басандайской культуры особое значение придавалось применению глины, что проявляется в глиняной обмазке стенок могил или глиняных площадках в насыпях. По этому признаку прослеживается сходство с сырцовыми погребальными конструкциями, известными в IX-XI вв. в степном и лесостепном междуречье Иртыша и Оби, в Барабинской и Кулундинской лесостепи, где они сооружались в захоронениях людей высокого социального положения. Сейчас также группу памятников Шайтанского археологического микрорайона относят к басандайской культуре. К настоящему моменту имеется подъемный материал с городищ Усть-Шайтан I, Шайтан I, II, III. Керамический комплекс всех четырех памятников достаточно однороден и датируется первой половиной II тыс. н.э. Причем для городища Усть-Шайтан- I были получены три калиброванные пробы угля даты, позволившие ограничить время существования городища в пределах X- начала XI вв. Таким образом, в настоящее время получены данные, позволяющие датировать начало басандайской культуры не XI, а X в. н.э. Вопрос о верхней хронологической границе басандайской культуры тоже спорен. Возможно, хронология культуры будет продлена до XV в. н.э. Так сама Л. М. Плетнева не исключает наличие в Астраханцевском могильнике комплексов, датируемых XV в. [Плетнева, 1997, с. 116]. Возможно, комплексы XV в. есть и в могильнике Шайтан II. Основные разногласия в исследовании этой культуры связаны с определением датировок Еловского-1, Басандайского, Усть-Киндинского курганных могильников, а следовательно и хронологии культуры в целом. Существуют различные мнения по поводу культурной принадлежности отдельных памятников и соотношения басандайской культуры и сросткинской культуры, что обусловлено тем фактом, что исследователи обращаются к разным группам археологических памятников. К настоящему дню исследованы места обитания населения басандайской культры: городища Басандайка, Кижирово, Шеломок-1, Нагорный Иштан, селище Лагерный сад и др. Жилища - полуназемные, каркасные, и с самонесущими стенами-срубные, с входами в виде коридора, тамбура, с очагами открытого типа. Основная группа посуды памятников басандайской культуры Томско-Обского междречья входит в ареал керамики Нарымского, Новосибирского Приобья, Причулымья, лесостепного Алтая, Среднего Енисея и имеет сходство с материалами сросткинской культуры I тысячелетия Восточного Казахстана. Территория басандайской культуры на сегодняшний день ограничивается Томско-Обским междуречьем, в широтном отношении определённым пределами нижнего течения р. Томи. Есть предположения, что она может быть расширена за счет Среднего Притомья и, возможно, Новосибирского Приобья. В басандайской культуре наблюдается смешение местных и привнесённых черт. Такие черты как Ю.-В. ориентация умерших, заворачивание их в бересту, берестяное покрытие, некоторые особенности формы и орнаментации керамики и др. связываются с местным, самодийским населением. Привнесёнными чертами считаются погребения с конём или конечностями и головой коня, подкладки из камней под умершими, использование в конструкциях глины, воинские захоронения, инвентарь и в том числе лазуритовые подвески, вероятно, керамика. Пришлый компонент отражает приход тюрко-язычных кимако-кыпчакских групп, который произошёл значительно позже распада кимако-кыпчакского государственного объединения, т.е. после 30-х гг. XI в. Значительность тюркской прослойки в басандайской культуре существенно повлияла на ход этнической истории юга томской области, на формирование томских татар. Адаптации тюркских групп в Томско-Обском междуречье способствовали природно-географические условия, позволяющие вести комплексное хозяйство - скотоводство, земледелие, охота и рыболовство [Савинов, Новиков, Росляков, 2008]. В Усть-Малокиргизском курганном могильнике встречаются единичные находки вожпайского типа кермики, которую связывают то с хантыйскими традициями, то с аборигенной самодийской традицией. Население басандайской культуры и культуры енисейских кыргызов, которая сложилась вследствие миграции кыргызов в среднее Причулымье в X-первой половине XI века, где уже проживало, вероятно, тюркизированное население с кето-самодийским субстратом, контактировало с Ближним и Средним востоком и, предположительно, с народами Забайкалья, с чжурчженями Дальнего востока. Некоторые находки изготовлены на Руси, в Волжской Болгарии, Золотой Орде. Постоянные, хотя и опосредованные контакты с Русью установились, видимо, не ранее XI века, через север Западной Сибири. Из летописей XIII-XIV вв. известен южный торговый путь, идущий из Франции через Поволжье, Сибирь, Чулым и Енисей в Монголию и Китай, а также ответвление пути с Причулымья на север, в Югру к склонам Уральских гор, в нижнее и среднее Приобье На основании археологических материалов из Басандайского могильника З. Я. Бояршинова делает предположения о культурных связях народов в районе бассейна р. Томи и в верхнем течении р. Оби с Центральной и Средней Азией и о возможной зависимости от кочевнических образований. Она так же делает вывод, что так как в погребениях Басандайского могильника не обнаружены орудия земледельческого труда, но орудия охоты - разнообразные костяные и железные наконечники стрел и орудия собирательства - корнекопалки, басандайцы были мало связаны с земледелием. А также, что «народ, живший здесь, очевидно, делился на мелкие родовые образования, представлял собой небольшие объединения родов, в жизни которых господствовал первобытно-патриархальный строй, может быть находившийся в процессе разложения» [Басандайка, 1948, с.164]. Об этом свидетельствуют элементы неравенства, проявляющиеся в богатых и бедных по погребальному инвентарю захоронениях покойников. Погребений воинов совсем мало, поэтому З. Я. Бояршинова считает, что военные действия играли незначительную роль в жизни мелких родоплеменных групп, а воины, скорее всего, были военачальниками родоплеменной группы. В других могилах железные и костяные наконечники стрел в основном не военного, а охотничьего типа. Погребальный ритуал, представленный в Басандайском могильнике довольно сложный, с разнообразием погребального инвентаря, с разнообразием типов погребения, что даёт основание утверждать, что народ, хоронивший своих покойников в басандайских курганах, стоял на довольно высоком уровне культуры [Савинов, Новиков, Росляков, 2008].
Рис.81. Керамика басандайской культуры [Савинов, Новиков, Росляков, 2008].
Рис. 82. Предметы басандайской культуры [Савинов, Новиков, Росляков, 2008]. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПОЗДНЕЕ\ГО СРЕДНЕВЕКОВЬЕЯ ( XIV - XVI ВВ.) СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ Около тысячи лет назад на юге Тюменской области появляются тюркские племена кыпчаков, часть которых была вытеснена из степных районов монголами. Местное угорское население отходит в более северные районы, а часть угров ассимилируется пришельцами. Постепенно здесь формируется этническая общность — сибирские татары, вобравшие в себя тюрские, угорские, монгольские и другие этнические компоненты. Уже в XIII в. районы лесостепи по Тоболу и Иртышу были включены в состав Золотой Орды. Началось интенсивное заселение тюркоязычным населением низовьев р. Тобол и южнотаежного Прииртышья где только во второй половине XIII в. тюркоязычные группы сменили жившее здесь прежде угорское население. В XIV—XV вв. в нижнем течении Ишима складывается Ишимское ханство (центр Кызыл-тура), в междуречье Туры и Тавды — Тюменское ханство (центр Чимги-тура). Общественной единицей сибирских татар в период Сибирского ханства была соседская территориальная община с сохранением значительных родоплеменных традиций. Вся территория была разделена на улусы, где основную массу населения составляли «черные» улусные люди, а верхушку общества - правители салтаны, беки, тарханы, мурзы. Низший слой составляли рабы - «ясыри». Система управления осуществлялась через улусы, в которые центральная власть посылала для управления ясаулов и даругов - сборщиков «даров» и ясака. В государстве, возникшем на территории зауральской лесостепи и южной тайги, было два столичных города. Чинги-Тура - столица Тюменского ханства (находилось на территории современного города Тюмени) и Искер - столица Сибирского ханства, располагавшаяся на Иртыше чуть выше устья Тобола. Оба города представляли собой небольшие городки с мощными укреплениями. Они стояли на коренных террасах рек. Чинги-Тура с двух сторон была окружена глубокими оврагами разрезающими террасу, а с третьей укреплена мощными валами и рвами. Искер располагался на высоко
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1052)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |