Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система государственного регулирования на воздушном транспорте как отрасли экономики



2020-02-03 550 Обсуждений (0)
Система государственного регулирования на воздушном транспорте как отрасли экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Основной движущей силой развития экономики в отраслях народного хозяйства является конкурентный рынок. Однако возможности рыночных механизмов не в состоянии гарантировать решение всего многообразия со­циально-экономических проблем современного общества, что обусловлива­ет необходимость целенаправленного вмешательства государства в хозяйст­венные процессы.

Задача государственного регулирования на ВТ состоит в сохранении открытости авиатранспортного рынка для развития конкурентных отноше­ний между его участниками, оставляя за государством возможность вме­шательства, если рынок не способен обеспечить предоставление необ­ходимых общественных услуг. Необходимость государственного регули­рования авиатранспортного рынка обусловлена рядом объективных причин:

обеспечение непрерывности, бесперебойности технологических процессов;

приоритет требований безопасности полетов;

необходимость сохранения авиаперевозок на социально значимых маршрутах, не имеющих транспортных альтернатив;

высокая техническая сложность, фондоемкость отрасли.

В практике государственного регулирования можно обозначить две модели, определяющие масштабы участия государства в регулировании рынка авиаперевозок и степень жесткости его воздействия на деятель­ность авиапредприятий. Первая модель - это модель регулирования, исхо­дящая из приоритета социально-экономической роли ВТ в экономике и воз­можности в силу этого вмешиваться в деятельность рынка в ущерб эко­номическому равновесию. Вторая - модель дерегулирования, исходящая из приоритета рыночного равновесия и недопустимости государственного вмешательства в деятельность авиапредприятий, которое ограничивает их свободу как экономических субъектов и подрывает рыночные стимулы. Выбор типа модели зависит от уровня организационно-технического развития авиапредприятий, спроса и конкуренции на авиатранспортном рынке, остроты макроэкономических и социально-политических проблем.

Регулирование в области ВТ представляет собой процесс выдачи ди­рективных указаний и контроля за их выполнением с целью создания и со­хранения желаемой степени порядка на авиатранспортном рынке.

В зависимости от уровня и количества участвующих сторон процесс имеет три направления: национальное, двустороннее, многостороннее. Национальное регулирование на ВТ состоит в регулировании деятельности

национальных и иностранных авиапредприятий, применяется государством на своей территории при осуществлении им права на полный и исключи­тельный суверенитет над воздушным пространством над своей территорией.    

Двустороннее и многостороннее регулирование предполагает участие в ре­гулировании международного ВТ правительственных органов двух и более государств.

Структурно процесс регулирования содержит два компонента: за­конодательный и организационный. Нормативно-правовую основу на ВТ составляют национальные законы, международные договоры и соглашения в области ВТ, нормы и правила, определяющие юридическую основу для деятельности авиационной администрации, стратегию и политику в облас­ти ВТ. Организационную структуру, которая непосредственно осуществ­ляет процесс регулирования, образуют авиационные администрации каж­дого государства (например, Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ) России, международные организации ГА, в том числе ИКАО, ре­гиональные межправительственные организации ГА (Африканская ко­миссия ГА (АКГА), Европейская конференция ГА (ЕКГА), Латиноамери­канская комиссия ГА (ЛАКГА) и др.), а также неправительственные орга­низации авиаперевозчиков, аэропортов и других участников перевозочного процесса (например, ИАТА). В организации авиатранспортного процесса участвуют неавиационные полномочные органы: на национальном уровне - государственные финансово-экономические службы (например, Федераль­ная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), Мингосимущество России), налоговые, таможенные, иммиграционные, са­нитарные, туристические и другие службы; на многостороннем уровне - ООН, ИСО, ГАТС и др.

В документах ИКАО выделяют следующие объекты государственного регулирования деятельности перевозчиков на ВТ: доступ на рынок, специ­альные правила и ограничения и коммерческая практика.

Доступ на рынок авиаперевозок заключается в характере и степени основных прав, которые предоставляются авиакомпании полномочным ор­ганом на ВТ.

    Право доступа к рынку содержит три элемента:

право на маршрут представляет собой географическое описание пунктов маршрута, по которому будет осуществляться воздушное сообще­ние;

право на эксплуатацию выражается в виде определения того, какие типы воздушных судов (ВС) могут использоваться на рассматриваемом маршруте;

право на перевозки представляет собой описание вида и условий авиаперевозок, которые могут выполняться на разрешенном типе ВС по установленному маршруту (пассажирские, грузовые, пассажирско-грузовые).

Специальные правила и ограничения деятельности авиаперевозчиков в контексте регулирования содержат любой установившийся долгосрочный и неизменный фактор правового или физического характера, который ограничивает возможность свободно конкурировать на авиарынке.

Важным объектом государственного контроля и регулирования явля­ется финансово-экономическое состояние авиаперевозчиков. Отрасле­вые нормативные акты разных стран предусматривают обязательное соот­ветствие финансового положения авиакомпаний установленным требова­ниям, наличие

у авиакомпаний достаточных финансовых ресурсов для обеспечения безопасности полетов, поддержания авиатехники в состоянии летной годности. Кроме того, в последнее время наблюдается ужесточе­ние норм ИКАО и введение системы штрафов в области охраны окружаю­щей среды, по уровням шума и эмиссии авиационных двигателей.

Экономическое регулирование представляет собой контроль за конку­ренцией и монополистической деятельностью, а также за финансово-экономическим состоянием авиакомпаний и осуществляется с применени­ем прямых и косвенных методов регулирования. К прямым администра­тивным мерам следует отнести процедуры лицензирования авиаперево­зочной деятельности, установление требований к финансово- имуществен­ному состоянию, предоставление государственных субсидий и тарифное ре­гулирование. В качестве косвенных мер регулирования можно обозначить введение особых условий налогообложения и кредитования авиакомпаний, содействие их продвижению на международный рынок и пр.



2020-02-03 550 Обсуждений (0)
Система государственного регулирования на воздушном транспорте как отрасли экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система государственного регулирования на воздушном транспорте как отрасли экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)