Признаки и виды институтов
Социальные ᅟинституты ᅟ(insitutum ᅟ- ᅟучреждение) ᅟ- ᅟценностно-нормативные ᅟкомплексы ᅟ(ценности, ᅟправила, ᅟнормы, ᅟустановки, ᅟобразцы, ᅟстандарты ᅟповедения ᅟв ᅟопределенных ᅟситуациях), ᅟа ᅟтакже ᅟорганы ᅟи ᅟорганизации, ᅟобеспечивающие ᅟих ᅟреализацию ᅟи ᅟутверждение ᅟв ᅟжизни ᅟобщества. Все ᅟэлементы ᅟобщества ᅟсвязаны ᅟмежду ᅟсобой ᅟобщественными ᅟотношениями ᅟ- ᅟсвязями, ᅟвозникающими ᅟмеждусоциальными ᅟгруппами ᅟи ᅟвнутри ᅟних ᅟв ᅟпроцессе ᅟматериальной ᅟ(экономической) ᅟи ᅟдуховной ᅟ(политической, ᅟправовой, ᅟкультурной) ᅟдеятельности[14]. В ᅟпроцессе ᅟразвития ᅟобщества ᅟнекоторые ᅟсвязи ᅟмогут ᅟотмирать, ᅟнекоторые ᅟ- ᅟпоявляться. ᅟСвязи, ᅟкоторые ᅟдоказали ᅟсвою ᅟпользу ᅟдля ᅟобщества, ᅟупорядочиваются, ᅟстановятся ᅟобщезначимыми ᅟобразцами ᅟи ᅟв ᅟдальнейшем ᅟповторяются ᅟиз ᅟпоколения ᅟв ᅟпоколение. ᅟЧем ᅟстабильнее ᅟэти ᅟполезные ᅟдля ᅟобщества ᅟсвязи, ᅟтем ᅟустойчивее ᅟсамо ᅟобщество. Социальными ᅟинститутами ᅟ(от ᅟлат. ᅟinstitutum ᅟ- ᅟустройство) ᅟназываются ᅟэлементы ᅟобщества, ᅟпредставляющие ᅟстабильные ᅟформы ᅟорганизации ᅟи ᅟрегулировании ᅟобщественной ᅟжизни. ᅟТакие ᅟинституты ᅟобщества, ᅟкак ᅟгосударство, ᅟобразование, ᅟсемья ᅟи ᅟт.д., ᅟупорядочивают ᅟсоциальные ᅟотношения, ᅟрегулируют ᅟдеятельность ᅟлюдей ᅟи ᅟих ᅟповедение ᅟв ᅟобществе. Основная ᅟцель ᅟсоциальных ᅟинститутов ᅟ- ᅟдостижение ᅟстабильности ᅟв ᅟходе ᅟразвития ᅟобщества. ᅟВ ᅟсоответствии ᅟс ᅟэтой ᅟцелью ᅟвыделяют ᅟфункции ᅟинститутов: - ᅟудовлетворение ᅟпотребностей ᅟобщества; - ᅟрегуляция ᅟсоциальных ᅟпроцессов ᅟ(в ᅟходе ᅟкоторых ᅟобычно ᅟэти ᅟпотребности ᅟудовлетворяются). Потребности, ᅟкоторые ᅟудовлетворяются ᅟсоциальными ᅟинститутами, ᅟмногообразны. ᅟНапример, ᅟпотребность ᅟобщества ᅟв ᅟбезопасности ᅟможет ᅟподдерживаться ᅟинститутом ᅟобороны, ᅟдуховные ᅟпотребности ᅟ- ᅟцерковью, ᅟпотребности ᅟв ᅟпознании ᅟокружающего ᅟмира ᅟ- ᅟнаукой. ᅟКаждый ᅟинститут ᅟможет ᅟудовлетворять ᅟнесколько ᅟпотребностей ᅟ(церковь ᅟспособна ᅟудовлетворять ᅟсобственно ᅟрелигиозные, ᅟморальные, ᅟкультурные ᅟпотребности), ᅟа ᅟодна ᅟи ᅟта ᅟже ᅟпотребность ᅟ- ᅟудовлетворяться ᅟразными ᅟинститутами ᅟ(духовные ᅟпотребности ᅟмогут ᅟудовлетворяться ᅟискусством, ᅟнаукой, ᅟрелигией ᅟи ᅟт.д.). Процесс ᅟудовлетворения ᅟпотребностей ᅟ(скажем, ᅟпотребление ᅟтоваров) ᅟможет ᅟинституционально ᅟрегулироваться. ᅟНапример, ᅟсуществуют ᅟправовые ᅟограничения ᅟна ᅟпокупку ᅟряда ᅟтоваров ᅟ(оружия, ᅟалкоголя, ᅟтабака). ᅟПроцесс ᅟудовлетворения ᅟпотребности ᅟобщества ᅟв ᅟобразовании ᅟрегулируется ᅟинститутами ᅟначального, ᅟсреднего, ᅟвысшего ᅟобразования. Структуру ᅟсоциального ᅟинститута ᅟобразуют: - ᅟсоциальные ᅟгруппы ᅟи ᅟсоциальные ᅟорганизации, ᅟпризванные ᅟудовлетворять ᅟпотребности ᅟгрупп, ᅟличности; - ᅟсовокупность ᅟнорм, ᅟсоциальных ᅟценностей ᅟи ᅟобразцов ᅟповедения, ᅟкоторые ᅟобеспечивают ᅟудовлетворение ᅟпотребностей; - ᅟсистема ᅟсимволов, ᅟрегулирующих ᅟотношения ᅟв ᅟэкономической ᅟсфере ᅟдеятельности ᅟ(торговая ᅟмарка, ᅟфлаг, ᅟбренд ᅟи ᅟт.д.); - ᅟидеологические ᅟобоснования ᅟдеятельности ᅟсоциального ᅟинститута; - ᅟсоциальные ᅟресурсы, ᅟиспользуемые ᅟв ᅟдеятельности ᅟинститута[15]. К ᅟпризнакам ᅟсоциального ᅟинститута ᅟотносятся: - ᅟсовокупность ᅟучреждений, ᅟсоциальных ᅟгрупп, ᅟцелью ᅟкоторых ᅟявляется ᅟудовлетворение ᅟтех ᅟили ᅟиных ᅟпотребностей ᅟобщества; - ᅟсистема ᅟкультурных ᅟобразцов, ᅟнорм, ᅟценностей, ᅟсимволов; - ᅟсистема ᅟповедения ᅟв ᅟсоответствии ᅟс ᅟэтими ᅟнормами ᅟи ᅟобразцами; - ᅟматериальные ᅟи ᅟчеловеческие ᅟресурсы, ᅟнеобходимые ᅟдля ᅟрешения ᅟзадач; - ᅟобщественно ᅟпризнанная ᅟмиссия, ᅟцель, ᅟидеология. Рассмотрим ᅟпризнаки ᅟинститута ᅟна ᅟпримере ᅟсреднего ᅟпрофессионального ᅟобразования. ᅟОно ᅟвключает ᅟв ᅟсебя: - ᅟпреподавателей, ᅟчиновников, ᅟадминистрации ᅟучебных ᅟзаведений ᅟи ᅟт.д.; - ᅟнормы ᅟповедения ᅟстудентов, ᅟотношение ᅟобщества ᅟк ᅟсистеме ᅟпрофессионального ᅟобразования; - ᅟсложившуюся ᅟпрактику ᅟотношений ᅟмежду ᅟпреподавателями ᅟи ᅟстудентами; - ᅟздания, ᅟаудитории, ᅟучебные ᅟпособия; - ᅟмиссию ᅟ- ᅟудовлетворение ᅟпотребности ᅟобщества ᅟв ᅟхороших ᅟспециалистах ᅟсо ᅟсредним ᅟпрофессиональным ᅟобразованием. В ᅟсоответствии ᅟсо ᅟсферами ᅟобщественной ᅟжизни ᅟможно ᅟвыделить ᅟчетыре ᅟосновные ᅟгруппы ᅟинститутов: - ᅟэкономические ᅟинституты ᅟ- ᅟразделение ᅟтруда, ᅟсобственность, ᅟрынок, ᅟторговля, ᅟзаработная ᅟплата, ᅟбанковская ᅟсистема, ᅟбиржа, ᅟменеджмент, ᅟмаркетинг ᅟи ᅟт.д.; - ᅟполитические ᅟинституты ᅟ- ᅟгосударство, ᅟармия, ᅟмилиция, ᅟполиция, ᅟпарламентаризм, ᅟпрезидентство, ᅟмонархия, ᅟсуд, ᅟпартии, ᅟгражданское ᅟобщество; - ᅟинституты ᅟстратификации ᅟи ᅟродства ᅟ- ᅟкласс, ᅟсословие, ᅟкаста, ᅟполовая ᅟдискриминация, ᅟрасовая ᅟсегрегация, ᅟдворянство, ᅟсоциальное ᅟобеспечение, ᅟсемья, ᅟбрак, ᅟотцовство, ᅟматеринство, ᅟусыновление, ᅟпобратимство; - ᅟинституты ᅟкультуры ᅟ- ᅟшкола, ᅟвысшая ᅟшкола, ᅟсреднее ᅟпрофессиональное ᅟобразование, ᅟтеатры, ᅟмузеи, ᅟклубы, ᅟбиблиотеки, ᅟцерковь, ᅟмонашество, ᅟисповедь[16]. Число ᅟсоциальных ᅟинститутов ᅟне ᅟограничивается ᅟприведенным ᅟсписком. ᅟИнституты ᅟмногочисленны ᅟи ᅟразнообразны ᅟпо ᅟсвоим ᅟформам ᅟи ᅟпроявлениям. ᅟКрупные ᅟинституты ᅟмогут ᅟвключать ᅟв ᅟсебя ᅟинституты ᅟболее ᅟнизкого ᅟуровня. ᅟНапример, ᅟинститут ᅟобразования ᅟвключает ᅟв ᅟсебя ᅟинституты ᅟначальной, ᅟпрофессиональной ᅟи ᅟвысшей ᅟшколы; ᅟсуд ᅟ- ᅟинституты ᅟадвокатуры, ᅟпрокуратуры, ᅟсудейства; ᅟсемья ᅟ- ᅟинституты ᅟматеринства, ᅟусыновления ᅟи ᅟт.д. Поскольку ᅟобщество ᅟпредставляет ᅟсобой ᅟдинамичную ᅟсистему, ᅟодни ᅟинституты ᅟмогут ᅟисчезать ᅟ(например, ᅟинститут ᅟрабства), ᅟа ᅟдругие ᅟ- ᅟпоявляться ᅟ(институт ᅟрекламы ᅟили ᅟинститут ᅟгражданского ᅟобщества). ᅟФормирование ᅟсоциального ᅟинститута ᅟназывается ᅟпроцессом ᅟинституционализации. Институционализация ᅟ- ᅟпроцесс ᅟупорядочения ᅟобщественных ᅟотношений, ᅟформирования ᅟстабильных ᅟобразцов ᅟсоциального ᅟвзаимодействия, ᅟоснованного ᅟна ᅟчетких ᅟправилах, ᅟзаконах, ᅟобразцах ᅟи ᅟритуалах. ᅟНапример, ᅟпроцесс ᅟинституционализации ᅟнауки ᅟ- ᅟэто ᅟпревращение ᅟнауки ᅟиз ᅟдеятельности ᅟодиночек ᅟв ᅟупорядоченную ᅟсистему ᅟотношений, ᅟвключающую ᅟв ᅟсебя ᅟсистему ᅟзваний, ᅟученых ᅟстепеней, ᅟисследовательских ᅟинститутов, ᅟакадемий ᅟи ᅟт.д. К ᅟосновным ᅟсоциальным ᅟинститутам ᅟтрадиционно ᅟотносят ᅟсемью, ᅟгосударство, ᅟобразование, ᅟцерковь, ᅟнауку, ᅟправо. ᅟНиже ᅟдана ᅟкраткая ᅟхарактеристика ᅟэтих ᅟинститутов ᅟи ᅟпредставлены ᅟих ᅟосновные ᅟфункции. Семья ᅟ- ᅟважнейший ᅟсоциальный ᅟинститут ᅟродства, ᅟсвязывающий ᅟиндивидов ᅟобщностью ᅟбыта ᅟи ᅟвзаимной ᅟморальной ᅟответственностью. ᅟСемья ᅟвыполняет ᅟряд ᅟфункций: ᅟэкономическую ᅟ(ведение ᅟхозяйства), ᅟрепродуктивную ᅟ(рождение ᅟдетей), ᅟвоспитательную ᅟ(передача ᅟценностей, ᅟнорм, ᅟобразцов) ᅟи ᅟт.д. Государство ᅟ- ᅟосновной ᅟполитический ᅟинститут, ᅟосуществляющий ᅟуправление ᅟобществом ᅟи ᅟобеспечивающий ᅟего ᅟбезопасность. ᅟГосударство ᅟвыполняет ᅟвнутренние ᅟфункции, ᅟсреди ᅟкоторых ᅟхозяйственная ᅟ(регулирование ᅟэкономики), ᅟстабилизационная ᅟ(поддержание ᅟстабильности ᅟв ᅟобществе), ᅟкоординационная ᅟ(обеспечение ᅟобщественного ᅟсогласия), ᅟобеспечения ᅟзащиты ᅟнаселения ᅟ(защита ᅟправ, ᅟзаконности, ᅟсоциальное ᅟобеспечение) ᅟи ᅟмногие ᅟдругие. ᅟСуществуют ᅟи ᅟвнешние ᅟфункции: ᅟобороны ᅟ(в ᅟслучае ᅟвойны) ᅟи ᅟмеждународного ᅟсотрудничества ᅟ(для ᅟзащиты ᅟинтересов ᅟстраны ᅟна ᅟмеждународной ᅟарене). Образование ᅟ- ᅟсоциальный ᅟинститут ᅟкультуры, ᅟобеспечивающий ᅟвоспроизводство ᅟи ᅟразвитие ᅟобщества ᅟпутем ᅟорганизованной ᅟпередачи ᅟсоциального ᅟопыта ᅟв ᅟвиде ᅟзнаний, ᅟумений, ᅟнавыков. ᅟК ᅟосновным ᅟфункциям ᅟобразования ᅟотносят ᅟадаптационную ᅟ(подготовку ᅟк ᅟжизни ᅟи ᅟтруду ᅟв ᅟобществе), ᅟпрофессиональную ᅟ(обучение ᅟспециалистов), ᅟгражданскую ᅟ(подготовку- ᅟгражданина), ᅟобще ᅟкультурную ᅟ(приобщение ᅟк ᅟкультурным ᅟценностям), ᅟгуманистическую ᅟ(раскрытие ᅟличностного ᅟпотенциала) ᅟи ᅟт.д. Церковь ᅟ- ᅟрелигиозный ᅟинститут, ᅟсформированный ᅟна ᅟоснове ᅟединого ᅟвероисповедания. ᅟЧлены ᅟцеркви ᅟразделяют ᅟобщие ᅟнормы, ᅟдогматы, ᅟправила ᅟповедения ᅟи ᅟделятся ᅟна ᅟсвященство ᅟи ᅟмирян. ᅟЦерковь ᅟвыполняет ᅟтакие ᅟфункции: ᅟмировоззренческую ᅟ(определяет ᅟвзгляды ᅟна ᅟмир), ᅟкомпенсаторную ᅟ(предлагает ᅟутешение ᅟи ᅟпримирение), ᅟинтегрирующую ᅟ(объединяет ᅟверующих), ᅟобщекультурную ᅟ(приобщает ᅟк ᅟкультурным ᅟценностям) ᅟи ᅟпроч. Наука ᅟ- ᅟособый ᅟсоциокультурный ᅟинститут ᅟпо ᅟпроизводству ᅟобъективных ᅟзнаний. ᅟВ ᅟчисле ᅟфункций ᅟнауки ᅟ- ᅟпознавательная ᅟ(способствует ᅟпознанию ᅟмира), ᅟобъяснительная ᅟ(интерпретирует ᅟзнания), ᅟмировоззренческая ᅟ(определяет ᅟвзгляды ᅟна ᅟмир), ᅟпрогностическая ᅟ(выстраивает ᅟпрогнозы), ᅟсоциальная ᅟ(изменяет ᅟобщество) ᅟи ᅟпроизводительная ᅟ(определяет ᅟпроцесс ᅟпроизводства). Право ᅟ- ᅟсоциальный ᅟинститут, ᅟсистема ᅟобщеобязательных ᅟнорм ᅟи ᅟотношений, ᅟохраняемых ᅟгосударством. ᅟГосударство ᅟпри ᅟпомощи ᅟправа ᅟрегулирует ᅟповедение ᅟлюдей ᅟи ᅟсоциальных ᅟгрупп, ᅟзакрепляя ᅟопределенные ᅟотношения ᅟв ᅟкачестве ᅟобязательных. ᅟОсновные ᅟфункции ᅟправа: ᅟрегулятивная ᅟ(регулирует ᅟобщественные ᅟотношения) ᅟи ᅟохранительная ᅟ(охраняет ᅟте ᅟотношения, ᅟкоторые ᅟполезны ᅟдля ᅟобщества ᅟв ᅟцелом)[17]. Все ᅟрассмотренные ᅟвыше ᅟэлементы ᅟсоциальных ᅟинститутов ᅟосвещены ᅟс ᅟточки ᅟзрения ᅟименно ᅟсоциальных ᅟинститутов, ᅟно ᅟвозможны ᅟи ᅟдругие ᅟподходы ᅟк ᅟним. ᅟНапример, ᅟнаука ᅟможет ᅟбыть ᅟрассмотрена ᅟне ᅟтолько ᅟкак ᅟсоциальный ᅟинститут, ᅟно ᅟи ᅟкак ᅟособая ᅟформа ᅟпознавательной ᅟдеятельности ᅟили ᅟкак ᅟсистема ᅟзнаний; ᅟсемья ᅟ- ᅟэто ᅟне ᅟтолько ᅟинститут, ᅟно ᅟи ᅟмалая ᅟсоциальная ᅟгруппа. Деятельность социального института определяется: во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля[18]. Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности - экономической, политической, духовной и социальной.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |