Шагинян Мариетта. Человек и Ученный
Несколько лет назад в небольшой Коктебельской бухте, осенью, мне пришлось впервые встретить одного из оригинальнейших ученых нашего времени, профессора Рубена Абгаровича Орбели. Он шел нам навстречу, словно возникнув из моря, и его высокая, чуть сутулая фигура с могучей головой, похожей на головы мужей эпохи Возрождения, на минуту закрыла собой весь горизонт. Только позднее мы увидели прилегшую за скалой Рубен Абгарович быстро познакомился и с музеем и с каждым из нас и сразу подкупил нас живейшим интересом к тому, чем большинство из нас жило в Коктебеле: к нашим коллекциям приморских камушков, собранных на берегу после каждого прибоя. Придвинув настольную лампу, он их внимательно разглядывал, выбирая как раз то, что самим нам казалось менее всего интересным: не обточенные морем красивые сердолики и халцедоны, а кусочки, похожие на черепки искусственного обжига, хранившие на себе не то орнамент, не то отпечаток первичных растительных форм — в наших коллекциях мы относили их к окаменелостям. Подняв один такой черепок тонкими пальцами артиста, Рубен Абгарович полушутя воскликнул: „Ну чем не осколок древней амфоры? Ведь если их можно вырыть из-под земли, они могут быть прибиты со дна морского и водою... Подумайте о колоссальных археологических кладбищах на дне океанов, о погибшей Атлантиде: если б кто-нибудь поднял нам образчик ее искусства, ее утвари, ее цемента, разве это не закрыло бы белое пятно в истории культуры?" Так коснулись нашего слуха в тот вечер — впервые и почти в форме шутки — два необычных в своем соединении слова „подводная археология". В редкие ясные утра, которые последовали за этим первым вечером у железной волошинской печки, мы, как дети, наблюдали проф. Орбели в работе. Он не был один. Три крепких, яснолицых человека с высокими грудными клетками, с веревками мускулов на руках, веселые, любители потанцывать под воскресенье с местными девушками в клубе и, как дельфины, нырять в море в самую холодную погоду, всегда окружали его. Мы не разбирались в чинах и званиях этих людей, из которых кто-то один должен был быть начальником других. Но вот они исчезали в своих скафандрах, и вместо веселых юношей — три паукообразных, медленных силуэта уходило в Коктебельское море. Это начинались „подводные раскопки". В хорошую погоду можно было видеть в воде какое-то темное пятно. Пользуюсь здесь словами Орбели, чтобы не говорить от себя: „При хорошей видимости наблюдалась с высоты отмель, идущая от берега вглубь моря. Широкая, растянутая у берега, она дальше суживалась". Вот это пятно, видимое простым глазом, подобно могильному земляному холмику для археолога, должно было глазам подводного археолога, уже поработавшего успешно в Феодосии, на русских западных реках, сразу показаться неестественной насыпью, заинтересовать, как „археологический объект", И вот в первых числах октября медленно, медленно стали подниматься из моря тесаные квадратные камни открытого здесь древнейшего мола, выворачиваемые ломом подводных археологов со дна моря. Это вставал забытый порт, быть - может, тот самый, о котором упоминается, как об „опустевшей пристани скифо-тавров в 200 стадиях от Феодосии". Метод проф. Орбели при определении природы строительных камней, извлеченных из моря, и хронологической их характеристики позволил сделать новое открытие. На берегу, над тем самым местом в море, где идет мол, поднимается возвышенность, называемая местным населением „Святая Гора", а над ней еще сохранились остатки городища Тепсень Х – ХII вв. Тут с 1929 по 1931 г. Феодосийским музеем велись археологические работы. Еще выше, на перевале к Отузам,— развалины более старого армянского монастыря (VIII—IX вв.) с типичной армянской базиликой. И вот камень, из которого был построен древний порт, оказался тождественным с теми, что шли на постройку городища Тепсень, и из него же построена древнеармянская базилика. Привожу здесь несколько фраз, суммирующих работы Р. А. Орбели в Коктебеле, вместе с брошенной исследователем и так и оставшейся недоработанной догадкой: „Сейчас можно считать установленным, что Коктебель представлял собой приморский портовый центр, связанный со всем Черноморским побережьем: по берегу, за спиной вулканического Карадага с Отузами, а вправо от моря — с Феодосией и на море судоходными сообщениями с древними приморскими портами (Херсонес и др.). Первоначально это был порт скифо-тавров. Со времени появления эллинов порт опустел. В раннее средневековье — это крупнейший порт между Судаком и Феодосией. Установление наличия мола, расширяя наши историко-географические познания, приобретает особое значение в связи с обильными находками на берегу и результатами старых наземных раскопок, свидетельствующих о многообразии древних культурных наслоений... Я не предрешаю вопроса о синхронности построения мола и городища, но, тем не менее, самая топография местности, нахождение строения (мола) вблизи городища Тепсень, расположенного на высоте под так называемой Святой Горой, породила у меня мысль о связи этих культурных остатков с развалинами древнего армянского храма, расположенного значительно выше под горою Острая, на краю древней дороги в Отузы. Я решаюсь выставить тезис: Коктебель—Фуллы". В том месте, где из-под воды, со дна моря, оживал кусочек прошлого Крыма, рабочие местного трассового завода (строительного камня) с некоторым удивлением глядели на подводные раскопки. Так много видели они праздных людей на Коктебельском берегу, искавших часами и месяцами под невыносимым солнцем камушки в песке, проходивших мимо них с самодельными тростями в соседние, окрещенные курортной публикой бухты —„лягушечью," „сердоликовую," „лисью," что внимание у них уже притупилось. Но это было нечто совсем новое, необычное. И рабочие обратились к Орбели за объяснением. Вечером, когда перестал шуметь мотор в цеху и местная уборщица быстро подмела полы, на завод набилось множество народу. Пришли и мы снова послушать все то, что как будто уже слышали, но речь Орбели и для нас после десятка бесед с ним оказалась неожиданной по своей новизне. Я хотела ее записать и не смогла даже тогда: нельзя записать мысль, тотчас же переходящую в эмоцию, в волю. Закинув полуседую голову, Орбели, утомленный с виду, необыкновенно какой-то добрый к человеку, к вечно живущему человеку, жившему тысячу лет назад, живущему сейчас, и тому, кто станет жить в далеком от нас будущем, построил свою речь на связующем начале науки, на роли ученого, творца бессмертия рода человеческого, потому что осознанная память — это бессмертие. Все, что он говорил, было крайне просто и в то же время предельно мудро. Не сокращая и не опрощая, восстановил он перед простыми рабочими — русскими, греками, болгарами, армянами — беспокойный образ Митридата Великого, в первом столетии до нашей эры бежавшего из родной Парфии на этот далекий, изрезанный морем берег Понта, который он наполнил отзвуками великолепного своего царствования и редкого обаяния своей личности. Потом Рим протягивает сюда жадную щупальцу. Средние века ... И во все времена живут все такие же люди, умирают, их зарывают в землю, новые поколения строят новые города, строители, обливаясь потом, на веревках, на нехитрых подъемниках сдвигают и волокут на новые места камни старых развалин — а море все ближе, все ближе к берегу, оно наступило на мол и поглотило его, наступило на порт и поглотило его, — и плещется у самых склонов высокой горы, откуда сейчас добывается камень.. . Но оно не могло уничтожить следы человеческой жизни… Здесь Рубен Абгарович обратил свое лицо к трем молодым эпроновцам. Он рассказал о том, как почетно для истории человечества завоевание человеком стихий, в их числе и морских глубин. Завоевание водной стихии откроет науке бесчисленные страницы прошлого, если водолазное дело с практическими задачами — соединит и помощь науке. Так, водолаз, в древности добывавший жемчуга, потом забивавший учуги для ловли рыб, чинивший мосты, потом поднимающий со дна морей затонувшие корабли, сможет поднять с морского дна и затонувшие цивилизации. Несколько лет спустя мне пришлось прочитать замечательную книгу Р. А. Орбели „Водолазы в Московской Руси". Увлекательно написанная по русским архивным актам XVII столетия, от более простого к более сложному, она с великой теплотой раскрывает перед читателем по единичным штрихам, крупицам, добытым из архивов не только профессию, но и внутренний мир водолаза, пробуждая у вас невольно интерес и уважение к старейшим русским родоначальникам этой профессии. Я вспомнила, как любили эпроновцы своего руководителя-историка, приехавшего с ними на узкой военной лодке в Коктебельскую бухту. Ведь это было „завоевание стихии", завоевание человеком науки глубин бесхитростной и отважной народной души.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |