Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Суть моей работы или классицизм как стиль



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Суть моей работы или классицизм как стиль 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Итак, культурологический подход в моей работе заключается в рассмотрение феномена архитектуры классицизма во Франции в эпоху абсолютизма с точки зрения смысловой наполненности элементов реальных архитектурных построек, которые являются цитированиями античных форм и элементов. Также меня интересует мотивировка французских зодчих в частности, почему они строили так, а не иначе, их эстетические представления, истоки архитектуры классицизма и как архитектура выразила в себе идеи и стремления людей эпохи абсолютизма. Почему во Франции в эпоху абсолютизма обращались к формам присущим античному искусству. Это естественно должно быть связано с общеевропейским гуманизмом и с установлением новой системы мировидения – культуры Нового времени, диктующей новые идеалы, ценности, смыслы и значения.

Также развитие архитектуры связано с установлением абсолютистской монархии, которая являлась главным заказчиком и, более того, устанавливала правила, своего рода каноны, определяющие вид, форму, назначение, символическое значение каждого сооружения, каждого здания. Существовавшая архитектурная академия регламентировала эти правила, и имела не малую власть над архитекторами и градостроителями. Академии принадлежит создание свода искусственных догматических правил и законов. Со временем классицизм в атмосфере этой академии переродился в официальный академизм. Художественные произведения подвергались определенной систематизации и иерархии. Мне интересна эта академия, влияние которой, в последствии, сделает для классицизма характерным бездушный, надуманный академический схематизм, с которым будут вести борьбу представители романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму.

Предметом моего культурологического исследования является архитектура классицизма во Франции в период абсолютизма. «Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы.» [2]

Меня интересуют не сколько изучение элементов стиля классицизма в искусствоведческой традиции исследования и описания, а культурологический анализ тех идеалов и ценностей, смыслов и значений вкладываемый в деятельность связанную с сооружением наиболее известных памятников архитектуры Франции.

Генезис классицизма и его синтез с барокко на стадии зарождения и установления как правящего стиля и взаимосвязь с рококо, часто антагонистическая, тоже является предметом интереса моего исследования. Я буду рассматривать эту взаимосвязь скорее с целью выделить классицизм и обозначить его границы, как значимые для культуры абсолютистской Франции и смыслообразующие эти значения, но не проследить переходность между этими стилями, так как это является более объемным трудом, чем моя курсовая работа по данной дисциплине.

Архитектура классицизма, по-видимому, возникла на основе различных, но взаимосвязанных достижений, которые радикально изменили отношения между человеком и природой. Первое состояло в неожиданном увеличении способности человека осуществлять управление природой: к середине XVII в. эта способность вышла далеко за рамки технических возможностей Ренессанса. Вторым был фундаментальный переворот в природе человеческого сознания, происшедший в результате изменений структуры общества, которые привели к появлению новой культурной формации, равно удовлетворяющей жизненным укладам, как угасающей аристократии, так и крепнущей буржуазии. Тогда как технические достижения создали новую инфраструктуру и позволили увеличить производительность труда, изменения в человеческом сознании принесли новые категории знания и исторический образ мышления, который был столь рефлексирующим, что задавался вопросами собственной подлинности. В это время, к первой половине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и соответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущая буржуазия ведет борьбу в области идеологической. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы. Естественно, буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко. [3]

Происходил второй «круг» изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения — временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового класса — буржуазии. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии.

Классицизм стимулировал археологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях, заложили теоретические основы движения, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты. Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшие изображения архитектурных памятников. История искусства понимает под термином «классика» в самом узком смысле греческое искусство в период между архаическим стилем и эллинизмом, т. е. примерно V-IV вв. до н. э. В несколько менее узком смысле под это понятие подпадает работавшее по строгим правилам искусство греческой и римской античности. Олицетворением классицистической архитектуры является фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтоном или портиком с колоннами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы. [3]

Для создания нового — классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этого времени, публикации результатов исследовательских работ в области античной культуры, а также начавшиеся в 1748 году раскопки Помпеи, расширившие представление о римском искусстве. Из общетеоретических работ следует отметить «Речи об искусстве» (1750) Ж.-Ж. Руссо, проповедовавшего натурализм и естественность в искусстве.

Идейным руководителем классицизма был Винкельман — основатель истории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности», вышедших в 1750—1760-х годах и получивших всеевропейскую известность. Он считается основоположником научной археологии. Его толкование сущности греческого искусства как «благородной простоты и спокойной величественности» определяет идеал красоты «археологического классицизма».

Крупнейший представитель европейского просвещения Лессинг своим трактатом «Лаокоон» (1766) также способствовал укреплению позиций классицизма. Изменение образа мышления способствовало расцвету гуманитарных наук эпохи Просвещения. Появились первые работы по современной социологии, эстетике, истории и археологии: «О духе законов» Монтескье (1748), «Эстетика» Баумгартена (1750), «Век Людовика XIV» Вольтера (1751) «История древнего искусства» И. И. Винкельмана (1764). [3]

Формирование классицизма, как стиля искусства, произошло ещё во второй половине XVП столетия, в то время, когда Франция стала самой могущественной абсолютистской державой в Западной Европе, в это же время сложилась французская национальная школа в изобразительном искусстве. Родиной классицизма по праву считается Франция именно в эпоху установления абсолютистской монархии. Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Предпосылки возникновения архитектуры классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, а теоретических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др.. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему, утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики, что и случилось в первой половине 18 века во Франции. Идеалы эпохи Просвещения определили систему правил классицизма. Провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности, тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных образов современности, к установлению норм и канонов – всё это характеризирует и эпоху, и искусство этой эпохи.

Несмотря на приверженность идеалам античности, классицизм вовсе не следовал по уже проторенному ею пути. Мастера этой эпохи выработали ряд принципов, на которых основывался не только сам классицизм, но и некоторые последующие направления. Так, классицисты провозглашали своим божеством Разум. Ему подчинено все и вся, даже сама природа является мудрым его воплощением. Именно поэтому природа многих парков в стиле классицизма как бы подчинена законам разума, т.е. имеет четкие пропорции, прямые линии, правильную геометрическую форму.

Главными идеологическими задачами классического искусства были прославление монарха, как центра разума нации, и воспевание героизма во имя исполнения долга перед согражданами. Последнее как раз и воплощалось через призму античности.

Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко, классицисты считали его вычурным, излишне помпезным (это выражается и в данном название барокко – причудливая, неправильной формы жемчужина). Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в творчестве живописца Ш.Лебрена, скульпторов Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма, противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”. [4]

Период позднего классицизма – ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный. [4]

 


Практическая часть



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Суть моей работы или классицизм как стиль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Суть моей работы или классицизм как стиль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)