Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектурные памятники классицизма



2020-02-03 258 Обсуждений (0)
Архитектурные памятники классицизма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начало французского классицизма связано с строительством церкви Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновение нового эстетического подхода. Она была спроектирована в 1756г.

Жаком Жерменом Суффло(1713-1780), но в 1791г. В период Великой французской революции трансформировалась в «Памятник великой Франции». На входе Пантеона начертана надпись AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»). [5]

Ж.Ж. Суффло был французским архитектором, лидером неоклассического течения в архитектуре, его деятельность связана также с большой исследовательской работой об античных храмах в Греции. Он несколько раз бывал в Риме, где изучал памятники классической архитектуры. Суффло был один из первых посетивший дорические храмы в Пестуме, решился воссоздать присущие готической архитектуре ощущения света, пространства и пропорций в классических (если не романских) формах. С этой целью он воспользовался планом в виде греческого креста, неф и приделы которого опираются на ряды колонн в интерьере. Купол в центре поднимается до высоты почти 120 м. В плане церковь имела форму греческого креста, с фасада располагался огромных размеров храмовый фронтон. Свободно стоящие колонны оказались неспособны поддерживать купол здания, и их в конечном итоге пришлось подпереть.

Поскольку дизайн церкви основывался на классическом стиле, после революции, когда религия была отменена, было очень просто превратить церковь в светское здание Пантеон — место погребения великих людей Франции. После переделок Пантеон приобрел еще более классицистический характер. К несчастью, боковые окна в то время были заложены: эффект светлого внутреннего пространства был уничтожен; большая часть украшений убрана, что сильно изменило облик интерьера. Все это придало зданию суровый, строгий вид, соответствующий новому назначению сооружения, так возник тот отчасти мрачноватый памятник архитектуры, каким является Пантеон. [5]

Именно Пантеон является первым, интересующим меня памятником архитектуры классицизма. Разобравшись в истории его создания можно обнаружить множество интересных для моего исследования вещей. Начну с мотивации людей создавших этот памятник архитектуры, а также со значений и смыслов вкладываемых в него.

В 1744 году король Людовик XV заболел сильной лихорадкой и слег, будучи почти при смерти, он поклялся Святой Женевьеве покровительнице Парижа, что если выздоровеет, то построит самую лучшую церковь в Париже на месте старого аббатства Св. Женевьевы. Из этого можно судить о укоренелости средневекового мышления у Людовика XV, когда в первой половине 18 века Просвещение уже стало передовым в культуре, король Франции не надеется на развивающеюся медицину, а обращается к Св. Женевьеве. Итак, первоначальным смыслом, вкладываемый в церковь был эмоциональный порыв монарха выздороветь и в благодарность построить храм святой.

Людовик XV поправился, но выполнение обета заняло у него много времени. В 1755 г. король вспомнил о своем одиннадцатилетней давности обете св. Женевьеве. Он поручил Мариньи (брату мадам Помпадур) рассмотреть проекты и предложить архитектора. Это было не более чем формальность, по статусу, традиции и протоколу возведение такого сооружения могло быть поручено только одному человеку – Первому королевскому архитектору и президенту Академии архитектуры Анжу Жаку Габриэлю.

Однако же Мариньи решился поступить вопреки правилам. Для него Габриэль был «стариком»: архитектору исполнилось 57 лет, а маркизу – только 28. И в качестве автора проекта был предложен Суффло, тот самый, что сопровождал маркиза в поездке по Италии. [6]

Постройка церкви Св. Женевьевы сопровождалась постоянными трудностями с финансирование строительства постоянно прерывалось, а смета пересматривалась. Так, например, архитектор был вынужден отказаться от оформления трех сторон храма портиками, сохранив колонны и фронтон только на главном фасаде.

Довершением всех бед были интриги. Придворные, в особенности дамы, мнили себя специалистами во всем, в том числе и в архитектуре, и предлагали бесконечные «улучшения» проекта. Суфло просто погряз в спорах о том, делать ли башенки по углам, какими должны быть колокольни (в результате так и не построенные) и что должно быть выбито на барельефе.

Таким образом, постройка церкви обрастает придворными интригами, это хорошо раскрывает культуру высшего общества 18 века, когда протекция и коррупция были обычным делом - все это составляет контекст эпохи, когда абсолютизм монархии заставлял всех придворных крутится вокруг монарха и исполнять его капризы и капризы его фавориток, каждый стремился быть в числе приближённых, а значит и влиятельных особ . Постройка храма обретает светский характер.

Суффло вкладывает свой смысл в эту постройку. Так как Суффло, изучавший античную архитектуру, получил таки право проектирования церкви Св. Женевьевы, в этом проекте он стал воплощать свои представления о прекрасном. Храм стал, прежде всего, памятником эпохи, искавшей разумных начал, чистоты и простоты, и в этих поисках обратившейся к недавно открытой в Италии греческой античности. Тогда эта архитектура казалась первозданной, откровенно простой, окруженной ореолом гармонии с природой и соответствующей идеалу естественной жизни. Рационализм храма – тоже плод эпохи, когда в моде была не Вера, а Разум. Цель, которую ставил перед собой Суфло, так или иначе была достигнута – «в одной из прекраснейших форм воплотить гармонию легкости готической конструкции и чистоты и великолепия греческой архитектуры». В Париже появилась церковь небесной покровительницы города, способная соперничать как с римским собором Св. Петра, так и с лондонским Св. Павла.

Суффло наследовал Витрувия и Палладио, продолжал установившуюся традицию монументальных форм, сохранивших тенденцию к барочным излишествам. Суффло остался еще всецело во власти старых традиций. Ближайшему поколению это здание казалось еще совсем барочным, и автор популярного в начале XIX века курса архитектуры I. N. K. Durand не находит слов для выражения своего негодования по поводу "нерациональности" прославленной постройки. В первой части своего курса лекций он дает любопытную таблицу, на которой с одной стороны изображен Пантеон в том виде, как он был выстроен Суффло, а с другой приведен проект того же здания, сочиненный, очевидно, самим Дюраном. Вверху листа виднеется красноречивая надпись: "Пример преимуществ, доставляемых обществу знанием и соблюдением истинных принципов архитектуры". Под Пантеоном Суффло стоит: "Церковь св. Женевьевы, или французский Пантеон такой, каков он есть. – Это здание, хотя и довольно компактное, стоило восемнадцать миллионов". Под пантеоном Дюрана читаем: "Французский Пантеон такой, каким его следовало бы сделать, - стоил бы только девять миллионов, и был бы огромным и великолепным". Дюрановский пантеон есть, конечно, не что иное, как римский Пантеон, окруженный грандиозной колоннадой снаружи и имеющий еще одну колоннаду, поменьше, внутри. [6]

Из этого можно судить о идеалах и традициях эпохи Просвещения и абсолютной монархии. Суффло во многом поддерживал установившиеся традиции классицизма, его проект содержит все основные элементы, которым следовали классицисты. Кроме того он жил в период когда классицизм установился как законченная целостная система правил, но всё же, как было указано в самом начале, Суффло считается лидером неоклассического течения в архитектуре, он внёс долю новаций в свой проект, именно поэтому церковь Св. Женевьевы считается шедевром – она необычна тем что смогла воплотить в себе традиции витрувианского классицизма и видение неоклассициста Суффло.

О идеале эпохи воплощенном в этом памятнике архитектуры можно судить по надписи AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»). Эта надпись появилась, вероятно, после Великой французской революции (1789-1794), после которой церковь Св. Женевьевы превратилась в Пантеон. Эта надпись свидетельствует о идеалах Франции периода революции, когда культурный контекст поменялся, люди мыслят себя свободными гражданами, они не стремятся угодить монарху (который был воплощением государства в период абсолютизма), они ломали старый порядок и уже отчизна награждает своих великих людей, не воля монарха. Пафосный барельеф, изваянный в 1837г. Пьером Жаном Давидом тоже восхваляет великих людей Франции. Благодарность Родины выражается в награждение лавровыми венками. Тут и Свобода, вооруженная кинжалом и расположившаяся под простертой правой дланью, и История, записывающая судьбоносные решения на каменных скрижалях. Среди великих людей Наполеон, Мирабо, Руссо с Вольтером.

Получив новое название, строение стало нести другую функцию. Пантеон это греческое слово означает «храм всех богов» и отсылает нас к Риму. В римском Пантеоне погребены некоторые известные итальянцы, например Рафаэль, потому это слово, оторвавшись от конкретного храма, стало означать место захоронения великих людей. Революция, разразившаяся во Франции в конце XVIII века, нуждалась в прославлении своих деяний и героев. И когда она потеряла первого из своих пламенных трибунов, графа Мирабо, он был торжественно похоронен в только что построенной церкви, а сама она по решению Национального собрания превратилась в Пантеон. Чтобы здание больше соответствовало духу торжественной гробницы, в годы революции решили затемнить интерьер и заделали практически все окна по его периметру.

Но и на этом судьба Пантеона не завершилась. В последующие годы во Франции то восстанавливалась монархия, то побеждала республика, то короновался император, то торжествовала Коммуна. Соответственно и Пантеон не раз то превращался в церковь, то возвращался к своей пропагандистской роли гражданской усыпальницы. Спиливались и восстанавливались кресты, менялись надписи, сбивались барельефы, заказывались новые росписи... Так Пантеон стал памятником архитектуры эпохи классицизма, но переосмысленный революцией потерял статут церкви Св. Женевьевы, покровительницы Парижа (и православных студентов), это здание кардинально поменяло своё назначения, из-за смены формы общественного строя, сегодня же это здание остается усыпальницей великих людей Франции, а также оно приобрело ещё один смысл – это одно из наиболее посещаемых туристами мест Парижа.

Вторым архитектурным памятником рассмотрю, будет Собор Дома Инвалидов в Париже (оконченый в 1700 г.), он возведен Мансаром. Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и трудно сегодня представить себе французскую столицу без этого легко взлетающего ввысь монументального храма, сверкающего на солнце своими многочисленными золотыми украшениями, он является крупнейшим церковным сооружением французской столицы того времени. Жюль Ардуэн Мансар (1646—1708) —главный королевский архитектор в период правления Людовика XIV. Предполагают, что Жюль Маснар построил собор по нереализованному плану его деда, Франсуа Мансара для часовни усыпальницы семьи Медичи). Призматический объем церкви служит основанием для огромного купола, поднятого на высокий барабан и позже позолоченного. Определенно архитектор опирается на опыты Франсуа Мансара по наложению двух куполов друг на друга, причем у первого имеется отверстие в центре, а второй освещается скрытыми от взгляда проемами. Если трактовка архитектурных форм основной части здания классицистична, то в силуэтном решении купола и в элементах его убранства ощущаются барочные черты. Сооружение это как бы завершает собой развитие монументальной архитектуры XVII столетия, архитектуры, которую можно определить как классицизирующее барокко. [7] Таким образом собор дома инвалидов является уникальным памятником архитектуры, так как воплощает в себе два стиля. Вспоминая о истории его создания можно судить о механизмах культуры эпохи становящегося абсолютизма.

В результате частых войн середины XVII столетия Франция наполнилась увечными солдатами, вынужденными скитаться и нищенствовать, и тогда, в конце 1660-х король Людовик XIV издал эдикт о постройке специального дома призрения для уволенных со службы старых солдат-инвалидов. Из этого можно понять мотивацию монарха - сооружение Дома инвалидов должно было продемонстрировать заботу короля о своих воинах. Это было необходимо для укрепления абсолютной власти монарха. Строительство приюта в 1671 году было поручено архитектору Либералю Брюану. Так в центре французской столицы появился ансамбль Дома инвалидов - обширный комплекс зданий, включающий в себя приют для инвалидов, собор, церковь Св. Людовика. Он протянулся между площадью маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. Огромная Эспланада, обустроенная в 1704-1720 годах, длиной 487 метров и шириной 250 метров, тоже стала элементом ансамбля. А на орудийной площадке перед Домом инвалидов сегодня стоят 18 старинных, еще XVI-XVII веков, орудий так называемой "Триумфальной батареи", салют из которых производится только в честь особо торжественных событий. [7]

Всё это служило укреплению нового режима, благодаря таким действиям абсолютная монархия закрепила своё мироорганизующие значение, создавая упорядоченные ансамбли архитекторы устанавливали новый культурный порядок, новую картину мира, в которой нет места хаосу и необразованности, а есть место великому центру – личности монаха, который организовывает и упорядочевывает.

Ансамбль Дома инвалидов стал пантеоном военной славы Франции. В одном из его зданий расположен сегодня Музей французской армии, а в церкви Св. Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид) находятся гробницы маршалов Франции. Но центром всего ансамбля Дома инвалидов, безусловно, стал собор, построенный в 1679-1706 годах по проекту архитектора Жюля Ардуэна-Мансара, крупнейшего французского зодчего конца XVII столетия. Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже и осуществил несколько крупных построек в Версале. Собор Дома инвалидов стал последней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара - в 1708 году архитектор скончался. В своей последней постройке Мансар воплотил содержание переходной эпохи, он начал свой творческий путь, когда царствовал стиль барокко, а к концу его жизни классицизм встал на передовые позиции, вот и мы можем наблюдать соединение стилей в его последних работах.

Собор Дома инвалидов - квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Фасад собора украшен двойной колоннадой, увенчанной монументальным фронтоном. Массивный барабан, окруженный парными колоннами, служит основанием для устремившегося в небо огромного продолговатого купола, украшенного золотыми гирляндами и цветами. Купол завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общая высота собора составляет 107 метров. Интерьер собора, имеющий в плане греческий крест, повторяет строгую простоту наружного облика. Здание включает в себя центральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал соединен проходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды центрального зала украшают изображения четырех евангелистов, а в центре свода находится большое живописное изображение "Святой Людовик, вручающий свой меч Христу". В этом воплощается центрированное представление о картине мира, где монарх Людовик 9 Святой, помазанник божий, своей деятельностью заслуживший канонизацию, теперь он в центре свода, между евангелистов, столь значеним он для культуры, что удостоился занимать такое место.

В крипте собора, сооруженной архитектором Висконти, точно под куполом, находится гробница императора Наполеона. Как известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 года, но только в 1840 году его прах был доставлен на родину. Торжественная церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря 1840 года. Крипта собора Дома инвалидов, украшена, по выражению А.З. Манфреда, с "языческим великолепием". Вечный сон императора сторожат "Двенадцать побед" - двенадцать скульптур богини победы Ники работы скульптора Прадье, каждая из которых символизирует одно из двенадцати крупнейших сражений, выигранных Наполеоном: Маренго, Баграм, Аустерлиц, Иена, Фриддан, Москва (имеется в виду Бородинская битва)... Названия мест сражений, выложенные золотом на мраморном мозаичном полу вокруг саркофага Наполеона, окружает мозаичный лавровый венок. Рядом с императором покоится прах его сына - "Орленка", умершего в Вене в 1832 году. Гробница Наполеона долгое время была местом паломничества для французов. Наполеон воплощал идеал правителя, не зря он стал императором, к тому же он воплощал образ героя культуры конца 19 века – образ великого революционера и человека, который из никого добился поразительных успехов в военном деле и политике.

Но прошли годы, и сегодня у гроба Наполеона можно встретить разве что иностранных туристов, осматривающих достопримечательности Парижа. "Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание, - пишет А.З. Манфред. - Жизнь идет вперед и ставит новые задачи... Неистовый корсиканец, волновавший когда-то умы и сердца, отодвинут в далекое прошлое. Все проходит...

 




2020-02-03 258 Обсуждений (0)
Архитектурные памятники классицизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектурные памятники классицизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)