Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИПЦ как основной показатель уровня инфляции



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
ИПЦ как основной показатель уровня инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как было отмечено ранее, наиболее распространенным показателем измерения инфляции является индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени и пространстве общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного пользования. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.

Расчет производится ежемесячно и нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на предприятиях торговли, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках и в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Кыргызской Республике. Программа расчета индекса потребительских цен составлена в соответствии с международными стандартами с учетом особенностей развития экономики республики. Рассчитывается индекс по формуле Ласпейреса по отдельным регионам и в целом по республике по 12 основным группам и 342 товарам (услугам) - представителям потребительских расходов и публикуется не позднее 15-го числа.

С2003г. Агрегирование статистической информации осуществляется с использованием Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ). Индекс охватывает все население республики и использует в настоящее время удельные веса потребительских расходов предыдущего года. Регистрируются покупные цены в 7 областных центрах и столице республики. Круг отчетных единиц выборочный, охват выборки составляет 1496 предприятий торговли и сферы обслуживания. В течение месяца регистрируются более 45 тыс. котировок цен.

Статистическое обследование потребительских цен и тарифов организуется на выборочной основе. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке включает в себя следующие этапы работы:

- отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;

- отбор населенных пунктов, на которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;

- отбор товаров (услуг) представителей;

- регистрация цен и тарифов;

- формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;

- расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;

- расчет индекса потребительских цен;

- подготовка ценовой информации для стоимостной оценки минимального потребительского бюджета;

Индекс потребительских цен на товары и услуги строится для городского населения.

Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Кыргызской Республики выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Он разрабатывается Нацстаткомом Кыргызской Республики с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Набор остается неизменным в течение определенного времени (в мировой практике – не менее 2-3 лет). При необходимости набор может пересматриваться и дополняться новыми товарами и услугами.

Регистраторами цен по каждой укрупненной позиции товаров и услуг отбираются конкретные их виды, на каждый из которых составляется спецификация, детально раскрывающая разнообразие и размер продуктов.

Регистрация потребительских цен и тарифов производится на недельнойоснове. Основным условием сбора данных на определенный вид товара (услуги) на конкретном предприятии является фиксирование цены на него в те же числа месяца, что и в предыдущем периоде. Отслеживание цен по продовольственным товарам производится еженедельно. Цены на товары длительного пользования фиксируют 1-2 раза в месяц.

Первичная информация о ценах, полученная регистратором в каждом наблюдаемом населенном пункте, в каждой торговой точке, является базовой для всех индексных расчетов. На предприятиях торговли, сферы услуг, рынках и уличной торговле регистрации подлежит фактическая (розничная) цена (тариф) товара (услуги), имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемая наличными деньгами.

В наблюдение включаются как товары отечественного производства, так и импортные товары. На каждый товар (услугу) - представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, водоснабжение, муниципальный городской транспорт, нотариальные услуги и т.п.), на которые действуют единые тарифы.

Исходной точкой расчета ИПЦ является формирование потребительской корзины, охватывающей набор товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами для целей конечного потребления. Потребительская корзина представляет собой группировку потребительских расходов домашних хозяйств по наиболее важным товарным группам (в большинстве стран мира число таких групп обычно варьирует от 300 до 400).

При формировании потребительской корзины все товары и услуги объединяются в четыре основные группы. Перечень товаров-представителей включает в себя 100 позиций по продуктам питания и безалкогольным напиткам, 9 – по алкогольным напиткам и табачным изделиям, 182 – по непродовольственным товарам, 51 – по платным услугам, оказываемых населению.

Для обеспечения потребностей Системы Национальных Счетов и международных сопоставлений все группы товаров и услуг детализируются в соответствии с Классификацией индивидуального потребления по целям (КИПЦ), в которой различается несколько уровней агрегации. Наиболее высокий уровень агрегирования называется разделом:

- продукты питания и безалкогольные напитки;

- алкогольные напитки и табачные изделия;

- одежда и обувь;

- жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива;

- предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневная деятельность по содержанию жилищ;

- здравоохранение;

- транспорт;

- связь;

- организация отдыха и культурных мероприятий;

- образование;

- рестораны и гостиницы;

- разные товары и услуги.

На следующем этапе определяются доли(именуемые весами) в общем объеме потребительской корзины всех упомянутых выше разделов. Весовые коэффициенты для исчисления ИПЦ определяются на основе структуры потребительских расходов, получаемых по итогам выборочных обследований домашних хозяйств на территории Кыргызской Республики, и являются едиными в целом по стране и ее регионам.

На практике набор товаров и услуг отражает структуру расходования средств населения. Доля расходов населения на каждый товар (услугу) в общих потребительских расходах является его весом. Для точного определения влияния каждого товара (услуги) на величину индекса, изменение цен на конкретный товар (услугу) «взвешивается» на его удельный вес в структуре потребительских расходов.

С помощью взвешивания учитывается значимость (вес) величины каждого отдельно взятого товара (услуги) в общем итоговом индексе потребительских цен. Стоимость потребительской корзины товаров и услуг для расчета ИПЦ, состоящая из 342 наименований товаров и услуг, занимает около 90% от общей суммы потребительских расходов населения.



2020-02-03 162 Обсуждений (0)
ИПЦ как основной показатель уровня инфляции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИПЦ как основной показатель уровня инфляции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)