Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы расчета индекса потребительских цен



2020-02-03 342 Обсуждений (0)
Этапы расчета индекса потребительских цен 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Индексы потребительских цен рассчитываются на региональном и республиканском уровнях. Расчет ИПЦ производится в три этапа. На первом этапе рассчитываются средние цены на товары (услуги) – представители, на втором – определяются индивидуальные индексы цен на товары (услуги) – представители, на третьем – индексы более высокого уровня, путем агрегирования индивидуальных индексов цен.

1. На основании данных регистрации цен средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периода на конкретные товары и услуги рассчитываются по формуле средней арифметической простой величины:

 

 

где P – средняя цена текущего периода

 - сумма сопоставимых цен текущего периода

k – количество сопоставимых цен текущего периода

2. Расчет индивидуального индекса на региональном уровне осуществляется по формуле, приведенной ниже:

 

где  - индекс цен текущего периода к базисному периоду

 - цена товара в текущем периоде

 - цена товара в базисном периоде

Расчет индивидуального индекса на отдельный товар или услугу на республиканском уровне. Для определения влияния индивидуального индекса товара по региону на сводный индекс по республике используется принцип «взвешивания» индивидуального индекса конкретного товара на удельный вес по региону, рассчитанный на основании данных о численности населения и потребительских расходов. При этом в качестве весов используется доля региона в общей совокупности расходов населения республики. Расчет производится по следующей формуле:

 

 

где  - индивидуальный индекс цен на товар i по республике

 - индивидуальные индексы цен на товар i по регионам

W – региональные веса (весовая доля региона в общем объеме)

3. Расчет агрегированного индекса по группе товаров на региональном уровне производится по формуле Ласпейреса:

 

 

где  - индекс цен текущего периода

 - цена товара i в текущем периоде

 - цена товара i в базисном периоде

 - количество товара (услуги), потребленного в базисном периоде

Вышеприведенная формула предполагает сравнение изменений цен для каждого товара за длительные периоды с сохранением характеристик данных товаров, что трудно выполнить на практике при изменении круга продаваемых товаров, их замещении, изменении структуры товарных потоков. Поэтому в мировой статистической практикой и международными стандартами рекомендовано в качестве формулы для расчета индексов использовать ее модифицированный вариант. Модификация формулы Ласпейреса состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цен, т.е. в каждый период времени базисные веса умножаются на последнее значение индекса цен, поэтому для расчета месячного изменения цен применяется следующая формула:

 

 

где  - индекс цен текущего периода

 - долгосрочный индекс за предыдущий месяц

 - месячные изменения цен отчетного периода

 - удельный вес товара (услуги) i в корзине базисного периода, который определяется по следующей формуле:

 

где  - стоимость отдельного товара или услуги

 - сумма стоимости потребительской корзины.

ИПЦ строится путем последовательного агрегирования данных. Сначала определяются потоварные индексы цен, охватывающие все виды торговли, затем определяются индексы цен по товарным группам. Затем строится сводный ИПЦ.

Например, в состав ИПЦ входит индекс потребительских цен на пищевые продукты и безалкогольные напитки:

 

 

Для расчета ИПЦ на пищевые продукты и безалкогольные напитки воспользуемся следующими таблицами.

 

Индекс потребительских цен по группам:

Февраль 2010 в % к февралю 2009года

Удельный вес товара

 

Ij

w0

Пищевые продукты и безалкогольные напитки

 

 

из них :

 

 

 хлебобулочные изделия и крупы

89,30

0,1543

 мука пшеничная высшего сорта

82,22

0,0214

 мука пшеничная первого сорта

79,21

0,0491

 хлеб

91,78

0,0208

 мясо

100,93

0,0915

 рыба

105,64

0,0090

 молочные изделия, сыр и яйца

95,50

0,0335

 масла и жиры

93,17

0,0199

 фрукты и овощи

89,99

 

 фрукты

89,43

0,0331

 овощи

87,71

0,0522

 сахар, джем, мед, шоколад и конфеты

129,74

0,0478

 сахар

151,97

0,0270

 другие продукты питания

99,86

0,0089

 безалкогольные напитки

112,27

0,0163

 

Удельные веса расходов на покупку данных товаров в потребительских расходах населения возьмем по данным Нацстаткома КР.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в феврале 2010 года цены на пищевые продукты и безалкогольные напитки снизились на 2,05 % , по сравнению с февралем 2009 года. На снижение цен существенное воздействие оказало удешевление хлеба и хлебобулочных изделий, молочных изделий, фруктов и овощей.

Общенациональный ИПЦ строится как средний из территориальных индексов, взвешенных по численности городского населения:

 

 

где чн – численность городского населения

По данным национального статистического комитета КР мы можем посчитать общенациональный ИПЦ на 2008 год.

 



2020-02-03 342 Обсуждений (0)
Этапы расчета индекса потребительских цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы расчета индекса потребительских цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)