Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Есть кувшин вина у меня невидный...



2020-02-03 184 Обсуждений (0)
Есть кувшин вина у меня невидный... 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Есть кувшин вина у меня невидный.

Медный,

как охотничий пес, поджарый.

Благовонен он, и на вид - невинен,

но - поражает.

 

Приходи, приятель! Войди в обитель!

Ты - меня избрал.

Я - твой избиратель.

Выпьем - обояюдные обиды

вмиг испарятся.

 

Приходи, приятель! На ладони положим

огурцы, редиску, печень бычью.

Факел электрический поможет

оценить пищу.

 

Выпьем!

Да не будет прощупывать почву

глаз подозревающий

планом крупным!

(Что твои назвал я “глазами” очи -

прости за грубость).

 

Что же на заре произойдет?

Залаешь?

Зарычишь с похмелья дремуч, как ящер?

Вспомнишь о моем вине -

запылает

ненависть ярче.

 

1963

 

* * *

 

Завидуешь, соратник, моему

придуманному дому? Да, велик

он, храм химерный моему уму,

хранилище иллюзий – или книг.

 

Взойди в мой дом, и ты увидишь, как

посмешище – любой людской уют,

там птицы (поднебесная тоска!)

слова полузабытые поют.

 

Мой дом, увы, – богат и, правда, прост:

богат, как одуванчик, прост, как смерть.

Но вместо девы дивной, райских роз

на ложе брачном шестикрылый зверь.

 

И не завидуй. Нет у нас, поверь,

ни лавра, ни тернового венца.

Лишь на крюке для утвари твоей

мои сердца, как луковки, висят.

 

 

Зимняя дорога

 

Зимняя сказка!

Склянки сосулек

как лягушата в молочных сосудах.

Время!

Деревья торчат грифелями.

Грустный кустарник реет граблями.

А над дорогой - зимней струною, -

звонкое солнце,

ибо стальное.

И, ослепленная красотою,

птица-аскет,

ворона-заморыш

капельки снега носит в гнездовье,

белые капли влаги замерзшей.

 

1962

 

И возмутятся корабли...

 

И возмутятся корабли

на стойбищах моих морей.

Как сто блестящих кобылиц,

поскачут в бой сто кораблей.

В них сто бесчинствующих сов

вонзятся костяной губой!

Девятый вал!

Так в море слов

девятый вал. Проклятый бой.

Боишься?

А кого, босяк?

Эпоху?

Короля?

Эпоху - в пах!

Король иссяк,

он плачет у руля.

Он у кормила плачет наш

кормилец, скиф, герой.

Он взять хотел на абордаж

слова

кормой корон!

Девятый вал?

Он - свалка, вал.

Во мире синем,

в море слез

торпедами плывут слова.

Пока подводно.

Но всерьез.

 

1963

 

И вот - опять...

 

И вот - опять,

и вот - вниманье, -

и вот - метели, стражи стужи.

Я понимаю, понимаю

мятущиеся ваши души.

 

Когда хлеба ревут: - Мы в теле!

Я так спокоен, так неспешен.

Мои костлявые метели

придут надежно,

неизбежно.

 

Накалом белым,

как в мартене

над всей,

над повседневной сушей!

Здорово, белые метели,

мои соратники

по стуже!   

1962

 

И ко сну отошли рекламы....

 

И ко сну отошли рекламы.

Фонари,

фонари трехглавы.

Так и есть - фонари трехглавы:

два зеленых, над ними желтая

голова.

Ночь дремуча.

Дома дремучи.

И дремучие головешки -

бродят маленькие человечки,

и ныряют в свои кормушки,

разграфленные по этажам,

и несут иконы в кормушки,

мельтешась.

Купола, минареты, маковки

в ожидании мятежа!

Муэдзины, раввины, диаконы

предвкушают мятеж за веру,

чтоб не бысть житию двояким,

бысть - от Аз

до Ять по завету.

Нищим - наоборот - корона.

Как же наоборот доярке?

Девка в рев: не хочу коровой!

Так наивны и так банальны

помыслы о мятежной секте.

Не бывать сардельке бананом

ни на том, ни на этом свете.

Бродят маленькие человечки

головы - головешки.

Выбирают,

во что поверить?

Столько веяний... поветрий...

 

1962

Каждому необходим...

 

Каждому необходим

свой дом,

свой дым,

своды над головой,

ложе -

лежанку бы,

чтобы свой колобок

свойственен дому был.

Где ты, мой дом, стоишь?

Дом -

над окном - стриж?

Гостьу дверей цепных?

Дом -

под окном -

цветник?

 

Где ты, мой дом родной?

В рододендронах мой?

В детстве

да сплыл,

не быв.

В детстве?

Или - встарь?

Эх, кабы -

да кабы

Сивкою-Буркой встань!

 

Сивка, топчи гранит!

Бурка -

и-го-го-го!

Где ты, мой дом -

в грибных

дождиках

в Новый Год?  

 

Каталог дня

1.

Над Ладогой

на длинном стебле расцветает солнце.

Озеро

не ораторствует, оно только цитирует

маленькие волны,

одни

похожи на маленькие купола,

другие -

на маленькие колокола.

На берегу валуны

сверкают, как маяки.

Тюлени

плавают в недрах влаги, торпедируя сети:

они отъедают головы сладким сигам,

а туловища оставляют.

Иногда

эта операция увенчивается триумфом

тюленей,

иногда

результаты ее плачевны:

рыбаки вынимают тюленей одновременно с

рыбой.

2.

На девяносто четвертом году

декан исторического факультета

Иван Матвеевич Скрябин

удалился на пенсию (догадался!).

Его жена-полиглот

Нина Ильинична

своеобразно внимала соображениям мужа.

Муж соображал:

- Ты провела минуты молодости в этой

деревне.

Я проштудировал материалы:

деревня приличная,

три исторических памятника,

представляющих плюс к исторической

и культурную ценность.

Но Нина Ильинична

своеобразно воспринимала глаголы декана.

Минуты молодости!

Первый муж Нины Ильиничны

прошел две фазы творческого развития

в этой деревне:

офицер белой гвардии, - до Революции,

сторож - позднее.

Он был расстрелян в 30-м году

как фальшивомонетчик.

Нина Ильинична

узнала об этом после расстрела.

С испугу она убежала в город

и выучилась на полиглота.

А опасения Нины Ильиничны были

неблагоразумны:

в деревне старухи поумирали,

а старики - подавно.

Ее никто не помнил.

Декан и его жена-полиглот были банальны,

как все деканы и полиглоты.

Они рассуждали на двадцати четырех языках

Европы и Азии,

двадцать четыре часа в сутки,

произнося по двадцать четыре

слова

в двадцать четвертой степени в час.

Они приобрели бревенчатый домик

и привезли из Ленинграда кота.

Кота звали Маймун.

Его не кастрировали,

ибо этот процесс оскорбителен

для животного мира.

Но...

три года юноша-кот не знал кошек.

Три года Маймун подозревал

о существовании кошек

и безрезультатно молился

кошачьим богам,

чтобы они предоставили случай,

оправдывающий подозрения Маймуна.

И когда

на бледные окна кухни

наползали большие и теплые капли апреля,

кот зверел от желаний.

Он отказывался посещать коробку с песком,

окропляя демонстративно туфли хозяев -

туфли ночные, туфли вечерние

и повседневные туфли.

- Хилый комнатный кот! -

отзывался декан исторического факультета.

Поселившись в деревне,

супруги не понимали,

зачем они поселились в деревне:

осуществлять обеспеченную старость

или оберегать кота от посягательств

действительности,

не отпуская кота ни на секунду.

И однажды:

Маймун, пронырнув подвальное помещение,

очень медленно вышел на улицу

и -

осмотрелся.

Хилый комнатный кот

за четыре часа приключений

растерзал:

шестерых деревенских котов,

четырех деревенских собак,

девять куриц и уток.

Он уже приглянул и быка,

но велик и угрюм, точно викинг,

был бык-производитель,

И Маймун справедливо решил обождать

с порабощеньем быка.

Возмущенные женщины и рыбаки

оккупировали бревенчатый домик.

Страшный кот был загнан

в подвальное помещение.

Но отныне Маймун

маршировал по помещению, как шерстяной

маршал.

Деревенские кошки,

пронюхав о легендарной отваге кота

из большого промышленного центра,

посещали Маймуна поодиночке.

Они не рассказывали деревенским котам

о черной,

как у черного лебедя перья, -

шерсти Маймуна,

о белых,

как у белого лебедя перья, -

усах Маймуна.

3.

По Староладожскому каналу происходил

сенокос.

Колокольчики -

маленькие поднебесные люстры -

излучали оттенки неба.

Скакали кузнечики.

Величиной и звучаньем они приближались к

секундам.

Ползали пчелы -

миниатюрные зебры на крыльях.

На васильки

жар возлагал дрему.

Лютики

созерцали сенокос,

и не моргали их ослепительно-желтые очи.

Бледноволосые женщины

травы июля свергали.

В медленном небе

сверкали, как белые молнии, косы.

Отчаливали возы, груженые сеном.

(Каждый воз - тридцать пудов

сеноизмещеньем).

Клава,

единственная портниха деревни,

положила косу и раздраженно пробормотала

неопределенно-личную фразу.

Она отработала нормы совхоза.

Она не имела -

единственная в деревне -

собственную корову,

косить на продажу -

единственная в деревне -

она не желала.

Она положила косу и поковыляла в деревню.

Это сомнительное положение портнихи

заканчивалось невеселым:

она напивалась.

Клавдия шила великолепно и много,

а с позапрошлой весны

шила меньше и аляповато.

Так, позабывшись или с похмелья

Клавдия сшила бабам деревни

сугубо мужские брюки с ширинкой.

Все хохотали, но брюки носили.

- А-я-яй! -

покачал поросячьим лицом Шлепаков,

накосивший уже девятнадцать возов на

продажу.

Вот что, покачивая поросячьим лицом,

рассказывал Шлепаков:

- Это было в начале девятьсот сорок третьего

года.

Я служил шофером на “Дороге жизни”.

Я человек скромный,

однако опасности мы хлебнули.

Потом я попал

в одну пулеметную роту с Клавой.

Я человек скромный,

однако имеет место существование факта

я был первым пулеметчиком;

в газетах писали,

что я - образец пулеметчика

на Ленинградском фронте.

Клава была второй пулеметчицей,

да и беременная.

Мы обороняли энную высоту.

Надвигались фашистские танки.

Все погибли,

проявив, разумеется героизм.

Остались:

я - раненый и Клава - беременная.

Я приказал ей:

- Беги, у тебя ребенок.

Она убежала,

потом родила,

иначе погибли бы оба.

Мне присвоили званье и орден.

Вы уж извините мои

неделикатные впечатленья

о моем героическом прошлом.

Вот что, покачивая поросячьим

соболезнующим лицом,

рассказывал Шлепаков,

а вот что было на самом деле.

Во время блокады

они колдовали с кладовщиком

на продовольственном складе в Кобоне:

где-то выискивали денатурат

и вечерами “хлебали опасность”.

Потом Шлепаков

попал в одну пулеметную роту с Клавой.

Она - пулеметчицей.

Он хлеборезом.

Они обороняли высоту № 2464.

Шли танки,

они переныривали пригорки,

как бронированные кашалоты.

Семь пулеметных расчетов погибло.

Шлепаков блевал от страха,

прильнув поросячьим лицом

к ответвленью окопа.

Но уразумев,

что семь пулеметных расчетов погибло,

Шлепаков улизнул,

и, прострелив себе несколько ребер,

он, окровавленный, с изнемогающим

взглядом

был подобран санитарной овчаркой.

Через десять минут после его исчезновенья

Клавдия родила и попала в плен.

Через четверо суток ее освободили

советские части.

Ребенка отправили в детский дом,

а мать - на пять лет лагеря

за то, что попала в плен.

Шлепаков получил медаль “За отвагу”.

Знали:

не бедно живет Шлепаков,

бригадир рыболовецкой артели.

(Он прибеднялся богато.

В зимнее время, на райге

рыбак зарабатывает двести рублей

за несколько суток).

Знали:

женился сержант на девице с поросячьим

лицом,

и у них родились с поросячьими лицами дети.

Знали:

дом у них двухэтажный,

огромный чердак,

а также подвальное помещенье,

то есть фактически - дом четырехэтажный.

И на всех четырех этажах

мебель наполнена тканями,

мясом

и овощами.

Прошлой зимой Шлепаков приобрел

фортепьяно.

(Не замечали, чтоб в этой семье

композиторы вырастали.

Дочь

в магазине работала,

масло и хлеб распределяя

по собственной инициативе.

Кроме растительного масла,

хлеба, галош, баклажанной икры

да - изредка - керосина, -

в том магазине

ни при каких обстоятельствах

прочих продуктов не наблюдали.

Сын устроился егерем.

По фантастическим малопонятным

причинам,

но с детективно таинственным видом,

егерь взимал с охотников штрафы

и его еще благодарили).

Так и не выучился Шлепаков

езде на велосипеде,

но водил неразлучный велосипед

на поводке, как эрдельтерьера.

4.

Это - империя Куликова.

Белые льдины

горизонтальны и вертикальны.

Деревянные ящики

в капельках пота, как охлажденные бутылки.

В ящиках - судаки заиндевели.

И Куликов -

император с алым лицом индюка -

заиндевел.

Он возвратился из концлагерей.

Весил он 47 килограммов.

Был он встречен:

женой,

мужем жены - ветеринаром,

матерью, научившей невестку жизни в

разлуке,

и ребенком (не Куликова и не ветеринара).

Вобщем,

это была многообещающая встреча.

Куликов ушел из деревни.

Он проковылял три километра

и упал, обессилев.

Он был вылечен ветеринаром.

Жена снова стала учительницей.

Жили они молчаливо и вяло.

Он весил уже 92 килограмма,

заведовал рыбным складом

и восемнадцать лет собирал свидетельские

материалы,

чтобы оформить развод.

5.

- Это же историческая необходимость,

извините, я хотел произнести:

это же историческая ценность!

Это же монумент старины,

отголосок минувшего нашей державы! -

Скрябин еще издавал разносторонние

восклицания

поочередно приподнимая одну и другую руку,

как юнга, сигналящий флажками.

Он кричал,

и усы его шевелились, как щели связанных

бревен.

Он кричал на человека, уже пожилого.

Это был наилучший рыбак

из наилучших рыбаков Ладоги.

Это был Крупнянский.

Крупнянский отколупывал рыбьи чешуйки от

штанин из брезента

вечнозеленым ногтем с черным ободком

и курил папиросу “Звездочка”

и, прищурив ресницы, маленькие, как пыльца

растений,

повторял монотонно,

как неисправимый школьник:

- Ну и что?

- Как: “ну и что”? - взвивался декан. -

Согласись и признайся: твое поведенье

преступно.

- Ну и что?

- “Ну и что”, “ну и что”, - все выше взвивался

декан исторического факультета.

И казалось:

еще несколько раз услышит декан “ну и что” -

он взвовьется уже окончательно,

будет парить, белоусый орел,

удаляясь кругами

в глубины прекрасного летнего

неба.

- Уразумей, - внушал декан рыбаку, -

дом, который ты изуродовал

лишними окнами,

внеисторической крышей

и отвратительным хлевом -

это ДОМИК ПЕТРА!

Это РЕЛИКВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВАЖНОСТИ!

Это Петр основал вашу деревню.

Это Петр, ваш канал прорывая,

израсходовал собственную физическую

энергию,

чтобы:

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе!

- И запируем! -

неожиданно и оживленно согласился

Крупнянский.

Он вынул из брезентовой штанины

бутылку “Старки”,

из другой штанины он вынул:

кусок хлеба,

две горсти маленьких шкварок

и маленькую “Московской”.

- И запируем на просторе! - заулыбался рыбак,

продолжая обстоятельную беседу.

Рыбак пировал,

И Скрябин - диетик,

ухватив десятью великолепно умытыми

пальцами оба уса,

выслушивал рыбака:

то сочувственно, то окрыленно.

И когда:

опустошенная “маленькая” полетела в канал,

посвистывая, наподобие чайки,

и поплыла по каналу, как гадкий утенок -

вот что рассказал Крупнянский

(они сидели на лавке, прибитой к пристани

двумя гвоздями - гигантами.

Мимо них проплывали моторные лодки,

груженые сеном,

похожие на ежей палеолита,

с нежно-зелеными иглами сена и тресты.

Мимо них пробегали собаки, не лая,

почему-то все красно-желтого цвета, как

лисы.

Мимо них пролетали стрекозы

и крылья их были невидимы,

только узкое туловище

и вертящаяся, как пропеллер, головка).

6.

Вот что рассказал Крупнянский.

Это было,

когда император вдоль свежевырытого канала

возле каждой деревни

построил казармы из камня

и каменные мосты.

Это было,

когда пастух Андрей Лебедь

появился в деревне на удивительно целой

телеге,

запряженной откормленными на удивленье

бесчисленными лошадьми.

Это было,

когда населенье деревни - раскольники и

рыбаки

и женщины раскольников и рыбаков, -

сгруппировались вокруг удивительно целой

телеги,

а пастух откинул рогожу:

телега была полна золотых монет и слитков.

Онемела деревня.

Костлявый, как дерево, Лебедь,

и четыре костлявых его лебединых брата

построили церковь.

Они объясняли:

построили церковь

во искупленье грехов населенья

деревни.

У населенья деревни

действительно существовали грехи.

Но и телеге монет и слитков

наводила на замечательные

но и странные

размышления.

Но рассказ о следующих событиях.

Это было,

когда в деревне жил мужик -

Федот Шевардин.

Жил он в бане.

Батрачил.

На зиму сушил себе рыбу и лук.

Он всю зиму питался рыбой и луком

и пел одинокие песни.

И в особо морозные ночи

из трубы вместо домашнего дыма

поднимались к чугунному зимнему небу

его одинокие песни.

- Это - волки! - пугались раскольники и

рыбаки.

Ухватив топоры, молотки и нововведенные

пилы,

они выбегали в нагольных тулупах

за границы деревни.

Этим временем волки

тихонечко перегрызали телятам и бедным

баранам

дыхательные пути.

Этим временем девки

тихонечко прибегали к Федоту.

Они приносили кто:

пару поленьев,

кто:

хлеба,

кто:

несколько свежих яиц,

кто и:

мяса.

Они оставляли продукты, но сами не

оставались.

Вернее, они изъявляли желание остаться,

но батрак Шевардин

очень вежливо их выпроваживал,

объясняя, что он - обручен,

а невеста будет в обиде.

Все говорили:

батрак - дурак.

А батрак был мечтатель.

Был он так одинок,

что с тоски вырезал из кореньев фигуры,

и даже скульптурную группу деревни

вырезал из кореньев,

и - умилялись,

узнавая себя и соседа и даже собаку попа.

Жила у Федота Шевардина лягушка.

Она сидела на табурете

в позе собаки.

Она обращала к входящим

прекрасные очи собаки.

- Что ты нянчишься с этой тварью! -

распоясался староста Пилигрим, -

Времена легенд миновали!

Не будет лягушка Царевной!

Шевардин молчал.

Шевардин возражать начальству стеснялся.

Пилигрим подготовил уже

поразительную матерщину,

он приподнял язык...

но увидев прекрасные очи лягушки,

наполненные большими слезами обиды,

почему-то язык опустил,

сплюнул,

и плевок попал на тулуп,

он мерцал, замерзая.

Пилигрим

побежал по сугробам к жене

и обильно плевался:

бороду заплевал,

и усы,

и тулуп,

и к жене прибежал,

весь оплеванный

и в оплеванном состоянии духа.

Так семнадцать лет

жил Шевардин с лягушкой.

На семнадцатый год

в установленный час

прибыл Петр.

Был он деятелен,

повелевал,

ел хлеб-соль,

поощрял любознательных девок.

Император

фигурой и усом

был похож на кота в сапогах,

а лицом на сову.

Вся деревня,

не без юмора подстерегавшая

превращенья лягушки в царевну,

повела повелевающего Петра в баню.

В установленный час лягушка сбросила

шкуру.

Как и предполагал Шевардин,

она превратилась в царевну.

Это было так обыкновенно,

что никто не подумал упиться.

Только потом долго уясняли это событье.

А уяснять было нечего.

Час настал - и лягушка стала царевной.

и смешно и нелепо

приписывать это естественное событие

индивидуальным причинам.

Так постигло несчастье:

царя

(царь обязан, как царь, жениться на

единственной

в государстве царевне),

Шевардина

(невозможно сожительство батрака и

царицы),

лягушку

(по законам империй императрице -

разделять с императором

ложе и трон).

Даже в наисказочнейшей деревне,

при наисказочнейшей ситуации

не могло произойти

более нелепого финала.

7.

- Что же дальше? -

сказал опечаленный Скрябин,

сопровождая полет опустошенной “Старки”

образным выраженьем:

бутылка летит, кувыркаясь, как поросенок,

маленький и молочный

и с узеньким рыльцем.

Пробегали желто-красные звери, не лая,

но не без интереса обнюхивая карманы.

- Дальше? - подумал Крупнянский,

доедая гусиные шкварки.

Он уразумел,

что так ничего и не уразумел

декан исторического факультета.

приподнялся Крупнянский, брезентовый

гений,

зашагал понемножку,

а матерился помногу.

- Ну, а бот великого Петра?

Куда вы задевали бот? -

обличал Крупнянского Скрябин.

Но слова пролетали мимо знаменитого

рыбака, как беззвучные пули,

и улетали куда-то, вероятно, на

лоно

разнообразных пейзажей

июля.

- Черт вас возьми! -

выражался Крупнянский,

прибавляя к этим, в общем-то миролюбивым

словам,

другие.

Рассказать бы декану

эвакуированное возвращенье

жены и четырех дочерей.

Домик Петра -

вот все, что сохранилось в деревне,

и мы поселились.

Чуть попоздней прискакал на “козле”

товарищ из центра.

Он убежденно и убедительно

призывал к организации рыболовецкой

бригады.

Бот императора -

все, что сохранилось от рыболовецкого флота.

А товарищ приказывал

немедленные результаты улова.

Он для примера

сам погрузился в бот императора.

Мы умоляли его

отказаться от экстренного эксперимента.

Он стремительно повел бот в озеро.

Он утонул,

невзирая на всю свою убедительность

и убежденность.

Он утонул и утопил бот.

Ибо на Ладоге были бронтиды,

и никому не дано плавать в период

бронтидов.

8.

Дети постарше играли в футбол возле церкви.

Дети поменьше играли в развалинах церкви.

Не было у детей определенной игры:

бег, восклицанья, дразнилки.

Странно:

века вековала нетронутой церковь.

Службы служили, звонницы звон выполняли.

Артиллерийский обстрел, авиационные

бомбы

все миновало церковь Андрея Лебедя.

Церковь погибла от молний

9 мая 1945 года.

Сгорела.

Вживе остался только кирпичный каркас.

Ладан сгорел, хоругви, алтарь, стихари,

колокола, чаши, церковные облаченья,

также сгорел распятый Христос,

вырезанный из меди,

но не сгорело распятье.

А было оно деревянным.

Поп, не сгоревший, как и кирпичный каркас,

ежевечерне, пока не ополоумел, в церкви

молился

перед обугленным пятиметровым распятьем.

До волосинки сгорел Иисус,

вырезанный из меди,

но контур его сохранился.

Так и молился поп

контуру Иисуса.

9.

Маленький катер

волок полтора километра бревен

со скоростью двух километров в час

по Новоладожскому каналу.

Комары,

как автоматчики, оцепили пристань.

Красно-желтые псы виляли, не лая.

Населенье деревни сгруппировалось на

пристани.

Кое-кто выражал свои мнения,

но не для аудитории, а для соседа.

Все ожидали теплоход (Новая Ладога -

Ленинград)

или как его романтично называли: КОРАБЛЬ.

Женщины вынули самые красные платья.

Мужчины

сменили резиновые сапоги на брезентовые

полуботинки.

Царила мечтательная, эпическая атмосфера.

И корабль подошел.

Пришвартовался.

Он дрожал, как пес из породы гончих.

Капитан

манипулировал картофельным носом.

Он произносил в рупор слова

повелительного наклоненья.

Слова раздавались на пять километров

в диаметре.

Но рупор был выключен.

Две студенточки сельскохозяйственного

института

(на практике)

в одинаковых голубеньких брючках

с декоративной дикцией

произносили имена существительные, не

склоняя:

- Ресторан “Астория”.

Крейсер “Аврора”

“Эрмитаж”

ресторан “Нева”

“Дом Кино”

ленинградское отделение союза советские

писателей,

с декоративной дикцией,

как два Лермонтовых, вздыхая о прошлом,

они называли легендарные места Ленинграда,

где как раз никогда не бывали.

Корабль подрожал две минуты.

И отчалил.

Все друг другу взаимно кивали:

персонал корабля и населенье деревни.

и все это происходило по вечерам

три раза в неделю

с неослабеваемым интересом.

Ранфиусовы -

Шура и пять ее сыновей

(Ранфиусов-отец зарабатывал детям

на воспитанье

на Братской ГЭС)

веселились,

наблюдая, как старший

скакал на мизерном двухколесном

велосипедике,

заломив колени над рамой,

как межконтинентальный

кузнечик.

Все ушли.

Только двое сидели на параллельных перилах.

Изгибы их спин выражали

противоположное настроение.

Это были Нонна и милиционер.

Нонна, дочь попадьи и попа

(попадья

поколебала обильем плодов и ягод

курс ленинградских базаров.

Поп играл на гитаре

в однозвучном оркестре клуба).

Нонна

закончила школу с серебряной медалью.

и попадья заявляла соседям:

- Нонна невинна, как агнец

из “Откровения Богослова”.

Вот результаты внешкольного воспитанья. -

В месяце мае демобилизовался

сержант музыкального взвода -

медный мундир, мелодично пострижен.

Так,

увлеченная монологом сержанта

о филигранных созвучиях флейты

и бедной струне балалайки,

в двух километрах

от внешкольного воспитанья,

Нонна забеременела.

Нонну немедленно выдали замуж

за местного милиционера.

Нынче они проводили сержанта.

Медный мундир

заменил чугунный пиджак.

На вечерней палубе корабля

таял пиджак,

как чаинка печали.

Нонна была безразлична.

Милиционер - ревновал.

А из какой-то избы раздавался

богатый физкультурными и спортивными

эмоциями

голос Озерова:

- Вчера, в пятом туре

международного товарищеского матча

шахматистов Советского Союза и Югославии,

пятую победу, на этот раз над Матуловичем,

одержал Тайманов.

Успешно сыграл и Корчной,

принудивший к сдаче Ивкова.

Советская команда уверенно ведет матч.

10.

Только никто не увидел

(кто увидел - не обратил вниманья)

как восемнадцать часов оккупировали

деревню,

как наводнили часы тишину

и разожгли восемнадцать сторожевых

костров-

невидимок.

Это часы доили коров,

придерживая за костяные короны.

Это часы

обогащали клубни и злаки,

это часы

поворачивали то один, то другой

выключатель.

Это часы

около бани кололи лучину.

Это они, восемнадцать часов,

колебали младенческие коляски.

Это уже,

озаренное озеро переплывая, салютовал

девятнадцатый час

и ногти поблескивали,

как линзы биноклей.

Это уже за каналом маячил двадцатый.

А

был

он художник.

Он современность перебирал,

превозмогая помарки.

Медленно двигалась стрелка пера

по циферблату бумаги.

 

1964

Легенда

 

Легенду, которую мне рассказали,

веками рассказывают русалки,

хвостами-кострами русалки мерцают,

их серьги позванивают бубенцами.

Наследницы слез и последних лишений

вставали над озером в белых одеждах,

наследницы слез и последних лишений:

все женщины чаще,

а девушки - реже.

Хвостами-кострами русалки мерцали,

их серьги позванивали бубенцами.

Их озеро требовало пополненья:

пришло и последнее поколенье.

Различия - те же, причины - как прежде,

лишь - девушки чаще,

а женщины - реже.

Немые русалки плывут по каналам

и рыбье бессмертье свое проклинают...

- - - - - -

Художник, не надо к бессмертью стремиться,

русалкой струиться, легендой срамиться.

Художник, бессмысленны вечные вещи,

разгул публикаций,

огул одобрений,

коль каждая капля слезы человечьей

страшнее твоих трагедийных творений.

июль 1964

 

Летний сад

 

Зима приготовилась к старту.

Земля приготовилась к стуже.

И круг посетителей статуй

все уже, и уже, и уже.

 

Слоняюсь - последний из крупных

слонов -

лицезрителей статуй.

А статуи ходят по саду

по кругу,

по кругу,

по кругу.

 

За ними хожу, как умею.

И чувствую вдруг -

каменею.

Еще разгрызаю окурки,

но рот костенеет кощеем,

картавит едва:

- Эй, фигуры!

А ну, прекращайте хожденье

немедленным образом!

Мне ли

не знать вашу каменность, косность.

 

И все-таки я - каменею.

А статуи -

ходят и ходят.

 

1962

 

Марсово поле

 

Моросит.

А деревья, как термосы,

кроны - зеленые крышки

завинчены прочно в стволы.

Малосильные

птахи жужжат по кустам,

витают, как миражи.

Мост разинут.

Дома в отдаленьи

поводят антеннами,

как поводят рогами воды.

Моросит, моросит, моросит.

 

Поле Марсово!

Красные зерна гранита!

Поле массового

процветанья сирени.

Поле майских прогулок

и павших горнистов.

Поле павших горнистов!

Даже в серые дни не сереет.

 

Я стою под окном.

Что? окно или прорубь

в зазубренной толще

гранита?

Я стою под огнем.

Полуночная запятая.

Поле павших горнистов,

поле первых горнистов!

Только первые гибнут,

последующие - процветают!

Поле павших горнистов!

Я перенимаю ваш горн.

В пронимающий сумрак

промозглой погоды горню:

как бы ни моросило -

не согнется, не сникнет огонь!

Как бы и моросило -

быть огню!

 

Быть огню!

Он сияет вовсю,

он позиций не сдал,

(что бы ни бормотали различные лица,

ссутулив лицо с выраженьем резины).

 

Моросит, как морозит.

Лучи голубого дождя -

голубые лучи восходящего солнца России!

 

1962

Мой дом

 

Дом стоял на перекрестке,

напряжен и мускулист,

весь в очках,

как перед кроссом

чемпион-мотоциклист.

Голуби кормились мерно,

на карнизах красовались.

Грозные пенсионеры

вдоль двора крейсеровали.

Вечерами дом думал,

сметы составлял, отчеты,

и-

внимательные дула -

наводил глаза ученых,

дула - в космос розоватый!

А под козырьком у дома

разорялась, раздавалась,

радовалась радиола.

Там бутылки тасовали,

под пластинки танцевали,

выкаблучивались!

Я в одном из окон дома

домогаюсь новой строчки.

я хотел бы стать домом

напряженным и строгим.

Танцевать комически

на чужой гульбе,

плакать под космический

гул голубей.

 

1962

 

Начало ночи

 

Над Ладогой пылала мгла,

и, следовательно – алела.

Зима наглела, как могла:

ей вся вселенная – арена.

 

И избы иней оросил.

(Их охраняли кобелями.)

И ворон,

воин-сарацин,

чернел,

налево ковыляя.

 

И кроме – не было ворон.

С ним некому – в соревнованье.

 

Настольной лампочки лимон

зелено-бел.

Он созревает.

 

И скрылся ворон...

На шабаш

шагала ночь в глубоком гриме.

 

Искрился только карандаш,

не целиком,

а только грифель.

 

(ПОЭМЫ И РИТМИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ. 1963-1964)

 

 

Ночь о тебе

 

Звезда моя, происхожденьем – Пса,

лакала млеко пастью из бутыли.

И лун в окошке – нуль. Я не писал.

Я пил стакан. И мысли не будили...

 

о вас... Я не венчал. Не развенчал.

Я вас любил. И разлюбить – что толку?

Не очарован был. Иразоча-

рованья – нет. Я выдумал вас. Только.

 

Творец Тебя, я пью стакан плодов

творенья! Ты – обман. Я – брат обмана.

Долгов взаимных – нет. И нет продол-

женных ни «аллилуйя», ни «осанна».

 

Я не писал. Те в прошлом, – письмена!

Целуй любые лбы. Ходи, как ходишь.

Ты где-то есть. Но где-то без меня,

и где-то – нет тебя. Теперь – как хочешь.

 

Там на морях в огне вода валов.

(Тушил морями! Где двузначность наша?)

И в водах – человеческих голов

купанье поплавковое... Не надо.

 

А здесь – упал комар в чернильницу, – полёт

из Космоса – в мою простую урну.

Господь с тобой, гость поздний. Поклюём

в чернилах кровь и поклянёмся утру.

 

(ТРИДЦАТЬ СЕМЬ. 1973)

 

* * *

 

О чём плачет филин?

 

О том, что нет неба,

что в темноте только

двенадцать звёзд, что ли.

 

Двенадцать звёзд ходят,

игру играют,

что месяц мышь съела,

склевал его ворон.

 

Унёс ворон время

за семь царств счастья,

а в пустоте плачет

один, как есть, филин.

 

О чём плачет филин?

 

Что мир мал плачу,

что на земле – мыши,

что звёзды лишь – цепи...

 

Когда погас месяц,

и таяло солнце,

и воздух воздушен

был, как одуванчик,

 

когда во всё небо

скакал конь красный

и двадцать две птицы

дневных смеялись...

 

Что так плакал филин,

что весь плач птичий –

бессилье бессонниц,

ни больше, ни меньше.

 

(ВСАДНИКИ. 1959-1966)

 



2020-02-03 184 Обсуждений (0)
Есть кувшин вина у меня невидный... 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Есть кувшин вина у меня невидный...

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)