Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические и научные предпосылки философского, литературного и культурного развития.



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
Исторические и научные предпосылки философского, литературного и культурного развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Михальская «История заруб лит-ры 20 века»; Ясень-Засурский

 

Период рубежа веков: 1871 (зав франко-прусской войны, соб парижской комунны)-1914 (первая мировая война). В это же время происх и многие другие войны. Незадолго до этого – война м-ду севером и югом с сша, русск-турецкая война, японо-китайская, испано-американская… и так далее.

Изобретены: динамо-машина, телефон, радио, телеграф, вертолёт, комбаин, первый полет на аэроплане, динамит, появ грандиозные техн сооружения (Башня свободы, Эйфелева башня), строительство панамского канала, прокладка северо-атлантического кабеля, достигнуты полюса планет.

Характерно фигурное развитие промышленности, отсюда противоречия между рабочими и владельцами по всему миру (русск, мексиканская, китайская, германская революции). Конец века – предчувствие некой катастрофы.

Ощущение кризисности, ощущение гибели эпохи, кот выразилась в течении в искустве, наз «Декаданс» - озн упадок, разрушение.

Философская мысль рубежа 19-20 века

Очень ярким явл становится философия позитивизма: Огюст Конт и Ипполит Тен.

Создают 6 томный труд «Курс позитивной философии» и создание этой философии – это итог бурного развития искусственных наук. Начиная со средневековья до 19 века гл наукой была философия, ост вспомогательные для неё. Сейчас ест науки заявили о себе, а философия подверглась сомнению как главная наука.

19 век объявляет войну философии. Конт: познать сущность невозможно, можно познать факты.» То есть то, что можно узнать эмпирическим путем. Задача науки – не постижение сущности, а описыать факт. Конт гов о том, что из 100 примеров – 99 подтверждают тезис, это не значит, что этот тезис правилен. Задача выводить мнения, а не итоги.

Позитивизм говорит о том, что каждая наука должна развиваться своим путем и не нужно смешивать науки. Если применять инструменты одной науки использовали в другой, то можно путаться, заблуждаться.

Ранзивая Конта, И Тен создает работу «Введение в историю англ лит-ры» Он выделяет три фактора, кот форм человека и культуру:

- раса. (Глубокие духовные общие черты представителей одного народа, кот изначально присущи всем ее представителям) (фон в гештальте) «Самые ценные произведения те, кот отр расу»

- среда (материальный мир, климат, социальные и иисторические условия. То, что накладывается на базу расы) Произв о среде – менее долговечны, чем о расе.

- момент (сиюминутное, мода. Определенное то, что накл отпечаток на короткое время. Например, дело Дрейфуса)

 

Герберт Спенсер, и его социало-дарвинизм. «В обществе побеждает не самый красивый или самый быстрый, а самый сильный. Деление на классы – естественно»

Практически вся философия рубежа веков борется против христианства, теологии.

Спенсер борется против христианской морали, он исключает всё моральное из своей модели мира. Спенсер: победят не самые умные, а самые сильные».

Спенсер оказал влияние на амер лит-ру (Джек Лондон, Драйзер).

 

Артур Шопенгауер, «Мир как воля и представление» 1918. Влияние его прояв на рубежах веков. Идеи Ш возн в полемике философии Гегеля (циркулизованная цикличная картина христианского мира).

Ш противопоставляет Гегелю и его идее мирового духа идею мировой Воли

МВ – закон, по которому развивается не только общество, но и мир.

МВ – безлична. МВ просто самоосуществляется. Человек постичь ее не может, у него своё представление о реальности, субъективное. Позитивые/негативные оценки – рез-тат чел субъобъективнсти. Управляется мир не разумом, а волей. Жизнь человека опр его борбой со смертью. Всегда и при всех обстоятельств жизнь человека страдание. Путь избавления от страдании – путь к бесстрастности, необ понять, что мир – иллюзия.

Концепция АШ пессимистична, но интересна нам, тем, что изменяется взгляд на власть в мире. Бог – нечто персонифицированное, МВ – не имеет личности, она бесстрастна. Появ новая конц власти: безличные и безразличные силы. Появ представление власти о куче людей, что обслуживает власти, но человека, кот в конце-концов принимает решения – нет. (конц власти есть у Золя, Драйзер, Кафка, Стейнбек)

Фридрих Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра». ФН выделяет в человеке два начала: дионисииское, апполонское. Апполон – солнце, космос, равенство. Дионисий – хаос. ФН считает, что породить творческое может только дионисийское. Все симпатии ФН на стороне Дионисииское. ФН говорит о ом, что христианство – религия смерти, так как готовт человека к смерти, но не учит как жизнь. И жить можно только перейдя за границы христианской морали. «Генеалогия морали», «Так говоил З» развивают концепцию сверчеловека: мораль нужна для обычных людей, но сверчеловек не может стать таковым, не выйдя за границы морали. Сверхчеловек вне концепции добра и зла, обл внутренней свободой. Высшие наделены властью, стремлением улучшить мир. Остальные стадо – не смогут стать сверхлюдьми. Человек – только переходный этап развития от животного к сверхчеловеку. Драйзер, Лондон, Манн, Киплинг…

Марксизм.

Согл учению Маркса человек сущ в связях и отн с другими людьми, осущ себя в действии, гл заслуга маркса – в создании теории капитализма.

Индивид отчуждается от результатов труда, человек не может соотнести себя с тем, что он производит и лишается смысла. Капитализм разрушает индивидуальность, капитализм рано или поздно будет разрушен. Предверием разршения капитализма – кризисы, которые подрывают развитие капитализма (в высшей точке – империализм). Революция как ответ на кризис произойдет в развитых странах. Бернард Шоу, Лондон, Сартр, …

 

Особ лит развития рубежа веков.

Рубеж веков харак усталостью от реализма.

Две тенденции:

- реализм продолжает развиваться (натурализм)

- символизм, неоромантизм и не совсем лит направление, но эстетизм и декаданс.

 

Рубеж веков – время изобретения фотографии. Бурный слом живописи. Ранее живопись – сохранить момент, после фотографии становится понятно, что эта функция не нужна. Начинается период концептуальное искусство. Первая ласточка – импрессионизм. Слово импрессион – впечатление. Это новый взгляд на окр мир, кот предстает перед художником не как набор предметов, а синтез цвета и света, отеенков, цветовых и световых впечатлении. Клод Моне, Эдгард Дега, Камю Писсаро, …

Живопись перестает считаться большим искуством и художники начинают заниматься массовым исуством, что ведет к их синтезу. Толоза Лаврек.

Существенно проявляет себя графика. В англ живописи значимо творчество «прераф аэлиты». Они стремятся к декоративности и искусственности сюжета, вводят новый тип женской красоты и сов новый способ отображение действительности.

 

Реализм

С одной стороны углуб в детали, особ в психологические. Очень большое значение приобр описание внутреннего мира личности, но одновременно обостряется критическое начало. Уменьшается кол-во событий, увеличиваются кол-во описании. Реализм прорывается в сферу драмы и порождает «новую драму».

«НД» - новое событие рубежа веков, полная революция в драматургии.

 

Натурализм

Н продолжая идеи соцдетерминизма (реализм), говорит н только о социальной, но и о физической и биологической обоснованности действии человека. Черты натурализма проявл и у Флобера. Теоретиком Н становится Эмиль Золя. «Изображать факты – вот и вся моя задача» Золя.

Н-ты ставят задачу отобр действительность так, как она есть. Много используют документы, но важно обосновать биологическое. Важна теория наследственносит, болезней, проблема алкоголизма, тема смерти (детали до каждого трупного пятна), прявл физиологическое описание отношении м/ж.

Для натурализма важна эстетическая неправильность. Изменяется и та среда, к кот обр Натуралисты. Если реалисты обр к верхам, то натуралисты обр к низам, к борьбе за выживание. У Н-тов низы – это люди с низкими страстями, с плохой физиологии.

 

Символизм

 

Складывается во Фр в 1870 годы и сущ до 1890

 

Предш симв – Шарль Бодлер. ШБ – «проклятый поэт». Гл труд ШБ – «Цветы зла». Бодлер как жил, так и писал – алкаш и наркоман. Но переврнул образ поэзии. Внедрние в сферу эстетического того, что ранее эстетическим не считалось. Эстетизация безобразного. Нарушение закона поэзии. (Мертвая лошадь сравнивается с возлюбленной) Вводит урбанизм, кот не считался достойным описанием. Описывает старость и многое-многое, что ранее не считалось поэзией. Одна из задач Б – эстетизация зла. Символисты следует за Бодлером. В основе символизма конц двоемирия. Материальный мир – только отражение мира идей. Задача поэта-симв вот этот мир идей отображать. Но как его отображать? Можно только через систему символов указать на существвание этого мира. Символ – многозначный худ образ, в осн которого теория соответствии. «Соответствие» Бодлера. Он настаивает на синестезии. Звуку может соотв цвет, ему – запах и так далее. Поэты настаивают на синестезической картине мира. Задача символов – выразить невыразимое. Огромную роль играет подтекст. Теорию подтекста создал Стен Малорне. Он говорит о том, что подтекст (существует везде) кот выр-ет тайный смысл вещей. Важна для поэзии музыкальность. Самый важный принцип символизма – принцип суггестивности. Принцип суггестивности озн то, что задача поэзии не рассказать что-то, а ввести человека в состояние. Символисты воспроизводят не реальный мир, а мир искусства. Символисты разрушают александрийский стих, вводят белый стих, Артюр Рембо вводит верлибр. Разрабатывают форму стихотворения в прозе.

 

Эстетизм.

Возн преим в Англии как реакция на позитивизм, Дарвина, Спенсера. Теоретики эстетизма – Джон Рёскин и Уолтер Пейтер.

Главная задача искусства – создавать красоту. Не воспитывать, не образовывать, не анализировать, а создавать красоту.

Пейтер: Красота выше добра/зла.

Искусство для Э-ков – новая религия. Красота – истина, она всегда права, даже если аморальна, они доводят до конца теории искусства ради искусства.

Вершина эстетизма – Оскар Уайльд. Важно предисловие к «Портрету Дориана грея»: нет нравственных и безнравственных книг, есть плохо и хорошо написанные книги.

 

Неоромантизм: Роберт Стивенсон, Киплинг… (отдельная лекция)



2020-02-03 182 Обсуждений (0)
Исторические и научные предпосылки философского, литературного и культурного развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические и научные предпосылки философского, литературного и культурного развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)