Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новая драма в европейской литературе.



2020-02-03 247 Обсуждений (0)
Новая драма в европейской литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

До этого существовал жанр трагедии и комедии, и на стыке этих жанров примерсно с конца 18 века начинает формироваться жанр драмы. Первоначально он формируется как средний жанр м/ду трагедией и комедией. Жанровый облик драмы до сер 19 века не был сформирован, для того, чтобы это произошло необ была большая работа рядом авторов: Г Ибсен, Б Шоу, Борис Метерлинк, Гауфман и Бертольд Бредх. Все принадлежали к разным национальностям, но вместе они формируют драму как жанр

 

Г Ибсен (1828-1906)

Норвегия ранее не имела собственной государственность: с 14 от Дании, с 19 века от Швеции?

Обретает независимость в …

Не имела собс языка. Ибсен был одним из тех, кто подготовил национальное пробуждение норвежцев. Но Ибсен был одинок в своем лит контексте. Ибсен на ранней стадии своего тв-ва нах под влиянием евр романтизма и период его с 49-71 год – романтический период. Ибсен обращается к национальному фолклору, ищет эмблему культуры, в поиске образов, кот выразили бы эту культуру, но, так же, как и романтики, не заботится о форме пьес. Драма в итоге стала не сценичной, но стала драмой для чтения (напр. Фауст).

Таких не-сценичных пьес в тот период очень много, и Пер Гюнт одна из них:

- много персонажей

- длинная

- много мелких событий

 

- собственно, известна в основном, только благодаря опере

 

Пер Гюнт не обладает хорошими качествами. Бросает мать, попадает к троллям, падок на земные блага и т.д. Единственное, что его оправдывает и дает шанс на оправдание, это её вечная любовь, но он ее не достоин (убегает и возвращается старым). Пер Гюнт «упивается собой» (как живут тролли)!

«Упиваться собой» - позиция, которая явл нравственным конфликтом пьесы.

Мать и Сольвейг – явл залогом важности персонажа.

 

Вклад Ибсена в том, что он постарался создать мостик м/ду фолклором и нац лит-рой.

 

Совсем другие пьесы принесли ему славу.

 

Второй период творчества 75-85?

Ибсен предлагает сов новый тип драмы. Основан на бытовом, буржуазном сюжете (деньги, семья, долги, честь, прошлые грехи и тд). Главный конфликт – м/ду видимостью и сущностью. В центре интриги – тайна, кот раскрывается и проливает свет на сущность героев. Поскольку происходит пересмотр жизни героев, то и мы пересматриваем всю пьесу, поэтому такие пьесы наз «аналитическими».

Но самое важное, что привнес Ибсен – наличие дискуссии. Дискуссия – это обсуждение конфликта. Трагедия – конф не разрешим, комедия – легко разрешим, драма – пути решения конфликтов и они исследуются в дискуссии.

 

 

Пьеса «Нора или кукольный дом» (1879).

Конфликт в пьеса очень простой (похожий у мадам Бовари). Все связано с высокой нравственности.

 

Вики:

«Действие происходит в доме Хельмера перед Рождеством. Нора возвращается из города с подарками для семьи, муж упрекает её в мотовстве: он лишь недавно получил должность директора банка, и жалованье ему повысят только через три месяца, а жить в долг для него абсолютно неприемлемо. Нора, «мотовка», «птичка», «белочка», как зовёт её Торвальд, в ответ только отшучивается, она выглядит беспечной и легкомысленной.

Приезжает давняя подруга Норы фру Линне: после смерти мужа она осталась без средств к существованию и вынуждена искать работу. Нора рассказывает ей, что, когда Торвальд был болен, ей пришлось занять денег, чтоб по совету врачей отвезти его на год в Италию. Теперь она вынуждена выплачивать долг, но рассказать об этом Хельмеру не может: он думает, что деньги одолжил отец Норы. Теперь она вынуждена отказывать себе во всём и заниматься мелкой подработкой.

В это время к Хельмеру приходит Крогстад — именно у него Нора заняла деньги. Хельмер лишил Крогстада места в банке, и теперь тот просит Нору повлиять на мужа, угрожая ей разоблачением. К тому же Нора подделала подпись отца на векселе, и Крогстад знает об этом.

Нора честно пытается уговорить мужа оставить Крогстада, но тот не соглашается, к тому же на это место он уже взял фру Линне. Поняв, что ничего не вышло, Крогстад оставляет в почтовом ящике письмо для Торвальда, в котором описывает ситуацию с долгом Норы. Нора выдумывает всяческие предлоги, чтоб не пустить Торвальда к почтовому ящику.

Фру Линне, стремясь помочь Норе, отправляется к Крогстаду: оказывается, когда-то они любили друг друга, но она вышла замуж за другого, более обеспеченного. Теперь фру Линне предлагает «протянуть друг другу руки»: ей хочется жить ради кого-то. Крогстад счастлив и готов даже забрать своё письмо, но фру Линне уговаривает его не делать этого: она считает, что тайна должна раскрыться.

Торвальд и Нора возвращаются с рождественской вечеринки, и злополучное письмо наконец извлекается из ящика. Торвальд разгневан, он называет жену лицемеркой, лгуньей, преступницей, говорит, что не доверит ей воспитание детей. Тут же служанка приносит ещё одно письмо: Крогстад вернул расписку Норы. Торвальд счастлив, Нора для него снова превращается в «певунью-пташку», «голубку». Однако Нора заявляет ему, что уходит из дома: «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой <…> Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком <…> я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них»

Иссл говорят о том, что новая драма началась с того, что Нора не радуется разрешению конфликта. Эта пьеса ставит проблему женщины. Нора полностью перечеркивает представления о том, что должна женщина в обществе. Это революция драматургическая: ранее, если конфликт решет, то он решен окончательно, здесь же открытый финал.

 

Борис Метерлинк

Лауреат Нобелевской премии по литературе (Исидур?). Бельгийский драматург, писал по французски, знаком с ведущими фр символистами и заслуга его в том, что он создал теорию символистского театра из-за работы «Сокровища смиреных». В основе этой пьесы идея двух миров: человек (материя) и душа (дух). Мировая душа – суть конфликта(?) Различия м/ду людьми можно игнорировать по М, каждый человек – отголосок мировой души. Мировую душу можно выразить только молчанием. Настоящее сокровище – это молчание. Драма по своей природе противоречит сцене и драмы. Все это требует полного изменения поэтики театра и у М всегда присутствует глубинный диалог, за героями скрывается что-то еще. Вторая особенность в деперсонализации актера. Актер воплощает человека вообще, поэтому М не нравится, когда актер имеет какой-то инд образ. Внешность по М должна быть условной, театр людей дб близок к театру марионеток. Этот деперсонализированный актер должен изобразить общение душ, общение внутреннее. Персонажи Метерлинка обычно говорят то, что кажется малозначительными и за этими словами, по М, может скрываться глубинное общение. Пьесы М – те, кот насыщены активным молчанием.

«Синяя птица». Адресована детям, воплощает поиск синей птицы (мечту) символизм в простых формах, тк дети могут видеть души не только людей, но и вещей, погоня за счастьем – эфемерна. Пьеса до сих пор ставится, так как сложные символистские идеи выражены в простых метафорах. Всё понятно и очевидно.

Гораздо более сложными явл другие пьесы, напр «Слепые» 1790. Практически без сюжета: из некого монастыря группа слепых дб переведена в другое место поводырем и ситуация пьесы связана со смертью поводырем, но слепые не понимают, что произошло и момент попытки осознания развернут на всю пьесу. Нагнетения ощущений. Пьеса аллегорична – слепые это люди обычные. Действие на острове, священник поводырь – вера, которую потеряли. Единственный зрячий – это грудной ребенок. Он не может ни сказать, ни понять что происходит. Он также как и они беспомощен.

М демонстрирует: смерть всегда среди людей и только наиб чувсвительные знают о ее присутствии постоянна и плач младенца – возможно – означает то, что он увидел смерть. Идея М в том, что человек беспомощен перед смертью. Опять – как и в новой драме – слепые остаются в незнании живыми, открытый финал. В отличии от пьесы Ибсена, пьеса Метерлинка – абсолютно разные вещи. Все признаки символизма.

Есть слепорожденные, есть ослепшие. Ослепшие видят себя выше, чем слепорожденные. Мертвый ребенок – его образ – это знаковый образ для того времени и означает рубежности, ситуация близости конца света.

 

Б. Шоу 1856-1970

 

Ирландец, Дублин, родился в бедной семье. В 15 лет начинает зарабатывать себе на жизнь и живет во время желания независимости у ирландцев. Культура Ирландии только начинает формироваться. Среди интеллигенции нарастают революционные настроения.

О школе он говорил: узнал немногое, забыл многое. Унаследовал натуру матери, интересовался музыкой и лит-рой. Родители разошлись: он остался с отцом в Дублине. Но Шоу в 20 лет остается на шее у матери в чужом городе и он начинает писать. Начинает рассылать в издательства и газеты. Позже он вспоминал, что ему отказали 60 издательств. Хочет интегрироваться в английское жизнь. Член фабианского (Фабиан Пунктатор) общества, стал социалистов. Суть общества – социализм наступит, но не сейчас и не скоро. Фабианцами были многие известные люди. Шоу входит в театральную среду, становится музыкальным критиком, и именно эта увлеченность театром приводит его к написанию пьес. В ;;;; открывается Независимый театр. Его основоположник Джейкоб Грейн считал, что он должен сделать театр серьезным искусством (в то время современные проблемы не рассматриваются). Женится по расчету.

Получает нобелевку. Репутация его «скачет». Посещает советский союз. Находится от СССР в восторге.

Концепция тв-ва.

Ш был носителем целого ряда концепции.

- концепция жизненной силы противопоставлена мировой воле Шопенгауэра. Сила, которая ведет человека – это абсурд. Жизненная сила ведет женщину (носительницы жизненной силы). Практически везде образ сильной женщины.

«Квинтессенция ибсенизма». Ш противопоставляет англицскому театру удовольствий тво-во ибсена и говорит о том, что быть просто хорошим – быть морально мертвым. Задача драматурга – принимать вызовы времени, создавать новые типы герои, которые действуют по разуму. Идеалист живет в мире иллюзорных моральных представлении, реалист – это человек дела, не носит масок, не боится заглянуть в глаза реальности и считает, что эта мораль – мораль идеальная – никак не связана с жизнью и несет зло, мешая заглянуть в глаза правде.

Отрицание стереотипов, норм, правил, законов, кот не дают увидеть реальность – это и есть квинтессенция ибсенизма. Шоу против Шекспира как набора пьес, которыми театр закрывается от реальности. Ибсен – у Шоу – гораздо важнее Шекспира. Шекспир проходит через все тв-во Шоу. «Бедный Шекспир», «Год порицания барда», «Тужур, Шекспир!», «Шекс против Шефа». Всё это связано с необходисмостью уважать и почитать Шекспира. Шоу превращает все свои драмы в дискуссии.

Главное внимание Шоу направляет на противостоящих героев. Задача Шоу (которуб он не формулирует), - пробуждение зрителя.

Принцип парадокса дает возможность неожиданным сюжетным ходам и поворотам.

Первый цикл пьес называется «Неприятные пьесы»: Вдова вдоввца, профессия миссис Уоррен и Малах

«Приятные пьесы» Война и человек, кандида, избранник судьбы – социальная мораль

«Пуритан»: ученик дьявола, цезарь и клеопатра.

 

Профессия миссис Уоррен. 1793 год

Парадокс в заглавии – миссис Уоррен (будто бы главная героиня) бывшая проститутка, а сейчас содержательница публичных домов.

Профессия – это то, что дает человеку образование (Проститутка – не профессия).

Профессия – это то, что дает деньги (П - профессия)

 

Конфликт м/ду м Уоррен и ее дочерью Виви (Viv по латыни - сила). Связано с суфражизмом.

Виви работает, Виви ведет себя как мужчина, хочет самостоятельной жизни, наплевать на все условности.

Каждый момент пьесы – вызов общественной морали. Конфликт строится на узнавании. Рассказ миссис Уоррен – анализ общественного положения.

Профессия м Уоррен – аморальна, но дает возможность дать образование Виви.

 

Узнавание профессии происходит в два этапа:

- узнавание профессии (Виви как передовая девушка не осуждает мать)

- узнавание продолжения профессии (как можно быть безнравственным, если у тебя есть средства, чтобы жить нравственно)

 

Виви вообще отрицает стереотипы, а в м Уоррен эти стереотипы сидят.

 

Капиталы Англии – важная тема.

 

 

«Пигмалион»

 

Пьеса о фонетике – говорит Шоу.

Влияние происхождения на речь.

Несмотря на увлекательный сюжет у нас опять та же проблема сильной женщины и ее положения в обществе.

 

Литература XX века

 

Исторические предпосылки.

Важнейшее событие, повлиявшее на литру нач 20 века – первая мировая война.

 

1 мировая война начинается с провокации – с убийства наследника авсвство-венгерского престола Гаврила Принципом. Событие используется как повод, чтобы Германия напала на Австро-Венгрию. Эта борьба прежде всего Германии и его союзниками против Антанты (Россия, Англия и Франция) через них в войну втянули 38 государств.

Использование новых видов вооружения, авиационные, газовые атаки, танки и много-многое другое. Очень важным аспектом этой войны становится отражение этого в прессе. Впервые массово отражение войны в прессе получает широкий изобразительный ряд. В прессе этот ряд становится необыкновенно влиятельным за счёт визуальных впечатлении и война в картинках получает специфическое освещение (пропаганда): отправка на фронт, яркая картинка с передовой, это картинка в госпитале и картинка возвращения солдат, генерал награждает солдата. Всё это обрушивается на людей и много добровольцев появляется. Большинство из писателей, описавших 1 мировую – добровольцы.

Впервые складывается ситуация, когда люди на войне не понимают, с кем они воюют. Не случайно именно эта война оканчивается двумя революциями (русская 1917 и немецкая 1918).

Послевоенный передел мира. Парижская мирная конференция 1918 года. Что касается межвоенного периода – он дост короткий:

20 годы харак ростом революционных настроении, революция в России вызывает интерес и сочувствие. И идея обновления мира становится одной из ведущих идей. 30-е годы оказываются несколько более сложным периодом в США. Германия после войны пытается наладить экономику и в течении 20-х продолжается поиск силы, которая сможет этот процесс

США, Великая депрессия: 1929. Распространяется на весь мир, для США это особенно сложный период. С центральных штатов люди уходят в другие штаты, так как засуха не позволяет фермеров работать. Экономисты понимают, что выход из кризиса возможен только с помощью второй мировой войны.

23 год – Пивной путч в Мюнхене, первое выступление НДСП.

2. год – приход к власти НДСП, поджёг Рейхстага. НДСП переходит к тоталитарной формы.

1 сент 1939 год – начало 2 мировой войны.

 



2020-02-03 247 Обсуждений (0)
Новая драма в европейской литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новая драма в европейской литературе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)