Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Терминология научной работы



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Терминология научной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Для проведения любого исследования важно владеть терминологией. Этой терминологией должны владеть в совершенстве на только педагоги, но и учащиеся, но зачастую сам учитель не понимает разницы во многих терминах. Поэтому для облегчения работы я используя дополнительную литературу составила следующий словарь. Ниже приведены термины и понятия, используемые в учебной научно-исследовательской работе.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм сознания. Целями науки являются: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющей предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. От эстетического способа освоения действительности, носителем которого является искусство, наука отличается стремлением к обезличенному, максимально обогащенному объективному знанию. Часто искусство характеризуют как "мышление в образах", а науку - как "мышление в понятиях".

Методология - (от метод и ...логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Научное исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной и профессиональной деятельности человека. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Существует два уровня исследования: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать будущие события и факты. Результаты научного исследования не должны повторять ранее открытые факты и законы. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

      Проблема (от греч. Problema - задача) - в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос изучения, в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении явлений, процессов и требующая адекватной теории ее разрешения. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть. Важной предпосылкой решения проблемы служит ее правильная постановка. Пример проблемы: "Влияние минеральных удобрений на жизнедеятельность растений: за и против".

Гипотеза - (от греч. Hypothesis - основание, предположение) - то, что лежит в основе, причина или сущность. В современном словоупотреблении гипотеза - выраженное в форме суждения предположение или предугадывание чего-либо: например, "предугадывание природы" в формулировке естественнонаучных законов. Чаще всего создается по правилу: "то, что хотим объяснить аналогично тому, что мы уже знаем". Любая гипотеза начинается с познавательного вопроса. Другими словами выдвижение гипотезы - мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям: быть проверяемой, обоснованной, непротиворечивой.

Тема (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет написания, изображения, исследования, разговора и т.д. Тема отражает характерные черты проблемы

Предмет - все то, что может находиться в отношении или обладать свойствами. Включает те связи и отношения, которые подлежат изучению в работе. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель - идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Она формулируется кратко и предельное точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задача - 1. То, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу. Выполнить задачу.

2. Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Проект (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

       Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада содержание научного труда, литературы по теме.

       Конспект (от лат.conspectus - обзор) - краткое изложение, запись содержания сочинения, доклада.

Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. Главное требование - запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты условно можно разделить на четыре типа:

 - плановый - составляется с помощью предварительного плана произведения. Составляется в виде ответов на пункты плана;

 - текстуальный - составляется в основном из цитат, которые связаны друг с другом логическими переходами. Целесообразно использовать при изучении материала для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов;

 - тематический - дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос - тему. Специфика не отображает всего содержания используемых произведений;
 - обзорный тематический - тематический обзор на определенную тему с использованием одного или нескольких источников.

       Тезисы (от греч. thesis - положение, утверждение) - в узком смысле - основополагающие утверждения - принципы. Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное или излагаемое устно. Формулировки тезисов должны быть четкими и краткими, выявлять суть содержания. Облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям исследуемых авторов. Например, высказывания академика И. П. Павлова: "… научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

       Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них наши "теории" - пустые потуги".

Тезис: "Изучайте, накопляйте факты. Без фактов нет теории".
Часть тезисов может быть записана в виде цитат.

Цитата  [нем. Zitat < лат. citātum < citāre призывать; приводить; провозглашать]. - дословная выдержка, из какого либо текста.

Доклад – публичное сообщение — развёрнутое изложение, какой либо темы, закономерный итог выполнения исследовательской работы по определенной теме.

Аннотация – краткая характеристика работы с точки зрения содержания, назначения и других особенностей. Она должна отвечать на вопрос: «О чём говорится в работе?».

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) – это критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изложенного материала, даёт оценку ведущих идей рецензируемого материала.

 

 

Подготовительная работа по организации исследовательской деятельности.

 

На организационно-подготовительном этапе – я выявляла учащихся, желающих работать в научном обществе. Ведущая роль здесь также принадлежит учителям-предметникам, которые в процессе индивидуальной работы с учениками, призваны, не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).

Для того чтобы вести исследовательскую деятельность, необходима большая подготовительная работа. И, в первую очередь, это изучение мнения педагогов и детей.

 

Вот примерный круг вопросов который я использовала, для изучения мнения учителей и учащихся.

Вопросы для диагностики педагогов (по Н.И. Дереклеевой, 2001г.)

1. Используют ли ученики дополнительную литературу при подготовке к уроку по Вашему предмету?

2. Предлагаете ли Вы учащимся дополнительные материалы: научные статьи, журналы, книги?

3. Выступают ли ваши ученики с докладами и рефератами по изученной литературе?

4. Считаете ли Вы. Что в классах, в которых Вы работаете, есть учащиеся, которые хотели бы участвовать в научно-исследовательской работе по Вашему предмету?

5. Необходимо ли иметь в Вашей школе научное общество учащихся?

6. Какие секции, на Ваш взгляд, должны в нём работать?

7. Считаете ли Вы необходимым для себя работать в научном обществе учащихся?

8. В какой форме, на Ваш взгляд, должен проходить отчет о научно-исследовательской работе учащихся?

Вопросы для диагностики учащихся (по Н.И. Дереклеевой, 2001г.)

1. Какой школьный предмет Вам наиболее интересен?

2. По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу?

3. Какая область знаний Вам наиболее интересна?

4. Занимаетесь ли Вы в кружках? Каких и где?

5. Считаете ли Вы необходимым создание в школе научного общества учащихся?

6. По Вашему мнению, чем оно должно заниматься?

7. Хотели бы Вы участвовать в работе научного общества учащихся?

8. Если да, то, каким предметом Вам хотелось бы заниматься?

9. Кто из учителей мог бы стать Вашим консультантом?

10. Какие научные темы для исследований могли бы быть Вам интересны?

 

Уровень работ, выполняемых школьниками, на мой взгляд  зависит от многих факторов, основными из которых являются следующие:

1. Важен, в первую очередь, уровень психологического состояния самого учащегося, который определяет, насколько ребенок готов к выполнению самостоятельной и творческой работы. Это очень сложный и важный вопрос, его исследованию посвящены работы многих педагогов. Мне  наиболее близко определение уровней таких состояний учащихся, называемых уровнями творческого саморазвития, и рассмотренных в работе Толстолуцких Н.П.:

· начальный (учащийся не верит в собственные возможности, не умеет и не желает выполнять творческие задания);

· низкий (сомневается в собственных возможностях, выполняет творческие задания под руководством учителя);

· средний (нуждается в дополнительных стимулах при выполнении творческих заданий, при реализации замыслов, включает отдельные элементы нового, предпочитает работать в микрогруппах, не решается брать творческую инициативу на себя);

· высокий (верит в свои возможности и способности, иногда завышая их самооценку. Способен на создание широкого спектра самостоятельных замыслов, которые не всегда находят адекватное творческое воплощение, поэтому для их практической реализации нуждаются в дополнительной информации);

· креативный (адекватно оценивает собственные возможности и способности. При подходе к творческим заданиям находит нестандартные пути решения и воплощает их в самостоятельные, оригинальные полностью завершенные проекты). И, хотя это деление чисто условно, оно может стать хорошим теоретическим подспорьем учителю при подборе заданий на исследовательскую работу, выборе тем и разработке способов и планов руководства.

Очевидно, что школьник с низким или средним уровнем саморазвития не может выполнить полноценную исследовательскую или творческую работу, но, как показывает опыт, такие ребята с удовольствием берутся за подготовку рефератов и докладов), и является первым этапом грамотной поисковой деятельности), ребенка можно научить поисковым и исследовательским методам, показать “образцы” исследовательской работы. Как правило, такая деятельность развивает ученика, создает хорошие предпосылки для перехода на следующий уровень саморазвития.

2. Следующим важным фактором является качество руководства деятельностью учащегося. Очень важно, чтобы фактическим руководителем школьника являлся человек, хорошо знакомый с исследовательской работой. Именно такие руководители способны сформулировать задачу, решение которой представляет собой реальный практический результат и требует применения исследовательских методов. С другой стороны, руководитель должен быть хорошо знаком с возрастными особенностями ребенка, уровнем его реальных знаний, адекватно оценивать уровень его творческого саморазвития.

3. В начале работы над предложенной задачей очень важно, чтобы руководитель продумал план выполнения проекта. Как и всякий план исследовательской работы, он должен включать наименования этапов с указанием промежуточных результатов, методов и средств их достижения, а также оценку возможностей школьников-участников проекта и их вероятных трудовых затрат на достижение планируемых результатов. План является основой для организации управления исследовательской деятельностью ребенка, и, что очень важно в школе, оценивания достигнутых промежуточных и конечных результатов.

 



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Терминология научной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Терминология научной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)