Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.
1). Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме. 2). Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников. Избегать директивных приемов. 3) Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов. 4). Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации. 5). Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике. 6). Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся. 7). Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме. 8). Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.
При организации исследовательской работы мы (педагоги) должны помочь учащемуся: · в выборе темы исследования, обосновании необходимости данной работы, формулировке цели, выдвижении гипотез и постановке конкретных задач; · в выборе объекта экологического исследований, в приемах и методах работы; · в отработке и разработке методик исследований, отборе и подготовке необходимого оборудования, приборов, реактивов; · в составлении плана и последовательности работ, включая планирование эксперимента; · в организации дневника наблюдений, регистрации хода выполнения работ; · в обработке собранного и полученного материала, формулировании выводов, рекомендаций, написании отчета. В ходе выполнения исследовательской работы учитель должен стремиться развивать у учащихся понимание уникальной ценности природной среды, формировать экологическую ответственность, которая тесно связана с таким качеством личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
С какого возраста можно заниматься научной работой?
Я считаю, что можно выделить следующие этапы учебно-исследовательской деятельности: · 5-8 классы – подготовительный этап; · 9-11 классы – этап непосредственной учебно-исследовательской деятельности. Очевидно, что исследователь должен уметь: · находить объект и предмет исследования; · выдвигать цели исследования и гипотезу; · моделировать план эксперимента; · проводить эксперимент; · определять границы применения экспериментальных данных; · анализировать полученные результаты. Утопично было бы стремиться сформировать перечисленные компетенции без опоры на другие умения и качества. Нужно разработать такую систему организации образовательного процесса, при которой специальные исследовательские умения взращиваются на основе, а в старшем звене параллельно, с умениями организационно-практическими, интеллектуальными и коммуникативными. На первом этапе, до начала занятий целенаправленной исследовательской деятельностью, нужно научить школьников: · планировать свою работу; · распределять свое время; · выделять существенное; · самостоятельно работать с учебной и справочной литературой; · находить источники информации; · анализировать учебные проблемы и задачи; · пользоваться алгоритмом действий; · строить систему доказательств; · сравнивать; · составлять и читать схемы, графики, таблицы; · пользоваться компьютером и т.д. Формирование перечисленных умений обеспечивается деятельным подходом к обучению, реализацией принципа активности ребенка, использованием проблемного, эвристического и исследовательского методов. На данном этапе я учу учащихся составлять план, конспект, тезисы; знакомлю с такими видами исследовательской работы как реферат, доклад, сообщение на тему и т.д. Также мы с детьми отрабатываем методику публичного выступления, учимся задавать и отвечать на вопросы. В рамках «Двухмесячника по экологии» и «Предметной недели по биологии и химии» проходят выступления юных учащихся, где представляются наиболее удачные работы. На втором этапе учащиеся 9-11 классов занимаются учебными и научными исследованиями как специально организованным видом познавательной деятельности. Выбор тематики работы зависит от уровня подготовки учащегося и его интересов. При организации и проведении учебно-исследовательской деятельности учащихся мною ставятся следующие задачи: · усвоение школьниками основ методики экспериментальных и теоретических научных исследований; · приобщение учащихся к коллективному творческому труду; · развитие умения работать систематически, рационально и эффективно; · формирование основных библиографических навыков работы по поиску теоретических источников; · формирование умений анализа научной информации, навыков работы с периодическими научными изданиями, реферативными журналами, информационными базами данных, словарями и справочниками; · присвоение ученикам знаний о некоторых методах исследования; · формирование основных навыков публичных выступлений, рецензирования и оппонирования статей и докладов; · формирование навыков оформления письменных учебно-исследовательских работ в соответствии с существующими требованиями и стандартами; · развитие умения работать с некоторыми редакторами на компьютере и техническими средствами, сопровождающими публичные выступления.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |