Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.



2020-02-04 308 Обсуждений (0)
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению. 0.00 из 5.00 0 оценок




1). Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

2). Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников. Избегать директивных приемов.

3) Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

4). Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

5). Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

6). Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

7). Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

8). Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

 

При организации исследовательской работы мы (педагоги) должны помочь учащемуся:

· в выборе темы исследования, обосновании необходимости данной работы, формулировке цели, выдвижении гипотез и постановке конкретных задач;

· в выборе объекта экологического исследований, в приемах и методах работы;

· в отработке и разработке методик исследований, отборе и подготовке необходимого оборудования, приборов, реактивов;

· в составлении плана и последовательности работ, включая планирование эксперимента;

· в организации дневника наблюдений, регистрации хода выполнения работ;

· в обработке собранного и полученного материала, формулировании выводов, рекомендаций, написании отчета.

В ходе выполнения исследовательской работы учитель должен стремиться развивать у учащихся понимание уникальной ценности природной среды, формировать экологическую ответственность, которая тесно связана с таким качеством личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

 

С какого возраста можно заниматься научной работой?

 

Я считаю, что можно выделить следующие этапы учебно-исследовательской деятельности:

· 5-8 классы – подготовительный этап;

· 9-11 классы – этап непосредственной учебно-исследовательской деятельности.

Очевидно, что исследователь должен уметь:

· находить объект и предмет исследования;

· выдвигать цели исследования и гипотезу;

· моделировать план эксперимента;

· проводить эксперимент;

· определять границы применения экспериментальных данных;

· анализировать полученные результаты.

Утопично было бы стремиться сформировать перечисленные компетенции без опоры на другие умения и качества. Нужно разработать такую систему организации образовательного процесса, при которой специальные исследовательские умения взращиваются на основе, а в старшем звене параллельно, с умениями организационно-практическими, интеллектуальными и коммуникативными.

На первом этапе, до начала занятий целенаправленной исследовательской деятельностью, нужно научить школьников:

· планировать свою работу;

· распределять свое время;

· выделять существенное;

· самостоятельно работать с учебной и справочной литературой;

· находить источники информации;

· анализировать учебные проблемы и задачи;

· пользоваться алгоритмом действий;

· строить систему доказательств;

· сравнивать;

· составлять и читать схемы, графики, таблицы;

· пользоваться компьютером и т.д.

Формирование перечисленных умений обеспечивается деятельным подходом к обучению, реализацией принципа активности ребенка, использованием проблемного, эвристического и исследовательского методов.

На данном этапе я учу учащихся составлять план, конспект, тезисы; знакомлю с такими видами исследовательской работы как реферат, доклад, сообщение на тему и т.д. Также мы с детьми отрабатываем методику публичного выступления, учимся задавать и отвечать на вопросы. В рамках «Двухмесячника по экологии» и «Предметной недели по биологии и химии» проходят выступления юных учащихся, где представляются наиболее удачные работы.

На втором этапе учащиеся 9-11 классов занимаются учебными и научными исследованиями как специально организованным видом познавательной деятельности. Выбор тематики работы зависит от уровня подготовки учащегося и его интересов.

При организации и проведении учебно-исследовательской деятельности учащихся мною ставятся следующие задачи:

· усвоение школьниками основ методики экспериментальных и теоретических научных исследований;

· приобщение учащихся к коллективному творческому труду;

· развитие умения работать систематически, рационально и эффективно;

· формирование основных библиографических навыков работы по поиску теоретических источников;

· формирование умений анализа научной информации, навыков работы с периодическими научными изданиями, реферативными журналами, информационными базами данных, словарями и справочниками;

· присвоение ученикам знаний о некоторых методах исследования;

· формирование основных навыков публичных выступлений, рецензирования и оппонирования статей и докладов;

· формирование навыков оформления письменных учебно-исследовательских работ в соответствии с существующими требованиями и стандартами;

· развитие умения работать с некоторыми редакторами на компьютере и техническими средствами, сопровождающими публичные выступления.

 



2020-02-04 308 Обсуждений (0)
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)