Критерии выбора учебных проблем.
1. Проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы учащихся. 2. Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения. 3. Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы. 4. Выбранная проблематика допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения. 5. Учет предшествующей подготовки и опыта школьников. 6. Выбранная проблематика является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся. 7. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса. 8. Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена. Пример темы: "Обеззараживание питьевой воды с. Тогур". На этом этапе НИР мы с учащимися устанавливаем и объект исследования. Под объектом понимают реальные, социальные, педагогические, психологические процессы, явления и т.д., которые содержат противоречия, порождают проблемную ситуацию. Объект может быть изучен под разными углами зрения (может быть выделена определенная сторона, свойства, характеристика).
Необходимо сформулировать цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. С этим часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как, например, в футболе нельзя играть руками). Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле - изучение кислотности воды в водных объектах Колпашевского района). Формулирование цели исследования - ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Как правило, начинается с глагола: выяснить, выявить, сформулировать, обосновать, определить, построить, создать и т.п. В формулировке целей четко очерчены границы исследования. Пример цели исследования: "Изучить влияние хлорированной питьевой воды на здоровье человека". Определение задач исследования
Достижение цели требует действий – каких именно, описывают задачи работы. Задачи и цели - не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. В идеальном варианте учащийся определяет их самостоятельно. Это важно, так как ему приходится одновременно планировать свою деятельность на время исследования. В этом случае ребенок безусловно понимает, зачем он производит те или иные действия, что позволяет надеяться на ответственное и осознанное отношение к работе. Естественно, в большинстве случаев без помощи старшего не обходится, но (как и при выборе темы работы) эта помощь должна сводиться к тому, что руководитель подводит учащегося к определению формулировок, но не навязывает их. Например, для вышеназванной цели:
Формулирование исходных гипотез. Планирование научно-исследовательской работы.
Выбор методов исследований.
Все вопросы анкет можно классифицировать: Остановимся на форме вопросов. Закрытым вопрос называется в случае, если на него в анкете приводится полный набор ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает ответ, который совпадает с его мнением. Открытый вопрос не содержит подсказок и не "навязывает" вариант ответа, дает возможность выразить свое мнение. С его помощью можно собрать более богатую по содержанию информацию. Выбор формы вопросов обусловлен познавательной задачей (зависит от содержания информации, которую надо получить) и знанием / незнанием всех возможных вариантов ответов. Прямые вопросы требуют критичного отношения к себе, окружающим, оценки негативных явлений действительности. Косвенные вопросы предлагают воображаемую ситуацию, не требуют оценки. Отвечая на них, респондент опирается на собственный опыт, но в обезличенной форме. Композиция анкет может быть следующая: Пример анкеты: "В течение 30 минут ответьте на следующие вопросы: 1. Считаете ли вы, что наш город (район) замусорены? 2. Влияет ли замусоривание на красоту нашего города (района)? 3. Как, по-вашему, дорого ли обходится очистка города (района) от мусора? 4. Как вы считаете, какие места нашего города (района) больше всего замусорены: а) улицы; б) дворы жилых домов; в) торговые центры; г) школьные территории; д) зоны отдых горожан; е) иные места? (если возможно, укажите, какие именно.)___________ И т.д. Цель этого исследования изучить мнение жителей города о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии города, связанном с его замусориванием. Или еще один пример:
2. Метод наблюдений
Виды эксперимента: - по характеру: полевой (объект находится в естественных условиях своего функционирования) и лабораторный (экспериментальная ситуация формируется искусственно);
Работа с литературой основывается на сравнении материала обрабатываемого школьником с опубликованным учёными для определения культурной принадлежности, датировки, аналогии и т.п. Либо на критике или подтверждении опубликованного, но это встречается гораздо реже. Во-первых, уровень школьных исследований значительно ниже. Во-вторых, стереотип безусловного доверия печатному слову или авторитету имени учёного нередко парализует логику школьника. В таких случаях учителю необходимо уметь объяснить школьнику, что у него получились такие же результаты как и в книге не только потому, что он прав, но и область его исследований была смежной с опубликованной и его работа дополнительно подтверждает итоги учёных. Или, у него другой результат и это не означает, что школьник не прав. Опубликованные результаты получены на другом материале или в другой местности или данные по обобщены лишь по одному параметру, а у школьника рассмотрено много параметров, что является более надёжным т.д. Данная работа завершается осознанием школьником того, что он не просто что-то нашёл, а внёс определённый, пусть даже маленький, но зато собственный интеллектуальный вклад в науку. Для работы с литературой в библиотеке необходимо знать виды каталогов, отделы публицистики и правила пользования ими. Алфавитный каталог АК: каталожные карточки располагаются в алфавитном порядке имен и фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати. АК позволяет найти все произведения одного автора, имеющиеся в библиотеке, различные издания одного и того же произведения. На оборотной стороне карточки для центрального АК указывают, в каком структурном подразделении, библиотеке-филиале имеется данное издание. Системный каталог СК: каталожные карточки расположены по отраслям знаний. В СК представлены по возможности только последние или лучшие издания каждого произведения. Особенность СК - наличие аналитического материала из сборников, альманахов и т.д. Алфавитно-предметный указатель АПУ является путеводителем по СК, системной картотеке газетных и журнальных статей, краеведческой картотеке. Связь между АПУ и СК осуществляется с помощью классификационных индексов. В АПУ включены рубрики, отражающие содержание фонда научно-популярной литературы. Картотеки: в них содержание литературы получает более детальное раскрытие. Содержание периодических изданий отражается в картотеке журнальных и газетных статей, организуемых в СК. Картотеки персоналий концентрируют все произведения известных ученых, писателей, общественных деятелей и литературу о них. Тематические картотеки содержат подборку из литературы по наиболее актуальным вопросам. Фактографические картотеки отражают данные из литературы и других источников, необходимых для читателей. Такие картотеки могут содержать формулы химических соединений, сведения о параметрах различных материалов и т.п.
Результаты исследований. Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |