Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика психических переживаний школьников в учебной деятельности



2020-02-04 153 Обсуждений (0)
Динамика психических переживаний школьников в учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Безусловно, имеются серьезные различия в психическом облике школьника первого и четвертого класса. При наличии различий между ними можно с достаточной отчетливостью увидеть то, что в целом является характерным для эмоциональной жизни ребенка.

Для ребенка-первоклассника возникают новые, очень значимые социальные связи: прежде всего с учителем, а затем с коллективом класса. Появление новых требований к его поведению в классе, во время перемен, появление требований к его учебной деятельности - учиться, выполнять задания вместе со всем классом, готовить дома уроки, быть внимательным к объяснению педагога и ответам товарищей, меняет его самочувствие и становится мощным фактором, влияющим на его переживания.

Эти новые обязанности - хорошее выполнение, плохое выполнение, невыполнение заданий учителя, влекущие за собой соответствующую оценку учителя, коллектива класса, а также оценку домашних, - вызывает ряд переживаний:

удовлетворение, радость от похвалы, от сознания, что у него все получилось хорошо и переживания огорчения, недовольства собой, переживание своей неполноценности по сравнению с успешно работающими товарищами. Неудачи, возникшие от плохого выполнения своих обязанностей могут порождать чувство раздражения к окружающим, которые предъявляют к нему требования, чувства зависти и недоброжелательности к товарищам, которые заслужили похвалу, могут порождать желание досадить учителю или классу. Однако обычно, если такие неудачи не носят длительный характер и ребенок не чуждается коллектива, они приводят к острому желанию занять в классе и дома достойное место, и мотивируют его стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.

В таком случае всякое продвижение в ходе выполнения учебных заданий становится основой острых переживаний, волнения, неуверенности в себе, чувства радости при наметившимся успехе, беспокойство от того, что дальше ничего не получится, удовлетворение и успокоение, что все-таки удалось выполнить задание.

Если же процесс учения и неудачи, возникающие от плохого выполнения обязанностей, не вызывает особых переживаний у ребенка, то учитель должен как можно быстрее выяснить причину подобного отношения к учению.

Безразличное отношение к учению может быть вызвано временными обстоятельствами тяжелыми раздорами в семье, которые его травмируют и т.д. и т.п. Но оно может быть вызвано более устойчивыми обстоятельствами.

Так, постоянные неудачи в учебе, ставшие привычным осуждение взрослых, примирение с фактом, что «все равно ничего не получится», - все это создает, как защитную реакцию от ожидаемых неприятностей, неудач в учебе, безразличие к оценкам. Однако это безразличие в значительной мере кажущееся: оно может быть легко поколеблено успехом при выполнении работы, неожиданной похвалой и хорошей оценкой, рождающей острое желание вновь и вновь ее иметь.

Так, постоянные неудачи в учебе, ставшие привычным осуждение взрослых, примирение с фактом, что «все равно ничего не получится», - все это создает, как защитную реакцию от ожидаемых неприятностей, неудач в учебе, безразличие к оценкам. Однако это безразличие в значительной мере кажущееся: оно может быть легко поколеблено успехом при выполнении работы, неожиданной похвалой и хорошей оценкой, рождающей острое желание вновь и вновь ее иметь.

У школьника, особенно начальных классов, в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные задевающие его явления.

Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит.

Так на протяжении школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка.

Развитие выразительности у школьника идет рука об руку с ростом понимания им чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональным состоянием сверстников и взрослых. Однако на уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.

Живость непосредственного проявления чувств школьником - социальных и асоциальных является для учителя не только признаком, характеризующим эмоциональную сферу ученика, но и симптомам, говорящим о том, какие качества эмоциональной сферы учащегося надо развивать, а какие - искоренять.

Однако нельзя при этом забывать, что диапазон эмоциональной восприимчивости и сферы сопереживания ребенка этого возраста ограничен. Ряд эмоциональных состояний и переживаний людей ему неинтересен, недоступен не только для сопереживания, но и для понимания.

Интересный материал дают эксперименты, выясняющие степень понимания детьми разного возраста достаточно отчетливо выраженной эмоции того или иного характера, изображенной на фотографии. Если выражение смеха правильно улавливается детьми уже в 3-4 года, то удивление и презрение не улавливаются правильно детьми и в 5-6 лет. Как показали исследования Гейтса, дети в семь лет правильно квалифицируют гнев, а в 9-10 лет - страх и ужас. Но надо заметить, что все это касается преимущественно «принятых» форм выражения эмоции.

Характерной особенностью детей школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного, эмоционального отношения к учебе.

В этом периоде развития интенсивно формируются моральные чувства: чувство товарищества, ответственность за класс, сочувствие горю окружающих, негодования при несправедливости и т.д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатление от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова учителя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.

 



2020-02-04 153 Обсуждений (0)
Динамика психических переживаний школьников в учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика психических переживаний школьников в учебной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)