Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. Описание эксперимента



2020-02-04 145 Обсуждений (0)
Глава 5. Описание эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Приступая к экспериментальному изучению динамических особенностей эмоциональных реакций школьника в учебной деятельности, мы выдвинули следующую гипотезу: особенности взаимоотношений с учителем влияют на специфику эмоциональных реакций школьника в учебной деятельности.

В нашем исследовании мы применили наиболее распространенные методики. В основном, это метод беседы и (частично) метод наблюдения.

Цель нашего исследования - найти взаимосвязь между отношениями школьников с учителем и эмоциональными реакциями и подготовке. При подготовке к исследованию мы подобрали ситуацию для беседы с детьми следующего содержания:

. ситуация - «Скоро праздник. В классе будет концерт. Ребята украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, учитель даст тебе роль ведущего?»

. ситуация - «Представь себе: учитель входит в класс и держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, отдал бы он ее тебе или кому-нибудь другому?»

. ситуация - «Начинается урок, а дети оставили на столе разбросанные тетради и книги. Учитель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя бы за это учитель рассердился?»

Затем идет проведение исследования. Ситуации предлагаются детям. Беседу с детьми проводить индивидуально.

Обработка данных. Ответы детей фиксируются.

И, исходя из обработки данных, мы пришли к выводу, что школьников можно разделить на 3 группы по характеру эмоциональной направленности на воспитателя (учителя).


Характеристика групп.

группа - эмоционально восприимчивые дети. Это группа, которая дала утвердительный ответ. Самая большая. Их характеризует ярко выраженная положительная направленность на педагога, уверенность в любви педагога. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к изменениям в его поведении. Тон учителя, жест, поза служат источником возникновения эмоциональных переживаний.

группа - эмоционально невосприимчивые дети. Это те, которые ответили отрицательно. Для них и характерна отрицательная установка на педагогические воздействия учителя. Эти школьники часто нарушают дисциплину и порядок, не соблюдают установленных норм. Усвоив по отношению к себе порицающие отношения, дети отвечают на него негативизмом и равнодушием.

Удовольствия от общения с учителем они не испытывают и не ожидают.

группа - дети с безразличным отношением к учителю и его требованиям. Они не проявляют активности и инициативы в общении с учителем, играют пассивную роль в жизни класса. По их внешним проявлениям трудно определить характер переживаний. Когда учитель их хвалит они не выражают радости, так же как и при осуждении - огорчения или смущения. Это свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения своих эмоций. Таким образом, исходя из этой беседы и обработки данных можно сказать, что класс разделился на:

группу, с доверием относящихся к учителю, а значит со стабильной эмоциональной жизнью. Такие дети быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе;

группу, с недоверием относящихся к педагогу, а значит с нестабильной эмоциональной жизнью. Такие дети долго не могут сблизиться с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в стороне или наоборот мешают играть другим детям.

Но нам кажется, что разделения на группы во многом зависит и от личности самого учителя, ведь очень часто нам приходится сталкиваться с крикливым раздражительным, не желающим себя сдерживать учителем. Такой педагог оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них эмоционально отрицательные переживания, состояние тревожного, ожидания, неуверенности, чувство страха и незащищенности. У такого педагога дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношении с друг другом. Следовательно, здесь ученики жалуются на головную боль, плохое самочувствие, усталость. И тут у ученика и возникает ответное чувство антипатии, страх и часто приводит к развитию невроза.

Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, внимание, память.

Разные дети требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального, дифференцированного подхода.

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего и им уделять особое внимание. С этими учениками важно не запоздать и не упустить время для педагогической коррекции, не надеяться на чудо, т.к. трудности не пройдут сами собой. Задача учителя, по словам известного гигиениста М.С. Громбаха в том, чтобы сделать «трудное - привычным, привычное - легким, легкое - приятным» и тогда учеба в школе будет доставлять детям радость».


Заключение

переживание школьник обучение

Знать особенности эмоциональных реакций школьников надо для того, чтобы с самого начала общения правильно формировать их эмоциональный мир. Для этого надо решить следующие задачи:

в результате учебной деятельности в целом школьник должен научиться эмоционально правильно реагировать на те воздействия, которые он испытывает в школе во время учебной, воспитательной работы.

важно, чтобы у школьника в процессе воспитания образовалась хорошая эмоциональная отзывчивость на существенные и важные явления нашей жизни. На положительные явления должен быть один эмоциональный отклик, на отрицательные - другой, но именно живой отклик, а не равнодушие и безразличие.

важно, чтобы у учащихся развивалось правильное соотношение различных чувств и эмоций, чтобы они вырастали с гармонично развивающейся системой эмоциональных откликов. В этом отношении большую роль играет правильное совместное воздействие школы и семьи, умение построить единую систему влиянии на ребенка.

И, наконец, когда речь идет о полноценном нравственном развитии личности, очень важно добиться, чтобы школьник стал человеком, обладающим эмоциональной зрелостью, эмоциональной культурой. Эмоциональная культура предполагает многое. Прежде всего, это отзывчивость на достаточно широкий круг объектов. Эмоциональную культуру человека характеризует: способность ценить и уважать чувства другого человека, отнестись к ним с вниманием, а также способность к сопереживанию чувствам других людей.


Библиография

 

1. БожовичЛ.И. Отношенияшкольника к изучению как психологическая проблема//Вопросы психологии школьника. - М., 1981.

. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве М., 1990.

. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1994.

. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? Изд.» Просвещение», М., 1991.

. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. M., 1996.

. Вопрос психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1991.

. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1996.

. Запорожец А.В., Ниверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, 1974 № 6.

. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1985.

.Люблинская А.А. Детская психология. М., 1991.

.Никифоров А. С.Эмоции в нашей жизни. М., 1998.

. Петровский В. А.К пониманию личности в психологии//Вопросы психологии. 1981, № 2.

. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1983.

. Очерки психологии детей / Под ред. Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М., 1960.

. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Изд. «Прогресс» М., 1999.

. Симонов Л.В. Что такое эмоция. М., 1996.

. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

. Шингарев Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1998.

. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1995.

. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1996.

. Якобсон П.М. Психология. М., 1997.



2020-02-04 145 Обсуждений (0)
Глава 5. Описание эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. Описание эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)